Воды Мирового океана
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок географии
в 6 классе по программе «Школа 2100»
Тема: Воды Мирового океана
Задачи урока:
- Сформировать представление о Мировом океане и его основных частях.
- Развивать картографические представления о размещении основных объектов Мирового океана (морей, заливов, проливов, островов, полуостровов).
- Познакомить учащихся с основными свойствами океанических вод.
Основные содержательные линии урока:
- Знакомство с основными гипотезами и теориями.
- Освоение научных терминов и понятий.
Основные приемы работы с учебником:
- Анализ структуры текста.
- Выделение главной мысли, основных терминов и понятий.
- Установление причинно-следственных связей.
- Сравнения.
- Составление описаний и характеристик;
- Формулировка вопросов к обсуждению.
Словарная работа:
материк
океан
остров
полуостров
архипелаг
залив
пролив
море
соленость
промилле
Урок включает два смысловых блока:
- «Части океана»;
- «Свойства морской воды»
Основное содержание урока
Пунктуализация знаний
Ребята мы сегодня продолжим изучение раздела «Мир воды». И это понятно. Ведь вода в нашей жизни играет главенствующую роль. Вы согласны?
- Какое значение имеет вода для человека? Расскажите, как человек использует воду?
- Как изменялось потребление воды человеком в исторические периоды?
- Чем можно объяснить заботу людей о количестве и качестве воды?
- Как вы думаете, как человек будет использовать воду в будущем?
Благодаря особым свойствам воды, вода в нашей жизни пребывает в разных формах, в разных природных явлениях. Выделите в ряде терминов лишние слова. Объясните почему?
- подземные, грунтовые, ювенильные, покровные
- метель, снег, крупа, град
- ледник, фирн, валун, морена, снежник
- айсберг, наледь, шугоход, припай, лавина
Все эти слова мы встречаем в повседневной жизни, т.к. вода действительно пребывает в ней в разных формах и природных явлениях.
Космонавты рассказывают, что при возвращении на Землю они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода. Стоит ли спешить и с переименованием планеты?
Известно, что средняя глубина океана составляет только около 4 км. При сравнении этой величины с диаметром Земли (12740 км.) Вся вода оказывается всего лишь тонкой оболочкой вокруг планеты. Она непрерывна и поэтому ее назвали «Мировым океаном». Что же такое «Мировой океан»? Из каких частей он состоит? Какие свойства имеет мировой океан?
На все эти вопросы мы с вами постараемся найти ответ на уроке.
Итак, тема урока:
«Мировой океан. Части мирового океана.
Свойства вод мирового океана».
Изучение нового материала.
Учитель: Что вам уже известно о Мировом океане?
Мировой океан – это реки, моря, океаны.
Мировой океан – это все воды на планете Земля.
Больший объём Мирового океана находится в океанах.
Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материка омывают не река, но название «океан» сохранилось.
А как вы понимаете, что такое океан в вашем понимании?
Океан- это самые большие объемы мирового океана.
Учитель: Сколько на Земле океанов? Покажите их на карте?
На земле всего 4 океана. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский. Анализ физической карты мира или карты океанов.
Океаны и моря занимают большую часть поверхности нашей планеты и разделяют сушу на шесть крупных континентов. Какие континенты?
Суша ограничивает отдельные части океана, различия между которыми вам предстоит рассмотреть самостоятельно, проведя небольшое исследование по карте.
Задание № 1
Нахождение и определение на карте частей мирового океана
Цель: Научить учеников приемам самостоятельного формулирования определений, понятий и терминов (море, залив, пролив, остров, полуостров). Сформировать картографические представления о размещении основных объектов Мирового океана, названия которых приведены в учебнике (с. 93-97)
Определите названия объектов
- Определите названия прилегающих к суше частей океана, отмеченных буквами:
I группа – в желтом круге
II группа – без кругов
III группа – цифры в белом круге
Покажите их на карте.
- Как называют обособленную часть океана, отличающуюся от него свойствами вод, течениями, органическим миром?
Ответ: Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нем организмами.
Учитель: Чем отделено море от океана?
Обычно море отделено от океана полуостровами, островами или подводными поднятиями.
Учитель: А вы не заметили, как они расположены по отношению к материку?
- В какие две группы по географическому положению можно объединить эти части океана? Покажите на карте примеры.
Ответ: По отношению к материку они бывают внутренними (далеко вдающиеся в материк: Черное, Средиземное) у внутренним морям относятся также Черное, Балтийское, Мраморное, Азовское, Красное; к окраинными (расположенные по окраинам материков: Баренцево, Берингово, Карское, море Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское).
Учитель: Найдите и покажите их на карте, частями каких океанов они являются? Например, Баренцево море является частью Северного Ледовитого океана, Балтийское – Атлантического, Берингово – Тихого, а Красное – частью Индийского океана.
- Покажите на карте следующие объекты: Бискайский, Гудзонов, Мексиканский, Бенгальский, Гвинейский. Как называют эти части океана?
Это заливы. Залив – это часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу и постепенно уменьшающаяся по ширине и глубине. Атлантический океан у берегов Европы образует Бискайский залив, а Индийский, вдаваясь в сушу на юге Евразии, - Бенгальский.
- Как называют такие географические объекты: Гибралтарский, Босфор, Берингов, Дрейка?
- Ответ: Это проливы.
Пролив – это сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
Какие океаны они соединяют? Какие материки разделяют?
Пролив Дрейка – ширина 950 км.
Гибралтарский пролив – 14 км.
Выводы.
Закрепление.
- Какая вода в океане на вкус? (Соленая)
- Правильно, горько-соленая. А как вы думаете, почему вода в океанах и морях соленая?
Задание № 2
Какие вещества растворены в морской воде?
Вывод: В морской воде растворены химические элементы.
Океаническая вода - раствор
Морская вода- раствор, который содержит все химические элементы, встречающиеся на Земле. Не даром океаническую воду иногда называют жидкой рудой. В воде растворены также вещества- остатки морских организмов и газы (кислород, азот сероводород и др.)
Океаническая вода - настоящая кладовая полезных веществ. Из нее получают пресную воду, добывают поваренную соль и другие вещества. Во всех морях и океанах вода имеет горько-соленый вкус. Пить такую воду невозможно.
Учитель предлагает навести среднюю соленость океана 35%0 в литровой банке (в 1 ст. ложке – 30 г. соли, в 1 чайной ложке – 10 г.)
В каждом литре морской воды содержится 35 г. соли. Это средняя соленость Мирового океана.
- Количество граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды, называют соленостью (магн.доска). Измеряется она в тысячных долях (промилле) и обозначается %0. (записать на доске) На какую единицу похожа промилле? (на %)
- Проценты – это сотая часть, а промилле-тысячная.
Анализ рисунков
-Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т. черноморской воды, если ее соленость 18%0 ? Во сколько раз меньше, чем из 1 т. воды Красного моря?
Дано: Решение:
V= 1 т. 1т=1000 л
Соленость Черного моря – 18%0 1) 1000х18 18000 г=18 кг-масса соли,
Соленость Красного моря - 42%0 которую можно получить из черноморской
Найти: сколько соли можно получить воды
Из 1 т.воды этих морей 2) 1000х42=42000=42 кг.
3) 42618
- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря.(Красного – 42%0, Черного – 18%0)
-А еще сравните – средняя соленость Балтийского моря – 11%0, в центральной части 6-8%0, в Финском заливе до 1%0).
-Какой вывод напрашивается? (Соленость в разных морях разная)
-Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе урока? (Почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость)
Учитель предлагает изменить соленость в банке с средней соленостью океана, которую получили в начале урока.
«Пообщайтесь в парах и предложите свои действия»
Дети обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают следующие действия:
- налить воды
- испарить
-А теперь подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить воду»? (Дождь, реки)
-Почему около Антарктиды соленость больше, чем в Северном Ледовитом океане?
-Почему в Финском заливе соленость ниже, чем в Балтийском море?
-А теперь назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (Лед) При замерзании образуется пресный лед.
-Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь факторы, которые влияют на увеличение или уменьшение солености вод Мирового океана? Прочтите, что у вас получилось. (На соленость вод Мирового океана влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов).
-А теперь скажите, как меняются эти факторы на поверхности Земли? (Они меняются от экватора к полюсам).
Задание № 3. Исследование по карте солености и поверхностных океанических вод.
По карте определите, где наблюдается максимальная соленость, где - минимальная. Почему? Сформулируйте вопросы к этой карте?
Выводы: У экватора соленость вод Мирового океана выше. Отдаляясь от экватора к полюсам соленость вод уменьшается, т.к. с отдалением от экватора воды «разбавляются» водой и охлаждаются.
-Как вы думаете, почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а в глубине Океана остается постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои).
-Почему соленость воды низкая там, где в Океан впадают большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленость, можно сказать пресную воду.)
А влияют ли величины солености на другие свойства морской воды? Как вы думаете?
Соленость океанической воды – причина ее особых свойств. Эта вода хорошо проводит электрический ток. Температура замерзания у соленой воды на 1-2 С ниже, чем у пресной, поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах. А закипает соленая вода при более высокой по сравнению с пресной водой. И эти свойства воды сказываются на природе водных объектов. Некоторые из них очень теплые, а некоторые – холодные; некоторые замерзают, а некоторые – нет. Вам известно, что имеет еще одно очень важное свойство – поглощать большое количества тепла, однако распространяется оно по поверхности планеты неравномерно.
Следовательно, какую проблему мы сейчас должны с вами обсудить? (Температуру)
-Чтобы исследовать температуру бескрайних вод Мирового океана мы совершим путешествие на подводной лодке. Итак, начинаем погружение, датчики фиксируют изменение температуры с глубиной. Мы быстро их записали. Вот они:
0м- +16 С
200м- +15,5 С
1000м- +3,8 С
2000м- +3,1 С
3000м- +2,8 С
5000м +2,5 С
-Сделайте анализ полученных результатов и запишите вывод.
-Но вот беда, ребята! В рубке капитана находятся все самописцы от всех приборов. Один вышел из строя. Требуется срочно начертить изменения температуры с глубиной.
-Как охарактеризуете изменение температуры на этих трех этапах? Объясните, почему ход температур разный? (0-200м температура падает медленно из-за того, что зона освещается солнечными лучами; 200-1000 м температура снижается быстро, потому что солнечный свет сюда не попадает; на глубине 1000-5000 м везде одинаково темно, поэтому почти одинаково холодно).
Вывод: Температура вод Мирового океана меняется с глубиной.
Но есть в этом и исключения. На больших глубинах в некоторых районах Мирового океана, там, где образуется новая кора, температура воды очень высокая. Из глубин планеты через разломы поступает горячая магма, насыщенная солями многих металлов и газами (в основном сероводородом). Холодная вода, проникая в разломы, соединяется с горячей магмой и, насыщаясь от нее солями и газами, поднимается со дна вверх. Эти источники ученые назвали «черными курильщиками». В районах «черных курильщиков» существует жизнь в особых условиях: при температуре 250 С и очень большом давлении. Эти открытия важны для понимания биологической эволюции жизни в Мировом океане и, конечно, для прояснения условий происхождения жизни на нашей планете. Света на большой глубине нет, кислород практически отсутствует. Но жизнь существует и в этих условиях. Цепь жизни начинается с бактерий, которые питаются серой. Бактериями питаются гигантские (до 1 метра длиной) черви и другие организмы.
Задание № 4. Исследование температуры поверхностных вод Мирового океана.
1 группа. Установите по карте: где воды океана имеют самую высокую температуру? С чем это связано?
2 группа. Как изменяется температура поверхностных вод в океане?
3 группа. Где в нем образуется лед?
Вывод: Температура поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от экватора к полюсам.
- Отчего же это зависит?
Температура морской воды у поверхности морей и океанов зависит от климата. Те части Мирового океана, которые находятся в районах с жарким климатом, имеют температуру воды +25-30 С. В полярных же районах океанов температура воды опускается до -1.8С. При такой температуре пресная вода рек и озер замерзает, морская же благодаря растворенным в ней солям не замерзает. Температура замерзания у соленой воды на 1-2С ниже, чем у пресной, поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах. Льдом покрываются также некоторые неглубокие моря и заливы умеренного пояса, например Финский залив Балтийского моря.
До глубины 200 м температура воды меняется в зависимости от времени года: летом вода более теплая, зимой становится холоднее. Ниже 200 м она может меняться в результате притока теплых и более холодных вод. Чем глубже, тем вода холоднее. В среднем на каждые 1000 м глубины температура понижается на 2 С. На дне глубоководных впадин температура воды около 0 С.
(Наложение карт солености и температуры вод)
Вывод: Температура и соленость вод Мирового океана изменяются от экватора к полюсам.
Практическая работа
Определите по карте соленость и температуру океанических вод по параллели 10 гр. С.ш. и по меридиану 180 гр. Результаты отразите на контурной карте или в тетради, сделайте вывод по результатам установленных фактов.
Закрепление пройденного материала.
Установление причинно-следственных связей.
Океаническая вода – раствор, «живая руда» | т.к. вода – универсальный растворитель |
Количество граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды | Соленость воды |
У экватора соленость вод Мирового океана выше | т.к. здесь меньше осадков и больше испарения |
Отдаляясь от экватора к полюсам соленость вод уменьшается | т.к. с отдалением от экватора воды «разбавляются» водой и охлаждаются |
Соленость вод Мирового океана меняется с глубиной | Только верхние слои прогреваются |
Температура поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от экватора к полюсам | т.к. количество поглощаемого водой тепла уменьшается от экватора к полюсам |
Океанская вода замерзает при температуре – 2 гр.С. | т.к. чем больше соленость воды, тем ниже температура замерзания |
Домашнее задание:
1. параграф № 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Воды Мирового океана" 7 класс
Урок проводится с использованием игровой технологии и технологии проблемного обучения....
Воды Мирового океана
Урок по теме "Воды мирового океана" проводится в начале изучения темы "Гидросфера" в 7 классе....
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Воды Мирового океана".
Презентация "Айсберги"...
Краткосрочное планирование по географии "Воды мирового океана" 7 класс
Краткосрочное планирование по георафии 7 класс третий (базовый ) уровень. Поурочный план с использованием семи модулей программы...
План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»
Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...
Конспект урока по теме "Воды Мирового океана".
Цель: формировать представления о Мировом океане, важнейших свойствах вод Мирового океана, особенностях распределения температур, солености океана.Оборудование: карта полушарий или физическая карта ми...
Конспект урока Воды Мирового океана 7 класс
Конспект модульного урока "Воды Мирового океана" 7 класс....