Билеты по географии для 9 классов
методическая разработка (география, 9 класс) по теме

Волокитина Евгения Юрьевна

 

Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).
Предлагаемый комплект экзаменационных билетов основан на документах, определяющих содержание современного школьного образования по географии в основной школе. В него вошли вопросы содержания, освещаемые во всех действующих школьных учебниках, т.е. инвариантное ядро, не выходящее за рамки стандарта.
В практике школ Российской Федерации используется несколько форм проведения итоговой аттестации по географии – устный экзамен по билетам, защита рефератов, собеседование, итоговое тестирование. Особенность экзамена по географии заключаются в том, что это экзамен по выбору.
Комплект состоит из 25 экзаменационных билетов, в каждом из которых по 3 вопроса. Такое количество билетов достаточно, чтобы обеспечить проверку всего значимого содержания школьных курсов географии 6–9 классов и нормализовать нагрузку школьников в период сдачи экзамена.
Комплект примерных билетов для сдачи экзаменов по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений имеет ряд принципиальных отличий от ранее использовавшихся билетов. Так, если ранее в билеты включалось содержание только курса географии России (8–9 классы), то в настоящий комплект включены вопросы, проверяющие усвоение содержания всех школьных курсов с 6 по 9 класс (в том числе землеведения и страноведения). Этим обеспечивается проверка усвоения таких линий обязательного минимума содержания стандарта, как «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны» (в том числе знания о Земле как планете Солнечной системы, о географической оболочке, ее закономерностях, о свойствах геосфер; знания о материках и океанах, населении Земли и странах мира). Несколько расширено, по сравнению с предыдущим комплектом билетов, содержание проверки содержательной линии «Природопользование и экология». Проверяемый материал не выходит за рамки стандарта и действующих программ по курсам географии, и его усвоение может быть обеспечено действующими учебниками. Еще одним отличием является большее внимание к проверке умения cамостоятельно отбирать и использовать источники географической информации.
Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Они различаются как по содержанию, так и по требованиям к уровню подготовки.
Первые вопросы билетов позволяют проверить усвоение теоретических знаний, вторые – умение применить географические знания для решения проблем, третьи – сформированность практических предметных умений.
Первые вопросы сформулированы традиционно. Они проверяют усвоение теоретических землеведческих, экономико- или социально-географических знаний.
Вторые вопросы носят проблемный характер и направлены на выявление способности учащихся применить полученные в основной школе знания и умения по географии для осмысления проблем, с которыми может встретиться человек в жизни. Включение вопросов такого типа в примерные экзаменационные билеты соответствует целям и задачам географического образования в основной школе и требованиям к уровню подготовки выпускников, зафиксированным в стандарте, а именно: применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, использовать знания в повседневной жизни. В представленном комплекте билетов умение применить знания для решения проблем проверяется как на материале курса географии России, так и на материале страноведения, охватывая основы физической, экономической и социальной географии примерно в равном объеме. Учебный материал, являющийся основой для ответов на эти вопросы, не выходит за рамки стандарта, действующих программ и учебников.
Третьи вопросы направлены на проверку сформированности практических умений – составлять комплексные или сравнительные характеристики, выявлять конкретные факторы, влияющие на географические особенности территорий на основе использования различных источников географической информации и пр.
В целом вопросы комплекта билетов позволяют проверить усвоение наиболее важных элементов содержания географического образования основной школы и умения практического применения знаний. При подготовке к ответу во время экзамена учащиеся должны иметь возможность пользоваться школьными атласами. Также у учащихся должны быть другие необходимые статистические, картографические и прочие источники географической информации.
Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника – 20–30 минут.
Комплект экзаменационных билетов носит примерный характер и может быть переработан при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения. Общее количество билетов, разработанных на уровне общеобразовательного учреждения, должно быть не менее 20 и не более 30. В предлагаемый материал возможно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителями конкретной школы программы по географии: частично заменить вопросы, в том числе практические задания, заранее выбрать страны (регионы) в зависимости от имеющихся у учителей материалов (статистических данных, картографических иллюстраций и т.п.). Однако важно, чтобы в разработанных билетах проверялось содержание всех школьных курсов географии (6–9 классы), всех содержательных линий стандарта 2004 г. Вероятен подход, при котором некоторые землеведческие знания и знания по природопользованию проверяются на примере географии России, но в этом случае вопрос должен быть сформулирован соответствующим образом. Обязательно в проверку должно быть включено содержание линии стандарта «Материки, океаны, народы, страны». Также следует учитывать, что на экзамене должно проверяться умение работать с разными источниками географической информации, поэтому необходимы вопросы, требующие анализа разнообразных карт, статистических материалов (в том числе таблиц, диаграмм и пр.).
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая отметка выставляется исходя из отметок, полученных за ответ на каждый из трех вопросов билета. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.
За теоретический вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая
терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
За проблемный вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:
Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИЛЕТЫ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

Билет № 1.

1. Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия.

2. На территории азиатской части России находятся крупнейшие

     угольные бассейны мира. Но при этом многие регионы Дальнего Востока

      нашей страны ежегодно испытывают  недостаток топлива в зимнее время.

     С чем это связано? Каковы пути решения данной проблемы?

   3. Определите по климатической карте и объясните различие климата городов

       Ростова-на-  Дону и Владивостока.

Билет №2.

  1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.
  2. Ученые утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?
  3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий черной металлургии в  Череповце и в  Старом Осколе.

Билет № 3.

  1. Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения.  Основные религии, распространенные в России.
  2. Не каждая страна мира имеет выход к Мировому океану, однако проблемы Мирового океана волнуют все человечество. Почему проблемы охраны и изучения Мирового  океана важны для всех стран?
  3. Составьте по картам характеристику географического положения Северо-Кавказского  экономического района.

Билет № 4.

  1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры.
  2. Россия занимает ведущее место по запасам нефти и газа, их рациональное использование – одна из важнейших задач развития этой отрасли. В чем заключается рациональное использование ресурсов нефти и газа? Какие экологические проблемы возникают в связи с развитием нефтяной и газовой промышленности?
  3. Определите по топографической карте указанные направления и расстояния.

Билет № 5.

1.   Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса.

  1. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Однако проблема их сохранения в России стоит крайне остро. С чем это связано? Каковы пути решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны?
  2. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия химической

      промышленности в г. Березники.

Билет № 6.

1.   Общая характеристика рельефа России, причина его разнообразия.

  1. Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны она особенно велика? Какие природные особенности рек и озер важны для развития водного транспорта? Как деятельность человека и развитие науки влияют на возможности использования водного транспорта в хозяйстве страны.
  2. Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии в г. Норильске.

Билет № 7.

  1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
  2. Одна из глобальных проблем современности – сокращение площади влажных экваториальных лесов. Почему эта проблема имеет значение не только для отдельных стран, но и для всего человечества?
  3. Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения Северного Кавказа и Дальнего Востока.

Билет № 8.

  1. Географическая оболочка, ее составные части, взаимосвязи между ними.
  2. Животноводство как отрасль хозяйства существует очень давно. Однако  до сих пор природные условия влияют на размещение животноводства. Почему? Cейчас наука и техника шагнули далеко вперед. Как развитие науки и техники влияет на развитие животноводства?
  3. Определите по статистическим материалам, сравните показатели прироста населения в Дагестане и Ростовской области и объясните их различия.

Билет № 9.

  1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
  2. Основную часть экспорта России составляют  минеральные ресурсы. Какими  минеральными ресурсами Россия наиболее богата и почему? Какое значение имеет  богатство минеральными ресурсами для развития хозяйства нашей страны?
  3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения в Ростовской области.

Билет № 10.

  1. Европейский Север; экономико-географическая характеристика  

      хозяйства.

  1. Вам предстоит совершить перелет зимой из Калининграда в Читу.

      К каким изменениям погодных условий вы должны быть готовы?  

      Обоснуйте различие климатических показателей, используя карты

      атласа и другие источники  географической информации.

      Объясните различия в климате этих двух городов.

  1. Определите по статистическим материалам и сравните соотношение

      городского и сельского населения в Ростовской и Московской областях.

Билет № 11.

  1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы.
  2. Население России крайне неравномерно размещено по ее территории. Каковы  основные причины, определяющие неравномерность размещения населения, какие проблемы возникают в связи с этим?
  3. Cравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами Северного Кавказа и Европейского Севера.

Билет № 12.

  1.   Австралия. Общая физико-географическая характеристика.

  1. В большинстве развитых стран мира основная часть грузооборота приходится на автомобильный транспорт. В России же лидирует железнодорожный. Какими причинами это обусловлено? Каковы особенности географии важнейших железных дорог страны?

  3.  Определите по карте географические координаты.

Билет № 13.

  1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.
  2. Основоположник почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы « зеркалом ландшафта». В чем заключается  смысл этого образного выражения? Какие типы почв  распространены на территории России? Как сельскохозяйственное использование земель может повлиять на изменение плодородия почв?
  3. Покажите по карте крайние точки России и определите наибольшую протяженность её территории с запада на восток и с севера на юг.

Билет № 14.

  1. Сравнительная характеристика хозяйства Северо-Кавказского и Центрального районов.
  2. По количеству водных ресурсов Россия занимает одно из ведущих мест в мире, но в ряде регионов России, тем не менее существует проблема водообеспечения. Какие это регионы? Почему возникают подобные проблемы? Каковы пути их решения?
  3.  Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)

Билет № 15.

  1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
  2. Известно, что 1/3 территории России приходится на сейсмически

     опасные районы. Где в России наиболее вероятны землетрясения?

           Как вероятность землетрясений учитывается в жизни и

           хозяйственной деятельности населения этих районов?

           Каковы меры защиты от землетрясений?

  1. Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную

     характеристику  Западно-Сибирского и Волго-Уральского районов

     добычи нефти.

Билет № 16.

  1. .Черная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
  2.  Вам необходимо разработать маршрут путешествия по России с целью увидеть наиболее полный набор природных зон равнин. По какой равнине и в каком направлении следует путешествовать? Используя различные источники географической информации, обоснуйте свой выбор.
  3. Оцените по картам и статистическим материалам природные условия и ресурсы Северного Кавказа.

Билет № 17.

  1. Городское и сельское  население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны.
  2. Люди всегда стремились предсказать погоду. Раньше для этого использовали народные приметы, сейчас используют научные достижения и сложные технологии. Почему знание погодных условий имеет большое значение для хозяйства и для каждого человека? Как изучают элементы погоды? Какие типы погоды характерны для вашей местности?
  3. Определите по статистическим материалам основные статьи экспорта и импорта России.

Билет № 18.

  1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).
  2. Почти 90 % продукции машиностроения выпускается в европейской части России. Какими факторами это обусловлено?  Cравните факторы размещения разных отраслей машиностроительного комплекса и приведите примеры центров машиностроения России, на размещение которых оказали влияние эти факторы.
  3. Оцените по картам агроклиматические ресурсы Ростовской области.

Билет № 19.

  1. Многообразие стран современного мира, их основные типы.
  2. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они еще в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?
  3. Определите по карте бассейны и водоразделы рек Дон и Волга.

Билет № 20.

  1. Комплексная географическая характеристика Ростовской области.
  2. Евразия – самый большой по площади материк Земли. Используя карты атласа, докажите, что в расположении природных комплексов Евразии проявляется закон широтной зональности.
  3. Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России.

Билет № 21.

  1. Комплексная географическая характеристика США по картам атласа.
  2. Россия – страна с отрицательным естественным приростом населения. С какими проблемами столкнется страна в ближайшее время в связи с этим? Каковы пути решения этих проблем?
  3. Определите тип климата по климатограмме г. Ростова-на-Дону.

Билет № 22.

  1. Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося).
  2. В последнее десятилетие в России наблюдается миграционный прирост населения. Какие регионы России особенно привлекательны для иммигрантов и почему? Каковы направления внутренних миграций в России, их причины и влияние на изменения характеристик населения отдельных регионов?
  3. Сравните по картам режим рек Амур и Дон и объясните причины различий.

Билет № 23.

  1. Международные экономические связи России, ее место в международном географическом разделении труда.
  2. Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека. Докажите это, сравнив виды хозяйственной деятельности в разных природных зонах. Для каких видов хозяйственной деятельности особенно велико значение природных условий?
  3. Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых в Западной Сибири.

Билет № 24.

  1. Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.
  2. Численность населения Земли за прошедший век значительно увеличилась и продолжает расти. Что влияет на плотность населения? Приведите примеры влияния факторов размещения населения на его плотность в странах мира и в России.
  3. Составьте  характеристику климата Северного Кавказа по климатической карте.

Билет № 25.

  1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства России, ее изменения в последние десятилетия.
  2. По различным источникам географической информации определите экологические проблемы Ростовской области. Предположите возможные пути их решения. Какой вклад может внести каждый человек в решении этих проблем?
  3. Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения Северо-Кавказского и Центрального районов.



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Билет №1

Определить по климатической карте и объяснить различия климата городов Ростова-на-Дону и  Владивостока.

Составить краткую хар-ку двух районов по плану: 1) г.п., 2)солнечная радиация, 3)движение воздушных масс, 4)подстилающая поверхность.

Несмотря на положение примерно в одинаковых широтах (440 с.ш.), одном климатическом поясе (умеренном) существуют значительные различия (низкие температуры во Владивостоке зимой и большое количество осадков летом(800 мм)). Причина – муссонный климат. Влияние Атлантического океана смягчает зимние температуры в Ростове-на-Дону и приносит меньшее количество осадков (450 мм).

Билет №2.

Определить по географической карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия черной металлургии в  городе Череповце и Старом Осколе.

Ведущую роль на размещение металлургического комбината полного цикла в г. Череповец играет сырьевой фактор: железную руду поставляют из Кольского п-ва, каменный уголь из Печерского бассейна. Передельный металл поступает из  Санкт-Петербурга, на заводы которого ориентировано производство металла в г. Череповец.

В Старом Осколе находится единственный в России электрометаллургический завод. Сырье (железная руда) поступает из КМА (Курская Магнитная Аномалия).

                Билет №3.

Характеристика по картам географического положения Северо-Кавказского экономического района

Характеристика дается по плану:

  1. Положение на территории страны.
  2. Наличие сырьевых, топливных баз, транспортных путей.
  3. Положение по отношению к регионам и странам соседям.
  4. Вывод о влиянии г.п. на природу, хозяйство и жизнь населения территории.

Характеристика:

  1. Сев. Кавказ расположен на юго-западе страны, пограничное положение. Омывается Черным, Азовским, Каспийским морями.
  2. Район расположен на пересечении транспортных путей из Кавказа в Центр. Районы с запада на восток – транспортные узлы. Сырьевые базы на территории: Донецкий каменноугольный бассейн, нефть-газ – Предкавказье, руды в горах Кавказа.
  3. Граничит с Украиной, Грузией, Азербайджаном. Районы: Центральный, Поволжье – эконом. развиты.
  4. Г.п. выгодное – этому способствуют все вышеперечисленные факторы.

Билет №4.

Определить по топографической карте направления и расстояния.

  1. Определить протяженность железной дороги, расстояние от ветряной мельницы до домика лесника.

Железная дорога: 20 см × 100 м = 2000м (2 км).

Ветряная мельница – домик лесника: 6 см × 100 м = 600 м

  1. Определить направление от ветряной мельницы до:

      А) оз. Глубокое (7)  с-з

      Б) оврага (5)             з

      В) домика лесника  с-в

      Г) п. Ладогино        ю-в

Билет №5.

Определить по карте факторы, оказавшие влияние на размещение химического предприятия в г. Березники.

Причиной образования химического предприятия в г. Березники послужил сырьевой фактор. Это близкое расположение Соликамского месторождения калийных солей. Производство калийных удобрений требует огромных затрат сырья. Производство калийных удобрений в г. Березники является одним из крупных в стране.

Билет №6.

Определить по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия цветной металлургии в г. Норильске.

В Норильске работает крупнейший в стране завод по переработке медно-никелевого сырья. На размещение предприятия оказал влияние сырьевой фактор:

Здесь добывается 60% никеля и 40% меди от российских запасов.

Уголь добывается здесь же в Тунгусском бассейне.

Билет №7.

Определить плотность населения по статистическим материалам и сравнить на  

 Д. Востоке и Сев. Кавказе.

Плотность населения (ρ) – величина, показывающая соотношение проживающих к определенной площади. Измеряется в чел/км2.

Сев. Кавказ 17828 т. чел/ 431т. км2 = 41 чел/км2

Д. Восток 6056 т. чел/ 3113 т. км2 = 2 чел/км2

Причины: благоприятные климатические условия, исторический фактор, крупные предприятия и с/х угодья.

Билет №8.

Определить по статистическим материалам и сравнить показатели прироста населения в разных частях страны.

Показатели прироста зависят от естественного прироста (Еприр) и миграций.

Еприр= Р – С

Ростовская обл. Еприр= 40,6 – 70,0 = -29,4 (чел/тыс)

Дагестан Еприр= 45,7 – 15,7 = 30 (чел/тыс)

В Ростовской области отрицательный Еприр (как в целом по стране). Причина: экономический кризис, низкий уровень здравоохранения, условия жизни. Но Ростовская область имеет положит. сальдо миграции из-за благоприятных природных условий, пограничной территории. В Дагестане миграции значения не имеют, но Еприр положит. Причина: национальный, религиозный уклад.

Билет №9.

Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение машиностроительного предприятия «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону.

Завод «Ростсельмаш» выпускает зерноуборочные комбайны «Дон». Т.к. Ростовская обл. – житница страны – здесь выращивают зерновые (район обеспечен агроклиматическими ресурсами), то основной фактор размещения предприятия – потребительский, т.е. производят там, где необходима с/х техника.

Билет №10.

Определить по статистическим материалам и сравнить соотношение городского и сельского населения в Ростовской, Московской, Магаданской областях.

Область

Тыс. человек

%

Ростовская

4286

68

Московская (без г. Москва)

6410

80

Высокий уровень урбанизации в Московской области объясняется историч. фактором (большое количество городов) и высоким уровнем развития промышленности. В Ростовской области самый низкий уровень урбанизации, т.к. здесь благоприятные природные условия для занятия с/х. население проживает в сельской местности.

Билет №11.

Cравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами

      Северного Кавказа и Европейского Севера.

Европейский север является районом оттока населения, мигрирует население в молодом возрасте. Следовательно, смертность в этом районе повышается, а рождаемость понижается. Со временем происходит нехватка трудовых ресурсов. Северный Кавказ напротив является районом привлечения рабочей силы в качестве молодого населения, таким образом, рождаемость в этом районе увеличивается. Северный Кавказ обеспечен трудовыми ресурсами.

Билет №12.

Определение по карте географические координаты следующих объектов:  устье р. Обь, ю.т. о. Сахалин, г. Ростов-на-Дону, г. Москва.

  1. 660 с.ш. 690 в.д.
  2. 450 с.ш. 1420 в.д.
  3. 460 с.ш. 400 в.д.
  4. 550 с.ш. 360 в.д.

Билет №13.

Определить координаты крайних точек России и ее протяженность с севера на юг и с запада на восток.

м. Флигели 810 с.ш., м. Челюскин 770 с.ш. – сев. точки

г. Базардюзю 410 - южная

г. Калининград 190 – западная

м. Дежнева 1690, о. Ратманова 1700 – восточная

расстояние на карте России в атласе (мб: в 1см 200 км)

с севера на юг 14см × 200км = 2800км

с запада на восток 35см × 200км = 7000км

Билет №14.

Решение задач на определение различий поясного времени на территории страны.

Задача №1 Сколько часов будет в Иркутске, Якутске, если в Санкт-Петербурге 14.00?

Ответ: 19.00, 20.00

Задача №2 В Чите 10.00. Который час в Ростове-на-Дону, Калининграде?

Ответ: 4.00, 3.00

Задача №3 От Мурманска до Ростова-на-Дону расстояние примерно такое же как от Ростова-на-Дону до Омска. Почему в первом случае часы не переводят, а во втором переводят на 4 часа?

Ответ: в первом случае самолет летит в пределах одного часового пояса с севера на юг, во втором с запада на восток, через 4 часовых пояса.

Билет №15.

Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику Западно-Сибирского и Волго-Уральского районов добычи нефти.

Около 70% российской нефти добывается в Западно-Сибирском регионе (крупнейшие месторождения- Самотлор, Мегион).Это относительно новый регион нефтедобычи(1970г.)  Волго-Уральская база (25% добычи).Крупные месторождения – Ромашкинское,  

Ишимбаевское, Туймазинское – нефть здесь добывается уже более 60 лет и до 90%

 запасов уже извлечено.

Билет №16.

Оценка по картам статистическим материалам природных условий и ресурсов Сев. Кавказа.

Основные природные ресурсы: водные, минеральные, почвенные, биологические (лесные), климатич., рекреационные.

Сев. Кавказ обеспечен прежде всего:

  1. Агроклиматическими ресурсами ( Т +220, черноземные почвы на равнине).
  2. Минеральные: уголь, нефть, газ, рудные.
  3. Водными недостаточно (р. Дон, Кубань, Терек), воды недостаточно для нужд населения и с/х.
  4. Биологические недостаточно (только горный районы), малая биомасса.
  5. Рекреационные широко распространены: Черноморское побережье, горные курорты, минеральные источники.

Билет №17.

Определить по статистическим материалам основные статьи экспорта, импорта России.

Основные статьи экспорта: газ, нефть, нефтепродукты, цветные металлы.

Основные статьи импорта: машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Билет №18.

Оценка по картам агроклиматических ресурсов Ростовской области.

  1. Климат благоприятный: ср. летние Т +230, зимние -60, ср. кол-во осадков 400 мм.
  2. Продолжительность периода активной вегетации от 165 дней на севере до 180 на юге, кувл-я<1, поэтому земли орошаются.
  3. Условия благоприятные для развития черноземов (гумусовый горизонт до 2 м) и каштановых почв, самых благоприятных для возделывания с/х культур.
  4. Выращивают зерновые (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис); технические (сах. свекла, подсолнечник), овощи. Фрукты, виноград, бахчевые и т.д.

Вывод: в Ростовской области очень благоприятные агроклиматические ресурсы, при обильном орошении возможно развитие различных отраслей растениеводства.

Билет №19.

Определить по  карте бассейн и водораздел рек Дон и Волга

Бассейн реки – территория с которой река и ее притоки собирают воду.

Водораздел – граница бассейнов.        

См. контурную карту

Билет №20.

Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России.

Основными внешнеэкономическими партнерами являются: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония, Великобритания. Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция, Китай, США, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Украина. Основными товарами вывозимыми из России являются: топливно-энергетические товары (газ и нефть), металлы и изделия из них (черные и цветные металлы, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, каучук, древесина и целлюлозно-бумажные изделия).

Билет №21.

Определите тип климата по климатограмме г. Ростова-на-Дону.

Минимальная температура – 60С в январе, максимальная в июле +240С. ГКО 480мм с максимумом в июне 60мм. Тип климата умеренно-континентальный.

Билет №22.

Сравнить при помощи карт режим р. Дон и р. Амур.

Режим реки – изменение уровня воды, процессы замерзания, вскрытия, полноводности, вид питания. Зависит от климата.

р. Дон имеет весеннее половодье и летний межень, в зимние месяцы замерзает т.к. нах-ся в умеренном климате. Питание – смешанное, с преобладанием снегового, плюс дождевое и грунтовое.

Амур с половодьем летом, меженью зимой, влияние муссонного климата, по этой же причине питание – смешанное, с преобладанием дождевого (+ снег, грунт.)

Дон относиться к бассейну Атлантического океана, Амур – Тихого.

Билет №23.

Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых в Западной Сибири.

Западная Сибирь расположена на Западно-Сибирской равнине, которая имеет ровную поверхность с высотами 0-200метров. В основании расположена молодая Западно-Сибирская плита(докайнозойская складчатость), с мощным осадочным чехлом, т.к. территория долгое время находилась под водами океана. Это и послужило причиной образования здесь нерудных полезных ископаемых: газ в северной части равнины(1 е место в мире), нефть в центральной части(крупнейшее месторождение в России),на юге – соль.

Билет №24.

Составьте  характеристику климата Северного Кавказа по климатической карте.

Климат благоприятен для жизни людей и сельского хозяйства. Здесь длинное и очень теплое лето. Средняя температура + 240С. Зимой от –8 на севере, до + 6 в городе Сочи. Осадки уменьшаются с запада(450мм) на восток (300мм), в предгорьях до 800мм. Господствует западный перенос воздушных масс.

Билет №25.

Дать сравнительную характеристику ЭГП Северного Кавказа и Европейского Севера.

  1. Сев. Кавказ и Европейский Север расположены на Русской равнине: Е.С. – северная часть, С.К. – на юге. Положение пограничное.
  2. С.К. – граничит с Украиной, Закавказьем, Казахстаном. Е.С. – Норвегия, Финляндия.
  3. С.К. наиболее выгодное транспортное положение: дороги ж/д, авто - меридианное и широтное направление, порты на Черном море. Е.С. в основном значение морского транспорта (порт Мурманск, Архангельск)
  4. Сырьевыми базами наиболее обеспечен Е.С. (Кольский п-ов, печерскбас). С.К. -  в основном промышленные зоны

Вывод: Г.п. в целом выгодное, но С.К. выигрывает из-за транспортных магистралей, Е.С. – ресурсов. ЭГП положительно влияет на развитие регионов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты по географии. 9 класс.

Экзаменационные билеты за курс основного общего образования по географии....

Билеты по географии 9 класс

В этом году аттестация учащихся 9 классов возможна в традиционной форме. Предлагаю примерные вопросы по географии для экзамена в 9 классе....

Экзаменационные билеты по географии 9 класс для экзамена в традициооной форме

Билеты  составлены с учетом прверки знаний по географии  ХМАО.  Имеются приложения для выполнения практической части....

Экзаменационные билеты по географии 6 класс

Экзаменационные билеты по географии 6 класс...

Экзаменационные билеты по географии для 7 класса

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов 7 класс...


 

Комментарии

Волокитина Евгения Юрьевна

Коллеги! Имеются приложения к билетам, пришлю кому необходимо.