Байкал
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

 

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал —

Таким мне запомнился древний Байкал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyi_urok_geografii_v_9_klasse_po_teme.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок географии в 9 классе по  теме  «Байкал»

Задачи :

В процессе педагогического взаимодействия обучающиеся научатся:

 Готовить информацию по заданной теме , о роли Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека, о природе уникального озера Байкал;

Разовьются  творческие способности у учащихся в ходе выполнения творческих заданий; навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач.

Расширится  кругозор учащихся о природе своей Родины;

 умение вести групповую исследовательскую работу; самостоятельного поиска решения;

чувства коллективизма, ответственность каждого за конечный результат.

 

Материалы и оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проект, обучающие программы,  атласы, дополнительная литература, учебник, рабочая тетрадь.

 

«Здравствуй» - говорим мы при встрече, а жители  Египта , Монголии и Древнего Китая говорили друг другу при встрече :« Здоров ли твой скот?» .  Вы понимаете , что основу их жизни составляло скотоводство , и такое приветствие было вполне оправдано. Зулусы говорят при встрече : «Я тебя вижу», а другие народы Африки вообще по-разному приветствуют людей , сидящих и стоящих , счастливых и несчастных , женщин и мужчин. Но мы все -таки остановимся на емком и красивом слове «Здравствуй»- с него начинается каждый наш день.

На сегодняшнем уроке мы должны доказать, что Байкал действительно является жемчужиной Сибири.

Учитель: у вас на столах лежат карточки, где написано:

 

Я знаю

Хочу знать

Узнал новое

 

 

Итак, что вызнаете об озере Байкал?  Запишите в колонку  «Я знаю».

Работа в группах.

1.     Задание №2. Слова, что они обозначают?

2.      Слова:  уникальность, 15 – 20 млн. лет,  Ангара, прозрачность, эндемики, нерпа,  сарма,  Ольхон, тревога.

3.      Комментарии учащихся. В колонку № 2 . записываются слова, на которые ученики не смогли дать объяснение.

3. Используя дополнительный материал и   учебник,  мы поработали  в группах. Каждая группа занималась  своей исследовательской работой.

Работают группы: Гидрологов, климатологов, биологи и зоологи, экологи, и геологи.

Работа и демонстрация слайдов по теме реки Байкала и животный мир Байкала.

 

5.     На доске записываются слова, на которые получили ответы во время групповой работы.

.

                    Экспедиция состоит из следующих отрядов:

  1. Географы - исследователи,
  2. Зоологи,
  3. Ботаники,


Физкультминутка

  1. Экологи,
  2. Творческая группа,
  3. Группа экспертов.



2. Экспертная группа получает экспертный лист, при этом им рекомендуется продумать свои критерии оценки. Подводит итоги викторины.

3. Творческая группа подбирает сказы и легенды о Байкале, стихи, фотографии и картины, а также свои рисунки о Байкале. Они к уроку оформляют материал в виде альбома или раскладушки.

^ Этапы работы.

1. Учитель поздравляет членов экспедиции с благополучным возвращением. Он предлагает посмотреть фрагмент фильма о Байкале, снятым и смонтированным ранее там работавшими экспедициями.

  1. Сообщения групп  с презентациями .
  2. Эксперты анализируют .
  3. А теперь давайте вернемся к нашим словам  в таблице , что же нового вы узнали о Байкале?


    4.Подведение итогов:

    А) работы экспедиционных групп,

    Б) итоги викторины о Байкале (эксперты и учитель).

    Оценка и рефлексия.


      Подведем итоги викторины о Байкале : Викторина по Байкалу.

  4. Кто первым исследовал Байкал? (И.Д.Черский)

  5. Самая крупная река впадающая в Байкал? (Селенга)

  6. Как называется поселок на мысе Покойники( пос. Покойники).

  7. Сколько бы могли прожить люди всей Земли на байкальской воде?(40 лет)

  8. Кто насчитал на Байкале 174 мыса?(Черский И.Д.)

  9. Самая большая река в Баргузинском заповеднике?(река Большая)

  10. На каком мысе в 1988 году был утвержден Байкальский национальный парк?(на мысе Катунь)

  11. В какое время года разливается река Баргузин?( летом)

  12. Длина озера Байкал?(636 км)

  13. Где находится Шаманский камень?(в устье р. Ангары)

  14. «Дворник» Байкала?(рачок эпишура)

  15. «Дочь» Байкала?( Ангара)

  16. «Внучка» Байкала? (Бухта)

  17. Что означает бурятское слово «далай»?(Байкал)

  18. Наибольшая глубина Байкала?(1620м)

  19. Ученые, изучающие озера?(лимнологи)

  20. Площадь Байкала?(31,5 тыс.кв.км)

  21. Дух Байкала?(Бурхан)

  22. Сколько эндемиков в Байкале?(более 70%)

  23. Сколько солей и примесей в 1 литре байкальской воды? (100мг на 1 литр, что в 10 раз меньше, чем в речной воде).

А теперь я предлагаю вам составить « Памятку туристу» , который отправляется в путешествие на Байкал

В конце урока были подведены итоги. После чего я прочитала свое стихотворение.

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал —

Таким мне запомнился древний Байкал.

 Красавица дочь — Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

 Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»,

Чтоб достоянием народа стал

Славное море — священный Байкал?


Дома:  составить визитную карточку по озеру Байкал.


Технологическая карта урока

по теме «Озеро Байкал»

Цель урока: формирование целостной географической картины мира через показ значимости Байкала в планетарном масштабе, навыков самостоятельной работы с источниками знаний, умения работы в группах.


Этапы занятия


Цель этапа


Время этапа


Содержание деятельности

учителя


Содержание деятельности

ученика


Средства обучения


Формы деятельности учащихся


Методы обучения


Измерители


Организационный


Организовать учащихся на деятельность



Нацеливание учащихся на работу


Получение информации о теме 


Интерактивная доска, физическая карта России, затем выделяю Байкал.


Фронтальная.


Беседа


Вопросы.


Подготовительный


Подготовка учащихся к работе над проблемой



Краткая лекция.

Информация о работе в группах


Прослушивание лекции и получение конвертов с заданиями.


учебник – 9 класс, интерактивная доска.


Фронтальная.


Монолог


Конверты с заданиями для групп.


Работа над заданной проблемой (смысловой)


Уметь подбирать и анализировать материал



Консультант.


Подбор материала.

Анализ материала.

выполнение задания.


Дополнительная литература, минералы,

открытки, таблицы,

компьютерные диски, интернет


Группы постоянного состава


Самостоятельная работа.

Дискуссии в группах.


Вопросы по мере необходимости


Презентационный

(демонстрационный)


Уметь представить и логически изложить материал



Консультант.


Представление подготовленного материала


Таблицы, компьютер, проектор. интернет, интерактивная доска, таблицы и т. д.


Группы постоянного состава


Демонстрация


Вопросы.


Итоговый


Уметь оценить полноту и правильность выполнения задания согласно разработанных критериев



Рефлексия занятия


Оценивание работы групп учащимися – экспертами.


Экспертный лист


Группы постоянного состава


Беседа


Критерии оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Презентация "Омуль - промысловая рыба Байкала"

Материал данной презентации можно использовать на уроках "Байкаловедения" в 7 классах, а также применять на занятиях элективных курсов, например, таких как "Ихтиофауна Байкала". В презентации теоретич...

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

интегрированный урок "Озеро Байкал"

Водные ресурсы, проблемы их использования и охрана на примере озера Байкал...

Идеологическая работа политорганов НКВД/МВД СССР среди японских военнопленных и интернированных на строительстве байкало-амурской магистрали (1945-1948 гг.).

В кн.: Основные тенденции государственного и общественного развития России: История и современность. Выпуск 4. Хабаровск, 2010..В центре внимания отечественных исследователей в последнее время о...

Жемчужина России- Байкал

Урок в 8 классе по теме: «Жемчужина России - Байкал». Образовательные цели:показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека.Развивающие цели:ØСформиров...

В гостиной у Байкала

В данной статье содержится конспект внекласнного мероприятия на тему "В гостиной у Байкала", который был проведен в форме экологического часа. Данная разработка может применяться в условиях дополнител...