Здоровьесберегающие технологии в современной школе
статья по географии по теме
В работе рассмотрены виды здоровьесберегающих технологий, актуальность здоровьесбережения в школе и проблемы, которые решают данные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_sovremennoy_shkole.docx | 73.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Быстрова Зинаида Ивановна, учитель географии МОУ СОШ №2, г. Серпухов
Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ стали в последнее время занимать здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.
В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.
Здоровьесберегающая технология - построение последовательности факторов, предупреждающих разрушение здоровья при одновременном создании системы благоприятных для здоровья.
Здоровьесберегающие технологии позволяют:
- сформировать социальную зрелость выпускника,
- обеспечить возможность учащимся реализовать свой потенциал,
- сохранить и поддержать физиологическое здоровье учащихся.
Виды здоровьесберегающих технологий
Защитно – профилактические:
направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий
(санитарно – гигиенические требования, чистота, прививки, др.)
Компенсаторно – нейтрализующие:
используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия.
(физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.)
Стимулирующие технологии: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма (закаливание, физические нагрузки).
Информационно – обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах
здоровья.
Здоровьесберегающая технология обучения основана на:
- возрастных особенностях детей,
- вариативности форм и методов обучения,
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
- обучении в малых группах,
- создании эмоционально благоприятной атмосферы,
- формировании положительной мотивации к учебе,
- культивировании знаний у учащихся по вопросам здоровья.
Педагогические технологии здоровьесбережения:
- Организационно – педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
- Психолого – педагогические технологии: связаны с работой учителя на уроке и воздействием на детей в течение классно – урочного времени.
- Учебно – воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, просвещение родителей и др.
Какие проблемы решат технологии здоровьесбережения в школе?
1. На уровне учащихся
Проблема: Нехватка у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников
Задача:
Предоставление знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения
Решение:
- организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения
- организация тематических тренингов по составляющим здоровья
Проблема: Не всегда благоразумное досуговое времяпрепровождение
Задача:
Организация досуга школьников
Решение:
Проведение мероприятий в рамках концепции здоровьесбережения:
- образовательных: кружков, тренингов, фестивалей.
- творческих: мастер-классов, театральных постановок,
- спортивных: интеллектуально-спортивных игр,
- развлекательных: тематических встреч и вечеринок здоровья,
- культурных: тематических экскурсий, выставок, поездок,
- нравственных: поездки в детские дома
Проблема:
Сформированная «престижность» вредного образа жизни
Задача:
Формирование моды на здоровый образ жизни
Решение:
- пропаганда ЗОЖ посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни,
- разработка программы пропаганды ЗОЖ при непосредственном участии самих школьников.
Актуальность здоровьесбережения в школе
Актуальность. Социальный запрос.
1. Ухудшение показателей состояния здоровья детей.
(данные медицинских учреждений)
2. Отсутствие мотивации к сохранению и укреплению здоровья (данные Федеральной службы статистики)
Актуальность. Правительственная программа. ФГОС.
«Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья учащихся»
Закон РФ «Об образовании», статья № 51
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны,
в том числе, и педагоги».
Д.А. Медведев, из послания Федеральному Собранию Р.Ф.)
Актуальность. Физиологическая обусловленность школьных трудностей.
Актуальность. Значение ЗОЖ (ВОЗ).
Факторы, определяющие здоровье человека:
Понятие здоровья – единство соматического, психологического, социального, интеллектуального, духовного и творческого аспектов здоровья.
Наиболее доступные технологии
Компенсаторные:
- Физкультминутки,
- Организация переменок,
- Пальчиковая гимнастика,
- Ранцы,
- Корректирующая физическая культура
Стимулирующие:
- Секции.
- Прогулки,
- Питание
Образовательные:
- Проектная деятельность по тематике здоровья,
- Обучающий курс по основам здоровьесбережения,
- Фестивали, конкурсы здоровья,
- Построение уроков с позиции здоровьесбережения: интерактивность, презентации,
- Внедрение тематики здоровья в предметы
- Обучение родителей
Идеологическое воспитание
культуры здоровья
Дневник здоровья
Школьные проекты по здоровьесбережению
Внутришкольные мероприятия
по здоровьесбережению
Одна из стратегических задач развития образования и главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения - повышение качества образования.
Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Динамика работоспособности учащихся
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.
При подготовке к уроку учитель должен учитывать:
Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
1. 8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
2. 16 – 18 часов – второй пик работоспособности.
Динамику активности обучающихся на уроке:
3. 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);
4. 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
5. 21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физическая минутка, закрепление материала);
6. 36 – 40 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева - Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении; Из-во «Учитель», 2010г.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Ред. Н.В. Сократова. Учебное пособие. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». Творческий центр «Сфера» Москва 2005г.
- Мин-во здравоохранения и соц. развития РФ «Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению». Москва 2004г.
- Кафедра здоровьесберегающих образовательных технологий МИОО; http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=133)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Сегодня нужны экстренные и кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем школьников. Совершенно точно известно, что медицинские нововведения не смогу...
Здоровьесберегающие технологии в современной школе.
Здоровьесберегающие технологии в современной школе.Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащим...
"Здоровьесберегающие технологии в современной школе"
Цель: Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса....
Конкурс "Здоровьесберегающие технологии в современной школе"
с 10 сентября 2018 г. - 17 сентября 2018 г. приняла участие в конкурсе ” Здоровьесберегающие технологии в современной школе”, представила конкурсную работу: профила...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образоват...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образоват...
Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Здоровьесберегающие технологии в современной школе.Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащим...