урок географии в 8 классе. Тема: "Гидросфера и человек"
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме
Значение воды в жизни человека, понятие "Водные ресурсы", стихийные явления, связанные с водой в России и Санкт-Петербурге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок географии в 8 классе. | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»
Учитель: Чернышева Юлия Александровна, ГБОУ гимназия № 330 Невского района.
Образовательные задачи:
- Рассмотреть значение воды в жизни человека, сформировать понятие «водные ресурсы».
- Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
- Сформировать представление о стихийных явлениях, связанных с водой и мерами защиты от них.
Практические умения:
- Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией.
Средства обучения:
Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, карты атласа;
Мини-сообщения обучающихся.
Домашнее задание:
Параграф 22, стр.127 – Итоговый тест
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
- Для начала давайте вспомним, что включает в себя понятие – ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ?
- Как они взаимосвязаны с другими компонентами природы?
- Согласны ли вы с афоризмом «Вода – это жизнь»? Каково значение воды на планете?
Изучение нового материала:
Понятие «Водные ресурсы»:
- это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует или может использовать в быту, промышленности, в с/х, т.е. для своей жизнедеятельности)
- Приведите примеры, как человек использует ресурсы воды?
(по ходу беседы на доске заполняется схема):
Примеры количества потребляемой воды:
На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год – около 110-150 м3 воды.
Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды,
Для 1 мороженого – 5 литров воды,
Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды,
Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.
Учитель:
Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно.
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (например, в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.
А человек в основном использует речную воду, т.к. это – ежегодно возобновляемые водные ресурсы.
Наша страна богата реками:
- Назовите и покажите на карте крупные реки России.
- Приведите примеры речного стока рек.
- Что является главным источником водных ресурсов?
- Давайте сравним физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой вывод можно сделать?
(Несмотря на обилие рек и озер, водных ресурсов в отдельных регионах России недостаточно. На севере, где наблюдается наибольшая обеспеченность водными ресурсами, проживает намного меньше населения нежели в центре Европейской части и на юге, т.к. там суровые климатические условия, следовательно, в районах с высокой плотностью населения обычно наблюдается нехватка воды. Так на каждого жителя европейской части России приходится 8500 м3 воды в год, а в Сибири – 100 000 м3 , т. е в 12 раз больше, но эти ресурсы там не нужны в таком количестве. Дефицит воды наблюдается в южных районах России (земледельческие районы), на Урале (небольшое число рек, промышленные предприятия)).
- Что происходит с водой в результате деятельности человека?
(изменяется качество воды (загрязнение), в результате потребления, воды становится меньше)
- Как сохранить воду чистой для нас и будущего поколения?
(строить очистные сооружения, старые реконструировать; совершенствовать технологию производства на предприятиях; экономить потребление воды).
Стихийные явления, связанные с водой:
Несмотря на то, что без воды нет жизни, вода очень часто может приносить много бедствий.
Стихийные явления, связанные с водой:
Наводнения (в России – 40% от всех стихийных бедствий), цунами, снегопады, сели, лавины, ливни.
Мини-сообщения обучающихся.
(виды стихийных явлений, их география, меры защиты)
Для нашего города характерны наводнения, причем в осенний период. Наводнения вызываются рядом факторов: возникающие на Балтике циклоны с преобладанием западных ветров вызывают подъём «медленной» нагонной волны и движение её в направлении устья Невы, где она встречается с двигающимся во встречном направлении естественным течением реки. Подъём воды усиливается из-за мелководья и пологости дна в Невской губе, а также сужающегося к дельте Финского залива.
- Можете ли вы привести литературные примеры, подтверждающие это явление?
«Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды строй ной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…»
«...Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева,
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась...»
А.С. Пушкин «Медный всадник»
- Анализ отрывков поэмы.
- Наводнения в Санкт-Петербурге сегодня.
Доп.информация:
Источником питьевого водоснабжения города и пригородов является Нева. Вода с Невы очищается на 5ти водопроводных станциях. Самая первая была пущена в 1863 году. После 2х ступенчатой очистки вода подается в водопроводную сеть. Общая протяженность труб – 4250 км.
Сточные воды (канализация) идут на очистку. Она позволяет извлечь свыше 90 % различных загрязнений. Протяженность канализационной сети города свыше 6000 км, в том числе 183 км глубинных тоннельных коллекторов на глубине до 50 метров.
Водопровод и канализация города – это важные отрасли городского хозяйства. От их работоспособности и надежности зависит успешная жизнь нас, предприятий и в целом, городской среды.
Подведение итогов урока:
- Приведите положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на водные ресурсы.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «Водные ресурсы», поработали с картами атласа, выяснили значение воды в жизни человека, как и зачем необходимо охранять воду, выяснили, какие стихийные явления, связанные с водой характерны для России и Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное пособие для урока обобщающего повторения по теме "Гидросфера"
Данное интерактивное пособие для ИД с программой Notebook. Урок обобщающего повторения по теме"Гидросфера" 6 класс...
Урок обобщения знаний по теме: «Гидросфера».
Урок является завершающим в теме "Гидросфера-водная оболочка Земли"...
Урок географии повторения обобщения темы "Гидросфера" в форме игры "Своя игра" 6 класс
Урок географии повторения обобщения темы "Гидросфера". Данный тест проводится в одном из этапов конкурса "Вокруг света".В Кусочинской школе при поддержке управления образования Могойтуйского района За...
6 класса .Тема Гидросфера.Приём составления схем на уроках географии
6 класса .Тема Гидросфера. Приём составления схем на уроках географии.Учебник АА Лобжанидзе Планета Земля 5-6 класс УМК "Сферы"...
Урок обобщающего повторения по теме "Гидросфера" 6 класс
Разработка урока обобщающего повторения в форме игры "Большой заплыв". Формат игры, задания, представленные в разработке, могут быть использованы и для проведения внеклассных, внеурочных мер...
контрольная работа по географии 6 класс, тема "Гидросфера"
Контрольная работа включает в себя теоритическую и практическую части....
Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» 6 класс
Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме "Гидросфера"....