Статьи
материал по географии по теме
Методические статьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_geografii.docx | 16.58 КБ |
informacionnye_resursy_na_sovremennom_uroke.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках географии.
В последнее время игровые технологии прибрели большую популярность и отличаются большим разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью школьникам с разным уровнем подготовки проявить себя возрастающей активностью играющих и эмоциональность. Учебного процесса. Основной мотив игры – не результат, а процесс, что усиливает ее развивающее значение, связанное с взаимодействием в ролевых играх, поиском правильного решения.
К сожалению программой не предусмотрены резервные уроки, которые можно использовать игровые технологии. Но все же данный вид обучения может быть применен на уроках закрепления и обобщения по какой-то теме, можно использовать разнообразные игры на географических кружках, если таковые ведутся в школе. Не помешают на уроке и фрагменты игр. Такие например, как:
Географическая цепочка:
Предлагается цепочка четырехзначных чисел, относящихся к высотам горных систем или глубин океанов. Учащимся нужно указать, к каким объектам они относятся. Побеждает ученик, определивший наибольшее количество объектов.
8848 5642 4810 4750 1895 7134 7495 (высшие точки горных систем Евразии).
Географические задачи:
1. У американского поэта У. Уитмена есть стихи:
Привет странам сосны и дуба,
Привет странам лимона, инжира,
Привет странам золота…
Привет странам виноградным,
Привет странам сахара и риса,
Привет странам хлопка и странам картофеля.
Приведите примеры стран, славящихся выращиванием сельскохозяйственных культур или добычей указанных полезных ископаемых.
Очень любят ребята решать задачи, связанные с Атмосферой. Например:
1. Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100 м. у подножия горы давление было 720 мм рт. ст. изменится ли давление на вершине? Свой ответ объясните.
2. Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление 450 мм. рт. ст, а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст.?
3. Альпинисты поднимаются на гору Казбек. У подножия горы температура
+ 24 С. Какая температура будет на вершине?
Игра «Географические имена и события»;
1. Дж. Кук а) Открытие Америки
2. Х. Колумб б)Открытие пролива между Северной
Америкой и Евразией.
3. Р. Пири в) Спуск на дно Марианской впадины.
4. Васко да Гама г) Первое кругосветное путешествие.
5. Ф. Ф. Беллинсгаузен д) Открытие мыса Доброй Надежды.
и М. П. Лазарев.
6. Р. Амундсен е) Открытие Антарктиды.
7. Ж. Пикар и ж) Достижение Южного полюса
Д. Уолш.
8. С. И. Дежнев з) Открытие Новой Зеландии.
9. Б. Диаш и) Открытие морского пути в Индию.
Учащиеся должны чертой соединить имя и географическое событие. Или просто записать цифру и к ней соответствующий ответ под буквой.
К группе географических задач относятся игры «Найди ошибку в тексте». На обобщающем уроке мною была предложена одна из таких задач. Известный мореплаватель капитан Врунгель совершив путешествие представил отчет в Географическое общество. Однако этот отчет не был принят, так как содержал много ошибок. Задача ребят найти и исправить ошибки в тексте.
Игра «Географическая почта».
Игра проводится на этапе отработки и закрепления знаний или на этапе контроля. На конвертах надписываются названия изученных тем. На карточках помещаются названия различных географических объектов или еще лучше, когда вместо названий даны объекты, относящиеся к данной теме. Задача играющих – отобрать в свой конверт все, что характеризует данный компонент природы, данную территорию, главное не ошибиться адресом. Можно усложнить игру, если ограничить отбор писем временем (от 2 до 5 минут) и попросить прокомментировать каждое письмо. Игру можно проводить как с группами (командами), так и с индивидуальными игроками. Пример такой игры приведен в приложении.
Игра «Третий лишний».
На доске или на листе бумаги записывают три географических термина, понятия, географических названия. Над определить, что лишнее. Например: Амур, Зея, Белуха. Лишнее здесь название горы Белуха, поскольку два других – названия рек.
Хибины, Джугджур, р. Урал .
Таймыр, Урол, Кавказ.
Параллель, Меридиан, Масштаб.
Примеров данной игры может быть великое множество.
Игра «Пиратское письмо».
Играя на развалинах старого дома, ребята случайно нашли полуистлевшую книгу, из которой выпал какой-то пожелтевший листок, оказавшийся обрывком письма. Мальчики долго ломали голову, стараясь разобраться в написанном. В конце концов они поняли, что это, скорее всего, описание морского пути через бескрайние просторы неизвестного океана к точке, где спрятаны несметные сокровища. Правда, многие места письма время на пощадило – чернила выцвели, бумага потерлась на сгибах. Текст выглядел так:
…Сегодня наша шхуна отчалила от 14 29 19 1 / / 5 6 8 15 6 3 1 и направилась в 2 6 18 10 15 4 16 3 / / 17 18 16 13 10 3. наш путь лежит через 17 18 16 13 10 3 29 / / 24 21 4 1 18 21 / /, 12 16 18 6 11 19 12 10 11 / /, 20 1 11 3 1 15 30 19 12 10 11 / /, 12 1 18 10 14 1 20 1 и 14 1 12 1 18 19 12 10 11. мы должны набраться сил и терпения, чтобы пересечь просторы океана и войти в 14 1 4 6 13 13 1 15 16 3 / / 17 18 16 13 10 3 / /, конечной цели нашего плавания. Нас ждут…богатства…
Итак, ваша задача – расшифровать это таинственное письмо и определить о каком океане идет речь. А поможет вам в этом обыкновенный русский алфавит.
Игра-головоломка: «Географическая арифметика».
Сложив помещенные слова, вы должны в сумме получить названия столиц некоторых азиатских государств. В ходе решения головоломки разрешается переставлять буквы в пределах одного примера.
1. ДАМБА + ЛИСА = ? 6. УЛАН + ТОРБА = ?
2. КАРТА + ДЖА = ? 7. ОН + ХАЙ = ?
3. Б + ГОНКА + К = ? 8. БАК + УЛ = ?
4. ЕЛИ + Д = ? 9. ХОД + А = ?
5. Д + МАСКА = ? 10. МАМА + Н = ?
Игры «Географическое лото.
Этот вид игры может быть изготовлен на любую тему, например, «Формы поверхности суши» или «Воды суши», «Полезные ископаемые». Подбираются иллюстрации или вырезки из карт, а также условные знаки плана для топографического лото. Иллюстрации наклеивают (по 4-10) в том или ином порядке на лист альбомной бумаги или картона. Отдельно изготавливаются маленькие карточки с названиями изображенных объектов. На большом картоне или на маленьких карточках пишутся вопросы, относящиеся к этим объектам. Примером могут служить игра «Вокруг света», «Топографическое лото».
Предварительный просмотр:
Информационные ресурсы на современном уроке географии
Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: "Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет". Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?
Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Сегодня, когда стоит задача повышения информативности и эффективности каждого урока при сокращении количества часов, техническим средством для решения этой задачи становятся информационно- компьютерные технологии (ИКТ). Они способствуют успешному изучению различных предметов и содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Внедрение в учебный процесс компьютеров позволяет оптимизировать труд учителя и повысить эффективность обучения. Важным моментом использования ИКТ является возможность осуществления на уроках индивидуального и дифференцированного подхода. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме, выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий. Но следует учитывать, что и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет в начале изучения географии как дисциплины развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.
Разработана серия уроков географии в рамках различных курсов и разных тем с помощью программы Microsoft Office.Данная форма работы может использоваться в процессе объяснения материала и докладов учащихся, что позволяет одновременно разрабатывать различные способы представления информации (создавать целые коллекции изображений, текстов, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и др.). Может применяться для проведения дополнительных занятий с отсутствовавшими, или отстающими учащимися, для самостоятельного изучения материала. Так же могут быть подготовкой учащихся к самостоятельным работам и другим видам оперативного контроля знаний, что позволяет интенсифицировать и индивидуализировать процесс повторения заданного материала учащимся.
Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки наглядности на уроках является программа, входящая в состав Microsoft Office, для создания компьютерных презентаций (PowerPoint).При ее создании могут быть использованы и возможности других программ: (Excel) -составление таблиц и тестов, (Word) -создание печатного материала , (Publisher)-создание публикаций, ресурсы Internet Explorer и др.
Презентация-форма экранной подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, графики, аудио - и видеоматериалы, фрагменты мультимедийных энциклопедий.
Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя, делая процесс обучения ещё более эффективным.
Учитель, владеющий навыками работы в программе, может стать разработчиком или адаптировать уже существующие компьютерные материалы для проведения уроков. Наличие мультимедийного проектора позволяет перейти к подготовке и показу иллюстративных материалов в виде слайдов презентации. Так как управлять демонстрацией не сложно (управление сводится к простому нажатию на клавишу мыши или клавиатуры), все внимание сосредоточивается на методике и ходе проведения занятия. В практике обучения географии различных классов нами широко используются презентации, подготовленные как педагогом, так и учащимися.
Компьютерные образовательные программы по географии содержат в себе различную информацию: видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Собирая нужные сведения по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, их можно использовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, создать презентацию, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера или через проектор. Данные результаты по конкретным темам с изменениями могут быть использованы как на разных этапах урока, так и в разных параллелях.
Создание презентации целесообразно начинать с разработки проекта, в котором необходимо определить цель работы, примерное количество слайдов, их содержание и рефлексию.
Что дает учителю данная форма работы?
На создание презентационных материалов не требуется много времени, их удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного и справочного материала для учащихся;
возможность одновременно использовать различные виды информации;
экономию времени на уроке и интегрированный подход;
материал презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта, сопровождаться заметками и комментариями;
возможность для формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию;
глубину погружения в материал и повышение мотивации обучения;
содержание на слайдах можно легко изменить с учетом уровня подготовки класса, изменения программ содержания образования;
в удобной и эстетичной форме сохранять необходимую для уроков информацию неограниченно долго;
программа PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает.
При создании слайдов презентации необходимо помнить:
первоначально следует определить цель и задачи презентации;
не перегружать слайд большим количеством информации, т.к. единовременно можно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Изображение на них должно быть отчетливым и простым;
текст должен быть тщательно отобранным, ясным, конкретным, лаконичным. Нельзя использовать разные типы шрифтов (для заголовков - размер не менее 24 для информации - размер не менее 18) и более двух цветов на слайде;
фон и цвет шрифта должны сочетаться, текст хорошо виден. Поэтому рекомендуется использовать светлый тон и темный цвет шрифта;
иллюстрации должны быть подписаны, а наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; при использовании таблиц данных - выделять цифры, колонки или ряды, которые соответствуют теме презентации;
использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не злоупотреблять различными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде;
при использовании видеоматериала избегать затягивания демонстрации;
этим же требованиям должна соответствовать и контролирующая (рефлексивная) составная, если она предусмотрена.
Сегодня стало очевидно, что ИКТ являются универсальным средством и используется не только при изучении информатики, но и находят широкое применение в практике преподавания географии и других учебных дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....