Методическая разработка урока краеведения в 9 классе "Экологическая ситуация в Оренбургской области""
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире.
Тема «Экологическая ситуация в Оренбургской области» изучается в курсе «География Оренбургской области». В учебном базисном плане нашей школе это предмет «Краеведение».
По экологическому состоянию Оренбургская область находится в десятке худших, и поэтому проблема окружающей среды остается актуальной для всех ее жителей. На этом уроке мы обсуждаем причины такой экологии, и намечаем свои пути решения этих проблем.
Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – урок- конференция. Нетрадиционные методы обучения в старшей школе, имеет большую общеобразовательную ценность: формирует у школьников основы социальной компетенции, (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях); развивает чувство ответственности за конечный результат умение публично выступать и аргументировано проводить презентацию полученного результата.
Данный материал можно также использовать и как внеурочное занятие по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologiya_orenburgskoy_oblasti.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по краеведению
«Экологическая ситуация в Оренбургской области»
(урок- конференция)
Цель:
1) Показать особенности экологической ситуации в Оренбургской области.
2) Выяснить степень антропогенного воздействия на природу и экологические последствия.
3) Активизировать познавательную, творческую деятельность учащихся.
4) Развивать умение работать с различными информационными источниками.
5) Воспитывать чувства патриотизма, культуру общения и дискуссий, формировать активную жизненную позицию.
Средства обучения:
физическая, экономическая карты Оренбургской области, выставка литературы об экологии родного края, контурные карты, тетради.
Технология: проблемно- поисковая
Основные требования к подготовке учащихся – предметные (специальные) умения.
- Аргументированно объяснять отрицательное и положительное влияние человека на окружающую среду.
- Оценивать характер природопользования.
Метапредметные умения:
- Выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.
- Работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами; искать дополнительные источники информации.
- Формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме.
Ход урока
На доске эпиграф урока:
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» (пословица)
I. Актуализация – вызов.
Учитель: (под музыку)
Край Оренбургский сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места для меня уж нет!
Как прекрасно выйти утром в поле,
Встретить солнце с запахом травы,
Пробежаться с радостью на воле,
Уваляться в капельки росы.
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!
Общероссийская организация «Зеленый патруль» в конце 2011 года подвела экологические итоги уходящего года: по данным исследований составила рейтинг субъектов страны с наиболее благоприятной и неблагоприятной экологической обстановкой.
Эксперты брали во внимание состояние воздуха, воды, почвы.
Удерживая позиции постоянного аутсайдера в списке регионов с худшей экологией, Оренбургская область заняла в нем «почетное» семьдесят восьмое место, попав тем самым в десятку «лидеров». Хуже нас дела обстоят только в Ингушетии, в Тульской и Московской областях, в Свердловском крае и Челябинской области.
По мнению специалистов оренбургского Росприроднадзора, данные в рейтинге еще раз подтверждают тот факт, что в области не первый год сохраняется напряженная экологическая обстановка. Сегодня мы будем вести разговор именно об экологических проблемах нашего родного края.
- Но прежде, еще раз вспомним и определим, что такое экология? (Ответы детей)
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует. «Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.
II. Конференция.
Учитель: Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Предлагаю начать нашу конференцию со знакомства с оценки экологов о состояние геологической среды.
Ученик 1. Экологическая оценка геологической среды
На геоэкологическую обстановку в области оказывают влияние такие факторы, как повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах и грунтовых водах, а также высокая техногенная нагрузка. Повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах характерно почти для всей области. К элементам 1 класса опасности относится бериллий, 2 класса опасности – медь, хром, никель, кобальт. На накопление тяжелых металлов оказали влияние почвообразовательные процессы, в частности, гумусонакопление. Повышенное содержание радиоактивных элементов на территории области связано с фосфоритоносными отложениями в юго-западных и южных районах области, с обогащенными органическим веществом глинами, с нефтегазоносными структурами в западной части области и с кислыми породами (гранитами, гнейсами) на востоке области. В подземных водах области отмечается существенное повышение ПДК по бериллию (6-25 раз). Установлен градиент роста этого показателя с северо-запада (Бугуруслан) на юго-восток (Акбулак).
Для территории промышленных узлов характерен высокий модуль техногенной нагрузки. Это касается, прежде всего, Оренбургского и Орского (Новотроицк, Гай) промышленных узлов, где нагрузка превышает 30 т/км2. Несколько меньшими, но достаточно высокими техногенными нагрузками характеризуются нефтегазоносные районы в западной части области (от Бугурусланского на севере до Первомайского на юге). В эту же категорию попадает и Кувандыкский район (Кувандык, Медногорск), где расположены криолитовый завод и медносерный комбинат.
Необходимо отметить слабую защищенность природной среды области от большинства неблагоприятных геоэкологических факторов. На значительных площадях её поверхность подвергается разрушительным экзогенным процессам (речная эрозия, плоскостной смыв, оврагообразование, оползни и др.). На большей части области отсутствует экранирующий слой над подземными водами. Грунтовые воды относятся к категории либо условно защищённых, либо вообще незащищённых. В результате 85% территории области относится к категории с весьма неблагоприятными геоэкологическими условиями. Районы с особо неблагоприятными условиями выделяются в гористой части области и охватывают центральную часть области. К экологически благоприятной территории в Оренбургской области отнесена только её юго-восточная окраина (2% территории).
Учитель: Итак, мы рассмотрели точку зрения геологов, ну как обстоят дела по состоянию атмосферного воздуха.
Ученик 2. Состояние атмосферного воздуха.
По объемам выбросов вредных веществ область находится среди регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 500 тыс. т).
Напряженная экологическая ситуация, сложившаяся в 80-е годы в ряде городов Оренбургской области, сохранялась в период с 1990 по 2000 год. Высокий уровень загрязнения часто был обусловлен низкими и неорганизованными источниками выбросов специфических (для различных отраслей) вредных веществ. Происходило загрязнение воздуха фтористым водородом, сероуглеродом, диоксидом азота и другими вредными веществами. Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия топливно-энергетического комплекса, газоперерабатывающего завода, нефтяной и химической промышленности, а также черной и цветной металлургии.
За период с 1992 года по 2012 год выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников сократились на 333, 14 тыс. т (61,4%). Это обусловлено, прежде всего, сокращением объемов производств по всем предприятиям области.
Суммарные выбросы вредных веществ приведены без учета выбросов ж/д, авиационного и личного автомобильного транспорта, с/х техники, сжигания топлива населением и твердых отходов на свалках, а также мелких предприятий и организаций, имеющие выбросы менее 50 т в год. Выбросы от этих источников могут составлять не менее 30% от общего объема поступающих вредных веществ в атмосферу.
Основными загрязняющими веществами по массе выбросов являются сернистый ангидрид, углеводороды, оксид углерода и оксиды азота.
В структуре выбросов преобладают газообразные и жидкие выбросы (93%), и всего лишь 7% твердые. Из газообразных и жидких 36,1% составляют выбросы сернистого ангидрида; 33,1% - оксиды углерода; 10,8% - окислы азота; 17,3% - углеводороды (без летучих органических соединений), 2,7% - прочие, включая ЛОС.
Выбросы загрязняющих веществ в расчете на одного жителя и единицу территории городов Оренбургской области.
Наиболее загрязнен атмосферный воздух выбросами вредных веществ в городах Новотроицке и Медногорске, немного лучше ситуация – в Оренбурге, Орске, Бузулуке, Бугуруслане, Кувандыке, Гае.
Значительную долю в загрязнение воздушного бассейна г. Оренбурга вносит автотранспорт. От всего суммарного выброса вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, доля автотранспорта составляет 63,1%.
Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) за последние 10 лет несколько снизился, но по-прежнему остаётся высоким.
В начале 90-х годов особенно загрязнен был воздух в гг. Оренбурге, Медногорске, Новотроицке, Кувандыке, тогда как к 2000г. в Оренбурге ИЗА был наименьшим среди промышленно развитых городов. Высокий уровень ИЗА все же остается в гг. Кувандыке и Новотроицке.
В г. Медногорске при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ) из-за несоблюдения режима работы при НМУ ОАО «Медногорский медно-серный комбинат» постоянно превышаются ПДК. По кислым газам наблюдалось превышения ПДК в 10 и более раз (данные государственного учреждения «Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»).
В Оренбургской области некоторые предприятия не разрабатывают проектов ПДВ, работают без разрешения на выбросы, что запрещается федеральным законодательством.
Учитель: Слово предоставляем нашим гидрологам.
Ученик: 3. Состояние водных ресурсов.
Всего Оренбургская область располагает в среднем 12,6 км3 воды в год.
На территории области установлены как минимум 34 очага загрязнения, связанных с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов. Причинами загрязнения часто являются несоблюдение режимов зон санитарной охраны, невыполнение водопользователями основных мероприятий. Из-за отсутствия зон санитарной охраны не отвечает требованиям каждый пятый водозабор области.
Основными загрязняющими веществами являются нефть, нефтепродукты и отходы их переработки, фенолы, соли тяжелых металлов, по степени опасности.
Значительным фактором ухудшающим экологическую обстановку области является сброс бытовых и производственных сточных вод в поверхностные водные объекты
Учитель: Говоря об экологии Оренбуржья, нельзя не упомянуть и о событие, произошедшем 58 лет назад, на территории тогда еще существовавшего Советского Союза.
Ученик:
4 сентября 1954 года на Тоцком полигоне проходили тактические учения советских войск под кодовым названием Снежок. Учения проводились в условиях усиливающейся Холодной войны и ставили своей целью проверить возможности прорыва обороны противника с использованием ядерного арсенала. Полная информация об этих событиях была засекречена и значительное число фактов о них неполны, многочисленны конспирологические теории о взрыве и его последствиях. Полигон был выбран для испытаний ядерного оружия в связи с тем, что рельеф его напоминал рельеф Западной Европы, где, по предположениям советских военных экспертов, должен был быть один из основных фронтов Третьей мировой войны.
Взрыв бомбы произошел в 9:34 утра на высоте 350 метров, через 48 секунд после того, как ее сбросили с самолета Ту-4, летевшего на высоте в 8 км. Взрыв сопровождался ослепительно-белой вспышкой, которую можно было увидеть за десятки километров от эпицентра взрыва. Через 5 минут после взрыва началась подготовка военных к выступлению в район взрыва. Выступили они примерно через 3 часа после взрыва, когда был проведен необходимый дозиметрический контроль. Операцию проводил Георгий Жуков, который направил в эпицентр взрыва 600 танков, БТРов и 320 самолётов (всего, по разным подсчетам, от 45 до 60 тысяч человек). Перед военными стояли определенные задачи — нападавшие должны были воспользоваться возникшей после взрыва брешью в обороне, а те, кто оборонялся — залатать эту брешь. При это учения не проходили непосредственно в эпицентре взрыва в связи с неблагоприятной радиоактивной обстановкой.
Земли, где проводились учения, были хорошо заселены — но на это в СССР не смотрели. Всем в зоне до 8 км от взрыва было запрещено находиться вообще, в зоне 8-12 км были естественные укрытия, в которые должны были залечь жители лицом вниз во время взрыва, в зоне 12-15 км все выходили из домов, а в зоне 15-50 км проводились меры по защите населения от радиоактивного излучения. Через некоторое время жителей зоны 12-15 км попросили эвакуироваться за 50 км от зоны взрыва (села Богдановка и Фёдоровка). До сих пор не ясен точный ущерб Оренбургским землям, который был нанесен в результате взрыва, хотя, по некоторым оценкам, он может быть не меньше ущерба от Чернобыля или бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
Учитель:
Таким образом, можно сделать вывод, что территория Оренбургской области характеризуется как зона со сложной экологической обстановкой. Большую роль в формирование современной экологической ситуации играет всё возрастающий антропогенный фактор.
Высокое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, а также деградация флоры и фауны на востоке области обусловлены влиянием предприятий горнодобывающей, черной и цветной металлургии, в центральной зоне – нефтегазохимической промышленностью, машиностроением, в северной и западной зонах – нефтяной, деревообрабатывающей, лесной, пищевой и легкой промышленностью, машиностроением. Необходимо отметить захламление территории области бытовыми и сельскохозяйственными отходами. Большая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду оказывает негативное воздействие на состояние здоровья населения.
III. Рефлексия (беседа).
Учитель: Предлагаю вам, участникам конференции наметить пути решения экологических проблем, дать прогноз на будущее. Свои идеи мы поместим в свою «Корзину идей».
Свои идеи учащиеся помещают в «Корзину»
Учитель: Итогом нашей конференции должны стать обращения, сформулированные вами: лозунги, девизы, слоганы – 1-2, ко всем заинтересованным в сохранении окружающей среды Оренбургской области. Эти обращения, написанные вами на приготовленных листах бумаги, мы вывесим на доску, после урока – обработаем и вывесим на сайте нашей школы.
Учащиеся пишут и вывешивают обращения
Учитель: Подводя итоги нашей конференции, мне хочется процитировать слова академика Амосова Н.М. «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести». И мы, каждый из нас, должны принимать в этом активное участие.
Спасибо за урок.
Юлдашева Асия Ахметовна-
учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Ибряевская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"
Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...
Методическая разработка урока краеведения в 7 классе тема «Городец на Волге — старинный русский город Нижегородского края. Удельный период».
Понятие «удельный период» таит в себе два основных смысла. С одной стороны, оно выступает как синоним термина «феодальная раздробленность». Последний многие сейчас предпочитают не использовать, ...
Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"
Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...
Методическая разработка урока на тему "Аварийные ситуации на предприятиях"
Методическая разработка урока на тему "Аварийные ситуации на предприятиях" предназначена для учителей ОБЖ, основ здоровья а также может быть использована при подготовке классного часа на тему о техног...
Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.
Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку, распределение учебных часов по темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...
Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова
Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...