комментарий на тему "Как сделать географию популярной наукой"
статья по географии по теме

Маковская Виктория Викторовна

Комментарий на тему " Как сделать географию популярной наукой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochen_slozhnyy_vopros_v_geografii.docx54.8 КБ

Предварительный просмотр:

Секция учителей географии Ленинского района

Выступление подготовила Маковская Виктория Викторовна,

учитель географии МОБУ « Медвенская СОШ»

28 августа, 2013 год

Очень сложный вопрос в географии - почему никто не знает окружающий нас мир и не ценит географические знания ? Установлено, что  популярность географии, такая высокая в XIX и начале XX вв. упала, и в конце XX в. география превратилась в один из самых непопулярных предметов в школе и в вузе. На сегодняшний день выявлены две причины непопулярности предмета: предмет преподается недостаточно ярко и образно, учебники географии слишком  пестрят определениями.

Возникает вопрос: как сделать географию популярной наукой, превратить ее в «любимый предмет» ? Кандидат  географических наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологии МПГУ  Т.М. Савцова предлагает следующие варианты:

  1. целостное изучение географической оболочки как системы, образованной при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы, живого вещества, а в настоящее время и человеческого общества; важно проследить связи и взаимодействие объектов не только внутри  природного микрокомплекса, но и на уровне макрокомплексов, чтобы знания и сведения одного раздела являлись фактором или доказательством другого раздела
  2. частичная замена количественных показателей и классификаций ярким описанием изучаемых объектов и явлений , создание их « образности»; это   оживит урок географии, повысит учебную мотивацию учащихся; можно использовать цитаты из книг великих путешественников, исследователей, писателей и др.  
  3. популяризация географической науки,  ведь именно географы обнаружили

 полезные ископаемые - олово, нефть, газ, золото, именно  географы разрабатывали новые теории, проверяли их на практике, исследовали таинственные явления природы, изучали  недоступные воды Мирового океана, подземные пещеры,  опускались в кратеры действующих вулканов; важно доказать сегодняшнему поколению, что без географических знаний нельзя жить на Земле, нельзя  заниматься разработкой недр, сельским хозяйством или другими производственными процессами

  1. усиление экологического направления в рамках изучения географии, развитие туристической активности; полевые исследования , экскурсии в природу, экологические тропы и др. помогают реализовать теорию на практике, применить полученные знания в новой обстановке, повысить познавательную и творческую активность учащихся

5) просветительская деятельность в области развития «ноосферы»; человеческое общество и его производная деятельность устанавливает новые связи и взаимодействия, что влечет за собой и изменение географической оболочки в целом; мысль, научное творчество - вот то новое, что появляется на ноосферном этапе развития. Данное изменение оболочки есть неизбежное явление, оно происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный процесс. Природные растения и животные преобразуются в культурные растения и животные, почвы - в урбаноземы, появляются антропогенные горные породы и рельеф. Целостность ноосферы обеспечивается всевозможными круговоротами: в ней сохраняются прежние - геохимический, биологический круговороты, но должен появиться и новый - антропогенный круговорот. Все первичные круговороты приобретают свои особенности: в геохимический круговорот добавляются добыча полезных ископаемых, переработка и обогащение поверхностных слоев несвойственными им химическими элементами. В круговорот воды добавляется выброс в атмосферу промышленных водяных паров, ядрами конденсации атмосферных осадков становятся промышленные и бытовые газы, в реки и океаны поступают воды, насыщенные разнообразными химическими элементами. В биологическом круговороте самыми решительными преобразованиями являются: генная инженерия и производство клонов. Зональность в ноосфере  проявляется через изменение комплекса видов сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в низких и высоких широтах, через изменение вида жилых и промышленных зданий, и даже способа жизни населения. Например, в высоких широтах населению нужно меньше одежды, пищи; жилые и промышленные здания строятся более легкими с учетом климата. Поэтому  задачей  сегодняшних  географов  является  максимально полное изучение  взаимодействий человека и природы  в  реально изменившимся мире .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Буллинг. Типичные ситуации и комментарии

Буллинг— это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации...

Комментарий к презентации " Мир подмосковной усадьбы"

Приложение (комментарии к слайдам)...

Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"

Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"....

Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти св...

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым

В статье автор рассуждает о том, что во всем многообразии проблем, обременяющих наше общество, часто теряется значимость человека, царит равнодушие и безразличие. Особое внимание обращается на то, что...