Этапы урока | Дидактическая задача этапа | Деятельность участников образовательного процесса | Формы организации учебной деятельности | Методы организации учебной деятельности | Предполагаемые результаты |
1. Организа-ционный момент | Организация учащихся на работу, создание положитель-ного настроя на урок | Учитель: Приветствие учащихся, определение их готовности к уроку.
Ученики: Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Коллек-
тивная | Репроду-ктивный | Активное взаимодействие и общение учащихся. Положительный настрой на работу. |
2. Мотива- ционный момент. Сообщение темы и постановка целей урока. | Возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познаватель-ной деятельности. | - Ребята, вспомните, природу какого материка мы изучили? Изучив природу материка, мы приступаем к изучению хозяйственной деятельности населения стран, расположенных на территории материка.
( Материк Евразия.)
- Я вам предлагаю задание: определите географический объект по описанию.
Объект расположен на северо-западе Евразии. Омывается на западе водами Норвежского моря, а на юго-востоке водами Балтийского моря, на севере –Баренцевым морем. На его территории расположены старые горы. Южная часть расположена в умеренном морском, а северная в субарктическом климатическом поясах.
( Скандинавский п-ов)
- Сейчас вы заглянули в тему нашего урока – «Страны Северной Европы», большая часть которых расположена на Скандинавском п-ове.
-Какие цели вы поставите перед собой? (изучить хозяйственную деятельность населения стран Северной Европы). Слайд | Коллек-тивная | Репродуктивный,
Мозговой штурм.
частично-поиско-вый | Возбуждение интереса к новому материалу. Создание положительной установки ан усвоение нового материала. Осознание и принятие учебной цели каждым учеником |
- 2.Работа в контурных картах .
| Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания. | - Давайте обозначим страны Северной Европы и их столицы на контурных картах . Откройте учебник на стр.256. Назовите страны Северной Европы.
Индивидуальная работа.
Задание: по названию столицы определить страну, нанести на к\к.) Слайд
г. Осло - Норвегия
г. Стокгольм- Швеция
г. Хельсинки–Финляндия
г. Рейкьявик- Исландия
г. Копенгаген - Дания
Взаимопроверка. Поменяйтесь работами. Проверьте работу соседа.
Рефлексия – Поднимите руку, у кого все ответы правильные? (Молодцы!)
У кого были трудности?
| Индивидуальная | Репродуктивный | Активное взаимодей- ствие и общение учащихся. |
| Создание положительного настроя на освоение нового материала. | 3. Мотивация учащихся на изучение стран Северной Европы.
Рассказ учителя
Кто населял Скандинавский п-ов раньше? (Викинги).
Что вы знаете о викингах? (выслушать ответы учащихся).
(учитель уточняет ответы детей, дополнительный материал о викингах) | Фронтальная | Частично-
поиско-вый | Активное взаимодейст-вие и общение учащихся. Активизация опорных знаний из курса истории и жизненного опыта учащихся, устранение пробелов . Положитель-ный настрой на работу. |
- 3. Словарная работа.
|
| Ребята, викинги жили по берегам фьордов. Кто знает, что такое фьорд?
Мозговой штурм
Почему викингам там удобно было жить? ( Слайд-физическая карта)
Они - моряки, значит должна быть ….(вода)
А почему побережье Скандинавского п-ова не замерзает?...(течение Гольфстрим).
По какой причине могли образоваться множество морских заливов по берегам Скандинавского п-ова?
Назовите внешний рельефообразующий фактор, способ?...(ледник)
Викинги были земледельцами, значит почва фьордов какая?- (плодородная)
Итак, кто попробует назвать определение фьорда?
Давайте проверим правильно ли вы сформулировали определение, откройте учебник стр. ?
Фьорд — это узкий морской залив, сформировавшийся во время ледниковых периодов.
Ребята! А знаете, что два из трех самых длинных фьордов в мире находятся в Норвегии, а это: Гейрангер-фьорд и Нэрёй-фьорд. Именно поэтому они, включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А вот вы будете изучать подробнее в более старших классах, что рельеф, образованный ледниковыми наносами в результате движения ледника и сглаживания поверхности – называется МОРЕННЫМ.
Итак, вопрос на ЕГЭ по географии: Назовите формы рельефа, созданные древними ледниками и их талыми водами? Чтобы вы ответили?
А) Возвышенности, Б) Моренный холм, В) Бархан
Молодцы???
| Фронтальная | Репродуктивный.
Мозговой штурм
Частично-
поиско-вый
Метод на узнавания понятий
|
|
4. Актуализа-ция опорных знаний
Структурирование знаний учащихся по изучению стран Северной Европы.
| Выявление знаний учащихся по предыдущим темам. Создание положительного настроя на освоение нового материала. | - Перед вами лежит табличка из 3 столбиков (у учителя на доске написана)
Это я знаю…
| Это я хочу узнать…
| Я узнал. Мне интересно узнать еще…
| 1.Рельеф и полезные ископаемые
|
|
| 2. Климат
|
|
| 3. Внутренние воды
|
|
| 4. Природные зоны
|
|
|
Давайте попробуем вспомнить, что мы уже знаем о странах Северной Европы (заполняют 1 столбик, дети на листах, учитель на доске прикрепляет опорные слова).
Учитель фронтально проводит опрос на вскрытие причинно-следственных связей, используя элемент использования технологии критического мышления, прием «Причина- следствие». Учащиеся фронтально проговаривают следствия влияния географических факторов на природу стран Северной Европы.
Давайте уточним, что вы уже знаете о природе стран. Работаем устно: я называю причину, вы называете следствие.
Прием «Причина – следствие»:
- Страны Северной Европы имеют приморское положение-…ЗНАЧИТ…( занятие рыболовством)
- Страны омываются Атлантическим океаном, Северо-Атлантическим теплым течением -…( мягкий климат, много осадков, моря не замерзают)
- Страны расположены в умеренном и субарктическом климатических поясах -…(природные зоны: смешанные леса, тайга, тундра).
- Скандинавские горы старые -…( нет землетрясений, полезные ископаемые: железная руда, уголь)
- Северное море шельфовое -…( добывают нефть и газ)
- Реки начинаются со Скандинавских гор-…( горные реки, быстрое течение, богаты гидроэнергопотенциалом)
А что вы еще хотите сегодня узнать о странах Северной Европы.
Я предлагаю заполнить 2 столбик нашей таблички.
Молодцы! Действительно главная цель нашего урока- определить виды хозяйственной деятельности народов Северной Европы, обосновав особенностями природы стран.
-О занятиях жителей каждой из стран вы сегодня узнаете.
-Предлагаю работу в группах.
|
Фронталь-ная
Индивидуальная
Индиви- дуальная
|
Репродуктивный
Репродуктивный
|
Активное взаимодей- ствие и общение учащихся. Активизация опорных знаний предыдущих уроков, устранение пробелов . Положитель-ный настрой на работу. |
- Изучение нового материала
Применение знаний в нестандарт-ной ситуации
( задание повышен-ной сложности) | Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания. Пробуждение учебно-познаватель
ных мотивов
Установление обратной связи с целью получения информации об умении учащихся применять знания за рамками базового уровня | Работа в группах.
У вас на столах даны листы, на которых вы найдете несколько строчек о стране. Страны разные.
Ваша задача - узнать, о какой стране идет речь и дополнить информацию о ней (по плану). При работе используйте текст учебника (параграф 67) и карты атласа.
А также предложить туристический буклет, чтобы заинтересовать путешественников туром именно в вашу страну.
Буклет должен содержать следующую информацию:
- Силуэт страны, ее столицу.
- Погода, климат.
- достопримечательности (из предложенного фотобанка)
Презентация групповой работы. | Группо- вая
| Частично- поиско
вый
Эвристи-ческий
Творческий
| Организация активных действий учащихся в добывании знаний. Осмысление нового учебного материала, первичное запоминание.
Получение информации об умении учащихся использовать полученные знания в нестандартной ситуации. |
6.Первич-
ное закрепление
а) под руководст-вом учителя;
б) самостоя-тельная работа учащихся
| Установление обратной связи с целью получения информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения и своевремен-ной коррекции вскрытых недостатков. Формирова-ние умений самостоятель-но применять новые знания в зоне обязательных результатов обучения | Итак, попробуем заполнить 3 столбик нашего путеводителя.
- Мозговой штурм (дети фиксируют схему в тетради) Работа в парах
Задание: Перед вами схема основных характеристик стран. Ваша задача - назвать страну и аргументировать выбор хозяйственной деятельности населения, объясняя природными особенностями страны.
- железная руда, лес-
- лес, производство бумаги
- нефть и природный газ, рыболовство, судостроение
- геотермальная электростанция
- молоко, сыр, масло
Слайд
Самопроверка
Рефлексия. Поднимите руку, у кого все ответы верны?- молодцы!!!
- Кто чувствовал себя неуверенно при выполнении задания или нуждается в помощи? Нет таких? Тогда я предлагаю выполнить самостоятельную работу в виде теста.
(Учащиеся после выполнения задания проверяют работу товарища по парте, во время взаимопроверки оценивают работу соседа по парте, выставляя на лист бальную отметку).
- Кто из вас получил «5», «4»? Кто из вас допустил две ошибки и более? Нет таких учащихся! Молодцы! | Работа в парах
| Репродуктивный | Получение информации о точности понимания нового материала, устранение пробелов. Проба сил – применение новых знаний к решению задач в зоне обязательных результатов обучения.
Сокращение внешней речи, проговарива-ние выполняемых действий про себя. |
7. Подведение итогов урока.
а) по теме урока
8. Запись дифференцированного домашнего задания | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспектив последующей работы. | - Молодцы! Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к теме урока, вспомним поставленные цели. Добились ли вы поставленных целей?
Рефлексия- СЛАЙД
- Продолжите предложение :
« Я могу рассказать...»
« Я могу объяснить...»
« Я могу доказать...»
Запись домашнего задания.
1.Параграф 67- учить, на к/к зафиксировать особенности природы и хозяйственной деятельности населения (условными знаками).
2. Написать загадку об одной стране Северной Европы (3 предложения).
3. Дополнительно*- написать сообщение «Один день из жизни жителя стран Северной Европы».
- Спасибо за урок. Урок окончен. |
Метод незаконченных предложений
Фрон- тальная |
Частично-поиско-вый | Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах деятельности. |