Численность и воспроизводство населения мира
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Цель урока: Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств с разными типами воспроизводства населения.
Учебно-воспитательные задачи: выявить закономерности динамики численности мирового населения, закрепить понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
- Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи:
- Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;
дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;
психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;
воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_urok_v_10.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Численность и воспроизводство населения мира
(урок географии в 10 классе)
Цель урока: Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств с разными типами воспроизводства населения.
Учебно-воспитательные задачи: выявить закономерности динамики численности мирового населения, закрепить понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
- Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи:
- Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;
дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;
психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;
воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.
Средства обучения: политическая карта мира, атласы, мультимедиа установка
Ход урока
Мотивация темы урока
Мы с вами изучаем курс «Социальной и экономической географии мира». Что означает в этом названии слово “социальная”?
Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?
Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?
Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, Вспомните эти науки.
Вспомните, что изучает демография?
Что изучает этнография?
Итак, С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока, изучим ее Информация.
Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? (Переписи населения.)
Слайд 3. Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.
Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.
Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!
“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”. В чем “зловещность” роста населения? (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?
Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?
Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?
Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?
И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?
На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?
И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).
Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?
Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.
Работа с атласами
Итак, перечислите и покажите на карте: страны – лидеры по численности населения, лидеры – по воспроизводству
Информация.
В экономике любого государства человек выступает как главный производитель благ и их основной потребитель. Поэтому численность населения является одним из главных факторов развития страны. Численность населения страны зависит от характера его воспроизводства.
Воспроизводство (естественное движение) населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Епр = Р – С
Епр - естественный прирост населения (рассчитывается на 1000 человек);
Р – рождаемость;
С – смертность.
Если Р>С, Епр – положительный;
Если Р<С, Епр – отрицательный;
Если Р=С, Епр – нулевой.
На карте «Воспроизводства населения» цветом выделены страны с минимальными и максимальными показателями воспроизводства населения.
- Какой регион мира имеет минимальные показатели естественного прироста населения?
- Какой регион мира имеет максимальные показатели естественного прироста населения?
Естественный прирост населения
Очень высокий (св. 30/1000) | Высокий (20/1000) | Средний (10/1000) | Низкий (2-10/1000) | Очень низкий (менее 2/1000) |
Кения Зимбабве Нигерия Ливия Таджикистан Египет | Монголия Филиппины Бангладеш Пакистан Эфиопия Мексика | Китай Индия Турция Куба Бразилия Аргентина | Польша Швеция Франция Великобритания США Канада | Россия Венгрия ФРГ Болгария Австрия Италия |
Ответьте на вопросы по таблице:
- Страны с каким уровнем экономического развития имеют очень высокий естественный прирост населения?
- Каков уровень естественного прироста населения у стран с высоким уровнем экономического развития?
Как видно из формулы, естественный прирост населения зависит от процессов: Как они называются? (рождаемости и смертности).
Рассмотрим подробнее первый процесс – рождаемость.
Ежегодно в мире рождается около 140 млн человек (чуть ли не население России). каждую секунду на свет появляются 3 человека, каждую минуту – 175 человек, каждый час – 10400, каждые сутки – 250 тысяч новых землян.
СЛАЙД Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода.
Факторы, влияющие на низкий уровень рождаемости: ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИХ
Высокий уровень урбанизации (> 75%);
Высокий уровень жизни;
Высокий уровень образования и долгий период обучения;
Увеличение расходов на содержание ребенка;
Изменение статуса женщины;
Увеличение доли пожилых людей;
Последствия войн и конфликтов;
Увеличение возраста вступления в брак.
Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости: ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИХ
Низкий уровень жизни;
Преобладание сельского образа жизни;
Религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
Традиции многодетности;
Подневольное положение женщин, ранние браки;
Рост уровня медицины.
ОПРЕДЕЛИТЕ ГОСУДАРСТВА С НИЗКИМИ И МАКСИМАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОЖДАЕМОСТИ
Смертность: факторы, влияющие на уровень смертности:
Питание;
Условия труда и быта населения;
Уровень развития и доступность здравоохранения;
Политические катаклизмы.
ОПРЕДЕЛИТЕ ГОСУДАРСТВА С НИЗКИМИ И МАКСИМАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СМЕРТНОСТИ
б) Информация.
Где же, согласно схеме воспроизводства, населения находится нынешнее человечество? Ответ на этот вопрос попытался дать американский ученый Фрэнк Ноутстайн, который еще в 1945 году разработал теорию демографического перехода. Исходя из нее большая часть населения планеты находится на стадии второго демографического перехода, т.е. перехода от традиционного воспроизводства к современному. Переход проходит в три фазы
В зависимости от различных показателей рождаемости и смертности, а значит и темпов естественного прироста населения, страны условно делятся на две большие группы, т.е. страны с I типом и II типом воспроизводства
Характеристика типов воспроизводства)
Уровень рождаемости:
Уровень смертности:
Уровень естественного прироста:
Тип стран характерный (развитые/развивающиеся):
Доля детей в населении страны:
Доля пожилых в населении страны:
На основании данных показателей дается характеристика I и II типу воспроизводства населения
Для регулирования численности населения, государство проводит демографическую политику.
- определение Демографической политики).
Демографическая политика- это система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.
ИДЕТ ЗНАКОМСТВО С ДЕМ. ПОЛИТИКОЙ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ.
На закрепление пройденного материала проводится тестирование.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем).
Лидерство России в народонаселении:
I место в мире по числу абортов;
II - по числу разводов;
II - по количеству убийств (на 1000 человек);
II - по количеству заключенных (на 1000 человек);
100 место - по продолжительности жизни.
У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест”
Рис.5. “Русский крест”
А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?
Передайте дежурным то количество “человечков”, скольких детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10-В класса” и подсчитаем.
А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучаем эту тему!
Домашнее задание П.11. прочитать, ответить на вопрос . №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Численность и воспроизводство населения мира.
Презентация для урока географии в 10 классе. Основные материалы презентации: демография, воспроизводство населения мира, рождаемость, смертность, естественный прирост. Типы воспроизводства, ...
Численность и воспроизводство населения мира
Интерактивное пособие для урока географии 10 класс "Численность и воспроизводство населения"...
ЭОР: презентация "Численность и воспроизводство населения мира" для 10 класса
В данной презентации содержатся определения по теме, современный статистический материал, графики, сформулированы вопросы и задания для учащихся....
Презентация к уроку по теме "Численность и воспроизводство населения мира"
Разработка урока предназначена для использования на уроках географии в 10 классе в общеобразовательной школе....
Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".
Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика» имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...
Численность и воспроизводство населения мира
Урок неографии в 10 классе. По материалам Интернета. Агейкина О.А....
Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. География 10 кл.
По типу данный урок является уроком общего разбора темы и методики ее изучения. По своей дидактической цели это урок сообщения нового материала. По методике проведения это лекция. По организации – уро...