Урок по теме "Азиатская Россия"
учебно-методический материал (география, 9 класс) на тему
Задача урока - формирование знаний о природных и социально-экономических особенностях азиатского региона России через активное использование ИКТ, разнообразных способов сбора, обработки информации, краеведческого материала. Урок сопровождается презентацией "Азиатская Россия- Восточный макрорегион"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aziatskaya_rossiya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Азиатская Россия»
ТДЦ:
1.Способствовать формированию фактического материала об особенностях географического, геополитического положения, природе и населении Азиатской России;
2. Способствовать формированию умений находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, отвечать на вопросы и задания по содержанию текста учебной статьи, сравнивать, обобщать изучаемые объекты и явления;
3. Воспитание этических и эстетических норм поведения, чувства ответственности за порученное дело, культуры общения между участниками урока.
Оборудование:
АРМ, презентация по теме, коллекция полезные ископаемые, атлас 9 класс, карточки – задания (приложение), География России: Учеб. для 8-9 кл. /Под ред. В.П, Дронова.-М.: Дрофа, 2004.
Ход урока
№ | Этапы урока, время | Деятельность учащихся | № слайда |
1 | Организационный момент 2 мин | Введение. 1.Приветствие участников урока. Тема урока. Цель урока: Дать политическую и экономическую оценку региону. 2. Представление ведущих учеников. 3. Представление групп учащихся. 4. Представление средств, для работы на уроке. | 1 2 3 |
2 | Новая тема. Начало путешествия: 3 мин Подводим итоги 1 мин | Команда А: Совершить поездку от станции Тамерлан до города Кызыл по железной дороге.
Команда Б:
Команда В: «От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая- Хранимая Богом родная земля!» (Государственный гимн) Подтвердить слова Государственного гимна страны, используя следующие параметры:
Вывод: Азиатская Россия обширный регион, омывается двумя океанами Атлантическим и Тихим, соседствует с многими странами, напряжённые отношения на востоке с Японией - спорная территория Курильских островов. В целом положение выгодное. Отрицательный аспект: Удалённость от Центра, северность территории - главная причина малой заселённости и слабой освоенности региона. | 4 5 |
3 | Сообщение ученика по теме «Особенности Рельефа Азиатской России» 3мин +3мин | Сообщение. «Особенности Рельефа Азиатской России» Задания Команда А: Используя таблицу № 7 стр71 учебник География России 8 кл. /Под ред. В.П, Дронова и физическую карту Азии, оцените условия для осуществления хозяйственной деятельности на территории всего региона. Назвать:
Команда Б:
Назовите причины этого стихийного бедствия.
Команда В: используя физическую карту России
(район поиска Горы Алтай ) | 6 7 8 |
4 | Сообщение ученика по теме «Полезные ископаемые региона» 3мин +3мин Подведём итоги +3мин | Команда А: Отрасли металлургия называют «грязными». Южная Сибирь производит металлы и является районом с тяжёлой экологической ситуацией.
Команда Б: По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии. В России несколько нефтяных баз. Западно –Сибирская база является основной нефтяной базой страны.
Команда В: Юг Сибири – крупнейший в стране производитель алюминия. Заводы Сибири производят 80% российского алюминия. Почему предприятии по производство алюминия выгодно строить в Сибири? Вывод: Что же такое Сибирь и Дальний Восток сточки зрения: географа- это обширная территория, на которой представлены разнообразные формы рельефа: горы, равнины, плоскогорья, плато, речные долины. ит. д. геолога- это богатый район полезных ископаемых; экономиста- это перспективный район промышленности, но очень дорогой в освоении. Азиатская Россия традиционно подразделяется на Сибирь и Дальний Восток. | Таблицы |
5 | Особенности климата 5 мин Сообщение о коренном населении азиатской России |
Задания
(зона с суровой природой, с районами, трудными для жизни людей).
| 9 10 11 |
6 | Сообщение по теме «Топонимическое сравнение географических названий Урала и Азиатской России» 3мин | Выбрать сувениры, подарки для своих родных и дорогих людей. | 12 |
7 | Подведём итоги 2мин | 4.Заключение. Обмен мнениями. благодарность за совместно проделанную работу | |
8 | Домашнее задание 2мин | 46, контурная карта: государственная граница, границы района, страны- соседи, река, озёра п. и . | |
34 минуты |
4. Заключение.
Азиатская Россия ………………….территория нашей страны.
С двух сторон омывается океанами………….. … и ………………..
Граничит со многими государствами по суше с…………………………………………….
..................................................... и по морям, это страны………………………………………………..…
В Азиатской России преобладает Зона Севера, в этой зоне проживает население более с ним освоившееся, то есть - коренные жители……………………………………………………
В Азиатской России сосредоточены полезные ископаемы, энергетические ресурсы, но при этом эти районы с………………… условиями и легко ранимой природной конструкцией.
Численность населения ……..млн человек, большая доля населения это (коренные жители или русские?)
Для Центральной России Сибирь и Дальний Восток выполняют «миссию» ………………………………………………….
Приложение
Задание 1. Команда А:
Совершить поездку от железнодорожной станции Тамерлан до города Кызыл по железной дороге.
- Вычислить местное время в республике ТЫВА, время своей территории считать начало урока.
- Определить сколько времени понадобится для поездки, если скорость движения поезда 70 км в час.
- Определить географические координаты города Кызыл.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 1. Команда Б:
- Совершить морское путешествие от города Амдерма, до г. Владивостока.
- Назвать крупные географические объекты по маршруту путешествия. Назвать страны-соседи первого порядка.
- Совершить поход по сухопутной границе до города Кызыл. Назвать страны-соседи первого порядка.
- Дать оценку отношений между Россией и странами – соседями первого порядка.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 1. Команда В:
«От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!...» (Государственный гимн)
Подтвердить слова государственного гимна страны, используя следующим параметрам:
- Определение площади территории России.
- Сравнение территории России с территориями стран: США, Китая, Канады.
- Сравнение Азиатской России с Европейской Россией.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Команда А:
Используя таблицу № 7 стр71 учебник 8 класса и физическую карту Азии, оцените условия для осуществления хозяйственной деятельности всего региона. Назвать:
- Районы благоприятные для промышленности и гражданского строительства.
- Районы ограниченно - благоприятные для промышленности и гражданского строительства.
- Районы неблагоприятные для промышленности и гражданского строительства.
- Постарайтесь сделать общий вывод об условиях освоения территории.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Команда Б:
- В 1995г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был разрушен посёлок Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей.
Назовите причины этого стихийного бедствия.
- Дальний Восток известен другим стихийным бедствием, который порождает волны огромной разрушительной силы- назовите это явление (цунами).
Задание 2. Команда В: используя физическую карту России
- Назовите горы Восточного региона «старше» по возрасту, чем горы Урал.
- Назовите горы Восточного региона «младше» по возрасту, чем горы Урал.
- Назовите самую высокую точку Восточного региона.
(район поиска Горы Алтай )
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. Команда А:
Отрасли металлургия называют «грязными». Южная Сибирь производит металлы и является районом с тяжёлой экологической ситуацией.
- Назовите причины сложной экологической ситуации в данном районе.
- Предложите меры по решению экологических проблем Южной Сибири.
Задание 3. Команда Б:
По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии. В России несколько нефтяных баз.
Западно –Сибирская база является основной нефтяной базой страны.
- Докажите это используя стр11 учебник 9 кл.
- Оцените условия развития этой базы используя дополнительный текст стр 10 учебник 9 кл.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. Команда В:
Юг Сибири – крупнейший в стране производитель алюминия. Заводы Сибири производят 80% российского алюминия.
Почему предприятия по производство алюминия выгодно строить в Сибири?
---------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»
Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...
Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"
В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны. Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...