Из опыта работы
методическая разработка (география) по теме

Васильева Марина Сергеевна

 

Вызвать устойчивый интерес к географии и экономике абсолютно у всех учеников довольно сложно. Поэтому необходимо попытаться сделать так, чтобы большей части учащихся было интересно заниматься на уроках.

Очень важно, чтобы информация не преподносилась в готовом виде, а "добывалась" учеником с помощью различных видов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc800.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Из опыта работы учителя географии, экономики и черчения

МОУ АР «Средняя школа №6 г. Томмота»

Васильевой Марины Сергеевны

Я прав или неправ перед тобою,

Мой ученик, сотрудник мой…...

Шалва Амонашвили

     Когда-то прочитала такие слова: « Человек становится учителем, чтобы больше узнать ». Действительно, эта профессия заставляет быть всегда сомневающимся человеком: «Так ли я делаю?».

    Сегодня в быстро меняющемся мире человеку предъявляются все новые требования, и образованию необходимо оперативно реагировать на эти вызовы.

    Учителю необходимо не только по - новому учить, но и по - новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске.

Задача географии – "изучение искусства жить"

Страбон

Современное общество ставит перед школой задачи подготовки выпускников, способных:

  • адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, решать проблемы
  • критически и творчески мыслить
  • работать с источниками информации, находить нужные факты делать аргументированные выводы
  • самоопределяться, быть в ответе за свое образование
  • быть толерантным, принимать многообразие жизни

Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю:

  • развитие мыслительных навыков, благодаря которым  ученик  может осознать необходимость самоопределения и представить его возможные траектории;
  • повышение социально-коммуникативной компетенции учеников;
  • формирование позитивно-критической личности.

Современный урок должен:

  • учить анализировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;
  • учить работать с разнородной, разноплановой информацией, структурировать и критически оценивать ее;
  •  учить ставить, задавать вопросы, стимулировать поиск ответов на них;
  •  учить использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;
  • учить формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;
  • оказывать помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории;
  •  готовить к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации;
  • учить различным социальным ролям, прививать нормы и ценности различных ролевых наборов;

На своих уроках я использую современные педагогические технологии, направленные на развитие интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображении, эмоционально- волевой сферы школьников. Обеспечиваю практическую, политехническую и профориентационную направленность учебного процесса, использую актуальные для учащихся современные примеры и ситуации. Предусматриваю самостоятельную работу учащихся с учебной, научной, справочной литературой, таблицами, диаграммами, графиками, интернет-ресурсами. На уроках выбираю приемы и методы общения на основе высокой требовательности с уважением к личности школьника. Стараюсь направлять деятельность учащихся на развитие конкретного перечня умений, овладев которыми ученик будет способен анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать, находить информацию, общаться в диалоге и полилоге и в будущем успешно самореализоваться в жизни.

География - особая наука, она обобщает в своем содержании знания о природе и обществе, на ее плечах лежит осведомленность о многих отраслях человеческой деятельности.

География формирует у ученика комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле.

Никакой предмет не сравнится с географией по охвату жизненных сфер.

В современных условиях значительно возрастает роль и экономической подготовки старшеклассников.

Необходимо формировать у будущего выпускника:

  • основы экономической грамотности, позволяющей анализировать проблемы и изменения в сфере экономики;
  •  навыки принятия самостоятельных экономических решений;
  • умения анализировать, синтезировать и обобщать экономическую информацию.

Кроме того, у старшеклассника должна сложиться ориентация на сферу будущей деятельности. Поэтому, содержание курса географии и экономики можно рассматривать и как профориентационные дисциплины.

Необходимо  сформировать в сознании школьника объективную научную картину родного края, своей страны и всего мира, а также воспитать его как человека, готового к профессиональной деятельности и применению приобретенных знаний в различных жизненных ситуациях.

Но вызвать устойчивый интерес к географии и экономике абсолютно у всех учеников довольно сложно. Поэтому необходимо попытаться сделать так, чтобы большей части учащихся было интересно заниматься на уроках.

Очень важно, чтобы информация не преподносилась в готовом виде, а "добывалась" учеником с помощью различных видов учебной деятельности.

В течение двух лет я совместно со старшеклассниками проводила ряд микроисследований.

Работа по данному направлению позволяет ребятам развивать:

  • Способность вступать в общение с целью быть понятым
  • Способность грамотно выполнять действия с информацией
  • Способность применять полученные знания на практике

Использовались следующие методы исследования: анкетирование, наблюдение, самооценка уровня сформированности группы умений, высказываний о характере трудностей в решении профессиональных задач, интервью.

Микроисследование 1. Анализ уровней познавательной активности и выявление интереса к учебным предметам

ЦЕЛИ:

1.Изучение и анализ способностей учащихся, вовлечение их в познавательную деятельность;

 2. Поиск учащихся, которые имеют      определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность.

3. Выяснить взаимосвязь между интересами учащихся и содержанием   предметов

По результатам исследования выделялись

  • уровни познавательного развития:

       высокий;       средний;        низкий  

  • навыки концентрации и распределения внимания;
  • уровень общей осведомленности и развития лингвистических способностей, т.е. качество гуманитарной образованности;
  • образованность в области точных наук;
  • уровень пространственного ориентирования и абстрактно- логического мышления;

После обобщения результатов предлагались  рекомендации, исходя из предрасположенности школьников к определенной профессиональной сфере.

Микроисследование 2. Мотивационные факторы выбора профессии

  • Что может повлиять на ваш выбор профессии?
    Какие профессии вас привлекают?
  • Действительно ли ты сам выбираешь?
  • А может на твой выбор повлияли родители, которые хотят таким образом реализовать свою невоплощенную мечту?
  • А может ты выбираешь "за компанию" с другом или подругой?
  • А может ты выбираешь не профессию, а учебное заведение поближе к дому или то, в которое легче поступить?

После анализа результатов, появилась идея обобщения полученных данных и выработки рекомендаций в виде исследовательского проекта.

Исследовательский проект «ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ»

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого  ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение – это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. 

ЦЕЛИ:

  • Выявить проблемы молодежи на современном рынке труда;
  •  Исследовать современный рынок труда и определить самые востребованные профессии на сегодняшний день;
  • Помочь школьнику в профессиональном самоопределении

Наиболее популярными профессиями среди ребят выступают следующие специальности: юрист, экономист, менеджер, программист, врач. Это позволяет сделать выводы о сохранении высокого уровня привлекательности данных профессий для молодежи. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом ребята считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. Опрос показал, что выпускники 9-х классов на 1-е место при выборе профессии ставят ее престижность, на второе - заработок и лишь на третье - возможность трудоустроиться.

ВЫВОДЫ:

  • Ошибочно выбирать профессию без учета ее конкурентоспособности на рынке труда
  • Необходимы знания о перспективных отраслях экономики, а значит о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.

Особенностью данной работы по микроисследованиям является то, что актуальные проблемы молодежи решаются будущими выпускниками уже на школьном уровне. Ребята проводят самодиагностику, узнают свои плюсы и минусы, получают рекомендации и могут прогнозировать дальнейшую траекторию.

Учитывая результаты данных микроисследований, я стараюсь на уроках использовать такие методы обучения, которые: позволяют включать их в различные виды самостоятельной работы, дают возможность осознать процесс и результат своей деятельности, повышают самооценку и ответственность за результаты учения.

    Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные

                         один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей

                         ориентироваться в огромном информационном поле, умение

                         самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В своей работе опираюсь на технологию «Развития критического мышления»

Критичность мышления является одним из показателей творческой активности личности, а творческая активность учащихся, в свою очередь, является залогом эффективности учебных занятий по географии.

Методы развития критического мышления были предложены преподавателями США в начале 80-х годов ХХ века Куртисом Мередит, Чарльзом Темпл, Джинни Стилл.

Критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются в том случае, если на уроках ученики являются не пассивными слушателями, а постоянно ищут информацию. Соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, самостоятельно устанавливают межпредметные связи. Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность информации, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлении

Приемы, которые используются мною на уроках географии и экономики:

1. Работа с учебником    

служит не только целям приобретения новых знаний, но и целям

формирования умения самостоятельно работать с книгой.

Это умение очень важно, т.к. является важнейшим средством самообразования.

Этому способствует составление опорных конспектов по тексту учебника.

     Цель:

            развитие самостоятельной творческой мыслительной

           деятельности, аналитических умений. Работая над материалом, ребята

           учатся сравнивать, классифицировать, группировать, выяснять

           закономерности, делать выводы.

           Конспекты могут быть оформлены в виде кластера (графического

          представления материала), краткого текста, таблицы, схемы.

           При проверке конспектов обращаю внимание на

           оригинальность изложения  материала, его полноту, рациональность.

2.  Заполнение и анализ таблиц, схем, диаграмм.

    Данная работа позволяет обобщить и систематизировать знания, развивать логические умения: сравнивать, выделять главное, подтверждать фактами.

3. Решение проблемных ситуаций

4. Решение задач.

Позволяют применить теоретические знания, развивают логическое мышление, воспитывают настойчивость, трудолюбие.

5. Анализ статистических данных.

Обработка и анализ информации, которая характеризует количественные закономерности и качественное содержание экономических и социальных явлений

6. Создание игровых ситуаций.

Представьте себя в роли членов правительства  и попытайтесь найти пути выхода из сложившейся экономической ситуации. Что случиться, если правительство вмешается в систему рыночного ценообразования?

В каких сферах необходимо государственное регулирование?

7. Изучение конкретного факта.

      Обсуждение факта из информационных передач, из практики или собственной жизни, поиск вариантов решения.

Цель: развитие альтернативного мышления

Школьник становится непосредственным участником жизненного действия. Такие упражнения мотивируют учеников, раскрепощают в том смысле, что они начинают смелее ставить под сомнение суждения друг друга и учителя.

Кроме того, и как учитель, и как классный руководитель, я уделяю

большое внимание развитию коммуникативных навыков (навыков общения).

В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения. В 11 классах через курс «Основы делового общения» я планирую помочь ученикам прибрести навыки,  необходимые для трудовой деятельности и профессионального роста в любой области. Это прежде всего умение бесконфликтно и эффективно общаться. Действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией и др.

В течение нескольких лет руководила работой кафедры естественно – математических наук.

Кафедра работала  над темой «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы"

Здоровье – «не тривиальное отсутствие болезней, а такое состояние эмоциональной, психической и физиологической сфер жизни и деятельности человека, которое создаёт наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей

ответственности за него».    Г.С. Шаталова

 Цели: формирование ответственного отношения к своему здоровью учащихся и учителей. Выявление путей и способов по формированию культуры здоровья в школе, научного миропонимания здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической  грамотности.

В 9, 10, 11А, 11Б, классах на уроках просматривался видеофильм по материалам телевизионного проекта «Общее дело». Поднималась и обсуждалась тема подросткового пивного алкоголизма. Тема вызвала большой резонанс, ребята обсуждали этот вопрос на уроках глобальной географии, химии, с родителями, писали минисочинения  об отношении к этой проблеме, на уроках информатики создавали проект рекламы здорового образа жизни. 

Этой теме  были посвящены отрытые уроки и классные часы:  «О вреде курения через проценты», « Поход в магазин за витаминами», «Спирты». «Здоровье и долголетие», «Создание рекламы здорового образа жизни».

Вся человеческая жизнь - сплошной выбор, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого. Рационализация поведения личности - задача школьного урока. Если ученик выйдет за порог школы с запасом практически полезных знаний, с умением их использовать в своей деятельности, с умением критически мыслить, решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения, то можно считать мою работу успешной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...