Изучение Индии в профильном и непрофильных классах старшей школы
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Два конспекта показывают возможности проведения урока по теме "Индия" в традиционной форме (1 час) и в форме семинара-соревнования (2 часа).. Во втором случае оценки получает весь класс, но в начале урока необходимо объяснить критерии оценивания команд. Например, для получения отличной оценки команда должна набрать не менее 75% от возможных баллов, хорошей - не менее 60%. Соревнования нравятся ученикам еще и потому, что на таких уроках нет проигравших.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар по теме "Индия" | 57 КБ |
Урок по теме "Индия" в традиционной форме | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Командное соревнование «Мы открываем Индию»
Цель урока: соревнование между двумя команду с целью выявления более сильной
Задачи: закрепление знаний по данной теме, выработка умения работать в группе.
Оборудование: - настенная карта «Индия»,
- настенный плакат «Индия»
Ученики к уроку должны ознакомиться с темой «Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира» в учебнике, изучить карты атласа. Ответить на вопросы:
- Индия на политической карте мира (территория, границы, положение, государственный строй).
- Значительные даты в жизни индийского народа.
- Районы и города Индии.
- Характерные черты размещения населения и хозяйства.
- Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы. «Коридоры роста».
- Экономические и социальные проблемы
- Отношения Индии и России
Ход занятия
Первый тур «Викторина»
Правильный ответ каждого члена команды оценивается в 0,25 балла. Учитель зачитывает тесты, а ученики поднимают карточки с ответами (А, Б, В, Г).
- Индия не имеет общих границ с
А) Пакистаном Б) Ираном В) Бутаном Г) Мьянмой
- Наиболее протяженную границу с Индией имеет
А) Китай Б) Афганистан В) Индонезия Г) Непал
- Какая страна до марта 1971 г. называлась Восточным Пакистаном?
А) Индия Б) Пакистан В) Афганистан Г) Бангладеш
- Какое количество штатов включает в себя территория Индии?
А) 20 Б) 25 В) 28 Г) 40
- Какие из островов Индийского океана входят в состав республики Индия?
А) Никобарские Б) Андаманские В) Шри-Ланка Г) Мальдивские
6. Какие из стран по уровню своего экономического развития можно поставить в одну группу с Индией:
А) Пакистан и Иран Б) ЮАР и Аргентину
В) Бразилию и Мексику Г) Великобританию и Австралию
Второй тур «Детективный» - правильный полныйответ 2 балла
Встреча в ресторане
Воскресный вечер Раф с женой решили провести в небольшом итальянском ресторанчике «Кьянти». Он находился недалеко от их дома, в конце квартала. Они решили пройтись пешком. Стоял слегка прохладный январский вечер. На небе ярко блестело созвездие Ориона. У входа в ресторан они столкнулись с Лео Грасси. Лео был старым школьным приятелем Рафа.
— Привет, Георг! — радостно закричал Лео. — Добрый вечер, Кэтти!
— Ты в ресторан? — осведомился Раф.
— А то куда же еще?
Они втроем заказали столик и сели в углу.
— Тебя давно не было видно, Лео. Ты опять проводил геологические изыскания где-нибудь за границей?
— Узнаю полицейского. Точно, Георг. На этот раз я был в Индии. Причем знаешь где? В Черрапунджи! Ну что? Завидуешь? Ты ведь еще в школе увлекался географией и знаешь, что это такое!
— И давно ты оттуда?
— Только вчера вернулся.
— Интересно, какое впечатление на тебя произвело самое влажное место нашей планеты?
— Если честно — отвратительное. Я там пробыл месяц и скажу тебе так — работать там невозможно! Дожди идут с утра до вечера. Ты знаешь, что такое дожди в Индии? Это тебе не Лос-Анджелес. Воды столько, что чувствуешь себя рыбой. Однажды даже смыло трейлер, где я жил. Я чуть не потонул...
— Ладно, Лео, кончай врать. Я-то знаю, что ничего этого не было.
— Ну Георг — ты полицейский! Почему ты никому не веришь? С чего ты взял, что я вру?
Что ответил Георг Раф?
Ответ Чтобы понять, почему Раф усомнился в правдивости Лео, надо помнить, что самое влажное место планеты, Черрапунджи, лежит в области субэкваториального климата. Для него характерно наличие сухого сезона, который приходится на зимние месяцы. А поскольку Лео Грасси был там именно зимой, то никакие дожди затопить его не могли.
Третий тур «Крестики-нолики»
На тканевой доске прикреплены пронумерованные карточки с вопросами, образующие поле для игры в «Крестики-нолики»
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Начинает отвечать та команда, которая за предыдущие туры набрала наибольшее количество очков. Отвечая на вопрос, команда закрывает клетку поля своим знаком («Х» или «0»). Если команда затрудняется с ответом, или отвечает неверно, то в клетке ставится знак команды-соперника. Если команда ставит три знака подряд, то игра считается законченной и победитель получает 3 очка (проигравший – 0). Если же не получилось забить целую диагональ, то выигрыш подсчитывается по очкам: один знак – одно очко.
ВОПРОСЫ:
1. Как известно, Индия славится своими драгоценными камнями, в том числе алмазами. Их существование в Индии натолкнула на мысль о поисках алмазов в другой части света. Какой? Почему?
Южная Африка. Кимберли.
2. Назовите центр штата Махараштра
Бомбей (Мумбаи)
3. В «Вишну-пуране» сказано так «Несчетно рождавшийся и умиравший, накопивший добродетелей без числа получает счастье родиться брахманом в Индии».
Кто такие брахманы? Какие еще касты вы знаете? Кто такой Пуруши?
Кастовая система похожа на сложнейшие плетения, где все связано со всем. Индус представляет себе эту сетку в образе космического человека Пуруши. Из его тела появились четыре изначальные касты из головы вышли люди знания, брахманы из рук вышли люди действия, кшатрии из чресел – ремесленники и торговцы, вайшьи из стоп – землепашцы-шудры.
- Что означает понятие «басти» в Индии и какие проблемы они вызывают
Басти – это трущобы в больших городах, где обитают миллионы бездомных.
5. Название города Бангалор (штат Карнатака) переводится как «вареные бобы», но жители считают, что ничего общего с вареными бобами город не имеет. Что является визитной карточкой современного Бангалора?
Компьютеры и информационные а также аэронавтика, электроника, машиностроение.
6. Назовите центр штата Западная Бенгалия, в колониальном прошлом – столицу Британской Индии. Калькутта?
7. В Индии можно увидеть людей с марлевой повязкой на лице, которые при ходьбе подметают перед собой. Объясните их внешний вид и поведение.
Их поведение объясняется желанием не повредить ни одному животному, даже самому мелкому и незначительному насекомому.
8. Опишите ТСХ Индии
Четыре главных центра (Дели, Бомбей (Мумбаи), Калькутта, Мадрас (Ченаи)) и «коридоры роста»
9. Без этого вида транспорта немыслимо повседневное существование более чем миллиардного населения страны – как сливок общества и представителей среднего класса, так и сотен миллионов, которые живут за чертой бедности. Это единственный вид транспорта, которым пользуются и те и другие. Эта транспортная сеть – вторая по протяженности в мире, и перевозит она больше 10 млн. пассажиров ежедневно. Железнодорожный
Четвертый тур: «Что значит быть индийцем»
Если в первые десятилетия индийской независимости главным лозунгом был «Будь индийцем – покупай индийское», то после начала реформ 1991 г. наибольшую актуальность приобрел другой лозунг – «Будь индийцем – экспортируй индийское».
Перед вами список отраслей хозяйства, развитых в Индии (Приложение 2). Ваша задача выделить отрасли специализации индийской экономики (т.е. продукция идет преимущественно на экспорт).
- Авиастроение
- Автомобилестроение
- Кожевенно-обувная
- Медеплавильная
- Нефтяная
- Производство игрушек
- Производство минеральных удобрений
- Производство программного обеспечения
- Радиоэлектроника
- Сталелитейная
- Табачная
- Текстильная
- Угольная
- Фармацевтическая
- Чайная
- Ювелирная
Пятый тур «Картографический» – полный ответ 3 балла
Ответьте на вопросы, предложенные на ваших картах
Ответы
I команда | II команда |
г. Бомбей (Мумбаи) минеральные ресурсы нефть, газ сельскохозяйственный район – сахарный тростник, пшеница, масличные и рис. | г. Дели (Нью-Дели) минеральные ресурсы железная руда сельскохозяйственный район – рис, просяные, масличные, табак |
Шестой тур «Культура Индии» - один правильный ответ – 1 балл
Основополагающий трактат «Наука танца», сочиненный между II веком до н.э. и II в н.э. регламентирует принципы и стили индийской хореографии до мельчайших подробностей и даже «расчленяет» их на отдельные «картинки». У каждой – свое название. Всякое настроение, связанную мысль или ощущение как на языке глухонемых, можно передать движениями.
Попробуйте угадать что означают элементы индийского танца, изображенные на ваших карточках и карточках другой команды?
Ответы № 1 Слоновий хобот, или Мои волосы вот такой длины».
№ 2 «Здорово!», «Превосходно!»
№ 3 «Забавно!», или «Удивительно!»
№ 4 Надменное «Я ухожу», или просто «Там!»
Приложение № 1
Встреча в ресторане
Воскресный вечер Раф с женой решили провести в небольшом итальянском ресторанчике «Кьянти». Он находился недалеко от их дома, в конце квартала. Они решили пройтись пешком. Стоял слегка прохладный январский вечер. На небе ярко блестело созвездие Ориона. У входа в ресторан они столкнулись с Лео Грасси. Лео был старым школьным приятелем Рафа.
— Привет, Георг! — радостно закричал Лео. — Добрый вечер, Кэтти!
— Ты в ресторан? — осведомился Раф.
— А то куда же еще?
Они втроем заказали столик и сели в углу.
— Тебя давно не было видно, Лео. Ты опять проводил геологические изыскания где-нибудь за границей?
— Узнаю полицейского. Точно, Георг. На этот раз я был в Индии. Причем знаешь где? В Черрапунджи! Ну что? Завидуешь? Ты ведь еще в школе увлекался географией и знаешь, что это такое!
— И давно ты оттуда?
— Только вчера вернулся.
— Интересно, какое впечатление на тебя произвело самое влажное место нашей планеты?
— Если честно — отвратительное. Я там пробыл месяц и скажу тебе так — работать там невозможно! Дожди идут с утра до вечера. Ты знаешь, что такое дожди в Индии? Это тебе не Лос-Анджелес. Воды столько, что чувствуешь себя рыбой. Однажды даже смыло трейлер, где я жил. Я чуть не потонул...
— Ладно, Лео, кончай врать. Я-то знаю, что ничего этого не было.
— Ну, Георг — ты полицейский! Почему ты никому не веришь? С чего ты взял, что я вру?
Что ответил Георг Раф?
Приложение № 2
Перед вами список отраслей хозяйства, развитых в Индии. Ваша задача выделить отрасли специализации индийской экономики (т.е. продукция идет преимущественно на экспорт).
- Авиастроение
- Автомобилестроение
- Кожевенно-обувная
- Медеплавильная
- Нефтяная
- Производство игрушек
- Производство минеральных удобрений
- Производство программного обеспечения
- Радиоэлектроника
- Сталелитейная
- Табачная
- Текстильная
- Угольная
- Фармацевтическая
- Чайная
- Ювелирная
Предварительный просмотр:
Урок «Индия»
Учебно-воспитательные цели:
- Изучить ЭГП, ПГП, населения и хозяйства Индии
- определить актуальные проблемы социально-экономического развития Индии
- Проработать географическую номенклатуру Индии
- Совершенствовать умение анализировать
- Способствовать развитию эмоциональной сферы личности учащихся, познавательного интереса к знаниям.
Оборудование: карта Индии, атлас, учебник, авторское методическое пособие (часть II)
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I Организационный момент – 1 минута
II Актуализация знаний – 2-3 минуты
- Ребята, как Вы думаете, почему в учебнике отводится отдельный параграф ни изучение этого государства?
(Возможные варианты ответов: государство-гигант по площади и по численности населения, «ключевая» страна развивающегося мира, входит в состав БРИКС - группу наиболее динамично развивающихся стран)
III Изучение нового материала – 25-30 минут
- Действительно, Индия в последние десятилетия добилась существенных успехов в экономике. Кроме того, в последние годы мы пытаемся активно сотрудничать по экономическим вопросам с этим государством, что, безусловно, делает эту страну достойной внимательного изучения.
Правда, есть одно «но». Эта страна – крупнейший конкурент Китая, важнейшего торгового партнера нашей страны. Это обстоятельство затрудняет полноценное экономическое сотрудничество между Россией и Индией.
ЭГП Индии
- Давайте рассмотрим ЭГП Индии, выявим его главные черты. Есть ли сходство с ЭГП Китая? Для этого необходимо со стр. 250 учебника проанализировать первые два абзаца пункта «Территория, границы, положение». Для более полного ответа можно воспользоваться атласом
Ответ:
- Выход в Индийский океан
- Сухопутная граница в 2,5 раза длиннее морской и большей частью проходит по труднодоступным горным массивам.
- За большие размеры и особенность этой территории Индию стали называть субконтинентом.
Сходство с ЭГП Китая – сухопутные границы протяженнее морских, но не играют существенной роли во внешнеэкономических связях из-за особенностей рельефа.
Один человек выходит к политической карте мира и показывает соседей Индии
Население Индии
Сегодня уже звучало то, что Индия – одна из крупнейших стран мира по численности населения. А что еще вы знаете о населении Индии?
Варранты ответов:
- Проводится активная демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости;
- Самая многонациональная страна;
- Многоконфессиональная страна;
- Прочитайте теист учебника на стр. 253 со слов «Размещение население» и найдите ответ на вопрос почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне?»
Общая характеристика хозяйства
Контрасты в размещении населения отражаются и на хозяйстве страны. Годы реформ в конце ХХ века вывели Индию по многим экономическим показателям на ведущие мировые позиции.
Если в первые десятилетия индийской независимости главным лозунгом был «Будь индийцем – покупай индийское», то после начала реформ 1991 г. наибольшую актуальность приобрел другой лозунг – «Будь индийцем – экспортируй индийское».
Перед вами список отраслей хозяйства, развитых в Индии. Ваша задача выделить отрасли специализации индийской экономики (т.е. продукция идет преимущественно на экспорт). Работа в группах
- Авиастроение
- Автомобилестроение
- Кожевенно-обувная
- Медеплавильная
- Нефтяная
- Производство игрушек
- Производство минеральных удобрений
- Производство программного обеспечения
- Радиоэлектроника
- Сталелитейная
- Табачная
- Текстильная
- Угольная
- Фармацевтическая
- Чайная
- Ювелирная
Изучите пункт 6 параграфа – «Географический рисунок хозяйства и расселения Индии: центры и коридоры развития». Схематически отобразите в тетради ТСХ Индии.
Один человек рисует схему на доске, показывает на карте основные «экономические столицы» Индии.
Дополнение учителя:
Если в первые десятилетия независимости в строительстве экономики страны активное участие принимали специалисты из СССР, делая упор на развитие тяжелой индустрии (главным образом, металлургии), то в настоящее время страна старается идти в ногу со временем, развивая новейшие отрасли: производство программного обеспечения, радиоэлектроника.
Ярчайшим примером является город Бангалор. Название города Бангалор (штат Карнатака) переводится как «вареные бобы», но жители считают, что ничего общего с вареными бобами город не имеет. Визитной карточкой современного Бангалора являются компьютеры и информационные технологии а также аэронавтика, электроника.
IV Закрепление материала – 1-2 минуты
На сегодняшнем уроке мы много говорили об успехах Индии. Почему же, несмотря на стабильно растущий ВВП страны, мы не может отнести это государство к числу развитых?
Ответ: В стране значительные внутренние контрасты, расслоение населения по уровню жизни и др.
V Рефлексия – 1-2 минуты
- Что вызвало на уроке наибольший интерес?
- Возникло ли желание узнать о стране еще больше?
VI Домашнее задание – 3 минуты
§ 4, 5 темы 7 учебника
Письменное обязательное:
Задание № 18 на стр. 268 учебника (полностью)
План характеристики сельского хозяйства – на стр. 272
Письменное на выбор:
1. Заполните таблицу (задание № 9 на стр. 7 методического пособия)
Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов Индии
Территория | Природные ресурсы | Трудовые ресурсы |
2. Просмотрите фильм «Глобальный передел» и в небольшом эссе (не более страницы) отразите причины более высокой конкурентоспособности продукции Индии на мировом рынке по сравнению с российской. А также укажите причины экономических «трений» с Китаем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профильное обучение в старшей школе
В данной статье рассказывается о формах и методах, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению....
Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.
Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...
Образовательная программа по математике ( старшая школа, профильный уровень)
Образовательная программапо математике10-11 классыПрофильный уровень Данная образовательная программа по математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе следую...
Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.
Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, что «нет неспособных к математике детей». Индивидуализация обучения ва...
Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.
Обучать — значит вдвойне учиться.Жозеф Жубер Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, ч...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»
В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....
Использование приложения Google - презентации при изучении химии в предпрофильных и профильных классах общеобразовательной школы
В статье рассматривается варианты использования облачных технологий при создании коллективной прещентации школьниками и элементах использования данной формы работы при изучении химии в предпрофильных ...