Урок по теме "Азиатская Россия"
учебно-методический материал (география, 9 класс) на тему

Коренюгина Лариса Владимировна

Задача урока - формирование знаний о природных и социально-экономических особенностях азиатского региона России через активное использование ИКТ, разнообразных способов сбора, обработки информации, краеведческого материала. Урок сопровождается презентацией "Азиатская Россия- Восточный макрорегион"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aziatskaya_rossiya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Азиатская Россия»

ТДЦ:

1.Способствовать формированию фактического материала об особенностях географического, геополитического положения, природе и населении Азиатской России;

2. Способствовать  формированию умений находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, отвечать на вопросы и задания по содержанию текста учебной статьи,   сравнивать, обобщать изучаемые объекты и явления;

3. Воспитание этических и эстетических норм поведения, чувства ответственности за порученное дело, культуры общения  между  участниками урока.

Оборудование:

АРМ, презентация  по теме,  коллекция полезные ископаемые, атлас 9 класс, карточки – задания (приложение), География России: Учеб. для 8-9 кл. /Под ред. В.П, Дронова.-М.: Дрофа, 2004.

Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учащихся

№ слайда

1

Организационный момент

2 мин

Введение.

1.Приветствие участников урока. Тема урока.

 Цель урока: Дать политическую и экономическую оценку региону.

2. Представление ведущих учеников.

3. Представление групп учащихся.

4.  Представление средств, для работы на уроке.



1



2




3

2

Новая тема. Начало путешествия:

3 мин

























Подводим итоги


1 мин






Команда А:

Совершить поездку  от станции Тамерлан до города Кызыл по железной дороге.

  1. Определить сколько времени понадобится для поездки;
  2. Вычислить местное время, используя часовые пояса.
  3. Определить географические координаты города Кызыл

Команда Б:

  1. Совершить морское  путешествие от города Амдерма, до г.  Владивостока.
  2. Назвать крупные географические объекты по маршруту путешествия.
  3. Совершить поход по  сухопутной границе до города Кызыл. Назвать  страны – соседей по суше.
  4. Дать оценку отношений между Россией и странами – соседями первого порядка.

Команда В: «От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая-

Хранимая Богом родная земля!» (Государственный гимн)

Подтвердить слова Государственного гимна страны,  используя следующие параметры:

  1. Определение площади территории России.
  1. Сравнение  территории России с территориями  стран: США, Китая, Канады.
  2. Сравнение Азиатской России  с Европейской Россией.

Вывод:  Азиатская Россия обширный регион, омывается двумя океанами Атлантическим и Тихим, соседствует с многими странами, напряжённые отношения на востоке с Японией - спорная территория Курильских островов.

В целом положение выгодное.

Отрицательный аспект:

Удалённость от Центра, северность территории - главная  причина  малой заселённости и слабой освоенности региона.





4





























5

3

Сообщение ученика по теме «Особенности Рельефа Азиатской России»

3мин








+3мин

Сообщение. «Особенности Рельефа Азиатской России»

Задания

Команда А:  Используя таблицу № 7  стр71 учебник География России  8  кл. /Под ред. В.П, Дронова и  физическую карту Азии,  оцените условия для осуществления хозяйственной деятельности на территории всего региона. Назвать:

  1. Районы благоприятные для промышленности и гражданского строительства;
  1. Районы ограниченно - благоприятные для промышленности и гражданского строительства;
  2.  Районы неблагоприятные для промышленности и гражданского строительства
  3. Постарайтесь сделать общий вывод об условиях освоения территории.

Команда Б:

  1. В 1995г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был разрушен посёлок Нефтегорск.  Пострадали тысячи жителей.

Назовите причины этого стихийного бедствия.

  1. Дальний Восток известен другим стихийным бедствием, который порождает волны огромной разрушительной силы- назовите это явление (цунами)

Команда В: используя физическую карту России

  1. Назовите горы Восточного региона  «старше» по возрасту, чем горы Урал;
  2. Назовите горы Восточного региона  «младше» по возрасту, чем горы Урал
  3.  Назовите самую высокую точку Восточного региона.

  (район поиска Горы Алтай )


6





7






8

4

Сообщение ученика по теме «Полезные ископаемые региона»

3мин





+3мин










Подведём итоги

+3мин

Команда А:

 Отрасли металлургия называют  «грязными». Южная Сибирь  производит металлы и  является районом с тяжёлой экологической ситуацией.

  1. Назовите причины сложной экологической ситуации в данном районе.
  2. Предложите меры по решению это проблемы.

Команда Б: По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии. В России несколько нефтяных баз.

 Западно –Сибирская база  является основной нефтяной базой страны.

  1. Докажите это используя текст учебника 9 кл. с тр11 
  1. Оцените условия развития этой базы используя дополнительный текст учебника 9 кл. стр 10

Команда В:

Юг Сибири – крупнейший в стране  производитель алюминия. Заводы Сибири производят 80% российского алюминия.

Почему  предприятии по производство алюминия выгодно строить в Сибири?

Вывод: Что же такое Сибирь и Дальний Восток

сточки зрения:

 географа- это обширная территория, на которой представлены разнообразные формы рельефа:

 горы, равнины, плоскогорья,  плато, речные долины. ит. д.  геолога- это богатый район полезных ископаемых;

 экономиста- это перспективный район промышленности, но очень дорогой в освоении.

 Азиатская Россия традиционно подразделяется на Сибирь и Дальний Восток.

Таблицы








5

Особенности климата

5 мин

Сообщение о коренном населении азиатской России

  1. История освоения территории
  2. Титульное население
  3. Инфраструктура территории

Задания 

  1. Что называют Зоной Севера?

(зона с суровой природой, с районами, трудными для жизни людей).

  1. Какие особенности этих народов помогают им существовать в суровых природных условиях?
  2. Во всех районах Азиатской России большую часть составляют русские. Численность населения неуклонно сокращается. Назовите причины миграции населения:
  1. Суровый климат
  2. Безработица
  3. Слаборазвитая сфера услуг
  4. Экологические проблемы.



9

10




11

6

Сообщение по теме «Топонимическое сравнение географических названий Урала и Азиатской России»

3мин

Выбрать сувениры, подарки для своих родных и дорогих людей.

12

7

Подведём итоги

 2мин

4.Заключение. Обмен мнениями.

благодарность за совместно проделанную работу

8

Домашнее задание

2мин

46, контурная карта: государственная граница, границы района, страны- соседи,  река, озёра п. и .

34 минуты

4. Заключение.

Азиатская Россия   ………………….территория нашей страны.

С двух сторон омывается океанами………….. … и ………………..

Граничит со многими государствами по суше с…………………………………………….

..................................................... и по морям, это страны………………………………………………..…

В Азиатской России преобладает Зона Севера,  в этой зоне проживает население более с ним освоившееся, то есть - коренные жители……………………………………………………

В Азиатской России сосредоточены полезные ископаемы, энергетические ресурсы, но при этом эти районы с………………… условиями и легко ранимой природной конструкцией.

Численность населения ……..млн человек, большая доля населения это (коренные жители или русские?)

Для Центральной России Сибирь и Дальний Восток выполняют «миссию» ………………………………………………….

 

 

Приложение

Задание 1. Команда А:

Совершить поездку от железнодорожной станции Тамерлан до города Кызыл по железной дороге.

  1. Вычислить местное время в республике ТЫВА, время своей территории считать начало урока.
  2. Определить сколько времени понадобится для поездки,  если скорость движения поезда 70 км в час.
  3. Определить географические координаты города Кызыл.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Команда Б:

  1. Совершить морское путешествие от города Амдерма, до г. Владивостока.
  2. Назвать крупные географические объекты по маршруту путешествия. Назвать страны-соседи первого порядка.
  3. Совершить поход по  сухопутной границе до города Кызыл. Назвать страны-соседи первого порядка.
  4. Дать оценку отношений между Россией и странами – соседями первого порядка.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Команда В:

 «От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая-

Хранимая Богом родная земля!...» (Государственный гимн)

Подтвердить слова государственного гимна страны,  используя следующим параметрам:

  1. Определение площади территории России.
  2. Сравнение  территории России с территориями  стран: США, Китая, Канады.
  3. Сравнение Азиатской России  с Европейской Россией.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2. Команда А:

 Используя таблицу № 7  стр71 учебник 8 класса и  физическую карту Азии,  оцените условия для осуществления хозяйственной деятельности  всего региона. Назвать:

  1. Районы благоприятные для промышленности и гражданского строительства.
  1. Районы ограниченно - благоприятные для промышленности и гражданского строительства.
  2.  Районы неблагоприятные для промышленности и гражданского строительства.
  3. Постарайтесь сделать общий вывод об условиях освоения территории.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2.  Команда Б:

  1. В 1995г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был разрушен посёлок Нефтегорск.  Пострадали тысячи жителей.

Назовите причины этого стихийного бедствия.

  1. Дальний Восток известен другим стихийным бедствием, который порождает волны огромной разрушительной силы- назовите это явление (цунами).

Задание 2.  Команда В: используя физическую карту России

  1. Назовите горы Восточного региона  «старше» по возрасту, чем горы Урал.
  2. Назовите горы Восточного региона  «младше» по возрасту, чем горы Урал.
  3.  Назовите самую высокую точку Восточного региона.

  (район поиска Горы Алтай )

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 3.   Команда А:

 Отрасли металлургия называют  «грязными». Южная Сибирь  производит металлы и  является районом с тяжёлой экологической ситуацией.

  1. Назовите причины сложной экологической ситуации в данном районе.
  2. Предложите меры по решению экологических  проблем Южной Сибири.


Задание 3.  Команда Б: 

По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии. В России несколько нефтяных баз.

 Западно –Сибирская база  является основной нефтяной базой страны.

  1. Докажите это используя стр11 учебник 9 кл.
  1. Оцените условия развития этой базы используя дополнительный текст стр 10 учебник 9 кл.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 3.   Команда В:

Юг Сибири – крупнейший в стране  производитель алюминия. Заводы Сибири производят 80% российского алюминия.

Почему  предприятия по производство алюминия выгодно строить в Сибири?

---------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...