Доклад на конференции
статья по географии по теме

Сидельникова Татьяна Алексеевна

Доклад на районном методическом семинаре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferencii_v_avguste_2012_goda.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и план  работы с одарёнными детьми.

Подготовка к олимпиадам – залог успешной сдачи ЕГЭ в будущем.

 

 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

 

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

   креативности;

   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. И поэтому мы в своей  педагогической деятельности должны заниматься развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, и тогда  учащиеся обязательно будут  победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступят и будут успешно обучаться в ВУЗах нашей страны.

 Как же достичь таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

        выявление одаренных детей; 

        развитие творческих способностей на уроках;

       развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, мы  должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 25 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.

Известно, что современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний ( простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях).

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На  такую работу я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно четкого ответа. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем неудачи детей. Например, это проверка номенклатуры карты для начала не глядя в нее: «Что севернее, Канада или Франция», «Что больше по площади Африка или Южная Америка» - для 7 класса;»С кем длиннее граница с Россией у Китая или Монголии» - 8 класс, «Где больше добывают видов полезных ископаемых в ЦЧР или Западной Сибири» - 9 кл.,  «Перечисли развитые страны в Африке»- 10 кл. и т. д.

На всех этапах урока  я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например, в 6 классе даю Шифротелеграмму.

«Фоме Отгадкину, прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: штат, мель, плотина, долото, графин, угорь, цирк, слово, упал, январь, г. Пенза.

В 7 классе:  Каково кратчайшее расстояние между точками с координатами 60 град. с.ш. 0 град. д. и 60 град. с.ш. 180 град. д. (с точностью до 100 км)?

На уроках  я стараюсь показать учащимся, что знание географии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, различные задания.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

 Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я, как классный руководитель, беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

 Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Копаясь в паутине ИНТЕРНЕТА я  нашла и стала применять в своей работе программу работы с одаренными на уроках географии в 7 классе.

В программе к каждой теме курса имеются задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

В программе нашли широкое отражение самостоятельные работы:

  1. На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;
  2. На проведение анализа с последующими выводами;
  3. На раскрытие причинно – следственных связей;
         а) выявление причин и следствий;
         б) установление единичных и общих связей;
         в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;
         г) группировке связей по их генезису;
  4. На формирование приемов обобщений с последующими выводами;
  5. На формирование приемов классификации;
  6. Выдвижение гипотез и их защита;
  7. Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;
  8. Составление текста с географическими ошибками.

Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.

географической мини-олимпиады и викторины

Условия проведения очного тура:

1. За каждое верно названное слово в задании первого уровня вы получите по 300 баллов.

2. За верное решение задач второго уровня вы получите по 1000 баллов.

3. Время на выполнение заданий первого уровня 30 м., задания второго уровня 15 м.

Задания первого уровня

1. Изменяется ли продолжительность дня на экваторе?________________________________________________

2. Какие горы выше Урал или Кавказ? _____________________________________________________________

3. В каком направлении дует утренний бриз? _______________________________________________________

4. Сколько на Земле государств? __________________________________________________________________

5. какой масштаб крупнее 1: 50000 или 1: 50000000? _________________________________________________

6. Как называются ветры, дующие от 30-х широт к экватору? _________________________________________

7. Какое государство Африки расположено на двух материках? _______________________________________

8. К бассейну, какого океана относится река Амазонка? ______________________________________________

9. Какое государство Южной Америки, Аргентина или Бразилия крупнее? _____________________________

10. Какая река самая полноводная в мире? _________________________________________________________

11. На гербе Чили изображен орёл или попугай? ____________________________________________________

12. К какому океану принадлежит Калифорнийский залив? ___________________________________________

13. Главная продовольственная культура стран Азии рис или пшеница? _________________________________

14. Отчего на Земле бывает лето и зима? ___________________________________________________________

15. Назовите материк, на котором есть внутренние моря? ______________________________________________

16. Осадкомер или барометр помогают предсказывать погоду? _________________________________________

17. Является ли Мировой океан природным комплексом? ______________________________________________

18. Какой народ самый многочисленный, американцы или китайцы? _____________________________________

19. Где проводил географические исследования Н.Н.Миклухо-Маклай? ___________________________________

20. Что изучает топонимика? ______________________________________________________________________

21. Какие ветры имеют сезонный характер? __________________________________________________________

22. Какая страна Африки наиболее развита, ЮАР или Египет? ___________________________________________

23. Какую религию исповедует большинство жителей Северной Африки, ислам или христианство?_________________________________________________________________________________

24. Какое животное изображено на гербе Австралии, коала или кенгуру? __________________________________

25. Какой город является столицей самого крупного государства Южной Америки? _________________________

26. Яд кураре получают из корней кустарника стрихнос или пауков-тарантулов? ___________________________

27. Мексиканцы говорят на испанском или португальском языках? _______________________________________

28. «Альпийские луга» встречаются в горах Европы или всего мира? _____________________________________

29. Какой материк пересекают все меридианы Земли? __________________________________________________

30. Белые бакены на реке показывают левый или правый берег? ________________________________________

Второй уровень

1. С рыболовного судна, находящегося в точке с координатами 10 юш и 60 вд, поступил сигнал бедствия. Его услышали радисты кораблей «Виктория» и «Лагуна». Координаты первого 2 сш и 50 вд; второго 8 юш и 65 вд. Какое из судов сможет раньше прийти на помощь рыбакам?

2. «28 января 1820 г вблизи 70 юш и 2 зд с обоих судов была замечена земля» - так писал в судовом журнале знаменитый путешественник. Кто сделал запись и, о какой земле идет речь?

3. Протяжённость этого материка по экватору составляет примерно 3227,7 км. О каком материке идёт речь?

Олимпиада отличается от викторины тем, что задания в ней дифференцированны и их сложность зависит от класса, в котором обучается участник. Основой в различии служит разная структура вопросов и заданий. Проведение заочной олимпиады ставит главную цель выявление одарённых детей в 6 – 8 классах по данному предмету и подготовку их к районным и областным олимпиадам. Задания формируются на основе изученного материала с углублением и расширением тех или иных тем.

Примеры заданий:

6 класс

1. Стихи и география.

Поэт А.Лёвушкин так описал это явление.

Как есть наважденье прямое:

Ни сумерек нету, ни звёзд-

Лишь Солнце умоется в море

И вновь занимает свой пост.

Где наблюдается подобное явление? Чем оно обусловлено?

80 баллов

2. Вопрос – ответ.

А) В какой стороне небосклона находиться утром перед восходом Солнца убывающий месяц?

20 баллов

б) В каком направлении движется поезд, следуя из Владивостока в Хабаровск?

20 баллов

в) Можно ли увидеть в России Солнце на севере и где?

20 баллов

г) Назовите древние названия рек Волга, Днепр, Днестр, Дунай и Дон.

90 баллов

3. Найди верные высказывания.

А. Днём теплее в лесу, а ночью в поле.

Б. Полярный день в Северном полушарии дольше, чем в Южном.

В. Длинный узкий возвышенный участок суши называется гряда.

Г. Каменистые пустыни в Африке называются кевир.

40 баллов.

7 класс

1. Карта.

А. Территории, каких государств расположены в северном и южном полушариях Земли одновременно?

50 баллов

Б. Какие государства расположены в разных частях света?

40 баллов

2. Реки.

А. У каких рек паводок бывает два раза в году. Почему?

80 баллов

Б. Какой водопад Африки выше водопада Виктория? На какой реке он расположен?

40 баллов

3. Страна

Проследите внимательно за разговором ребят и ответьте на последний вопрос.

-Эта страна расположена в восточном полушарии?

-Нет

-Она расположена на материке Северная Америка?

-Нет

- На её территории расположен важный географический объект, имеющий огромное международное значение?

- Нет.

- Её пересекает экватор?

- Да

- Эта страна обязана ему своим названием?

- Нет.

- Она является самой крупной страной в Южной Америке?

- Нет.

О какой стране идёт речь?

30 баллов

8 класс

1. Угадай страну.

« Эта страна расположена в трёх полушариях. Она занимает 13% суши и больше по площади Антарктиды и Австралии. Новый год жители страны встречают 11 раз. Граница её длиннее экватора в 1,5

раза».

Что это за страна? Где она расположена? Почему её население отмечает новый год 11 раз?

50 баллов

2. Угадай моря.

« Пролив соединяет эти моря. Глубина одного 2211 м, а другого в 245,5 раз меньше. Площадь второго в 11 раз меньше первого. В первом глубже 200 м нет жизни, а во втором вся толща воды обитаема».

60 баллов

3. Угадай реки.

А. О какой реке написал эти строки А.Твардовский.

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль, - семь тысяч рек,

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной…

40 баллов

Б. Назовите эти реки.

« Площадь их бассейнов составляет почти 2/3 площади Австралии. Они пересекают одни и те же природные зоны. Имеют одинаковое питание. Обладают огромными запасами гидроэнергии. При впадении в океан одна образует широкий, длинный залив, а другая обширную дельту. Одна самая длинная в стране, а другая имеет самый большой бассейн».

80 баллов.

Одним из важных направлений такой деятельности это привитие любви к природе и помощь в раскрытии своих способностей на раннем этапе. Учащиеся, 6-8 классов занимаясь, в рамках очно-заочных олимпиадах олимпиаде и викторине начинают готовиться к олимпиадам более высокого уровня. Вне рамок школы и урочной деятельности дети легче раскрывают свои способности.

Выполняя задания вне рамок учебной деятельности, ребёнок не боится получить неудовлетворительную оценку, укор учителя, или насмешки товарищей. Это позволяет ему раскрыть свои способности, развить стремление к лидерству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференции: ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В докладе  рассматривается проблема повышения эффективности обучения на уроках физики, направления применения ИКТ на уроках, внеклассной работе, исследовательских проектах, о навыках, которыми до...

"Le Nouvel An et le Noel en France et en Russie". Доклад для конференции на французском языке.

"Le nouvel An et le Noel en France et en Russie", доклад для конференции на французском языке представляет собой исследовательскую работу по двум зимним праздникам Франции и России. В ней приводится с...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Доклад для конференции "Культура речи и речевой этикет в современных условиях

"Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к ром...

Доклад для конференции по теме: "Реализация ФГОС на уроках иностранного языка в основной школе"

Доклад о реализации ФГОС на уроках иностранного языка в основной школе...

Доклады на конференциях разного уровня (всерооссийские, международные конференции)

Материал о творчестве калмыцких композиторов, опубликованный мной в различных сборниках и представленный в качестве моих докладов на конференциях....