комментарий на тему "Как сделать географию популярной наукой"
статья по географии по теме
Комментарий на тему " Как сделать географию популярной наукой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochen_slozhnyy_vopros_v_geografii.docx | 54.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция учителей географии Ленинского района
Выступление подготовила Маковская Виктория Викторовна,
учитель географии МОБУ « Медвенская СОШ»
28 августа, 2013 год
Очень сложный вопрос в географии - почему никто не знает окружающий нас мир и не ценит географические знания ? Установлено, что популярность географии, такая высокая в XIX и начале XX вв. упала, и в конце XX в. география превратилась в один из самых непопулярных предметов в школе и в вузе. На сегодняшний день выявлены две причины непопулярности предмета: предмет преподается недостаточно ярко и образно, учебники географии слишком пестрят определениями.
Возникает вопрос: как сделать географию популярной наукой, превратить ее в «любимый предмет» ? Кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологии МПГУ Т.М. Савцова предлагает следующие варианты:
- целостное изучение географической оболочки как системы, образованной при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы, живого вещества, а в настоящее время и человеческого общества; важно проследить связи и взаимодействие объектов не только внутри природного микрокомплекса, но и на уровне макрокомплексов, чтобы знания и сведения одного раздела являлись фактором или доказательством другого раздела
- частичная замена количественных показателей и классификаций ярким описанием изучаемых объектов и явлений , создание их « образности»; это оживит урок географии, повысит учебную мотивацию учащихся; можно использовать цитаты из книг великих путешественников, исследователей, писателей и др.
- популяризация географической науки, ведь именно географы обнаружили
полезные ископаемые - олово, нефть, газ, золото, именно географы разрабатывали новые теории, проверяли их на практике, исследовали таинственные явления природы, изучали недоступные воды Мирового океана, подземные пещеры, опускались в кратеры действующих вулканов; важно доказать сегодняшнему поколению, что без географических знаний нельзя жить на Земле, нельзя заниматься разработкой недр, сельским хозяйством или другими производственными процессами
- усиление экологического направления в рамках изучения географии, развитие туристической активности; полевые исследования , экскурсии в природу, экологические тропы и др. помогают реализовать теорию на практике, применить полученные знания в новой обстановке, повысить познавательную и творческую активность учащихся
5) просветительская деятельность в области развития «ноосферы»; человеческое общество и его производная деятельность устанавливает новые связи и взаимодействия, что влечет за собой и изменение географической оболочки в целом; мысль, научное творчество - вот то новое, что появляется на ноосферном этапе развития. Данное изменение оболочки есть неизбежное явление, оно происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный процесс. Природные растения и животные преобразуются в культурные растения и животные, почвы - в урбаноземы, появляются антропогенные горные породы и рельеф. Целостность ноосферы обеспечивается всевозможными круговоротами: в ней сохраняются прежние - геохимический, биологический круговороты, но должен появиться и новый - антропогенный круговорот. Все первичные круговороты приобретают свои особенности: в геохимический круговорот добавляются добыча полезных ископаемых, переработка и обогащение поверхностных слоев несвойственными им химическими элементами. В круговорот воды добавляется выброс в атмосферу промышленных водяных паров, ядрами конденсации атмосферных осадков становятся промышленные и бытовые газы, в реки и океаны поступают воды, насыщенные разнообразными химическими элементами. В биологическом круговороте самыми решительными преобразованиями являются: генная инженерия и производство клонов. Зональность в ноосфере проявляется через изменение комплекса видов сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в низких и высоких широтах, через изменение вида жилых и промышленных зданий, и даже способа жизни населения. Например, в высоких широтах населению нужно меньше одежды, пищи; жилые и промышленные здания строятся более легкими с учетом климата. Поэтому задачей сегодняшних географов является максимально полное изучение взаимодействий человека и природы в реально изменившимся мире .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"
К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...
Буллинг. Типичные ситуации и комментарии
Буллинг— это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации...
Комментарий к презентации " Мир подмосковной усадьбы"
Приложение (комментарии к слайдам)...
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"....
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти св...
Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым
В статье автор рассуждает о том, что во всем многообразии проблем, обременяющих наше общество, часто теряется значимость человека, царит равнодушие и безразличие. Особое внимание обращается на то, что...