Рабочая программа "География. Начальный курс" 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по курсу "География. Начальный курс" на основе программы по географии Летягина А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_6_klass.rar45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе  (68 часов/2 часа в неделю)

.

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Содержание

Основные понятия

Практическая часть

Домашнее задание

Дата

Введение (4 часа

1.

1.

География – одна из наук о планете Земля

Практическая работа «Наблюдение за географическими объектами своей местности»

Что изучает географическая наука. Наблюдение – метод географической науки.

География

Географический объект

Наблюдение

Практическая работа 

«Наблюдение за географическими объектами своей местности»

§ 1, вопросы. Оформление дневника наблюдений за погодой

2.

2.

Начало географического познания Земли

Древняя география и географы. География в Средние века.

Физическая география

Страноведение

Картография

Практическая работа «Изучение правил работы с контурной картой; Нанесение на карту географических объектов, известных учащимся»

§ 2, вопросы, сообщения

3.

3.

Великие географические открытия

Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Х. Колумб

Ф. Магеллан

Васко да Гама

§ 3, вопросы, сообщения

4.

4.

Географические открытия и исследования в 18-20 веках





Зарождение современной географии. Методы географической науки. Изучение полярных областей Земли и Мирового океана.

Наблюдение

Картографический метод

Экспедиционный метод

Практическая работа «Нанесение на к/к маршрутов великих путешествий»

§ 4, вопросы

Тема 1. Земля как планета Солнечной системы   (3 часа)

5.

1.

Земля среди других планет Солнечной системы


Земля в Солнечной системе. Возникновение Земли, этапы её развития. Форма и размеры Земли.

Солнечная система

§ 5, вопросы

6.

2.

Движение Земли по околосолнечной орбите, суточное движение Земли





Обращение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле. Пояса освещенности Земли. Суточное вращение Земли. Время на Земле.

Орбитальное вращение

День зимнего, весеннего солнцестояния

Дни равноденствия

Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу»

§ 6, § 7, вопросы

7.

3.

Взгляд на Землю из космоса

Практическая работа «Сравнение астрономических и фенологических времён года своей местности»


Дистанционные методы исследования Земли. Искусственные спутники Земли.

Практическая работа «Сравнение астрономических и фенологических времён года своей местности»

§ 8, вопросы

Тема 2. План местности (9 часов)

8.

1.

Изображение поверхности Земли.

Практическая работа «Сравнение аэрофотоснимка и плана музея Александрова слобода»

Способы изображения местности. Ориентирование на местности. Определение азимута и расстояния на местности.

Рисунок

План

Аэрофотоснимок

Стороны горизонта

Азимут

Практическая работа «Сравнение аэрофотоснимка и плана музея Александрова слобода»

§ 9, вопросы

9.

2.

Ориентирование на местности

Практическая работа «Ориентирование на местности».

Ориентирование планшета; визирование на ориентиры; определение азимутов по результатам визирования и по компасу.

Практическая работа «Ориентирование на местности»

Оформление практич. работы

10.

3.

Топографический план и карта

Практическая работа «Работа с планом Александровского кремля. Определение направлений и расстояний»»

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки топографических планов и карт.

План местности (топографическая карта)

Практическая работа «Определение по плану Александровского кремля направлений и расстояний»

§ 10, вопросы

11.

4.

Как составляют топографические планы и карты

Съемка местности. Полярная съемка местности. Составление плана местности на маршруте.

Полярная глазомерная съемка

Маршрутная глазомерная съемка

§ 11, вопросы

12.

5.

 Полярная и глазомерная съёмка.

Практическая работа «Проведение полярной или маршрутной глазомерной съемки своей местности местности. Составление простейшего плана местности»



Работа по плану в группах

Практическая работа «Проведение полярной или маршрутной глазомерной съемки своей местности местности. Составление простейшего плана местности» (школьного двора)

Оформление практич. работы

13.

6.

Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа.


Рельеф и его формы. Относительная высота.

Относительная высота

§ 12, вопросы

14.

7.

Изображение рельефа на топографических планах и картах

Практическая работа «Чтение топографической карты  Александровского района»

Абсолютная высота. Способы показа рельефа на топографических картах. Балтийская система высот. Изображение рельефа горизонталями.

Абсолютная высота

Горизонталь

Практическая работа «Чтение топографической карты Александровского района»

§ 13, вопросы

15.

8.

Виды планов и их использование

Практическая работа «Виды планов»

План своего города.

Транспортная карта города.

Экскурсионно-туристический план города

План города для автомобилистов

Практическая работа «Виды планов»

§ 14, вопросы

16.

9.

Обобщение знаний по теме «План местности»

Теоретическая и практическая часть

Тема 3. Глобус и географическая карта – модели земной поверхности   (5 часов)

17.

1.

Глобус – модель Земли

Глобус Земли. Масштаб глобуса. Школьный глобус. Градусная сетка глобуса.

Масштаб

Градусная сеть

Экватор. Полюса

Меридианы и параллели

Практическая работа «Определение по глобусу и карте полушарий географических полюсов Земли, экватора, параллелей, меридианов»

§ 15, вопросы

18.

2.

Географические координаты

Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат на местности по Полярной звезде.

Географическая широта

Географическая долгота

Практическая работа «Определение по глобусу координат точки пересечения начального меридиана и экватора, географического центра России, Москвы»

§ 16, вопросы

19.

3.

Работа с глобусом

Ориентирование глобуса. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин.

Шкала высот и глубин

Практическая работа «Определение расстояний в градусной  мере и километрах по градусной сетке глобуса»

§ 17, вопросы

20.

4.

Географическая карта Практическая работа «Определение координат своего населённого пункта, протяжённости Владимирской области с севера на юг и с запада на восток»»



От глобуса к географической карте. Масштаб географической карты.

Масштаб:

-численный

-линейный

-именованный

Практическая работа «Определение географических координат и расстояний по картах полушарий, России и Владимирской области»

§ 18, вопросы

21.

5.

Географические карты в жизни человека.

Обобщение темы «Глобус и географическая карта».

Условные знаки мелкомасштабных карт. Географический атлас.

§ 19, вопросы

Тема 4. Литосфера (11 часов)

22.

1.

Внутреннее строение Земли

Недра Земли. Земная кора и литосфера. Как изучают внутреннее строение Земли.

Ядро

Мантия

Земная кора

§ 20, вопросы

23.

2.

Земная кора и литосфера

Строение литосферы. Земная кора. Нарушения слоев земной коры. Колебательные движения земной коры.

Земная кора материкового типа

Земная кора океанического типа

§ 21, вопросы, сообщения

24.

3.

Стихия землетрясений

Землетрясения. Сила землетрясений. Очаги землетрясений.

Землетрясения

§ 22, вопросы, сообщения

25.

4.

Вулканы Земли

Образование и строение вулканов.

Потухшие вулканы

Уснувшие вулканы

Действующие вулканы

Практическая работа «Нанесение на к/к вулканов»

§ 23, вопрос, презентац.

26.

5.

Состав земной коры

Из чего состоит земная кора. Образование горных пород.

Горные породы:

-осадочные

-магматические

-метаморфические

Практическая работа «Определение магматических, осадочных, метаморфических горных пород по образцам»

§ 24, вопросы

27.

6.

Минералы

Практическая работа «Горные породы и минералы Владимирской области. Полезные ископаемые»

Минералы в горных породах. Свойства минералов. Полезные ископаемые. Ильменский минералогический заповедник.

Минералы

Практическая работа «Горные породы и минералы  Владимирской области. Полезные ископаемые»

§ 25, вопросы

28.

7.

Выветривание и перемещение горных пород





Разрушение и изменение горных пород и минералов. Физическое, химическое и биологическое выветривание. Деятельность человека.

§ 26, вопросы




29.

8.

Рельеф земной поверхности. Горы суши





Формирование рельефа земной поверхности. Горный рельеф. Различия гор по высоте.

Горы по высоте:

-низкие

-средние-

Высокие

Практическая работа «Определение географического положения гор и нанесение их на к/к»

§ 27, вопросы

30.

9.

Равнины и плоскогорья суши

Равнинный рельеф. Формы равнинного рельефа. Разнообразие равнин по высоте. Человек в горах и на равнине.

Низменность

Возвышенность

Плоскогорье

Практическая работа «Определение геогр.положения равнин и плоскогорий и нанесение их на к/к»

§ 28, вопросы

31.

10.

Рельеф дна Мирового океана

Открытие и изучение форм рельефа океанического дна. Строение дна Мирового океана.

Шельф

Материковый склон

Средний океанический хребет

Желоб

Практическая работа «Описание Кавказских гор и Амазонской низменности»

§ 29, вопросы


32.

11.

Обобщение знаний по теме «Литосфера»

Тема 5. Гидросфера   (10 часов)

33.

1.

Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы

Гидросфера – водная оболочка Земли. Вода и её свойства. Мировой круговорот воды. Части Мирового океана. Береговая линия.

Гидросфера

Круговорот воды

Океан

§ 30, § 31, вопросы

34.

2.

Вода Мирового океана

Соленость морской воды. Температура морской воды. Движение морских вод. Теплые и холодные течения.

Соленость

Холодные и теплые течения

Практическая работа «Определение геогр.положения одного океана или моря»

§ 32, вопросы

35.

3.

Человек и Океан

Мореплаватели. Изучение Мирового океана. Хозяйственная деятельность человека в Мировом океане.

Практическая работа «Описание моря или океана по плану»»

§ 33, вопросы

 

36.

4.

Воды суши

Классификация вод суши. Поверхностные воды и их изображение на географической карте.

Реки, озера, искусственные водоемы

Водораздел

Практическая работа «Определение геогр.положения реки»

§ 34, вопросы

37.

5.

Жизнь реки. Большие и малые реки

Практическая работа «Описание равнинной реки своей местности по плану»

Долина реки. Питание реки. Режим реки. Горные и равнинные реки. Великие реки мира. Малые реки России

Речная долина

Питание и режим реки

Практическая работа «Описание горной, равнинной реки по плану»

§ 35, § 36, вопросы. Презентац.

38.

6.

Озера

Практическая работа «Описание Дичковского озера»

Что такое озеро. Озеро Байкал. Озерные котловины. Питание озер. Озерная вода. Рукотворные реки и озера

Озеро

Озерные котловины

Сточные и бессточные озера

Практическая работа «Описание Дичковского озера»

§ 37, вопросы

39.

7.

Вода в «земных кладовых»

Ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. Подземные воды.

Покровные и горные ледники

§ 38, вопросы

40.

8.

Человек и гидросфера.

Практическая работа «Разработка туристического маршрута по рекам Владимирской области»

«Живая» вода. Энергия воды. Отдых и лечение «на воде». Туризм.

Практическая работа «Разработка туристического маршрута по рекам Владимирской области»

§ 39, вопросы

41.

9.

Обобщение знаний по теме «Гидросфера»

Тема 5. Атмосфера  (10 часов)

42.

1.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли



Атмосфера Земли. Размеры атмосферы Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы Земли.

Атмосфера

Тропосфера

Стратосфера

§ 40, вопросы

43.

2.

Как нагревается атмосферный воздух 

Практическая работа «Анализ суточного и месячного хода температуры в городе Александрове по данным своих наблюдений»


Солнечные лучи в атмосфере. Подстилающая поверхность. Нагревание атмосферного воздуха.

Подстилающая поверхность

Суточная амплитуда температуры воздуха

Практическая работа «Анализ суточного и месячного хода температуры в г.Александрове по данным своих наблюдений» (по дневнику погоды)

§ 41, вопросы

44.

3.

Атмосферное давление

Практическая работа «Измерение АД в городе Александрове при помощи барометра-анероида»



Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Давление атмосферы меняется с высотой. Карта погоды.

Атмосферное давление

Практическая работа  «Измерение АД  в городе Александрове при помощи барометра-анероида у поверхности земли и на самом высоком этаже школы»

§ 42, вопросы

45.

4.

Движение воздуха

Практическая работа «Построение розы ветров своей местности по данным своих наблюдений»

Почему и как движется воздух. Направление и скорость ветра. Роза ветров. Бризы и муссоны.

Ветер

Роза ветров

Бриз, муссоны

Практическая работа «Построение розы ветров своей местности по данным своих наблюдений»

§ 43, вопросы

46.

5.

Вода в атмосфере

Водяной пар и влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность. Туман.

Абсолютная и относительная влажность

§ 44, вопросы

47.

6.

Разнообразие облаков

Облака и их виды. Как показывают облака на карте погоды.

Облака

Практическая работа «Составление атласа облаков»

§ 45, вопросы

48.

7.

Атмосферные осадки

Практическая работа «Построение и анализ диаграмм осадков для города Александрова по данным наблюдений за погодой»

Образование и выпадение осадков. Виды осадков. Измерение осадков. Количество осадков. Изменение количества осадков в течение года.

Атмосферные осадки

Практическая работа «Построение и анализ диаграмм осадков для города Александрова по данным наблюдений за погодой»

§ 46, вопросы

49.

8.

Погода. Климат.

Практическая работа «Погода и климат Владимирской области. Работа с различными источниками информации»


Погода. Карта погоды. Климат. Почему климат на Земле различный.

Погода

Климат

Практическая работа «Погода и климат Владимирской области. Работа с различными источниками информации»

§ 47, вопросы

50.

9.

Человек и атмосфера

Практическая работа «Составление иллюстрированного каталога опасных и редких явлений в атмосфере( гроза, град, смерч, радуга и т.д) на территории Владимирской области».

Влияние атмосферы на человека. Влияние человека на атмосферу.

Практическая работа «Составление иллюстрированного каталога опасных и редких явлений в атмосфере( гроза, град, смерч, радуга и т.д) на территории Владимирской области».

§ 48, вопросы

51.

10.

Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

Тема 6. Почвенный покров (2 часа)

52.

1.

Почва – уникальный природный объект

Рождение науки о почвах. Почва и её образование. Плодородие почв. Почва – место обитания живых организмов.

Почва

Плодородие почв

§ 49, вопросы

53.

2.

Почвы Владимирской области

Практическая работа «Описание почвенного разреза своей местности»

Работа по плану в группах

Практическая работа «Описание почвенного разреза своей местности»

Оформление практич. работы

Тема 7. Биосфера  (5 часов)

54.

1.

Биосфера

Биосфера- оболочка жизни на Земле. Границы биосферы. Появление и развитие жизни на Земле. Биологический круговорот веществ.

Биосфера

Природная зона

Широтная зональность

§ 50, вопросы

55.

2.

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир нашей планеты. Тропический пояс.

Тропический пояс

Практическая работа по группам

«Составление рассказа о воображаемом путешествии во влажный тропический лес, в саванну»

§ 51, вопросы

56.

3.

Растительный и животный мир умеренных поясов Практическая работа «Описание по изображениям и гербарию растений и животных Владимирской области»



Степи. Лиственные леса умеренных широт. Тайга.

Умеренный пояс

Практическая работа «Описание по изображениям и гербарию растений и животных Владимирской области»

§ 52, вопросы,презентац.

57.

4.

Жизнь в полярных поясах и океане




Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Условия жизни в океане. Этажи подводной жизни.

Тундра

Арктические и антарктические пустыни

§ 53, вопросы

58.

5.

Человек – часть биосферы




Происхождение человека. Расселение человека. Природа и человек.

Человеческая раса

Практическая работа по группам «Описание представителей разных рас»

§ 54, вопросы

Тема 8. Географическая оболочка Земли   (5 часов)

59.

1.

Взаимосвязь оболочек Земли

Практическая работа: «Построение модели природно-территориального комплекса Владимирской области»



В природе всё взаимосвязано. Природный комплекс.

Природный комплекс

Практическая работа «Построение модели природно-территориального комплекса Владимирской области»

§ 55, вопросы

60.

2.

Географическая оболочка Земли






Что такое географическая оболочка Земли. Состав и строение географической оболочки. Ритмы географической оболочки.

Географическая оболочка

§ 56, вопросы

62.

4.

Природные особо охраняемые территории Владимирской области

Практическая работа «Описание по плану одной из охраняемых территорий Владимирской области»

Заповедники, заказники, охраняемые территории Владимирской области

Практическая работа

«Описание по плану одной из охраняемых территорий Владимирской области»

63.

5.

Обобщение знаний по темам «Биосфера» и «Географическая оболочка Земли»

Тема 9. Природа и население Владимирской области  (4 часа)

64.

1.

Рельеф Владимирской области

Формы рельефа Владимирской области. Относительная и абсолютная высота. Горные породы области.

Ополье

Тетрадь

65.

2.

Климат Владимирской области. Реки и озера  и другие тиры внутренних вод Владимирской области.

Особенности климата Владимирской области. Крупные реки и озера Владимирской области. Реки,озёра и др.типы внутренних вод Александровского района Направление течения рек. Питание рек и озер. Влияние человека на реки и озера области.

Тетрадь

66.

3.

Растительный и животный мир области. ПК. Охрана природы.

Экскурсия Влияние человека на ПК Александровского района»

Составить отчёт об экскурсии

67.

4.

Население Владимирской области Обобщение темы «Владимирская область»

Численность, города, сельские населённые пункты

Тетрадь

Обобщение знаний по курсу «География. Начальный курс» (1 часа)

68.

1.

Урок обобщения и контроля знаний по курсу «География. Начальный курс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы...

Рабочая программа для 1 класса, Жукова Ирина Анатольевна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 1 класса, Жукова Ирина Анатольевна - учитель начальной школы...

Рабочая программа для 2 класса, Рогова Юлия Петровна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 2 класса, Рогова Юлия Петровна - учитель начальной школы...

Рабочая программа для 3 класса, Краснова Марина Леонидовна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 3 класса, Краснова Марина Леонидовна - учитель начальной школы...