урок географии в 8 классе. Тема: "Гидросфера и человек"
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

Чернышева Юлия Александровна

Значение воды в жизни человека, понятие "Водные ресурсы", стихийные явления, связанные с водой в России и Санкт-Петербурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок географии в 8 классе.23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе:    Тема «Гидросфера и человек»

Учитель: Чернышева Юлия Александровна, ГБОУ гимназия № 330 Невского района.

Образовательные задачи:

  1. Рассмотреть значение воды в жизни человека, сформировать понятие «водные ресурсы».
  2. Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
  3. Сформировать представление о стихийных явлениях, связанных с водой и мерами защиты от них.

Практические умения:

  1. Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией.

Средства обучения:

Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, карты атласа;

Мини-сообщения обучающихся.

Домашнее задание:

Параграф 22, стр.127 – Итоговый тест

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего  задания:

  • Для начала давайте вспомним, что включает в себя понятие – ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ?
  • Как они взаимосвязаны с другими компонентами природы?
  • Согласны ли вы с афоризмом «Вода – это жизнь»? Каково значение воды на планете?

Изучение нового материала:                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Понятие «Водные ресурсы»:

- это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует или может использовать в быту, промышленности, в с/х, т.е. для своей жизнедеятельности)

  • Приведите примеры, как человек использует ресурсы воды?

(по ходу беседы на доске заполняется схема):

Примеры количества потребляемой воды:

На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год – около 110-150 м3 воды.

Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды,

Для 1 мороженого – 5 литров воды,

Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды,

Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.

Учитель:

Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (например, в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.

А человек в основном использует речную воду, т.к. это – ежегодно возобновляемые водные ресурсы.  

Наша страна богата реками:

  • Назовите и покажите на карте крупные реки России.

  • Приведите примеры речного стока рек.

  • Что является главным источником водных ресурсов?

  •  Давайте сравним физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой вывод можно сделать?

(Несмотря на обилие рек и озер, водных ресурсов в отдельных регионах России недостаточно. На севере, где наблюдается наибольшая обеспеченность водными ресурсами, проживает намного меньше населения нежели в центре Европейской части и на юге, т.к. там суровые климатические условия, следовательно,  в районах с высокой плотностью населения обычно наблюдается нехватка воды. Так на каждого жителя европейской части России приходится 8500 м3 воды в год, а в Сибири – 100 000 м3 , т. е  в 12 раз больше, но эти ресурсы там не нужны в таком количестве. Дефицит воды наблюдается в южных районах России (земледельческие районы), на Урале (небольшое число рек, промышленные предприятия)).

  • Что происходит с водой в результате деятельности человека?

(изменяется качество воды (загрязнение), в результате потребления, воды становится меньше)

  • Как сохранить воду чистой для нас и будущего поколения?

(строить очистные сооружения, старые реконструировать; совершенствовать технологию производства на предприятиях;  экономить потребление воды).

Стихийные явления, связанные с водой:

Несмотря на то, что без воды нет жизни, вода очень часто может приносить много бедствий.

Стихийные явления, связанные с водой:

Наводнения (в России – 40% от всех стихийных бедствий), цунами, снегопады, сели, лавины, ливни.

Мини-сообщения обучающихся.

(виды стихийных явлений, их география, меры защиты)

Для нашего города характерны наводнения, причем в осенний период. Наводнения вызываются рядом факторов: возникающие на Балтике циклоны с преобладанием западных ветров вызывают подъём «медленной» нагонной волны  и движение её в направлении устья Невы, где она встречается с двигающимся во встречном направлении естественным течением реки. Подъём воды усиливается из-за мелководья и пологости дна в Невской губе, а также сужающегося к дельте Финского залива.

  • Можете ли вы привести литературные примеры, подтверждающие это явление?

«Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды строй        ной,

Нева мешалась, как больной

В своей постели беспокойной.

Ужасный день! Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури…»

«...Но силой ветров от залива 
Перегражденная Нева, 
Обратно шла, гневна, бурлива, 
И затопляла острова. 
Погода пуще свирепела, 
Нева вздувалась и ревела, 
Котлом клокоча и клубясь. 
И вдруг, как зверь остервенясь, 
На город кинулась...»

                      А.С. Пушкин «Медный всадник»

  • Анализ отрывков поэмы.
  • Наводнения в Санкт-Петербурге сегодня.

Доп.информация:

Источником питьевого водоснабжения города и пригородов является Нева. Вода с Невы очищается на 5ти водопроводных станциях. Самая первая была пущена в 1863 году. После 2х ступенчатой очистки вода подается в водопроводную сеть. Общая протяженность труб – 4250 км.

Сточные воды (канализация) идут на очистку. Она позволяет извлечь свыше 90 % различных загрязнений. Протяженность канализационной сети города свыше 6000 км, в том числе 183 км глубинных тоннельных коллекторов на глубине до 50 метров.

Водопровод и канализация города – это важные отрасли городского хозяйства. От их работоспособности и надежности зависит успешная жизнь нас, предприятий и в целом, городской среды.

 

Подведение итогов урока:

  • Приведите положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на водные ресурсы.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «Водные ресурсы», поработали с картами атласа, выяснили значение воды в жизни человека, как и зачем необходимо охранять воду, выяснили, какие стихийные явления, связанные с водой характерны для России и Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное пособие для урока обобщающего повторения по теме "Гидросфера"

Данное интерактивное пособие для ИД с программой Notebook. Урок обобщающего повторения по теме"Гидросфера" 6 класс...

Урок обобщения знаний по теме: «Гидросфера».

Урок является завершающим в теме "Гидросфера-водная оболочка Земли"...

Урок географии повторения обобщения темы "Гидросфера" в форме игры "Своя игра" 6 класс

Урок географии повторения обобщения темы "Гидросфера". Данный тест проводится в одном из этапов конкурса "Вокруг света".В Кусочинской школе при поддержке управления образования Могойтуйского района За...

6 класса .Тема Гидросфера.Приём составления схем на уроках географии

6 класса .Тема Гидросфера. Приём составления схем на уроках географии.Учебник  АА Лобжанидзе  Планета Земля 5-6 класс  УМК "Сферы"...

Урок обобщающего повторения по теме "Гидросфера" 6 класс

Разработка урока обобщающего повторения в форме игры "Большой заплыв". Формат игры, задания, представленные в разработке, могут быть использованы и для проведения внеклассных, внеурочных мер...

контрольная работа по географии 6 класс, тема "Гидросфера"

Контрольная работа включает в себя теоритическую и практическую части....

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» 6 класс

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме "Гидросфера"....