Сказочность и реальность Индии
план-конспект занятия по географии (11 класс) по теме
План-конспект
Тема урока: Сказочность и реальность Индии.
1. Ф. И. О. Горбунова Н. В.
2. Место работы МОУ СОШ им. А. С. Попова
3. Должность – учитель
4. Предмет – география
5. Класс - 11
6. Тема и номер урока в теме «Зарубежная Азия» 4 урок
7. Учебник В. П. Максаковский.География.10 класс. Просвещение. 2009.
Цель урока:
продолжить формирование представлений и знаний об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiya.docx | 41.87 КБ |
otzyv.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Тема урока: Сказочность и реальность Индии.
- Ф. И. О. Горбунова Н. В.
- Место работы МОУ СОШ им. А. С. Попова
- Должность – учитель
- Предмет – география
- Класс - 11
- Тема и номер урока в теме «Зарубежная Азия» 4 урок
- Учебник В. П. Максаковский.География.10 класс. Просвещение. 2009.
Цель урока:
продолжить формирование представлений и знаний об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира
Задачи урока:
Обучающие:
сформировать представление о факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности Индии; рассмотреть уровень развития Индии.
Развивающие:
продолжить формирование умения работать с различными источниками информации,
развивать познавательный интерес,
развивать практические навыки работы с дополнительными источниками информации,
развивать умение правильно задать вопрос и грамотно ответить на него.
Воспитательные:
воспитывать терпимое отношение к людям других национальностей и религий;
чувство патриотизма.
Учебно-наглядный комплекс: карты мира – физическая, политическая; атласы 10 класс, учебник географии 10 класс, презентация детей.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа учащихся; групповая работа; творческое задание; работа с картой и учебником, сообщения учащихся об Индии; составление отчета.
Методы: игровой, иллюстративно-словесный, картографический.
Термины и понятия: общегосударственный язык – хинди и английский, муссонный климат, госсектор, два сезона года – сухой и влажный, сари, «зелёная» и «белая» революции.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: игровая, исследовательская.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Новая тема:
Слова учителя – Послушайте отрывок об известной всем стране: « В джунглях… времена года переходят одно в другое почти незаметно. Всего удивительнее в джунглях весна, потому что ей не приходится покрывать голое, чистое поле новой травой и цветами, ей надо пробиться сквозь перезимовавшую, еще зеленую листву.
Наступает день, когда все в джунглях блекнет и самые запахи, которыми напитан тяжелый воздух, словно стареют и выдыхаются.
После выпадает иной раз небольшой дождик, и все деревья, кусты, бамбук, мох и сочные листья растений, проснувшись, пускаются в рост с шумом.
Прежде Маугли всегда радовался смене времен года».
Еще один литературный герой охарактеризовал эту страну так: «… лежит на самом краю земного диска…»
- О какой стране рассказывается в этом отрывке? -ИНДИЯ.
Это сказочная страна нам знакома из раннего детства по произведениям Редьярда Киплинга.
Почти в течение двух веков она была колонией Англии. Добилась независимости в 1947г., а в 1950г. была провозглашена республикой.
Россияне познакомились с Индией из описания путешествия Афанасия Никитина в 1466-1472г. «Хождение за три моря». И сейчас Индия привлекает наше внимание. У нас сегодня необычный урок. На нашей пресс- конференции присутствуют:
- Премьер – министр Индии
- министр промышленности
- министр сельского хозяйства
- министр культуры
- министр иностранных дней
Они дадут краткую характеристику страны:
Премьер- министр представит визитную карточку страны
Министр промышленности – промышленность и ресурсы
Министр сельского хозяйства – природные условия и специализацию с/х
Министр культуры – о населении, обычаях, культуре и религии
Министр иностранных дел – об отношениях Индии с другими странами. В том числе с Россией.
На каждое выступление отводится 4 минуты.
В зале присутствуют журналисты, корреспонденты различных издательств и агенств, которые в конце урока должны будут сдать отчет и задать как можно больше вопросов.
В конце урока оцениваться будут выступления, презентации, задаваемее вопросы( содержательность, актуальность, грамотность), отчет.
Так же у нас работает пресс- центр ( 3 ученика), который заполняет карточку учета в таблице и в конце подведет итоги.
Карточка учета для кабинета министров ( по 5- ти бальной системе)
выступление | содержание | представление | оформление | Умение ответить на вопрос |
Премьер - министр | ||||
Министр промышленности | ||||
Министр сельского хозяйства | ||||
Министр культуры | ||||
Министр иностранных дел |
Карточка учета для журналистов( по 5-ти бальной системе)
вопросы | Содержание вопроса | актуальность | Умение задать вопрос | отчет |
Примерное содержание выступлений
1. Премьер- министр- Дает характеристику ГП Индии по плану, используя карты в атласе. Государственные символы страны и государственный строй. История развития. План характеристики ГП страны
1.Положение по отношению к соседним странам.
2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
4.Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
1.Руководитель делегации
Республика Индия – государство в Южной Азии. Включает в себя Лаккадивские, Адаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована. Площадь 3.3 млн. км\кв. ( 7-е место в мире). Полуостров выдается в Индийский океан и занимает положение на полпути из стран ближнего Востока на Дальний Восток.
По численности населения Индия занимает 2 место в мире (после Китая). В 2003 году численность населения составляла 1 млрд. 50 млн. человек.
Столица Индии – Дели (герб, флаг). Тип государственного устройства – федеративная республика. Глава государства – президент, избирается на 5-ти летний срок. Законодательный орган - двухпалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Индия делится на 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.
2.Министр промышленности –о богатстве природных ресурсов, специализации промышленности, центры промышленности. Индии удалось достигнуть относительно высокого уровня экономического развития всего за несколько десятилетий. В чём особенности развития экономики Индии?
Модель экономики Индии
Значительное влияние Ориентация Избыток дешевой
Государства на экономику предприятий рабочей силы,
страны на низкой квалификации
собственное
сырьё
на долю государства 2\3 бедняков проживает
приходится 95% в Индии
добычи угля, 100%
нефти, 75% стали,
меди; железные
дороги, авиационный
транспорт –
государственные.
Большинство предприятий тяжёлой промышленности Индии после обретения независимости было национализировано или создавалось самим государством.
Современная Индия теперь производит не только станки, телевизоры, тепловозы, автомобили, тракторы, электронику, оборудование для АЭС и космических исследований.
Частный сектор преобладает в машиностроении, сельском хозяйстве, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле.
Индия делает ставку на неквалифицированную рабочую силу, но идёт развитие образования.
3.Министр с/х – о природных условиях и отраслях с/х
Муссонный климат
В Индии два сезона: дождливое лето и сухая зима. Летом высевают влаголюбивые культуры: рис, хлопок, сахарный тростник и джут. А зима – время сева культур, менее зависимых от наличия влаги: пшеницы и ячменя. Природа позаботилась о том, чтобы растения в Индии могли расти круглый год
В 1960-х годах страна пережила «зелёную революцию»: благодаря распространению гибридных сортов пшеницы, риса и других культур были решены не только проблемы обеспечения продовольствием своего населения, но и экспорта зерна.
В 1970-1980г. г. Индия пережила «белую революцию», результатом которой стало самообеспечение молочными продуктами.
В Индии многочисленное поголовье крупного рогатого скота, коз, овец, свиней. Выращиваются кофе, пряности, арахис, и конечно же, чай.
4. Министр культуры – о населении, столице, памятниках Всемирного культурного наследия. Государственные языки – хинди и английский
Индия – многонациональная страна. Здесь проживают хиндустанцы, телугу, марахти, бенгальцы и др. Общегосударственные языки хинди и английский, а тибетские языки распространены в северо-восточной Индии.
Религиозный состав : индуисты составляют 80% населения, мусульмане – 14%, христиане – 2,4%, сикхи -2%, буддисты - 0,7%. К труду в Индии приучают с детства. Терпимость, уважение к богатству, свойственное индуизму и буддизму, оберегают страну от социальных конфликтов.
Большая часть населения Индии живет в деревне (74%) и только 26% живут в городе. Крупные города Индии – Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта.
Индия является одной из самых густонаселенных стран. Средняя плотность населения к началу ХХ1 века составляла 320 чел. 1 км\кв.
Сообщение о кастах:
. Все общество разделено на группы (касты): к первой относятся жрецы, вторую составляют воины, правители, знать, к третьей принадлежат земледельцы, торговцы, скотоводы, к четвертой – слуги, ремесленники. Таким образом, принадлежность к той или иной касте определяется положением человека в обществе и неизменна от его рождения до смерти. Для каждой касты существуют свои правила поведения, нарушение которых ранее строго каралось. Деление на касты является довольно жестоким, но оно было естественным способом ограничения воздействия на природу, ведь владеть землей и обрабатывать ее мог не каждый житель этой перенаселенной страны. В настоящее время барьеры между кастами постепенно стираются.
Я, представитель турфирмы «Экзотика» и приглашаю вас в путешествие к берегам полуострова Индостан, где находится удивительная страна Индия. Каждый из вас с ней знаком по истории о Маугли, человеке, выращенной волчьей стаей.
В нашей стране множество достопримечательностей. О некоторых из них подробно рассказывается в серии «Наследие человечества».
Природа и погода в Индии такие же интересные, как и сама Индия. Здесь царит муссонный климат. Национальным животным Индии выбран тигр, птицей – павлин, цветком – лотос, а фруктом – манго. Еще она может похвастаться большим индийским слоном, который давно уже стал домашним животным. А еще большим индийским носорогом, который в отличии от слона, чаще бывает агрессивным и злым. Обезьяны там тоже есть. Ну и, конечно же, змеи. Королевская кобра достигает в длину более 5 метров, и от ее укуса может погибнуть любой слон, что уж говорить о людях. Однако чаще встречаются кобры индийские, они гораздо меньше. Путешественники писали: «Индия – это страна, где по улицам ползают змеи». Индийские смельчаки подумали, как бы с ними подружиться и научились укрощать змей, эти люди называются заклинателями змей. Но самыми лучшими охотниками на кобр являются пушистые зверьки мангусты. Про их подвиги писал английский писатель Редьяр Киплинг.
Что касается товаров, то Индия славится тканями и лекарствами. Кроме всего этого, индийцы умело разводят полезные растения: чай, пряности, рис и др. В основном это все поставляется с берегов большой реки Ганг или острова Цейлон (Шри-Ланка).
Самыми крупными городами Индии являются Дели и три порта – Калькутта, Бомбей, Мадрас.
Все индейцы считают хорошей приметой прикоснуться к белому человеку, а если у него светлые волосы, то вдвойне. Так что попав в Индию не удивляйтесь если все прохожие будут пожимать вам руки и хлопать по плечам. Главное не показывайте на них пальцем, они очень обижаются.
Интересной особенностью Индии является национальная женская одежда – сари, надевать которую – настоящее искусство. Способов очень много, один из них я вам покажу, берете сари, заправляете один конец в нижнюю юбку, второй оборачиваете вокруг спины, потом внутренний конец оборачивается вокруг талии. Костюм готов.
Сари
Урбанизация
По числу специалистов с высшим образованием Индия заняла одно из ведущих мест в мире. Страна на 3 месте - по количеству профессиональных программистов.
Проблемы:
1. Неграмотность населения – 35% .
2. Безработица.
3. Низкий уровень жизни и санитарных условий.
4. Занимает 1м в мире по числу ВИЧ-инфицированных.
- Министр иностранных дел – о внешней политики Индии, движении неприсоединения.
ІІІ. Закрепление материала.
Рефлексия. Мне понравился урок, потому что…
Мне не понравился урок, потому что…
4. Домашнее задание: тема № 7, § 4, подготовиться к тестированию
В заключении, я хочу угостить вас индийским сувениром – чаем.
Предварительный просмотр:
Игра, цель которой - выяснить истину
Учеников 11-ых классов очень интересует политическая, экономическая и культурная жизнь Индии. Поэтому на уроке географии был проведен необычный урок в форме пресс - конференции.
На нём присутствовал «Кабинет министров» Индии, а также корреспонденты, журналисты, фотокорреспонденты различных международных издательств. Не смотря на блестящую подготовку «министров», некоторые вопросы корреспондентов ставили их в затруднительное положение. В итоге пресс - конференции учащиеся 11-ых классов получили достоверные и развёрнутые представления об удивительной и загадочной стране Индии.
Большое спасибо преподавателю Горбуновой Н. В. за оригинальную и, как всегда, интересную форму проведения урока.
Котлярова Ира 11 «В»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт кафедр точных наук «МИФ или реальность» (КВН)
Сценарий КВНа для учителей в рамках декады «МИФ или реальность»...
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...
Холокост.Прошлое или реальность
сравнительная характеристика Осетии 2008и Холокоста...
Индия - сказочная страна.
Презентация о достопримечательностях Индии....
Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»
Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...
Ассамблея сказочных героев "Права ребёнка и сказочные герои"
Занятие проводится в форме игры двух команд,которые соревнуясь выполняют различные задания по правам ребёнка участвуют сказочные герои .Они на примере нарушений прав помогают п...
Проект "Наши сказки"Руководитель сказочного проекта: БРАЖНИК В.М. и родители сказочников и художников из старшей группы №4. Сказочная верстка: БРАЖНИК В.М. Тираж: 10 экз. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «БРАЖНИК И Ко» МОСКВА 2012 Сказка про хомячка Борьку Кат
Руководитель сказочного проекта: БРАЖНИК В.М.и родители сказочников и художников из старшей группы №4. Сказочная верстка: БРАЖНИК В.М. Тираж: 10 экз. ИЗДАТ...