Водяной пар и влажность
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Серебропольская средняя общеобразовательная школа».
Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 2012/2013 УЧ. ГОД
Номинация конкурса:
Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Методическая разработка урока по теме:
Водяной пар. Влажность воздуха
Автор: Герстнер Инга Викторовна, учитель второй категории МБОУ «Серебропольская СОШ», с. Сереброполь, Табунского района, Алтайского края.
Место выполнения работы: МБОУ «Серебропольская СОШ», с. Сереброполь, Табунского района, Алтайского края.
с. Сереброполь 2013
Разработка урока по географии
учитель Герстнер Инга Викторовна
МБОУ «Серебропольская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Водяной пар. Влажность воздуха.
Цель: сформировать понятие "влажность воздуха"; познакомить с прибором для ее измерения; научить определять относительную влажность воздуха; развивать логическое мышление, интерес к метеорологии; воспитывать понимание взаимосвязей в природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, гигрометр, учебники.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Слайд № 2
Задание 1. Покажите направление ветра и определите, какой ветер будет сильнее.
А В
768 мм рт ст 759 мм рт ст
С Д
761 мм рт ст 764 мм рт ст
Задание 2. Занимательная география
Однажды Винни Пух и его друзья сидели на одинокой скале, открытой всем ветрам. Вот и тема для разговора — ветер — постоянный и изменчивый. Кто же из них прав?
Слайд№3
Пятачок сказал: «Хотя у меня часто ветер в голове гуляет, и я всегда сомневаюсь, все же уверен, что есть такой морозный ветер в Антарктиде — самум называется».
Слайд №4
Иа с печалью в голосе поведал: «Самый постоянный ветер пассат — он к экватору дует, раньше парусникам помогал в океане плавать».
Слайд № 5
Винни Пух бодро заявил: «А я знаю, что с муссоном тоже плавать в океане можно — днем от берега в море, а вечером обратно домой вернуться».
Слайд № 6
Кролика, как всегда, практические вопросы волнуют: не дай Бог, фён с гор начнет дуть, весь урожай на грядках заморозит.
ОТВЕТ
Прав ослик Иа. Самум — это песчаная буря в пустыне. Муссон меняет направление не от дня к ночи, а по сезонам. Фён — очень теплый и сухой ветер в горах.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.
Изучая состав воздуха, мы пришли к выводу, что одной из его составных частей является водяной пар. Он имеет большое значение для поддержания жизни живых организмов. , т. к. сухой воздух не пригоден для дыхания. Научившись определять количество водяного пара в воздухе, можно более точно составить прогноз погоды.
ΙV. Изучение нового материала.
Слайд№ 7
Вода в атмосфере находится в 3-х состояниях: жидком, твердом и газообразном.
86% воды приходит в атмосферу, испаряясь с поверхности Мирового океана, а 14% -за счет испарения вод суши.
Странные превращения воды мы наблюдаем каждого дня : летом утром на траве появляются удивительные капли росы, зимой ледяные визирунки на окнах воды. В природе все превращается из одного состояния в другой. Например, круговорот воды в природе .
Слайд№ 8 «Круговорот воды в природе»
Интенсивность испарения растет при повышении температуры воздуха и действия ветра.
Слайд № 9
Испарение – переход воды из твердого или жидкого состояния в газообразное.
Конденсация – процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкий. Основным условием является снижение температуры воздуха. Именно конденсация объясняет процесс образования туч, туманился, росы.
Испарение Конденсация
Пар прозрачен, поэтому мы его не замечаем.
Водяного пара в воздухе огромное количество, поэтому можно говорить о влажности воздуха. Количество водяного пара в 1 куб м ввоздуха определяется в граммах.
Слайд№ 10
Слайд № 11 Содержание водяного пара в воздухе.
t◦ C | -30 | -20 | -10 | 0 | +10 | +20 | +30 |
кол-во пара, г | 0, 46 | 1,10 | 2,38 | 4,85 | 9,42 | 17,3 | 30,40 |
Слайд№ 12 "Относительная и абсолютная влажность"
Наиболее комфортной для самочувствия человека является относительная влажность воздуха от 40 до 75 %. Воздух с относительной влажностью ниже 50% называют сухим, при такой влажности увеличивается испарение воды из поверхности водоемов, живых организмов ( овощи теряют влагу и сморщиваются). Такая влажность наблюдается в тропических широтах. Если влажность больше, чем 90% - такой воздух считают влажным
(экваториальный пояс)
Чем большая абсолютная влажность воздуха, тем большая вероятность, что будут выпадать осадки и образовываться тучи.
Влажность измеряют с помощью гигрометра.
V. Закрепление изученного материала
Задача на определени относительной влажности воздуха.
Слайд№ 13
Относительная влажность воздуха – 40%, температура +30◦С. Сколько граммов водяного пара содержится в воздухе в данное время.
Решение.
Составим пропорцию:
30 г – 100%
х – 40%
х= 30*40
100
х= 12 г
Ответ: 12 г пара.
VΙ. Подведение итогов урока.
VΙΙ. Домашнее задание.
Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара в нем может содержаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по физике на тему "Влажность воздуха. Способы определения влажности", 8 класс
Презнетация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В....
Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.
Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...
Водяной пар и влажность
Презентация...
Водяной пар. Влажность воздуха
Цель: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере ; разобрать с учащимися понятия « влажность воздуха», «точка росы», « испарение», « конденсация», « субли...
Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.
Урок объяснения нового материала в 8 классе. Материал содержит вводную презентацию к уроку, которая позволяет сформулировать тему урока, конспект урока. На уроке используется образовательный рес...
Рабочий лист к уроку "Влажность. Способы определения влажности " (8 кл)
Рабочий лист можно использовать для самостоятельного узучения материала с использованием параграфа учебника : имеется теоретическая часть, практическая и проверочный тест...
Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"...