Разработка внеклассного занятия по краеведению "Земля Самарская"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Данный материал предназначен для проведения факультативных занятий по краеведению и может использоваться при подготовке краеведческих олимпиад для возрастной группы 8-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 8 –б классе.

Тема: «Земля Самарская».

Урок проводил: учитель географии МОУ СОШ № 27 Горбачева М.М.

Урок является 65-ым в общем планировании и 3-им по теме «Природа Самарской области».

Цель урока: «Привить учащимся любовь к малой Родине».

«Атлас не смог бы удержать мир, если бы задумался о его размерах».

Хаббард

«Образованный человек никогда не читает - он перечитывает».

Ж.Элгозм

«Цель обучения - научить обходиться без учителя».

Хаббард

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать целостное представление о природе и истории родного края.
  •  проанализировать события прошлого края

Развивающие:

  • расширить кругозор учащихся в краеведческом аспекте на базе ИКТ.
  • развивать мыслительную деятельность учащихся, учитывая модальность.
  • Прививать любознательность к краеведческой географии.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма на примере истории освоения своего края; любви к своей малой Родине.
  • воспитывать краеведческую культуру учащихся.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок - устный журнал.

Оформление урока:

•Ноутбук, проектор, экран.

•Физическая карта Самарской области.

•Атласы по географии Самарской области.

•Контурные карты Самарской области.

•Мультимедиапрезентация.

Планируемые результаты обучения:

ученик будет знать:

-историческую составляющую края;

- своеобразие ПК Самарского края;

- основные памятники природы Самарской области;

Ученик будет уметь:

- составлять «образ» Малой родины;

- оперировать элементами технологии ИСУД.

- добывать теоретический материал через практические задания.

План урока:

Этап урока

Цель  

Время

Методы и приемы


Организационный

момент.


Положительный      настрой на  изучение  темы.



1 мин.        


Класс делится на 3 тур. группы( по кол-ву рядов).

Изучение устного журнала.   Слайд№1.                                                  Слайд № 1.

Мотивация и

Целепологание.              

Сформулировать цель    и задачи урока.

       

1 мин              

Рассказ. Слайд 2.

Изучение нового

     материала.

            Этапы:

1. Малая Родина-                                    близкий уголок.                                2.Патриотизм-

крепкие корни эпох.

 3. Мозговой штурм.                                4. Страницы устного журнала «Облик края» .                                  5.  Презентации «Турресурсы области».

 6.История и природа края.                                                                                

           30 мин.

                                Рассказ. Слайд 3.


Беседа.Слайд №4.



Итоги игры.


Рассказ. Слайды № 5-8.


Показ слайдов.



Рассказ. Слайды №9-15


Закрепление

изученного  мате- риала.

       


Проведение

теста.                                      


5 мин.


Слайд№16

Рефлексия

1 мин.

Беседа

Выставление оценок                                            


1 мин.


Домашняя работа                                                  


1 мин.      

1. Фотосессия края.                                                                    2. Чтение краеведческой литературы.

 3. Подготовка презентаций по памятникам природы-                                для оформления путеводителя-справочника.                                                         4. Составление «Смысловых пропорций»


Ход урока.

1.Организационный момент –  класс делится на 3 команды (тургруппы), команды дают себе краеведческие названия.

2. Мотивация и целеполагание – сформировать «образ» Малой Родины – земли Самарской. Раскрыть основные закономерности развития края.

3. Изучение нового материала.                       Этап№1.

Люби и знай свой край.

Россия – это наша Родина – единственная для каждого человека, данная ему судьбой, завещанная ему предками.

Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился, называется он «Малая Родина». Для многих из нас такой Родиной стала Самарская область.

У каждого есть Родина своя,                     - вот так у нас в народе говорят.

у каждого есть дом,

где он родился,                                            У каждого есть Родина своя, а

а где родился, там                                         Родина у каждого святая.  

и пригодился,

                                                                                                 Николай Дружков. 

  • Прочтите внимательно слова Л.Н.Толстого. Подумайте, а потом объясните, что они означают ?

"Только тот может быть патриотом своей Родины,

кто умеет ценить и любить природу родного края"

Л.Н. Толстой

В конце лета можно видеть, как большие травяные шары перекатываются по степи. Это перекати-поле, неглубоки корни этих растений. Оттого ветер легко срывает их и уносит в овраги. Иное дело дуб. Не только ветер, но и ураган ему не страшен. Его могучие корни глубоко уходят в землю. Оттого надежно, крепко стоят дубы.

Не так ли и люди? Иные чуть подрастут и бегут из родного гнезда в поисках лучшего. И мотает их жизнь, и ломает. А другие стремятся врасти в ту землю, на которой родились.

К своему месту жительства можно относиться по-разному. Можно смотреть на него глазами временного обитателя или постороннего наблюдателя, а можно активно участвовать в жизни людей, населяющих этот край, и относиться к нему, как к земле, на которой жили наши деды и прадеды, на которой живем мы и наши родители и, вероятно, будут расти наши дети и внуки. Именно для того, чтобы не стать чужим на своей земле, необходимо всем сердцем любить и ценить свой родной край.

Чтобы ценить и любить свой край - его надо знать. Знать настолько, чтобы вы могли сказать:

…И с гордостью скажу родному краю:

“Люблю и знаю, знаю и люблю

и тем полней люблю, чем глубже знаю!”

Этап № 2

«Мозговой штурм» (разминка)

В этом задании надо ответить на вопрос или продолжить фразу в шуточной форме. Время на обдумывание 30 сек /Музыка «Самара»/. После обдумывания каждая команда дает свой вариант ответа.

  • Не приметен ничем, не широк – по просторам … края еле слышно течет ручеек, к морю …. убегая. (Волга)
  • Я глубока и полноводна, Россия вся гордится мной. Но «И ты спереди прибавишь – и стану птпцей я лесной». (Волга-Иволга)
  • Анаграмма – ФОРТ-Т                        (Торф)
  • Сколько раз встречается  название Самара в географических атласах(город,Самара- левый приток Волги,Самара- река на Украине, левый приток Днепра)
  • Какой приток Волги вытекает весной из пораненной березы? (Сок)
  • Какие реки бегут по шоссе?  (Волга, Ока)
  • Какие горы можно встретить на автодорогах? (Жигули)
  • Река, в долине которой расположен курорт «Сергиевские минеральные воды».

Подведение итогов конкурса тургрупп, заполнение учетной таблицы.

Этап №3.

«Облик края»

Давайте полистаем страницы устного журнала «Земля Самарская родная».

Исключительно красива у нас природа. Знаменитая Самарская Лука, Жигулевские и Сокольи горы, воспетые многими художниками слова, необъятные просторы Заволжских степей, величавая Волга с ее многочисленными притоками. Самарская область живописный край, прекрасная часть нашей огромной России. А теперь совершим небольшое путешествие по живописным уголкам нашей малой родины, чтобы представить облик края.

  • Представление презентаций присутствующих тургрупп: «Туристические ресурсы области».
  • Подведение итогов этапа № 3 – заполнение учетной таблицы.

Этап № 4.

«Голоса эпох»

 История формирования Самарской области (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ).

Самарская область, так же, как и любая другая область нашей необъятной Родины, имеет свою историю. Чтобы понять ее настоящее, обратимся к ее прошлому, ее истокам.

  • Откройте атлас Самарской области на стр. 6 «Заселение и освоение области».

Человек в Среднем Поволжье появился около 100 тыс. лет назад.. Край стал заселяться в XIII веке. Кроме русских постоянными жителями становились мордва, чуваши, татары.

  • Проанализируйте размещение поселений выше названных народов.
  • Какие ученые сыграли существенную роль в освоении области?

 Официальной датой основания города крепости Самары на Волге считается 1586 год. Однако поселение с одноименным названием существовало еще во второй половине XIII века, в эпоху Золотой Орды.

До конца XVII века Самара представляла собой типичный пограничный город-крепость. Постепенно вокруг Самары, в районе Самарской Луки, где было относительно безопасно благодаря уникальным природным условиям этого района, появились первые сельские поселения. Так образовался Самарский уезд.

Этап № 5.

«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

◦Используя политико-административную карту России и области (стр.1) определите:

  • ФГП, ЭГП, ГПП области(каждая группа дает свою оценку).
  • Выполните практическую работу№1:

1.Подпишите на контурной карте пограничные области, республики, государства.

2.Подпишите на контурной карте город Самара, свой населенный пункт.

  • Подведение итогов этапа № 5 – заполнение учетной таблицы.

Этап № 6

 ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ .

…Давно это было, когда еще ни человека, ни современных животных, ни растений, каких мы видим сейчас, на земле не существовало. Не было тогда и Жигулей.

Море широко разливалось на том просторе, который теперь занимает наш край.

Но земная кора не может быть навеки покойна...

Так было и у нас: под напором тектонических (двигательных) сил природы земную кору нынешней Самарской Луки вспучило, приподняло извилистым валом. Гребень этого вала дал излом — трещину; одна сторона его приподнялась и обнажила древние известняки (каменноугольного периода), да так и осталась в виде тех вершин Жигулей, которые обступили берег Волги. Другая сторона вала опустилась, теперь она подстилает русло Волги.

Прошли века, и новое море, Акчагыльское, постепенно затопило наш край;  Но затопить Жигули они не смогли; Жигули оставались островом...

Много тысяч лет прошло, и Акчагыльское море начало медленно отступать на юг, в Арало-Каспийскую впадину, пока совсем не обнажило землю нашего края.

С тех пор века стоят Жигули, покрытые щетиною лесов...

Кто ж нам рассказал о том, что было так давно?

А поведала об этом сама земля…

Потапов А.М «Прошлое Жигулей»

Самарская область расположена на юго-востоке Русской равнины. Вам уже известно, что на большой глубине равнины находится древний (допалеозойский) кристаллический фундамент. Сверху он покрыт мощной толщей осадочных пород: известняков, доломитов, песчано-глинистых осадков всех возрастов, начиная от палеозойской эры и кончая современными отложениями кайнозойской эры. Если посмотреть на геологический разрез Самарской Луки, то он напоминает слоеный пирог. Такое строение обусловлено влиянием морей, то наступавших, то покидавших территорию нашей области. Итак ,  мы узнали на территории нашей области образовались Жигулевские горы. А теперь давайте посмотрим, чем представлена остальная территория области, для этого мы воспользуемся физической картой (стр.4).

  • Внимательно рассмотрите строение рельефа Самарской области.
  •  Каковы особенности территории нашей области? Какая форма рельефа преобладает?
  • Определите, в каких районах находятся самые высокие и самые низкие участки. Перечислите горы Самарской области.

Поверхность области – это холмистая, полого-волнистая равнина, наклоненная с севера на юг. Главная река области – Волга делит на правобережье и левобережье.

 Левобережье: внижнем течении р. Сок по левому берегу проходят Сокольи горы, Сокские горы, Кинельские яры, Средний, Каменный Сырт.

Правобережье. Правобережье занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами, покрытыми лесами. Горы невысокие(самая высокая точка – гора НаблюдательТо глубокие, то узкие, то широкие овраги и балки, где пылали в старину костры волжской вольницы, разделяют всю гряду на отдельные горы: Усинский курган, Молодецкий курган, гора Лысая, утес Шелудяк, гора Верблюд.

Особенная прелесть Жигулей в том, что они удивительно под стать величавой и спокойной Волге, словно созданы только для нее. Красота Жигулей воспета в песнях, былинах и современных художественных произведениях, запечатлена на полотнах И.Е. Репина, Сурикова и др. русских художников.

Волга, огибая Жигули, образует излучину – Самарскую Луку. Экзотические скалы и утесы, глубокие долины и пещеры – это не только памятники природы, они хранят следы деятельности древнего человека, память о казачьей вольнице атамана Разина, повстанцах Пугачева и других событиях в истории нашей Родины.

Практическая работа №2 (ИСУД)

На контурной карте подпишите основные формы рельефа области.

  • Выполните цифровой диктант  (1-да, нет- 0):
  • Самая высокая точка области- (Стрельная) Наблюдатель.             (0)
  • Царев курган расположен на левом берегу р. Волги, образован в результате тектонических подвижек, это-геологический останец. (1)
  • На территории области широко распространены отложения меловой системы(глины, пески,мел..                                                                 (1)
  • Рельеф области представлен горными породами континентального происхождения                                                                                      (0)
  • Основные формы рельефа области – ледниковые                             (0)
  • Основное месторождение горючего сланца – Кашпирское              (1)
  • Кристаллический фундамент представлен осадочными породами   0

Ответ: 0110010

Подведение итогов этапа№6 – заполнение баллов в учетной таблице.

Этап № 7.

«Каков климат?»

  • Какой климат характерен для нашей области? Назовите его основные черты, используя общие сведения (атлас Самарской области, стр.22-29)

Климат области континентальный с ярко выраженными погодными картинами всех четырех времен года.

Зима в области длится пять месяцев. Постоянный снежный покров появляется во второй половине ноября. Уже в ноябре возможны морозы до -10 градусов, в январе и феврале иногда они могут достигать -30 градусов.

  • Где осадков выпадает больше – в Жигулях или в с. Кошки? Почему?
  • Как бы вы решили проблему охраны почв от промерзания?

Весна в нашей области сравнительно коротка и длится 26-29 дней. Среднесуточная температура колеблется от 0 до +10 градусов, но весенние заморозки возможны до 11 июня.

  • Земледельцы области стараются провести посевную в «сжатые сроки».

Что вы под этим подразумеваете?

Лето в наших краях продолжительное, щедрое на тепло и солнце. Средняя температура июля + 19,6 градуса на севере области и +21,8 градуса на юге. Наиболее высокие температуры в отдельные дни июля достигают +30° и выше. В некоторые годы бывают засухи.

  • Количество атмосферных осадков в области уменьшается с северо-запада на юго-восток. Почему?

Осень непродолжительная (37-39 дней). В сентябре погода похожа на летнюю. Средняя температура сохраняется около 11 градусов тепла. В октябре учащаются заморозки, ветер холодный и влажный, идут моросящие дожди.

Подведение итогов этапа № 7 – заполнение учетной таблицы.

Этап № 8.

Воды области

Воды Самарской области представлены поверхностными и подземными источниками: большие и малые реки, озера, пруды и водохранилища, родники.

  • Используя физическую карту (стр.4), назовите крупные реки области и их притоки.

Самой крупной рекой области является Волга , берущая свое начало на Валдайской возвышенности.

Репин, Левитан, Некрасов, Твардовский и др. художники холста и слова сделали Волгу бессмертной в своих произведениях. Лучшие русские народные песни — песни о Волге-матушке.

А Жоголев в своих стихах показывает, насколько неотделимы Волга и Жигули.

…А вот глядел бы так часами,

Как меркнет даль у Жигулей…

Не верите? Побудьте с нами,

И вы почувствуете сами,

Что Волга стала вам родней…

Свою картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин писал в с. Ширяево (Самарская Лука).

А Фёдор Васильев, близкий друг Репина, создал в селе Ширяево целую серию прекрасных волжских пейзажей.

В память о пребывании Ильи Ефимовича Репина и его приятелей в 1870 г.в селе Ширяево был открыт Дом-музей . И в этом музее хранится письмо И. Репина, датированное 26-м января 1895 года, где он описывает свою первую встречу с Волгой в районе Жигулей.

«..Мы вставали с восходом солнца и спешили на палубу и старались набросать, записать и заполнить в своих дорожных альбомах все выдающееся на длинном пути».

В нашей области насчитывается более 2000 озер. В основном это озера-старицы. Они живописны, богаты растительностью и животным миром. Но несколько слов хочется сказать об озере Серном, что находится в Сергиевском районе. Вода и грязь этого озера обладают целебными свойствами, и впервые были отмечены еще И.И. Лепехиным и П.С. Палласом. А сейчас здесь находится санаторий «Сергиевские минеральные воды», известный за пределами области.

Практическая работа №3

  • На контурной карте подпишите реки области.

Подведение итогов этапа №8 – заполнение учетной таблицы.

Этап № 9

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

  • В каких природных зонах расположена Самарская область?

Самарская область расположена на границе лесостепи и степи. Лесные массивы чередуются с открытыми степными просторами. Леса составляют 10% всей территории.

  • Назовите сосновые леса области, используя карту на стр.13

Лиственные леса произрастают на севере Левобережья, в правобережье (стр.14). Половину лесов – это дубравы. Кроме дуба произрастают клен, липа, осина, береза.На юге области расположены степи (стр. 16 атласа). В настоящее время они распаханы, естественные ландшафты сохранились небольшими островками. Там растут мятлик, костер, полевица, клевер, чина и другие травы с яркими и душистыми цветами.

Но окружающая нас природа нуждается в охране, она ранима и уязвима. Чтобы сохранить отдельные виды растений, места обитания животных, созданы особо охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки.

В пределах Самарской Луки находятся Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина и национальный парк «Самарская Лука».

(атлас Самарской области, стр.12)

  • Сколько видов растений и животных, встречающихся на территории области, занесено в «Красную книгу РФ»? Какие?
  • Каждый ряд составляет по 2 предложения на ПТК Самарской области с одним термином так,чтобы остальные слова вэтих предложенияхне повторялись.(ИСУД)

Подведение итогов этапа  № 9-заполнение учетной таблицы.

Этап № 10.

ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ

В Самарской области насчитывается 305 памятников природы.

  • Знаете ли вы, какие памятники природы есть в нашем (Красноглинском) районе?

( Пещера Братьев Греве, Лысая гора, Сокольи горы, Коптев овраг ).

Судьба одарила нас богатой природой, но сила Отечества зависит не только от природных условий, но и то его экономической мощи.

Именно для того, чтобы не стать чужим на своей земле, чтобы сохранить ее природные богатства и суметь по-взрослому включиться в хозяйственную жизнь своего края, необходимо всем сердцем любить и хорошо знать его территорию - его природно-климатические условия, растительный и животный мир, минерально-сырьевые ресурсы, структуру экономики. Только знающий и любящий человек способен сделать все необходимое для материального благополучия всех людей, проживающих на родной территории.

Закрепление изученного материала.

Итак, закрылась последняя страничка устного журнала.

  • Проведение теста.

А сейчас проведем самопроверку, сверьте свои ответы с правильными ответами. Посчитайте число верных ответов.

Общее подведение итогов работы тургрупп. Лидирующая группа -поощряется.

Домашнее задание.

1.Ребята, многие из вас во время каникул путешествуют по нашей области, фотографируют памятные места. Подберите фотографии различных пейзажей нашей области, сделайте фотовыставку в классе, школе, напишите фоторепортаж в  газету «Жигулевские ворота»

2.Читайте книги о Самарской области.

3. Подготовьте презентации о Сокольих горах, Царевом кургане, Самарской Луке и других памятниках природы.

4. Составьте  «Смысловые пропорции». Например:

Нефть-полезное ископаемое =Молодецкий курган-форма рельефа.

 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Самарской области.

Урок окончен, но вы еще не все узнали о своем крае. Я рассчитываю на вашу любознательность в разных ее проявлениях – от простого любопытства до настоящей и очень глубокой жажды знаний.

Еще М.В. Ломоносов говорил: «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». Дерзайте!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

Методическая разработка внеклассного занятия "Вера в народной жизни"

В данной разработке рассматривается вопрос веры в народной жизни, влиянии православия на быт и традиции кубанских казачьих семей....

Методическая разработка внеклассного занятия "Проводы казака на службу"

В данной разработке рассказывается о традиции проводов казака на службу....

Разработка внеклассного занятия "Назови меня по имени"

Занятие предназначено для учащихся коррекционных школ. Цель занятия учить детей работать в группах и привитию навыков общения....

Разработка внеклассного занятия "Ошибка Петра Великого"

Цели:- Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.- Расширение кругозора учащихся.- Воспитание гармонично развитой личности.- Нравственное вос...