Билеты по географии для 9 классов
методическая разработка (география, 9 класс) по теме
Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).
Предлагаемый комплект экзаменационных билетов основан на документах, определяющих содержание современного школьного образования по географии в основной школе. В него вошли вопросы содержания, освещаемые во всех действующих школьных учебниках, т.е. инвариантное ядро, не выходящее за рамки стандарта.
В практике школ Российской Федерации используется несколько форм проведения итоговой аттестации по географии – устный экзамен по билетам, защита рефератов, собеседование, итоговое тестирование. Особенность экзамена по географии заключаются в том, что это экзамен по выбору.
Комплект состоит из 25 экзаменационных билетов, в каждом из которых по 3 вопроса. Такое количество билетов достаточно, чтобы обеспечить проверку всего значимого содержания школьных курсов географии 6–9 классов и нормализовать нагрузку школьников в период сдачи экзамена.
Комплект примерных билетов для сдачи экзаменов по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений имеет ряд принципиальных отличий от ранее использовавшихся билетов. Так, если ранее в билеты включалось содержание только курса географии России (8–9 классы), то в настоящий комплект включены вопросы, проверяющие усвоение содержания всех школьных курсов с 6 по 9 класс (в том числе землеведения и страноведения). Этим обеспечивается проверка усвоения таких линий обязательного минимума содержания стандарта, как «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны» (в том числе знания о Земле как планете Солнечной системы, о географической оболочке, ее закономерностях, о свойствах геосфер; знания о материках и океанах, населении Земли и странах мира). Несколько расширено, по сравнению с предыдущим комплектом билетов, содержание проверки содержательной линии «Природопользование и экология». Проверяемый материал не выходит за рамки стандарта и действующих программ по курсам географии, и его усвоение может быть обеспечено действующими учебниками. Еще одним отличием является большее внимание к проверке умения cамостоятельно отбирать и использовать источники географической информации.
Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Они различаются как по содержанию, так и по требованиям к уровню подготовки.
Первые вопросы билетов позволяют проверить усвоение теоретических знаний, вторые – умение применить географические знания для решения проблем, третьи – сформированность практических предметных умений.
Первые вопросы сформулированы традиционно. Они проверяют усвоение теоретических землеведческих, экономико- или социально-географических знаний.
Вторые вопросы носят проблемный характер и направлены на выявление способности учащихся применить полученные в основной школе знания и умения по географии для осмысления проблем, с которыми может встретиться человек в жизни. Включение вопросов такого типа в примерные экзаменационные билеты соответствует целям и задачам географического образования в основной школе и требованиям к уровню подготовки выпускников, зафиксированным в стандарте, а именно: применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, использовать знания в повседневной жизни. В представленном комплекте билетов умение применить знания для решения проблем проверяется как на материале курса географии России, так и на материале страноведения, охватывая основы физической, экономической и социальной географии примерно в равном объеме. Учебный материал, являющийся основой для ответов на эти вопросы, не выходит за рамки стандарта, действующих программ и учебников.
Третьи вопросы направлены на проверку сформированности практических умений – составлять комплексные или сравнительные характеристики, выявлять конкретные факторы, влияющие на географические особенности территорий на основе использования различных источников географической информации и пр.
В целом вопросы комплекта билетов позволяют проверить усвоение наиболее важных элементов содержания географического образования основной школы и умения практического применения знаний. При подготовке к ответу во время экзамена учащиеся должны иметь возможность пользоваться школьными атласами. Также у учащихся должны быть другие необходимые статистические, картографические и прочие источники географической информации.
Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника – 20–30 минут.
Комплект экзаменационных билетов носит примерный характер и может быть переработан при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения. Общее количество билетов, разработанных на уровне общеобразовательного учреждения, должно быть не менее 20 и не более 30. В предлагаемый материал возможно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителями конкретной школы программы по географии: частично заменить вопросы, в том числе практические задания, заранее выбрать страны (регионы) в зависимости от имеющихся у учителей материалов (статистических данных, картографических иллюстраций и т.п.). Однако важно, чтобы в разработанных билетах проверялось содержание всех школьных курсов географии (6–9 классы), всех содержательных линий стандарта 2004 г. Вероятен подход, при котором некоторые землеведческие знания и знания по природопользованию проверяются на примере географии России, но в этом случае вопрос должен быть сформулирован соответствующим образом. Обязательно в проверку должно быть включено содержание линии стандарта «Материки, океаны, народы, страны». Также следует учитывать, что на экзамене должно проверяться умение работать с разными источниками географической информации, поэтому необходимы вопросы, требующие анализа разнообразных карт, статистических материалов (в том числе таблиц, диаграмм и пр.).
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая отметка выставляется исходя из отметок, полученных за ответ на каждый из трех вопросов билета. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.
За теоретический вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая
терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
За проблемный вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:
Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3 вопросы с использованием регионального компонента для Ростовской области РФ | 66 КБ |
otvety_na_ze_voprosy.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БИЛЕТЫ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС
Билет № 1.
1. Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия.
2. На территории азиатской части России находятся крупнейшие
угольные бассейны мира. Но при этом многие регионы Дальнего Востока
нашей страны ежегодно испытывают недостаток топлива в зимнее время.
С чем это связано? Каковы пути решения данной проблемы?
3. Определите по климатической карте и объясните различие климата городов
Ростова-на- Дону и Владивостока.
Билет №2.
- Методы географических исследований и основные источники географической информации.
- Ученые утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?
- Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий черной металлургии в Череповце и в Старом Осколе.
Билет № 3.
- Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространенные в России.
- Не каждая страна мира имеет выход к Мировому океану, однако проблемы Мирового океана волнуют все человечество. Почему проблемы охраны и изучения Мирового океана важны для всех стран?
- Составьте по картам характеристику географического положения Северо-Кавказского экономического района.
Билет № 4.
- Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры.
- Россия занимает ведущее место по запасам нефти и газа, их рациональное использование – одна из важнейших задач развития этой отрасли. В чем заключается рациональное использование ресурсов нефти и газа? Какие экологические проблемы возникают в связи с развитием нефтяной и газовой промышленности?
- Определите по топографической карте указанные направления и расстояния.
Билет № 5.
1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса.
- Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Однако проблема их сохранения в России стоит крайне остро. С чем это связано? Каковы пути решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны?
- Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия химической
промышленности в г. Березники.
Билет № 6.
1. Общая характеристика рельефа России, причина его разнообразия.
- Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны она особенно велика? Какие природные особенности рек и озер важны для развития водного транспорта? Как деятельность человека и развитие науки влияют на возможности использования водного транспорта в хозяйстве страны.
- Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии в г. Норильске.
Билет № 7.
- Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
- Одна из глобальных проблем современности – сокращение площади влажных экваториальных лесов. Почему эта проблема имеет значение не только для отдельных стран, но и для всего человечества?
- Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения Северного Кавказа и Дальнего Востока.
Билет № 8.
- Географическая оболочка, ее составные части, взаимосвязи между ними.
- Животноводство как отрасль хозяйства существует очень давно. Однако до сих пор природные условия влияют на размещение животноводства. Почему? Cейчас наука и техника шагнули далеко вперед. Как развитие науки и техники влияет на развитие животноводства?
- Определите по статистическим материалам, сравните показатели прироста населения в Дагестане и Ростовской области и объясните их различия.
Билет № 9.
- Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
- Основную часть экспорта России составляют минеральные ресурсы. Какими минеральными ресурсами Россия наиболее богата и почему? Какое значение имеет богатство минеральными ресурсами для развития хозяйства нашей страны?
- Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения в Ростовской области.
Билет № 10.
- Европейский Север; экономико-географическая характеристика
хозяйства.
- Вам предстоит совершить перелет зимой из Калининграда в Читу.
К каким изменениям погодных условий вы должны быть готовы?
Обоснуйте различие климатических показателей, используя карты
атласа и другие источники географической информации.
Объясните различия в климате этих двух городов.
- Определите по статистическим материалам и сравните соотношение
городского и сельского населения в Ростовской и Московской областях.
Билет № 11.
- Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы.
- Население России крайне неравномерно размещено по ее территории. Каковы основные причины, определяющие неравномерность размещения населения, какие проблемы возникают в связи с этим?
- Cравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами Северного Кавказа и Европейского Севера.
Билет № 12.
1. Австралия. Общая физико-географическая характеристика.
- В большинстве развитых стран мира основная часть грузооборота приходится на автомобильный транспорт. В России же лидирует железнодорожный. Какими причинами это обусловлено? Каковы особенности географии важнейших железных дорог страны?
3. Определите по карте географические координаты.
Билет № 13.
- Поволжье: экономико-географическая характеристика.
- Основоположник почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы « зеркалом ландшафта». В чем заключается смысл этого образного выражения? Какие типы почв распространены на территории России? Как сельскохозяйственное использование земель может повлиять на изменение плодородия почв?
- Покажите по карте крайние точки России и определите наибольшую протяженность её территории с запада на восток и с севера на юг.
Билет № 14.
- Сравнительная характеристика хозяйства Северо-Кавказского и Центрального районов.
- По количеству водных ресурсов Россия занимает одно из ведущих мест в мире, но в ряде регионов России, тем не менее существует проблема водообеспечения. Какие это регионы? Почему возникают подобные проблемы? Каковы пути их решения?
- Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)
Билет № 15.
- Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
- Известно, что 1/3 территории России приходится на сейсмически
опасные районы. Где в России наиболее вероятны землетрясения?
Как вероятность землетрясений учитывается в жизни и
хозяйственной деятельности населения этих районов?
Каковы меры защиты от землетрясений?
- Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную
характеристику Западно-Сибирского и Волго-Уральского районов
добычи нефти.
Билет № 16.
- .Черная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
- Вам необходимо разработать маршрут путешествия по России с целью увидеть наиболее полный набор природных зон равнин. По какой равнине и в каком направлении следует путешествовать? Используя различные источники географической информации, обоснуйте свой выбор.
- Оцените по картам и статистическим материалам природные условия и ресурсы Северного Кавказа.
Билет № 17.
- Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны.
- Люди всегда стремились предсказать погоду. Раньше для этого использовали народные приметы, сейчас используют научные достижения и сложные технологии. Почему знание погодных условий имеет большое значение для хозяйства и для каждого человека? Как изучают элементы погоды? Какие типы погоды характерны для вашей местности?
- Определите по статистическим материалам основные статьи экспорта и импорта России.
Билет № 18.
- Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).
- Почти 90 % продукции машиностроения выпускается в европейской части России. Какими факторами это обусловлено? Cравните факторы размещения разных отраслей машиностроительного комплекса и приведите примеры центров машиностроения России, на размещение которых оказали влияние эти факторы.
- Оцените по картам агроклиматические ресурсы Ростовской области.
Билет № 19.
- Многообразие стран современного мира, их основные типы.
- Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они еще в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?
- Определите по карте бассейны и водоразделы рек Дон и Волга.
Билет № 20.
- Комплексная географическая характеристика Ростовской области.
- Евразия – самый большой по площади материк Земли. Используя карты атласа, докажите, что в расположении природных комплексов Евразии проявляется закон широтной зональности.
- Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России.
Билет № 21.
- Комплексная географическая характеристика США по картам атласа.
- Россия – страна с отрицательным естественным приростом населения. С какими проблемами столкнется страна в ближайшее время в связи с этим? Каковы пути решения этих проблем?
- Определите тип климата по климатограмме г. Ростова-на-Дону.
Билет № 22.
- Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося).
- В последнее десятилетие в России наблюдается миграционный прирост населения. Какие регионы России особенно привлекательны для иммигрантов и почему? Каковы направления внутренних миграций в России, их причины и влияние на изменения характеристик населения отдельных регионов?
- Сравните по картам режим рек Амур и Дон и объясните причины различий.
Билет № 23.
- Международные экономические связи России, ее место в международном географическом разделении труда.
- Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека. Докажите это, сравнив виды хозяйственной деятельности в разных природных зонах. Для каких видов хозяйственной деятельности особенно велико значение природных условий?
- Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых в Западной Сибири.
Билет № 24.
- Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.
- Численность населения Земли за прошедший век значительно увеличилась и продолжает расти. Что влияет на плотность населения? Приведите примеры влияния факторов размещения населения на его плотность в странах мира и в России.
- Составьте характеристику климата Северного Кавказа по климатической карте.
Билет № 25.
- Отраслевая и территориальная структура хозяйства России, ее изменения в последние десятилетия.
- По различным источникам географической информации определите экологические проблемы Ростовской области. Предположите возможные пути их решения. Какой вклад может внести каждый человек в решении этих проблем?
- Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения Северо-Кавказского и Центрального районов.
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЫ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Билет №1
Определить по климатической карте и объяснить различия климата городов Ростова-на-Дону и Владивостока.
Составить краткую хар-ку двух районов по плану: 1) г.п., 2)солнечная радиация, 3)движение воздушных масс, 4)подстилающая поверхность.
Несмотря на положение примерно в одинаковых широтах (440 с.ш.), одном климатическом поясе (умеренном) существуют значительные различия (низкие температуры во Владивостоке зимой и большое количество осадков летом(800 мм)). Причина – муссонный климат. Влияние Атлантического океана смягчает зимние температуры в Ростове-на-Дону и приносит меньшее количество осадков (450 мм).
Билет №2.
Определить по географической карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия черной металлургии в городе Череповце и Старом Осколе.
Ведущую роль на размещение металлургического комбината полного цикла в г. Череповец играет сырьевой фактор: железную руду поставляют из Кольского п-ва, каменный уголь из Печерского бассейна. Передельный металл поступает из Санкт-Петербурга, на заводы которого ориентировано производство металла в г. Череповец.
В Старом Осколе находится единственный в России электрометаллургический завод. Сырье (железная руда) поступает из КМА (Курская Магнитная Аномалия).
Билет №3.
Характеристика по картам географического положения Северо-Кавказского экономического района
Характеристика дается по плану:
- Положение на территории страны.
- Наличие сырьевых, топливных баз, транспортных путей.
- Положение по отношению к регионам и странам соседям.
- Вывод о влиянии г.п. на природу, хозяйство и жизнь населения территории.
Характеристика:
- Сев. Кавказ расположен на юго-западе страны, пограничное положение. Омывается Черным, Азовским, Каспийским морями.
- Район расположен на пересечении транспортных путей из Кавказа в Центр. Районы с запада на восток – транспортные узлы. Сырьевые базы на территории: Донецкий каменноугольный бассейн, нефть-газ – Предкавказье, руды в горах Кавказа.
- Граничит с Украиной, Грузией, Азербайджаном. Районы: Центральный, Поволжье – эконом. развиты.
- Г.п. выгодное – этому способствуют все вышеперечисленные факторы.
Билет №4.
Определить по топографической карте направления и расстояния.
- Определить протяженность железной дороги, расстояние от ветряной мельницы до домика лесника.
Железная дорога: 20 см × 100 м = 2000м (2 км).
Ветряная мельница – домик лесника: 6 см × 100 м = 600 м
- Определить направление от ветряной мельницы до:
А) оз. Глубокое (7) с-з
Б) оврага (5) з
В) домика лесника с-в
Г) п. Ладогино ю-в
Билет №5.
Определить по карте факторы, оказавшие влияние на размещение химического предприятия в г. Березники.
Причиной образования химического предприятия в г. Березники послужил сырьевой фактор. Это близкое расположение Соликамского месторождения калийных солей. Производство калийных удобрений требует огромных затрат сырья. Производство калийных удобрений в г. Березники является одним из крупных в стране.
Билет №6.
Определить по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия цветной металлургии в г. Норильске.
В Норильске работает крупнейший в стране завод по переработке медно-никелевого сырья. На размещение предприятия оказал влияние сырьевой фактор:
Здесь добывается 60% никеля и 40% меди от российских запасов.
Уголь добывается здесь же в Тунгусском бассейне.
Билет №7.
Определить плотность населения по статистическим материалам и сравнить на
Д. Востоке и Сев. Кавказе.
Плотность населения (ρ) – величина, показывающая соотношение проживающих к определенной площади. Измеряется в чел/км2.
Сев. Кавказ 17828 т. чел/ 431т. км2 = 41 чел/км2
Д. Восток 6056 т. чел/ 3113 т. км2 = 2 чел/км2
Причины: благоприятные климатические условия, исторический фактор, крупные предприятия и с/х угодья.
Билет №8.
Определить по статистическим материалам и сравнить показатели прироста населения в разных частях страны.
Показатели прироста зависят от естественного прироста (Еприр) и миграций.
Еприр= Р – С
Ростовская обл. Еприр= 40,6 – 70,0 = -29,4 (чел/тыс)
Дагестан Еприр= 45,7 – 15,7 = 30 (чел/тыс)
В Ростовской области отрицательный Еприр (как в целом по стране). Причина: экономический кризис, низкий уровень здравоохранения, условия жизни. Но Ростовская область имеет положит. сальдо миграции из-за благоприятных природных условий, пограничной территории. В Дагестане миграции значения не имеют, но Еприр положит. Причина: национальный, религиозный уклад.
Билет №9.
Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение машиностроительного предприятия «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону.
Завод «Ростсельмаш» выпускает зерноуборочные комбайны «Дон». Т.к. Ростовская обл. – житница страны – здесь выращивают зерновые (район обеспечен агроклиматическими ресурсами), то основной фактор размещения предприятия – потребительский, т.е. производят там, где необходима с/х техника.
Билет №10.
Определить по статистическим материалам и сравнить соотношение городского и сельского населения в Ростовской, Московской, Магаданской областях.
Область | Тыс. человек | % |
Ростовская | 4286 | 68 |
Московская (без г. Москва) | 6410 | 80 |
Высокий уровень урбанизации в Московской области объясняется историч. фактором (большое количество городов) и высоким уровнем развития промышленности. В Ростовской области самый низкий уровень урбанизации, т.к. здесь благоприятные природные условия для занятия с/х. население проживает в сельской местности.
Билет №11.
Cравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами
Северного Кавказа и Европейского Севера.
Европейский север является районом оттока населения, мигрирует население в молодом возрасте. Следовательно, смертность в этом районе повышается, а рождаемость понижается. Со временем происходит нехватка трудовых ресурсов. Северный Кавказ напротив является районом привлечения рабочей силы в качестве молодого населения, таким образом, рождаемость в этом районе увеличивается. Северный Кавказ обеспечен трудовыми ресурсами.
Билет №12.
Определение по карте географические координаты следующих объектов: устье р. Обь, ю.т. о. Сахалин, г. Ростов-на-Дону, г. Москва.
- 660 с.ш. 690 в.д.
- 450 с.ш. 1420 в.д.
- 460 с.ш. 400 в.д.
- 550 с.ш. 360 в.д.
Билет №13.
Определить координаты крайних точек России и ее протяженность с севера на юг и с запада на восток.
м. Флигели 810 с.ш., м. Челюскин 770 с.ш. – сев. точки
г. Базардюзю 410 - южная
г. Калининград 190 – западная
м. Дежнева 1690, о. Ратманова 1700 – восточная
расстояние на карте России в атласе (мб: в 1см 200 км)
с севера на юг 14см × 200км = 2800км
с запада на восток 35см × 200км = 7000км
Билет №14.
Решение задач на определение различий поясного времени на территории страны.
Задача №1 Сколько часов будет в Иркутске, Якутске, если в Санкт-Петербурге 14.00?
Ответ: 19.00, 20.00
Задача №2 В Чите 10.00. Который час в Ростове-на-Дону, Калининграде?
Ответ: 4.00, 3.00
Задача №3 От Мурманска до Ростова-на-Дону расстояние примерно такое же как от Ростова-на-Дону до Омска. Почему в первом случае часы не переводят, а во втором переводят на 4 часа?
Ответ: в первом случае самолет летит в пределах одного часового пояса с севера на юг, во втором с запада на восток, через 4 часовых пояса.
Билет №15.
Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику Западно-Сибирского и Волго-Уральского районов добычи нефти.
Около 70% российской нефти добывается в Западно-Сибирском регионе (крупнейшие месторождения- Самотлор, Мегион).Это относительно новый регион нефтедобычи(1970г.) Волго-Уральская база (25% добычи).Крупные месторождения – Ромашкинское,
Ишимбаевское, Туймазинское – нефть здесь добывается уже более 60 лет и до 90%
запасов уже извлечено.
Билет №16.
Оценка по картам статистическим материалам природных условий и ресурсов Сев. Кавказа.
Основные природные ресурсы: водные, минеральные, почвенные, биологические (лесные), климатич., рекреационные.
Сев. Кавказ обеспечен прежде всего:
- Агроклиматическими ресурсами ( Т +220, черноземные почвы на равнине).
- Минеральные: уголь, нефть, газ, рудные.
- Водными недостаточно (р. Дон, Кубань, Терек), воды недостаточно для нужд населения и с/х.
- Биологические недостаточно (только горный районы), малая биомасса.
- Рекреационные широко распространены: Черноморское побережье, горные курорты, минеральные источники.
Билет №17.
Определить по статистическим материалам основные статьи экспорта, импорта России.
Основные статьи экспорта: газ, нефть, нефтепродукты, цветные металлы.
Основные статьи импорта: машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
Билет №18.
Оценка по картам агроклиматических ресурсов Ростовской области.
- Климат благоприятный: ср. летние Т +230, зимние -60, ср. кол-во осадков 400 мм.
- Продолжительность периода активной вегетации от 165 дней на севере до 180 на юге, кувл-я<1, поэтому земли орошаются.
- Условия благоприятные для развития черноземов (гумусовый горизонт до 2 м) и каштановых почв, самых благоприятных для возделывания с/х культур.
- Выращивают зерновые (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис); технические (сах. свекла, подсолнечник), овощи. Фрукты, виноград, бахчевые и т.д.
Вывод: в Ростовской области очень благоприятные агроклиматические ресурсы, при обильном орошении возможно развитие различных отраслей растениеводства.
Билет №19.
Определить по карте бассейн и водораздел рек Дон и Волга
Бассейн реки – территория с которой река и ее притоки собирают воду.
Водораздел – граница бассейнов.
См. контурную карту
Билет №20.
Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России.
Основными внешнеэкономическими партнерами являются: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония, Великобритания. Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция, Китай, США, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Украина. Основными товарами вывозимыми из России являются: топливно-энергетические товары (газ и нефть), металлы и изделия из них (черные и цветные металлы, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, каучук, древесина и целлюлозно-бумажные изделия).
Билет №21.
Определите тип климата по климатограмме г. Ростова-на-Дону.
Минимальная температура – 60С в январе, максимальная в июле +240С. ГКО 480мм с максимумом в июне 60мм. Тип климата умеренно-континентальный.
Билет №22.
Сравнить при помощи карт режим р. Дон и р. Амур.
Режим реки – изменение уровня воды, процессы замерзания, вскрытия, полноводности, вид питания. Зависит от климата.
р. Дон имеет весеннее половодье и летний межень, в зимние месяцы замерзает т.к. нах-ся в умеренном климате. Питание – смешанное, с преобладанием снегового, плюс дождевое и грунтовое.
Амур с половодьем летом, меженью зимой, влияние муссонного климата, по этой же причине питание – смешанное, с преобладанием дождевого (+ снег, грунт.)
Дон относиться к бассейну Атлантического океана, Амур – Тихого.
Билет №23.
Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых в Западной Сибири.
Западная Сибирь расположена на Западно-Сибирской равнине, которая имеет ровную поверхность с высотами 0-200метров. В основании расположена молодая Западно-Сибирская плита(докайнозойская складчатость), с мощным осадочным чехлом, т.к. территория долгое время находилась под водами океана. Это и послужило причиной образования здесь нерудных полезных ископаемых: газ в северной части равнины(1 е место в мире), нефть в центральной части(крупнейшее месторождение в России),на юге – соль.
Билет №24.
Составьте характеристику климата Северного Кавказа по климатической карте.
Климат благоприятен для жизни людей и сельского хозяйства. Здесь длинное и очень теплое лето. Средняя температура + 240С. Зимой от –8 на севере, до + 6 в городе Сочи. Осадки уменьшаются с запада(450мм) на восток (300мм), в предгорьях до 800мм. Господствует западный перенос воздушных масс.
Билет №25.
Дать сравнительную характеристику ЭГП Северного Кавказа и Европейского Севера.
- Сев. Кавказ и Европейский Север расположены на Русской равнине: Е.С. – северная часть, С.К. – на юге. Положение пограничное.
- С.К. – граничит с Украиной, Закавказьем, Казахстаном. Е.С. – Норвегия, Финляндия.
- С.К. наиболее выгодное транспортное положение: дороги ж/д, авто - меридианное и широтное направление, порты на Черном море. Е.С. в основном значение морского транспорта (порт Мурманск, Архангельск)
- Сырьевыми базами наиболее обеспечен Е.С. (Кольский п-ов, печерскбас). С.К. - в основном промышленные зоны
Вывод: Г.п. в целом выгодное, но С.К. выигрывает из-за транспортных магистралей, Е.С. – ресурсов. ЭГП положительно влияет на развитие регионов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационные билеты по географии. 9 класс.
Экзаменационные билеты за курс основного общего образования по географии....
Экзаменационные билеты по географии 9 класс
25 билетов по 3 вопроса...
Билеты по географии 9 класс
В этом году аттестация учащихся 9 классов возможна в традиционной форме. Предлагаю примерные вопросы по географии для экзамена в 9 классе....
Экзаменационные билеты по географии 9 класс для экзамена в традициооной форме
Билеты составлены с учетом прверки знаний по географии ХМАО. Имеются приложения для выполнения практической части....
Экзаменационные билеты по географии 6 класс
Экзаменационные билеты по географии 6 класс...
Экзаменационные билеты по географии для 7 класса
Экзаменационные билеты по географии материков и океанов 7 класс...
Комментарии
БИЛЕТЫ
Коллеги! Имеются приложения к билетам, пришлю кому необходимо.