Рабочая тетрадь к УМК "Географический практикум для профильных классов"
учебно-методическое пособие (география, 10 класс) по теме
Рабочая тетрадь – это полевой дневник для выполнения работ на местности. Задания рабочей тетради стимулируют каждого ученика к самостоятельному поиску новых знаний, овладению новыми умениями. Дневник даёт возможность творчески подойти к выполнению задний. Так, работая над темой «Гидрологические исследования водоёмов» обучающиеся не только определяют скорость течения реки, площадь сечения и глубину, а также строят профиль водоёма, дают его описание по плану.
Раскрыть свой творческий потенциал обучающиеся смогут проводя камеральную обработку результатов, это могут быть фотоотчёты, рисунки, письмо путешественника, создание своей страницы учебника и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad.docx | 527.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №73»
Рабочая тетрадь
географического практикума
(полевой дневник)
учени_________________ класса____________
_________________________________профиля
школы __________________________________
_________________________________________
_________________________________________
(фамилия, имя)
Новокузнецк
2012
Рабочая тетрадь географического практикума (полевой дневник). Автор составитель: Макашова И.М.., учитель географии МБОУ «Гимназия №73», Новокузнецк, 2012. – 16c.
Рецензенты:
- Иванов Ю.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, геологии и МПГ, ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»;
- Шевцова Т.А., методист Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, Новокузнецк.
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся, обучающихся в профильных классах.
Система заданий поможет вам активнее изучать курс географии.
Для замечаний и предложений:
654041 Новокузнецк, ул. Батюшкова,3, МБОУ «Гимназия №73», Макашовой Инне Михайловне
Тел. р.: (38-43)-71-78-16
©МБОУ «Гимназия №73»
Дорогие ребята!
Перед вами рабочая тетрадь географического практикума. Она поможет вам в выполнении практических работ на местности, а также в оформлении результатов, полученных в процессе исследований и полевых наблюдений.
Работая над имеющимися в тетради заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и умения работы с компасом, топографическими картами и др.
Рабочая тетрадь подготавливает вас к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Изучение географии своей местности развивает у вас наблюдательность и интерес к самостоятельным исследованиям и применению своих знаний на практике.
Для работы с полевым дневником рекомендуется использовать учебное пособие по практикуму.
Пройдя курс практической географии, вы бережнее будете относиться к природе своей Родины.
Практическая работа 1. Глазомерная съёмка местности. Ориентирование
Цель работы: применение умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков; составление простейших планов местности методом глазомерной съёмки.
Оборудование: планшет, простой карандаш, лист бумаги, компас, план местности.
Карточка участника маршрута
- Используя компас, пройти в указанном направлении определённое расстояние. В карточке указываются конкретные направления и расстояния.
- Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе.
- Определить по составленной схеме маршрута направление движения и примерное расстояние между пунктами движения и местом старта.
Задание 1. Дайте краткую характеристику местности, на которой проводится полевая экскурсия.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу 1, указав направления и расстояния маршрута полевой экскурсии.
Таблица 1
Основные пункты маршрута | Направление движение | Азимут | Расстояние в метрах |
Задание 3.Составьте схему вашего движения по маршруту (рис. 1), предложенного учителем. С помощью условных знаков нанесите окружающие объекты.
Рис.1. Схема маршрута
Практическая работа 2. Описание геологического обнажения
Цель работы: первичное ознакомление учащихся с геологическим строением своей местности путем выявления и описания различных геологических горизонтов;
попытка сделать выводы об условиях формирования выявленных геологических горизонтов, а также формы рельефа, геологическое строение которой изучалось.
Оборудование: горный (геологический) компас, карандаш, бумага.
Задание 1. Указать местонахождение обнажения (с привязкой к населенному пункту или к другому четкому ориентиру), характер местности, на которой изучается обнажение, размеры (высоту, длину) и характер обнажения (обрыв, осыпь) и т.д.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В полевом дневнике поставить номер исследуемого обнажения, зарисовать его схему.
Задание 3.Внимательно осмотреть каждую часть обнажения, сфотографировать целиком. В качестве масштаба можно поставить молоток или метровую палку.
Место для фотографии.
Задание 4. Описание геологических пластов.
(Описание пластов проводится от нижних к верхним, закрепляется мощность каждого пласта, указывается характер границы между пластами, определяется порода каждого и обозначается определенной буквой, затем указывается цвет, излом, строение, минералогический состав породы).
Пласт №1. и т.д.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Взятие образцов. (Необходимо взять образцы из каждого пласта, пронумеровать их и составить этикетку. Образец должен иметь размеры 6*9 см или 9*12 см при толщине 2-3 см. Все образцы сложить в нумерованный мешочек и этот номер отметить в полевом дневнике). Образец этикетки для геологического образца необходимо вырезать из приложения 1.
Оформление работы с образцами.
Образец №1. (время взятия, высота местности в метрах, если окаменелости животных или растений, описать их вид).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План и размер горных пород.
Образец №2.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План и размер горных пород.
Описание геологического обнажения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Геологическая колонка (схема, рисунок)
Выводы об условиях формирования выявленных геологических горизонтов, а также формах рельефа, геологического строения изучаемой территории.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа 3. Описание форм рельефа
Цель работы: закрепление умений описания форм рельефа в полевых условиях.
Оборудование: полевой дневник, ручка, карандаш, компас, инструменты и приборы для определения высоты и протяжённости.
Задание 1. При помощи приведённого ниже плана составить характеристику формы рельефа исследуемой территории.
План описания формы рельефа:
- На каком материке, и в какой его части находится.
- На какой равнине, в каких горах в какой ее части, протяженность с севера на юг и с запада на восток.
- Какие формы рельефа располагаются на территории (возвышенности, низменности, гряды и т.д.).
- Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.
- Происхождение (процессы), оказавшие влияние на формирование рельефа.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Используя данные полевых наблюдений, дайте характеристику формам рельефа, таким как пойма, водораздел и т.д. Сделайте вывод о разнообразии природных комплексов и взаимосвязи компонентов природы.
Таблица 2
План сравнения | Пойма | Водораздел |
Характер поверхности почвы | ||
Расположение вод | ||
Растительность | ||
Животный мир |
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа 4. Гидрологические исследования водоёмов
Цель работы: определение основных гидрографических характеристик реки, проведение полевых гидрометрических исследований (определения ширины, промеров глубин, измерения скоростей течения, температуры, прозрачности), проведение полевых гидрографических работ (план русла, профиль реки), вычисление стандартных гидрологических показателей (средней скорости течения), изучение водного режима реки.
Оборудование: планшет с компасом и визирной линейкой, трос или веревка с метками через каждый метр, гидрометрическая вертушка или поверхностные поплавки, флажки красный и белый, термометр водный, диск белый, шкала цветности, секундомер или часы с секундной стрелкой, рулетка, вешки, полулитровые бутылки с пробками, шпагат для обвязывания бутылок, геологический молоток, нож, фотоаппарат, полевой дневник, чертежные принадлежности, бумага, резинки, простые карандаши.
Задание 1. Выполнив соответствующие измерения, заполните карточку.
Учётная карточка заданий по гидрологии
Определение средней скорости течения реки
Точки замера | Время прохождения поплавков между створками (сек.) | tср = , (сек) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
9 | ||
10 |
Глубина промерной вертикали (Н), м | Определение площади сечения | |||||
Верхний створ (Вв), м | Нижний створ (Нв), м | |||||
Прямой ход | Обратный ход | Среднее | Прямой ход | Обратный ход | Среднее | |
Н1 | ||||||
Н2 | ||||||
Н3 | ||||||
Н4 | ||||||
Н5 | ||||||
Н6 | ||||||
Н7 | ||||||
Н8 | ||||||
Н9 | ||||||
Н10 | ||||||
Нср | ||||||
Площадь сечения верхнего створа Fв = Bв x Hср = (м2) | Площадь сечения нижнего створа Fв = Bн x Hср = (м2) |
Средняя площадь сечения участка замера:
, (м2)
Расход реки: , (м3/сек)
Время | |
Замеренный расход | |
Фактический расход | |
Ошибка (%) |
Задание 2. Построить профиль реки (ручья)
Рисунок 2 . Профиль реки
Задание 3. Дать описание водоёма (реки, ручья) по плану.
1.Название, географическое положение территории, по которой протекает.
2.Исток и устье.
3.Использование реки в хозяйственных целях.
4.Состояние воды и загрязнённость.
5. Состояние берегов, характер залегания горных пород на береговых обнажениях.
6.Охрана реки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя результаты исследований и матрицу признаков для качественной экспресс - оценки экологического состояния малых рек (приложение 2) сделать вывод об экологическом состоянии водоёма (реки, ручья и т.д.)
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа 5. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов.
Цель: ознакомление с правилами организации метеорологических наблюдений, определение метеопоказателей основных сред: воздуха, почвы, облачности, осадков. Ознакомление с правилами организации наблюдений за атмосферными явлениями, состоянием погоды, ее местными признаками и предсказанием. Приобретение опыта работы в природе.
Оборудование метеорологической площадки: метеорологическая будка со срочным, максимальным и минимальным термометрами, почвенные коленчатые термометры Савинова, напочвенные термометры, термометр, гигрогрометр, осадкомер, флюгер.
Задание 1. Получить метеорологические приборы и установит их для наблюдений. Провести небольшую экскурсию по ознакомлению с местностью. Провести измерения метеопоказателей. Измерения производить в течение всей полевой практики и полученные результаты заносить в таблицу.
Таблица 3
Элементы погоды | Время наблюдений | ||
7:00 | 13:00 | 19:00 | |
Температура воздуха | |||
Температура почвы | |||
Атмосферное давление | |||
Влажность воздуха | |||
Ветер (направление и скорость) | |||
Состояние облачности (виды облаков) | |||
Атмосферные осадки и другие атмосферные явлениями |
Рисунок 2. Условные обозначения, принятые в метеорологии
Задание 2. Составить прогноз описание погоды за день и на завтра.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. В камеральных условиях провести анализ полученных материалов. Выполнить иллюстрации – графики, таблицы, фотографии отдельных видов работ. Составить сводку погоды за период практики с использованием собственных наблюдений и информации гидрометеорологической службы. Оформить отчёт.
Практическая работа 6. Сбор и гербаризация растений
Цель: сформировать умения и практические навыки по заготовке, хранению, обработке растительного сырья и гербаризации растений.
Оборудование: стамеска, копалка, сушильный пресс, бумага для сушки (желательно 20-30 листов газетной бумаги), пакет для сбора осыпающихся семян, пресс, сумка для пресса, простой карандаш, бумага для записи, этикетки, атлас-определитель.
Задание 1. Выбрать растение и произвести его сбор. (Не следует брать обломанные, обгрызенные, больные, угнетенные растения), уложить растение в пресс.
Задание 2. Оформить этикетку по заданному образцу.
Формат этикеток должен соответствовать размерам от 107 до 149 см. На них должны быть указаны:
- Крупная географическая область (физическая или административная)
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Более мелкое подразделение, позволяющее локализовать место сбора с точностью до нескольких десятков км.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Еще более детальные ориентиры – названия горных вершин, деревень, небольших рек и т.д.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Еще более подробные детали – необходимы лишь в том случае, если растение редкое.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Краткие сведения о местообитании:
рельеф_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
субстрат___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
тип растительности____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Дата сбора (число, месяц, год)____________________________________________
- Фамилия коллектора и номер сбора_______________________________________
Для образцов в полевых условиях можно заполнить этикетки из приложения 3, которые можно вырезать.
Помимо обязательных данных на этикетке следует указывать такие сведения о растении, которые нельзя будет получить от изучения сухого образа:
обилие вида в растительном покрове данной местности__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
запах цветков или листьев ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
наличие и цвет млечного сока_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
окраска венчиков цветков_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эта информация может располагаться на отдельных листках. Все рисунки и наброски, сделанные с живых растений, также прилагаются к чистовой этикетке.
Задание 4. Определить растение при помощи атласа-определителя.
Задание 5. В домашних условиях займитесь обработкой собранных растений (промойте корневую систему, разложите растение на гербарном листе, закрепите с помощью белых ниток и тонких полосок бумаги, подклейте пакетик с семенами и плодами, оставьте под пресс до полного высыхания, оформите гербарий в коробке со стеклянной крышкой).
Практическая работа 7. Описание природного комплекса
Цель: расширение и углубление знаний по географии родного края, закрепление умений и навыков по комплексному описанию природных комплексов, формирование умений по выполнению простейших мер по охране природы изучаемых ПК.
Оборудование: полевой дневник, ручка, карандаш.
Задание 1. Дайте характеристику природного комплекса по предлагаемому плану.
- Географическое положение ПК и его название.
- Рельеф, геологическое строение, характер залегания пластов, описание горных пород и минералов.
- Растительный и животный мир. Основные представители.
- Почвы, их качество и особенности строения.
- Изменение компонентов ПК под воздействием человека.
- Охрана природных компонентов конкретного ПК.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа 8. Камеральная обработка результатов
Цель: формирование умений по выполнению простейших видов камеральных работ (обработка собранного в полевых условий материала).
Оборудование: полевой дневник, простой и цветные карандаши, ватман, компас, чертёжный инструмент, планы местности, планы описания ПК.
Задание 1. Составить графики, диаграммы таблицы по проведённым полевым исследованиям (оформить как приложение к полевому дневнику).
Задание 2.Составить творческий отчёт о полевых наблюдениях, приложить фотографии, гербарии и т.п.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Последовательные этапы (А-3) завертывания образца в бумагу: а – образец; б – этикетка, завернутая в угол бумаги; в – сгибы
Приложение 2
Матрица признаков для качественной экспресс - оценки
экологического состояния малых рек
Параметры | I-II Чистые и условно-чистые | III Слабо - загрязненные | IV Заметно- загрязненные | V Грязные | VI Очень грязные |
Аллювиальные отложения | Песок, гравий | Песок, глина, древесная крошка | Глина, ил, древесно-торфяная крошка | Вязкая глина, ил | Вязкий ил, тина |
Эрозия берегов | Отсутствует | Единичные участки русла | Заметная в русле и на пойме | Активная в вершинах излучин | Интенсивная по всем элементам долины |
Скорость течения, м/с | 0,15-0,2 и более | 0,1-0,15 | Умеренное 0,1-0,05 | Едва заметное >0,05 | Нулевая или близкая к нулю |
Доля мертвых пространств | Полное отсутствие | Небольшая | Умеренная | Высокая | Очень высокая |
Цвет воды | Бесцветная | Заметен только на белом фоне | Заметен при большой глубине потока | Заметен | Ярко выражен, зеленовато - или желтовато-бурый с белесой опалесценцией |
Мутность | Прозрачная вода | Слабая | Заметная | Выраженная | Сильная |
Видимое загрязнение (ПАВ, взвеси, осадок, каилок) | Не отмечается | Крайне слабая выраженность, при неполном наборе признаков | Хорошая выраженность отдельных признаков | Присутствие большей части признаков, сильная выраженность | Одновременное присутствие и яркая выраженность всех признаков |
Запах | Отсутствует | Отсутствует | Заметен при нагревании | Заметный | Сильный |
Степень зарастания | Меньше 10 (одиночные растения) | 10-30, слабое | 30-50, существенное | 50-70, сильное | 70-90, сплошное |
Тип зарастания | Нулевое | Хаотичный незначительный и вдольбереговой по дну | Вдоль береговой, срединный по всей толще | Сплошной с окнами, хаотичный по всей толще | Сплошной по всей толще |
Состояние гидрофитов | _ | Хорошо развиты, едва заметный налет на участках со слабым течением | Хорошо развиты, заметный налет на вегетативных частях | Хорошо развиты, окраска изменена | Заметно угнетены, окраска неестественная |
«точечные» загрязнители | Отсутствуют | Локальные | Единичные умеренные | Отдельные сильные | Частые или сильные источники загрязнения |
Состояние водоохраной зоны | Древесная растительность по склонам долины и в пойме | Сенокос на пойме, на участках, свободных от древесно-кустарниковой растительности | Пойма заброшена или фрагментарно используется для выпаса и сенокошения | Распаханные склоны долины чередуются с участками выпасов, перелесков или пастбищ | Пашня на пойме или склонах долины небольших рек без террас с узкой поймой |
Приложение 3
Образец этикетки для гербария
.
Рабочая тетрадь географического практикума (полевой дневник)
_________________________________________________________________
Автор составитель: Макашова Инна Михайловна
учитель географии МБОУ «Гимназия №73»
Вёрстка: Слезак Юлия Евгеньевна
_________________________________________________________________
©МБОУ «Гимназия №73»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по развитию речи для 10 класса.
Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10 классов. В ней представлены индивидуальные задания по развитию речи, которые можно использовать как на уроках литера...
Рабочая тетрадь по математике "Координатная плоскость" (6 класс)
Рабочая тетрадь по математике по теме "Координатная плоскость" поможет учащимся 6 класса выраболтать умения и навыки в построении точек по заданным координатам....
Рабочая тетрадь по обществознанию для учащихся 9 класса
рабочая тетрадь по обществу...
Программа географического практикума для профильных классов
Программа предусматривает введение географического практикума на 17 часов. Основа практикума - это полевые экскурсии на местность и оформление результатов работы в камеральных условиях. Пр...
Материалы для интерактивной доски "Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева"
Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева, к главе 5 "Геометрические тела": "Прямоуголный параллелепипед" в электронном варианте для интерактивной доски...
Рабочая тетрадь по развитию речи учащихся 10 класса(литература)
Автор указан в документе...
Электронная рабочая тетрадь по обществознанию для учеников 6 класса по разделу II "Человек среди людей"
Эта рабочая тетрадь по своей сути только часть полной электронной рабочей тетради по обществознанию в рамках ФГОС. Она создана с целью формирования у учащихся метапредметных знаний и умений. Исп...