Здоровьесберегающие технологии в современной школе
статья по географии по теме

Быстрова Зинаида Ивановна

В работе рассмотрены виды здоровьесберегающих технологий, актуальность здоровьесбережения в школе и  проблемы, которые решают данные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_sovremennoy_shkole.docx73.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Быстрова Зинаида Ивановна, учитель географии МОУ СОШ №2, г. Серпухов

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ  стали в последнее время занимать здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.

Здоровьесберегающая технология - построение последовательности факторов, предупреждающих разрушение здоровья при одновременном создании системы благоприятных для здоровья.

Здоровьесберегающие технологии позволяют:

- сформировать социальную зрелость выпускника,

- обеспечить возможность учащимся реализовать свой потенциал,

- сохранить и поддержать физиологическое здоровье учащихся.

Виды здоровьесберегающих технологий

Защитно – профилактические:

направлены на защиту детей от неблагоприятных  для здоровья воздействий

(санитарно – гигиенические требования, чистота, прививки, др.)

Компенсаторно – нейтрализующие:

используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия.

(физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.)

Стимулирующие технологии: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма (закаливание, физические нагрузки).

Информационно – обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах

здоровья.

Здоровьесберегающая технология обучения основана на:

  1. возрастных особенностях детей,
  2. вариативности форм и методов обучения,
  3. оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
  4. обучении в малых группах,
  5. создании эмоционально благоприятной атмосферы,
  6. формировании положительной мотивации к учебе,
  7. культивировании знаний у учащихся по вопросам здоровья.

Педагогические технологии здоровьесбережения:

- Организационно – педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.

- Психолого – педагогические технологии: связаны с работой учителя на уроке и воздействием на детей в течение классно – урочного времени.

- Учебно – воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, просвещение родителей и др.

Какие проблемы решат технологии здоровьесбережения в школе?

1. На уровне учащихся

Проблема: Нехватка  у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников

Задача:

Предоставление  знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения

Решение:

  1. организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения
  2. организация тематических тренингов по составляющим здоровья

Проблема: Не  всегда благоразумное досуговое времяпрепровождение

Задача:

Организация  досуга школьников

Решение:

Проведение мероприятий в рамках концепции здоровьесбережения:

- образовательных: кружков, тренингов, фестивалей.

- творческих: мастер-классов, театральных постановок,

- спортивных: интеллектуально-спортивных игр,

- развлекательных: тематических встреч и вечеринок здоровья,

- культурных: тематических экскурсий, выставок, поездок,

- нравственных: поездки в детские дома

Проблема:

Сформированная  «престижность» вредного образа жизни

Задача:

Формирование  моды на здоровый образ жизни

Решение:

  1. пропаганда ЗОЖ посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни,

- разработка программы пропаганды ЗОЖ при непосредственном участии самих школьников.

Актуальность здоровьесбережения в школе

Актуальность. Социальный запрос.

1. Ухудшение показателей состояния здоровья детей.

(данные медицинских учреждений)

2. Отсутствие мотивации к сохранению и укреплению здоровья (данные Федеральной     службы статистики)

Актуальность. Правительственная программа. ФГОС.

«Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и

укрепление здоровья учащихся»

Закон РФ «Об образовании», статья № 51

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны,

в том числе, и педагоги».

Д.А. Медведев, из послания Федеральному Собранию Р.Ф.)

Актуальность. Физиологическая обусловленность школьных трудностей.

Актуальность. Значение ЗОЖ (ВОЗ).

Факторы, определяющие здоровье человека:

 

Понятие         здоровья – единство соматического, психологического, социального, интеллектуального, духовного и творческого аспектов здоровья.

Наиболее доступные технологии

Компенсаторные:

- Физкультминутки,

- Организация переменок,

- Пальчиковая гимнастика,

- Ранцы,

- Корректирующая физическая культура

Стимулирующие:

- Секции.

- Прогулки,

- Питание

Образовательные:

- Проектная деятельность по тематике здоровья,

- Обучающий курс по основам здоровьесбережения,

- Фестивали, конкурсы здоровья,

- Построение уроков с позиции здоровьесбережения: интерактивность, презентации,

  1. Внедрение тематики здоровья в предметы
  2. Обучение родителей

                         Идеологическое  воспитание

                                  культуры здоровья

                                                     Дневник здоровья

                                 Школьные проекты по здоровьесбережению

                                         Внутришкольные мероприятия

                                                по  здоровьесбережению

Одна из стратегических задач развития образования и главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения - повышение качества образования.

Цель инновационных  процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Динамика работоспособности учащихся

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.

При подготовке к уроку учитель должен учитывать:

Динамику работоспособности в течение рабочего дня:

1.        8 – 12 часов – первый пик работоспособности;

2.        16 – 18 часов – второй пик работоспособности.

Динамику активности обучающихся на уроке:

3.        1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

4.        5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

5.        21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физическая минутка, закрепление материала);

6.        36 – 40 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева - Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении;  Из-во «Учитель», 2010г.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Ред. Н.В. Сократова. Учебное пособие. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». Творческий центр «Сфера» Москва 2005г.
  4. Мин-во здравоохранения и соц. развития РФ «Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению». Москва 2004г.
  5. Кафедра здоровьесберегающих  образовательных технологий МИОО; http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=133)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Сегодня нужны экстренные и кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем школьников. Совершенно точно известно, что медицинские нововведения не смогу...

Здоровьесберегающие технологии в современной школе.

Здоровьесберегающие технологии в современной школе.Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащим...

"Здоровьесберегающие технологии в современной школе"

Цель: Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса....

Конкурс "Здоровьесберегающие технологии в современной школе"

с 10 сентября 2018 г. - 17 сентября 2018 г. приняла участие  в конкурсе  ” Здоровьесберегающие технологии в современной школе”,  представила  конкурсную работу: профила...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образоват...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образоват...

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Здоровьесберегающие технологии в современной школе.Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащим...