Разработка внеклассного занятия по краеведению "Земля Самарская"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Данный материал предназначен для проведения факультативных занятий по краеведению и может использоваться при подготовке краеведческих олимпиад для возрастной группы 8-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка проведения мероприятия по краеведению | 18.06 КБ |
Элетронное спровождение мероприятия | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 8 –б классе.
Тема: «Земля Самарская».
Урок проводил: учитель географии МОУ СОШ № 27 Горбачева М.М.
Урок является 65-ым в общем планировании и 3-им по теме «Природа Самарской области».
Цель урока: «Привить учащимся любовь к малой Родине».
«Атлас не смог бы удержать мир, если бы задумался о его размерах».
Хаббард
«Образованный человек никогда не читает - он перечитывает».
Ж.Элгозм
«Цель обучения - научить обходиться без учителя».
Хаббард
Задачи урока:
Образовательные:
- дать целостное представление о природе и истории родного края.
- проанализировать события прошлого края
Развивающие:
- расширить кругозор учащихся в краеведческом аспекте на базе ИКТ.
- развивать мыслительную деятельность учащихся, учитывая модальность.
- Прививать любознательность к краеведческой географии.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма на примере истории освоения своего края; любви к своей малой Родине.
- воспитывать краеведческую культуру учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок - устный журнал.
Оформление урока:
•Ноутбук, проектор, экран.
•Физическая карта Самарской области.
•Атласы по географии Самарской области.
•Контурные карты Самарской области.
•Мультимедиапрезентация.
Планируемые результаты обучения:
ученик будет знать:
-историческую составляющую края;
- своеобразие ПК Самарского края;
- основные памятники природы Самарской области;
Ученик будет уметь:
- составлять «образ» Малой родины;
- оперировать элементами технологии ИСУД.
- добывать теоретический материал через практические задания.
План урока:
Этап урока | Цель | Время | Методы и приемы |
Организационный момент. | Положительный настрой на изучение темы. | 1 мин. | Класс делится на 3 тур. группы( по кол-ву рядов). Изучение устного журнала. Слайд№1. Слайд № 1. |
Мотивация и Целепологание. | Сформулировать цель и задачи урока.
| 1 мин | Рассказ. Слайд 2. |
Изучение нового материала. | Этапы: 1. Малая Родина- близкий уголок. 2.Патриотизм- крепкие корни эпох. 3. Мозговой штурм. 4. Страницы устного журнала «Облик края» . 5. Презентации «Турресурсы области». 6.История и природа края. | 30 мин. | Рассказ. Слайд 3. Беседа.Слайд №4. Итоги игры. Рассказ. Слайды № 5-8. Показ слайдов. Рассказ. Слайды №9-15 |
Закрепление изученного мате- риала.
| Проведение теста. | 5 мин. | Слайд№16 |
Рефлексия | 1 мин. | Беседа | |
Выставление оценок | 1 мин. | ||
Домашняя работа | 1 мин. | 1. Фотосессия края. 2. Чтение краеведческой литературы. 3. Подготовка презентаций по памятникам природы- для оформления путеводителя-справочника. 4. Составление «Смысловых пропорций» |
Ход урока.
1.Организационный момент – класс делится на 3 команды (тургруппы), команды дают себе краеведческие названия.
2. Мотивация и целеполагание – сформировать «образ» Малой Родины – земли Самарской. Раскрыть основные закономерности развития края.
3. Изучение нового материала. Этап№1.
Люби и знай свой край.
Россия – это наша Родина – единственная для каждого человека, данная ему судьбой, завещанная ему предками.
Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился, называется он «Малая Родина». Для многих из нас такой Родиной стала Самарская область.
У каждого есть Родина своя, - вот так у нас в народе говорят.
у каждого есть дом,
где он родился, У каждого есть Родина своя, а
а где родился, там Родина у каждого святая.
и пригодился,
Николай Дружков.
- Прочтите внимательно слова Л.Н.Толстого. Подумайте, а потом объясните, что они означают ?
"Только тот может быть патриотом своей Родины,
кто умеет ценить и любить природу родного края"
Л.Н. Толстой
В конце лета можно видеть, как большие травяные шары перекатываются по степи. Это перекати-поле, неглубоки корни этих растений. Оттого ветер легко срывает их и уносит в овраги. Иное дело дуб. Не только ветер, но и ураган ему не страшен. Его могучие корни глубоко уходят в землю. Оттого надежно, крепко стоят дубы.
Не так ли и люди? Иные чуть подрастут и бегут из родного гнезда в поисках лучшего. И мотает их жизнь, и ломает. А другие стремятся врасти в ту землю, на которой родились.
К своему месту жительства можно относиться по-разному. Можно смотреть на него глазами временного обитателя или постороннего наблюдателя, а можно активно участвовать в жизни людей, населяющих этот край, и относиться к нему, как к земле, на которой жили наши деды и прадеды, на которой живем мы и наши родители и, вероятно, будут расти наши дети и внуки. Именно для того, чтобы не стать чужим на своей земле, необходимо всем сердцем любить и ценить свой родной край.
Чтобы ценить и любить свой край - его надо знать. Знать настолько, чтобы вы могли сказать:
…И с гордостью скажу родному краю:
“Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!”
Этап № 2
«Мозговой штурм» (разминка)
В этом задании надо ответить на вопрос или продолжить фразу в шуточной форме. Время на обдумывание 30 сек /Музыка «Самара»/. После обдумывания каждая команда дает свой вариант ответа.
- Не приметен ничем, не широк – по просторам … края еле слышно течет ручеек, к морю …. убегая. (Волга)
- Я глубока и полноводна, Россия вся гордится мной. Но «И ты спереди прибавишь – и стану птпцей я лесной». (Волга-Иволга)
- Анаграмма – ФОРТ-Т (Торф)
- Сколько раз встречается название Самара в географических атласах(город,Самара- левый приток Волги,Самара- река на Украине, левый приток Днепра)
- Какой приток Волги вытекает весной из пораненной березы? (Сок)
- Какие реки бегут по шоссе? (Волга, Ока)
- Какие горы можно встретить на автодорогах? (Жигули)
- Река, в долине которой расположен курорт «Сергиевские минеральные воды».
Подведение итогов конкурса тургрупп, заполнение учетной таблицы.
Этап №3.
«Облик края»
Давайте полистаем страницы устного журнала «Земля Самарская родная».
Исключительно красива у нас природа. Знаменитая Самарская Лука, Жигулевские и Сокольи горы, воспетые многими художниками слова, необъятные просторы Заволжских степей, величавая Волга с ее многочисленными притоками. Самарская область живописный край, прекрасная часть нашей огромной России. А теперь совершим небольшое путешествие по живописным уголкам нашей малой родины, чтобы представить облик края.
- Представление презентаций присутствующих тургрупп: «Туристические ресурсы области».
- Подведение итогов этапа № 3 – заполнение учетной таблицы.
Этап № 4.
«Голоса эпох»
История формирования Самарской области (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ).
Самарская область, так же, как и любая другая область нашей необъятной Родины, имеет свою историю. Чтобы понять ее настоящее, обратимся к ее прошлому, ее истокам.
- Откройте атлас Самарской области на стр. 6 «Заселение и освоение области».
Человек в Среднем Поволжье появился около 100 тыс. лет назад.. Край стал заселяться в XIII веке. Кроме русских постоянными жителями становились мордва, чуваши, татары.
- Проанализируйте размещение поселений выше названных народов.
- Какие ученые сыграли существенную роль в освоении области?
Официальной датой основания города крепости Самары на Волге считается 1586 год. Однако поселение с одноименным названием существовало еще во второй половине XIII века, в эпоху Золотой Орды.
До конца XVII века Самара представляла собой типичный пограничный город-крепость. Постепенно вокруг Самары, в районе Самарской Луки, где было относительно безопасно благодаря уникальным природным условиям этого района, появились первые сельские поселения. Так образовался Самарский уезд.
Этап № 5.
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»
◦Используя политико-административную карту России и области (стр.1) определите:
- ФГП, ЭГП, ГПП области(каждая группа дает свою оценку).
- Выполните практическую работу№1:
1.Подпишите на контурной карте пограничные области, республики, государства.
2.Подпишите на контурной карте город Самара, свой населенный пункт.
- Подведение итогов этапа № 5 – заполнение учетной таблицы.
Этап № 6
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ .
…Давно это было, когда еще ни человека, ни современных животных, ни растений, каких мы видим сейчас, на земле не существовало. Не было тогда и Жигулей.
Море широко разливалось на том просторе, который теперь занимает наш край.
Но земная кора не может быть навеки покойна...
Так было и у нас: под напором тектонических (двигательных) сил природы земную кору нынешней Самарской Луки вспучило, приподняло извилистым валом. Гребень этого вала дал излом — трещину; одна сторона его приподнялась и обнажила древние известняки (каменноугольного периода), да так и осталась в виде тех вершин Жигулей, которые обступили берег Волги. Другая сторона вала опустилась, теперь она подстилает русло Волги.
Прошли века, и новое море, Акчагыльское, постепенно затопило наш край; Но затопить Жигули они не смогли; Жигули оставались островом...
Много тысяч лет прошло, и Акчагыльское море начало медленно отступать на юг, в Арало-Каспийскую впадину, пока совсем не обнажило землю нашего края.
С тех пор века стоят Жигули, покрытые щетиною лесов...
Кто ж нам рассказал о том, что было так давно?
А поведала об этом сама земля…
Потапов А.М «Прошлое Жигулей»
Самарская область расположена на юго-востоке Русской равнины. Вам уже известно, что на большой глубине равнины находится древний (допалеозойский) кристаллический фундамент. Сверху он покрыт мощной толщей осадочных пород: известняков, доломитов, песчано-глинистых осадков всех возрастов, начиная от палеозойской эры и кончая современными отложениями кайнозойской эры. Если посмотреть на геологический разрез Самарской Луки, то он напоминает слоеный пирог. Такое строение обусловлено влиянием морей, то наступавших, то покидавших территорию нашей области. Итак , мы узнали на территории нашей области образовались Жигулевские горы. А теперь давайте посмотрим, чем представлена остальная территория области, для этого мы воспользуемся физической картой (стр.4).
- Внимательно рассмотрите строение рельефа Самарской области.
- Каковы особенности территории нашей области? Какая форма рельефа преобладает?
- Определите, в каких районах находятся самые высокие и самые низкие участки. Перечислите горы Самарской области.
Поверхность области – это холмистая, полого-волнистая равнина, наклоненная с севера на юг. Главная река области – Волга делит на правобережье и левобережье.
Левобережье: внижнем течении р. Сок по левому берегу проходят Сокольи горы, Сокские горы, Кинельские яры, Средний, Каменный Сырт.
Правобережье. Правобережье занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами, покрытыми лесами. Горы невысокие(самая высокая точка – гора НаблюдательТо глубокие, то узкие, то широкие овраги и балки, где пылали в старину костры волжской вольницы, разделяют всю гряду на отдельные горы: Усинский курган, Молодецкий курган, гора Лысая, утес Шелудяк, гора Верблюд.
Особенная прелесть Жигулей в том, что они удивительно под стать величавой и спокойной Волге, словно созданы только для нее. Красота Жигулей воспета в песнях, былинах и современных художественных произведениях, запечатлена на полотнах И.Е. Репина, Сурикова и др. русских художников.
Волга, огибая Жигули, образует излучину – Самарскую Луку. Экзотические скалы и утесы, глубокие долины и пещеры – это не только памятники природы, они хранят следы деятельности древнего человека, память о казачьей вольнице атамана Разина, повстанцах Пугачева и других событиях в истории нашей Родины.
Практическая работа №2 (ИСУД)
На контурной карте подпишите основные формы рельефа области.
- Выполните цифровой диктант (1-да, нет- 0):
- Самая высокая точка области- (Стрельная) Наблюдатель. (0)
- Царев курган расположен на левом берегу р. Волги, образован в результате тектонических подвижек, это-геологический останец. (1)
- На территории области широко распространены отложения меловой системы(глины, пески,мел.. (1)
- Рельеф области представлен горными породами континентального происхождения (0)
- Основные формы рельефа области – ледниковые (0)
- Основное месторождение горючего сланца – Кашпирское (1)
- Кристаллический фундамент представлен осадочными породами 0
Ответ: 0110010
Подведение итогов этапа№6 – заполнение баллов в учетной таблице.
Этап № 7.
«Каков климат?»
- Какой климат характерен для нашей области? Назовите его основные черты, используя общие сведения (атлас Самарской области, стр.22-29)
Климат области континентальный с ярко выраженными погодными картинами всех четырех времен года.
Зима в области длится пять месяцев. Постоянный снежный покров появляется во второй половине ноября. Уже в ноябре возможны морозы до -10 градусов, в январе и феврале иногда они могут достигать -30 градусов.
- Где осадков выпадает больше – в Жигулях или в с. Кошки? Почему?
- Как бы вы решили проблему охраны почв от промерзания?
Весна в нашей области сравнительно коротка и длится 26-29 дней. Среднесуточная температура колеблется от 0 до +10 градусов, но весенние заморозки возможны до 11 июня.
- Земледельцы области стараются провести посевную в «сжатые сроки».
Что вы под этим подразумеваете?
Лето в наших краях продолжительное, щедрое на тепло и солнце. Средняя температура июля + 19,6 градуса на севере области и +21,8 градуса на юге. Наиболее высокие температуры в отдельные дни июля достигают +30° и выше. В некоторые годы бывают засухи.
- Количество атмосферных осадков в области уменьшается с северо-запада на юго-восток. Почему?
Осень непродолжительная (37-39 дней). В сентябре погода похожа на летнюю. Средняя температура сохраняется около 11 градусов тепла. В октябре учащаются заморозки, ветер холодный и влажный, идут моросящие дожди.
Подведение итогов этапа № 7 – заполнение учетной таблицы.
Этап № 8.
Воды области
Воды Самарской области представлены поверхностными и подземными источниками: большие и малые реки, озера, пруды и водохранилища, родники.
- Используя физическую карту (стр.4), назовите крупные реки области и их притоки.
Самой крупной рекой области является Волга , берущая свое начало на Валдайской возвышенности.
Репин, Левитан, Некрасов, Твардовский и др. художники холста и слова сделали Волгу бессмертной в своих произведениях. Лучшие русские народные песни — песни о Волге-матушке.
А Жоголев в своих стихах показывает, насколько неотделимы Волга и Жигули.
…А вот глядел бы так часами,
Как меркнет даль у Жигулей…
Не верите? Побудьте с нами,
И вы почувствуете сами,
Что Волга стала вам родней…
Свою картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин писал в с. Ширяево (Самарская Лука).
А Фёдор Васильев, близкий друг Репина, создал в селе Ширяево целую серию прекрасных волжских пейзажей.
В память о пребывании Ильи Ефимовича Репина и его приятелей в 1870 г.в селе Ширяево был открыт Дом-музей . И в этом музее хранится письмо И. Репина, датированное 26-м января 1895 года, где он описывает свою первую встречу с Волгой в районе Жигулей.
«..Мы вставали с восходом солнца и спешили на палубу и старались набросать, записать и заполнить в своих дорожных альбомах все выдающееся на длинном пути».
В нашей области насчитывается более 2000 озер. В основном это озера-старицы. Они живописны, богаты растительностью и животным миром. Но несколько слов хочется сказать об озере Серном, что находится в Сергиевском районе. Вода и грязь этого озера обладают целебными свойствами, и впервые были отмечены еще И.И. Лепехиным и П.С. Палласом. А сейчас здесь находится санаторий «Сергиевские минеральные воды», известный за пределами области.
Практическая работа №3
- На контурной карте подпишите реки области.
Подведение итогов этапа №8 – заполнение учетной таблицы.
Этап № 9
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
- В каких природных зонах расположена Самарская область?
Самарская область расположена на границе лесостепи и степи. Лесные массивы чередуются с открытыми степными просторами. Леса составляют 10% всей территории.
- Назовите сосновые леса области, используя карту на стр.13
Лиственные леса произрастают на севере Левобережья, в правобережье (стр.14). Половину лесов – это дубравы. Кроме дуба произрастают клен, липа, осина, береза.На юге области расположены степи (стр. 16 атласа). В настоящее время они распаханы, естественные ландшафты сохранились небольшими островками. Там растут мятлик, костер, полевица, клевер, чина и другие травы с яркими и душистыми цветами.
Но окружающая нас природа нуждается в охране, она ранима и уязвима. Чтобы сохранить отдельные виды растений, места обитания животных, созданы особо охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки.
В пределах Самарской Луки находятся Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина и национальный парк «Самарская Лука».
(атлас Самарской области, стр.12)
- Сколько видов растений и животных, встречающихся на территории области, занесено в «Красную книгу РФ»? Какие?
- Каждый ряд составляет по 2 предложения на ПТК Самарской области с одним термином так,чтобы остальные слова вэтих предложенияхне повторялись.(ИСУД)
Подведение итогов этапа № 9-заполнение учетной таблицы.
Этап № 10.
ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ
В Самарской области насчитывается 305 памятников природы.
- Знаете ли вы, какие памятники природы есть в нашем (Красноглинском) районе?
( Пещера Братьев Греве, Лысая гора, Сокольи горы, Коптев овраг ).
Судьба одарила нас богатой природой, но сила Отечества зависит не только от природных условий, но и то его экономической мощи.
Именно для того, чтобы не стать чужим на своей земле, чтобы сохранить ее природные богатства и суметь по-взрослому включиться в хозяйственную жизнь своего края, необходимо всем сердцем любить и хорошо знать его территорию - его природно-климатические условия, растительный и животный мир, минерально-сырьевые ресурсы, структуру экономики. Только знающий и любящий человек способен сделать все необходимое для материального благополучия всех людей, проживающих на родной территории.
Закрепление изученного материала.
Итак, закрылась последняя страничка устного журнала.
- Проведение теста.
А сейчас проведем самопроверку, сверьте свои ответы с правильными ответами. Посчитайте число верных ответов.
Общее подведение итогов работы тургрупп. Лидирующая группа -поощряется.
Домашнее задание.
1.Ребята, многие из вас во время каникул путешествуют по нашей области, фотографируют памятные места. Подберите фотографии различных пейзажей нашей области, сделайте фотовыставку в классе, школе, напишите фоторепортаж в газету «Жигулевские ворота»
2.Читайте книги о Самарской области.
3. Подготовьте презентации о Сокольих горах, Царевом кургане, Самарской Луке и других памятниках природы.
4. Составьте «Смысловые пропорции». Например:
Нефть-полезное ископаемое =Молодецкий курган-форма рельефа.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие по Самарской области.
Урок окончен, но вы еще не все узнали о своем крае. Я рассчитываю на вашу любознательность в разных ее проявлениях – от простого любопытства до настоящей и очень глубокой жажды знаний.
Еще М.В. Ломоносов говорил: «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». Дерзайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.
Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...
Методическая разработка внеклассного занятия "Вера в народной жизни"
В данной разработке рассматривается вопрос веры в народной жизни, влиянии православия на быт и традиции кубанских казачьих семей....
Методическая разработка внеклассного занятия "Проводы казака на службу"
В данной разработке рассказывается о традиции проводов казака на службу....
Разработка внеклассного занятия "Назови меня по имени"
Занятие предназначено для учащихся коррекционных школ. Цель занятия учить детей работать в группах и привитию навыков общения....
Разработка внеклассного занятия "Ошибка Петра Великого"
Цели:- Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.- Расширение кругозора учащихся.- Воспитание гармонично развитой личности.- Нравственное вос...