Познавательный интерес на уроках географии.
статья по географии по теме
В статье представлены основные формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках географии | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернышева Юлия Александровна,
учитель географии
ГБОУ гимназия № 330
Невского района Санкт-Петербурга,
chernysheva330@yandex.ru
Познавательный интерес на уроках географии.
Познавательный интерес является основой обучения. Обучающиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: интересно – неинтересно. И это служит для учителя одним из критериев оценки своей работы. Познавательный интерес должен вызывать у обучающихся удивление, любопытство, которое перерастает в любознательность и постепенно вызывает интерес к предмету и потребность в овладении глубоких знаний, а это раскрывает задатки и способности обучающегося.
Очень важным моментом на уроке является развитие творческих способностей ученика, а творческая деятельность возникает только при наличии интереса к предмету.
Все обучающиеся по сути своей любознательны, но не всегда любознательность вырастает в глубокий интерес к предмету.
Наши современные ученики получают большой поток информации из различных источников: интернет-ресурсы, телевидение, книги и т.д., но часто это не стойкие знания, а лишь знания, получаемые на уроке. Очень важно для развития познавательного интереса уметь активизировать деятельность обучающихся на уроке, используя для этого различные методы обучения, применяя их творчески, развивая у обучающихся потребность в самообразовании, привлекая их к исследовательской работе. Учитель, организуя учеников на какую-либо деятельность, должен понимать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, и самое главное, был сам заинтересован в данной деятельности.
Познавательный интерес развивается постепенно при использовании наглядности, географических игр, постановки проблемы при обучении и нахождении путей ее решения. И конечно, большое значение для повышения интереса имеет правильно организованный контроль знаний, обучающийся должен чувствовать себя на уроке успешным.
Вот один из примеров. На уроках можно использовать различные литературные произведения. Например, при изучении Африки в курсе 7го класса, можно воспользоваться циклом стихотворений Н.С. Гумилева:
«Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят Серафимы.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей».
Эти строчки можно использовать при изучении географического положения материка. Анализируя их, можно сделать выводы о том, что Африка - самый жаркий материк (2я строчка), материк, где сохранились стада копытных животных (1я строчка). Африка занимает 2е место по площади после Евразии и расположена к юго-западу от нее (7,8я строчки).
Гумилев пишет стихи, в названиях которых мы можем найти географические термины: «Суэцкий канал», «Замбези», «Нигер», «Чад» и т.д. Стихи на уроках географии уместно использовать не только ради самих стихов, а как источник информации географических знаний. За каждым таким прочитанным четверостишием должен следовать диалог, работа с картой, на которой мы находим упомянутые географические объекты. Благодаря такой работе, у обучающихся развивается образное мышление и улучшается зрительная память.
Другой пример. Изучая в 8м классе внутренние воды, мы, конечно, говорим о различных стихийных бедствиях, связанных с водой. Яркой иллюстрацией к уроку будут строчки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». В 6м классе, изучая географические координаты, можно обратиться к произведениям Ж.Верна: «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта» и т.д.
Древнейшим средством воспитания и обучения является игра. Игра дополняет традиционные формы обучения, способствует активизации процесса обучения. Игры в сочетании с другими методами и приёмами повышают эффективность преподавания многих предметов, а особенно, на мой взгляд, географии, науки, знакомящей детей с реальностью, с тем миром, в котором они живут; игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, развивают познавательные способности учащихся. Существует много различных видов игр: игры-путешествия, игры на местности, деловые игры, ролевые игры, викторины, КВН и многое другое.
Формируя познавательный интерес обучающихся, на уроках географии я активно использую городское пространство, все то, что окружает нас, то, чем можно воспользоваться, приобретая знания. На первый план я выдвигаю сотрудничество с естественно-научными и географическими музеями Санкт-Петербурга, организуя либо экскурсии и затем используя полученный материал на уроке, либо отправляя обучающихся в образовательные путешествия с заданиями, организуя при этом групповую работу. Посещая музеи, ученики погружаются в новый для них, во многом таинственный мир. Знания, которые они получают в музее, существенно развивают творческие способности, а самое главное, вырабатывают самостоятельность суждений.
Вот несколько примеров использования городского музейного пространства
В 6 классе, при изучении темы «Виды горных пород», можно использовать экспозицию Центрального геологического музея им. Н.Ф. Чернышева или Минералогического музея СПБГУ. На основе полученных сведений в музеях на уроке провожу практическую работу «Минералы и горные породы», используя для этого образцы коллекций, имеющихся в кабинете географии.
При изучении темы «Атмосфера» можно воспользоваться материалами Метеорологического музея им. А.И. Воейкова. Ученики узнают историю регулярных метеорологических наблюдений в России, знакомятся с картой, на которой показаны все метеостанции России в прошлом и настоящем, а также ребята знакомятся с различными метеорологическими приборами, принципами их работы. До момента посещения, обучающиеся получают индивидуальные и групповые задания, с которыми затем выступают на уроке.
При изучении темы «Почвы» большой интерес представляет образовательное путешествие по музею почвоведения им. В.В. Докучаева. Обучающиеся знакомятся с основными характеристиками почвы, рассматривают почвенные монолиты, составляют их характеристику. В заключение, обучающиеся смотрят видеофильм «Береги почву».
В 7 классе, по теме «Литосфера» вновь посещаем Центральный геологический музей им. Н.Ф. Чернышева и знакомимся с материалами палеонтологических коллекций, по которым можно проследить историю развития жизни на Земле.
Изучая Мировой океан можно посетить Океанариум, в котором представлено более 4,5 тысяч экземпляров живых организмов. Кроме обитателей океанов, морей и пресноводных водоемов, обучающихся познакомят с основами навигации, научат основам выживания в экстремальных ситуациях во время игр-занятий, которые можно заказать в музее.
На материале музея Арктики и Антарктики можно познакомить обучающихся с полярными областями Земли, миром полярной природы, полярных экспедиций и открытий. Очень важным моментом является наличие в музее подлинных экспонатов, достоверность воспроизведения событий на картине, макетах, диаграммах, что вызывает у детей эмоциональное восприятие и проявление интереса к изучаемому предмету. У стенда с информацией о вечной мерзлоте, у детей появляется понимание, как в природе отражается географическая зональность и как климатические условия видоизменяют природный комплекс той или иной зоны. Еще в музее возможно знакомство обучающихся с историей географических открытий в Арктике и Антарктике. Важным является воспитание патриотизма, гордости за своих соотечественников, которые внесли большой вклад в развитие системы географических знаний. Полученные знания дают возможность включать их в уроки, тем самым активизируя познавательную деятельность обучающихся, расширяя кругозор, и способствуют повышению интереса к географии.
Изучая материки, можно предложить обучающимся посетить Зоологический музей, Ботанический сад, Зоопарк, Музей Этнографии. Как правило, мы организуем образовательные путешествия, в ходе которых обучающиеся работают в группах, а затем собранный материал представляют в виде проекта или презентации на уроках.
Большим подспорьем для изучения географии в 8 классе являются музеи Санкт-Петербурга, особенно при изучении темы «Ленинградская область». Изучая географию России, мы вновь отправляемся в образовательное путешествие в музей Почвоведения им. В.В. Докучаева, где обучающиеся, самостоятельно переходя от витрины к витрине, составляют характеристику почв России и объясняют причины смены почв с севера на юг. Особое внимание уделяем почвам Ленинградской области и вопросам охраны почв. При изучении темы «Исследования территории России» можно посетить Музей Русского Географического общества, где представлены материалы Великой Северной экспедиции, экспедиций в Восточную Сибирь, материалы об открытиях во время кругосветного плавания под началом Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.К. Лазарева, экспедиций, которые возглавлял Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев и многие другие ученые-географы и путешественники. Много полезной информации по этой же теме можно получить в Музее-квартире исследователя и путешественника П.К. Козлова.
Для того, чтобы обучающиеся с интересом изучали экономическую и социальную географию России, мы продолжаем образовательные путешествия по музеям Санкт-Петербурга. Например, Музей Энергетики Санкт-Петербурга, Центральный Музей железнодорожного транспорта, музеи истории заводов и т.д.
Правильно продуманная и спланированная работа по использованию музейного пространства Санкт-Петербурга сделает изучение многих тем по географии интересным, даст возможность обучающимся проявить себя в творчестве, развивать способность работать в группе, уметь участвовать в диалоге, и самое главное, ощущать гордость за свой город и страну, её богатую историю и современность.
Нестандартный подход к урокам географии, конечно, вызывает познавательный интерес, который является основой обучения.
Литература:
1. «География в школе» научно-методический журнал, №1, Москва, 1996г.
стр.75-77, Любарский А.Н., Михайлова Е.Ю. Внеклассная работа по географии в историко-географическом музее.
2.Первушина Е. Музеи Петербурга: Большие и маленькие. ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2010
3.«География в школе» научно-методический журнал, №1, Москва, 1996г.
Лавров С.Б. «150 лет Русскому Географическому Обществу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"
Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...
Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...
Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии
Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...
Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...
Презентация выступления "Формирование познавательного интереса на уроках географии. Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС". .
Выступление на заседании методического объединения учителей географии....
Формирование познавательного интереса на уроках географии.Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС.
Приемы и методы формирования познавательного интереса на уроках географии....