Использование ИКТ на уроках географии
учебно-методический материал по географии по теме

Козлова Александра Давыдовна

В презентации содержится информация об использовании ИКТ при изучении географии в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzov.ikt_kozlova.rar2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Козлова Александра Давыдовна

МОУ «СОШ п.Возрождение»

учитель географии

Из опыта работы.

«Использование ИКТ на уроках  географии».

2012-2013 год

Введение.

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

  Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании».

Учитель должен идти в ногу со временем, уметь преподавать с помощью информационных технологий. Это, прежде всего, помощь учителю и его компетентность в данной сфере, поэтому я выбрала методическую тему «Использование ИКТ на уроках географии» для своего самосовершенствования.

  Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Основная часть.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

Вот несколько примеров использования информационных технологий на уроке. Ученикам предлагается подготовить доклад на определенную тему. Ученик устно готовит доклад и сопровождает свое выступление презентацией, где показаны картинки, диаграммы, карты и другое. Здесь направлена работа ученика не только на то, чтобы выучить материал, а еще отобрать наглядность, создать презентацию и учитывать условия. Я как учитель определила несколько основных условий для создания презентаций учащихся. Это минимум анимации, соответствие фона излагаемой теме по географии, текст- только пояснение к картинке или к фотографии.

Следующий пример, это проект и исследование по проблемным вопросам. Например, в 9 классе проводился обобщающий урок по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы». Ученикам было предложено ответить на вопросы ( Какое предприятие вы бы построили в России? Где бы  расположили территориально свое предприятие?),  обосновать свои ответы  как специалистам- экологам, экономистам, географам, менеджерам по транспорту и менеджерам по продажам. Ученики работали группами, они самостоятельно распределили между собой роли специалистов, обсудили выбор предприятия, искали месторасположение своего предприятия, (т.е. все плюсы и минусы) и только потом выстраивали проект -обоснование.

Могу предложить примеры использования  электронных изданий. Очень богатый материал для 7-х и 6-х классов, где уроки сопровождаются не только картинками, фотографиями, но и видеофильмами, кроссвордами. При изучении нового материала использую демонстративную программу электронных изданий, где в доступной, яркой и наглядной форме представляется учащимся теоретический материал. Образовательные программы в своем составе имеют видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет с комментарием диктора. Смена получаемой информации на уроке учителя на диктора, также получает свой эффект восприятия информации.

 На уроках я предлагаю презентации, созданные мною, которые могут использоваться на отдельных этапах урока, фрагменты или презентации на весь урок. Например, я использовала презентацию в течение всего урока по теме: «Урал» в 8 классе.

Учеников также вовлекаю в разные конкурсы, олимпиады, которые проходят как в  районе, так и в городе. Например, в городском конкурсе по геологии ученикам 7 класса было предложено подготовить ответы на предполагаемые вопросы по геологии, соответственно сопровождая фотографиями или картинками. Ученики самостоятельно изучают дополнительный материал по геологии глубоко и эффективно, потому что дети добывают эти знания самостоятельно.

Демонстрация материала- важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Поэтому использую мультимедийный диск, на котором помещаются самые разнообразные карты. Как уже отмечала, что использую и материалы программного обеспечения во всех классах.

Еще одним примером, может служить проверка знаний учащихся. Я применяю презентации- задания части С из материалов ЕГЭ, индивидуальные тесты-тренажеры для учеников.

Надо отметить, что применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учениками учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

   В зависимости от дидактических целей можно выделить виды  компьютерных программ:

- учебные  

- тренажеры

- контролирующие

- демонстрационные

- справочно-информационные

- мультимедиа-учебники.

Предложенные мною приёмы использования ИКТ  далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы.

Заключение.

 Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

  1. Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
  2. Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование учащихся.
  3. Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

 Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и использования инновационных материалов по ИКТ.

 Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...