эссе "Моя педагогическая философия"
материал (география) по теме
Предварительный просмотр:
Колесень Лариса Ивановна, учитель географии Абанской школы №1
Эссе
«Моя педагогическая философия»
В последнее десятилетие термины «педагогическая философия», «философия образования» звучат часто.
Вот и задумывалась, есть ли у меня педагогическая философия, ведь я проработала в школе 23 года, из них в Абанской школе №1 три года. Велик мой учительский опыт. Могу ли я рассуждать о сущности моей педагогической философии. А почему бы и нет? Ведь я уже столько лет каждый день, входя в класс, решаю проблемы обучения в их широком значении – воспитывающем и развивающем. И в определенном смысле именно педагогическая философия задает вектор мышления и определяет характер решения обобщенных педагогических проблем.
Размышляя о философии моей педагогической деятельности, я задаюсь важным вопросом – каким должен быть современный учитель?
Безусловно, профессионалом. Но самого по себе профессионализма мало. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой и саморазвивающейся. Ведь именно учитель оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения ученика, которого он обучает.
Современный учитель - это профессионал, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом навсегда оставаться и учеником. Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами, учиться готовиться к уроку. Учиться, учиться, учиться… Педагогическая деятельность подобна мозаике - образ складывается из кусочков, каждый из которых необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая: не всегда частички совпадают. Много раз приходится все перекладывать заново и заново.
На своих уроках я учу детей работать с информацией, а, говоря образно, учу детей «думать». Это сегодня. А в начале работы учителем, хотела показать какая я умная, начитанная. И… «вываливала» на своих уроках всё, что знала по теме. После моей «лекции» не оставалось места ни для какой деятельности. Звенел звонок с урока. Со временем поняла - главное на уроке не учитель, а ученик.
Пришло понимание, пришлось изучать, опробовать другие приёмы работы с детьми. Приёмы, направленные на организацию деятельности учащихся. Естественно возникла необходимость следить за развитием технологий, которые оказывают влияние на подход к объяснению материала детям и являются предметом изучения.
Мультимедийная технология для меня является ведущей. Учу детей находить информацию из источников: электронные книги, презентации, Интернета. Повысилась мотивация учеников на уроке и во внеурочной деятельности через применение интерактивной доски. Выходят к доске для выполнения заданий, даже дети из классов коррекции. Для повышения своего профессионализма (приведение мыслей в порядок) создала мини-сайт в сети Интернет. Для повышения мотивации детей разместила на нём фотографии с урока. Планирую разместить творческие работы ребят.
Методики КСО позволяют мне организовать системно-деятельностный подход. Развивают у детей коммуникативную компетенцию. А это очень важно для наших детей, не умеющих выразить мысли вслух, построить безконфликтные отношения.
Ищу и нахожу приёмы работы, способные развивать каждого ребёнка. Синквейн - приём работы с информацией, это эффективный метод образного мышления, который способствует быстрому получению результата, метод оценивания понятийного и словарного запаса, приём технологии критического мышления на этапе рефлексии, приём обобщения и синтеза информации.
Используя полученные знания, я веду курс географии так, что он как живой организм постоянно изменяется и дополняется моим видением программы. Мне кажется актуальной разработка таких направлений в работе учителя, которые послужат развитию учащихся и формированию их системного мировоззрения. Подобный подход делает главный акцент на развитии мышления: логического, творческого, практического. Поэтому на уроках мы учимся мыслить, а главное, мыслить по-разному.
Безусловно, учитель должен работать в определенной системе, в которой каждый урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого. Стержнем моей системы я считаю развитие компетенций.
Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы сегодня часто называем толерантностью, развивать у сегодняшних учеников самостоятельность, умение отстаивать свои права, готовность к сотрудничеству и творческой деятельности.
Свою главную учительскую и человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку стать свободной, творческой и самодостаточной личностью. Современное общество остро нуждается в людях с верой в себя, в свои способности, умеющих эти способности реализовать для личного и общего счастья. Поэтому моя цель - предоставить ребятам практики, которые помогут социализироваться в жизни и профессиональной деятельности в новом информационном обществе.
Казалось бы, я достигла профессионализма, к чему ещё стремиться? Ан нет, мало продуктивна исследовательская работа с детьми, мало результативно сопровождение способных детей. Нет положительного (никакого) опыта участия в профессиональных конкурсах. А ещё, я мечтаю научиться приёмам работы с детьми в технологии 3D (объёмные изображения). А ещё …
В философии есть такое понятие – патернализм. Он означает путь к цели жизни, к счастью под руководством патера, отца. Мои ученики находятся в стадии патернализма. И очень важно, кто находится рядом с ними в этот период, сумеет ли он научить их искать свой путь. Считаю совершенно справедливым мнение, что способный ребенок – тот, кому повезло, что на его пути встретился человек, заметивший эту способность. Я делаю многое, чтобы быть таким человеком. Ведь дальше наступает этап свободы – путь к той же цели, но на основе уже собственных усилий и собственной воли. Вот где пригодятся компетенции, приобретённые в школе.
Воспитание творческой личности, способной свободно и самостоятельно мыслить, личности, которая смогла бы противостоять негативным соблазнам нашего времени, нести в себе духовные ценности и критическое мышление этим самым социализироваться в современном обществе - это и есть моя педагогическая философия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...