Белозерцева Светлана Милентьевна

сайт учителя геогрфии

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: ИКТ -технологии

Увлечения: Познание окружающего мира

Регион: Иркутская область

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Усть-Кутского муниципального образования.

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/belozerceva-svetlana-milentevna
Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы все глубокое поднялось на высоту мою!
Фридрих Ницше

Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, – он удивительнее, чем мы можем себе представить.

О себе

 Учитель  географии, высшей категории.  В 2003 закончила ИГПУ. Педагогический стаж 25 лет 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой.

 Александр Гумбольдт

Мой взгляд на мир

 

Древнее нет профессии на свете:

Мудрец, учитель, гуру, педагог...

Эпитетов так много, но главнее,

Чему ты научить ребенка смог?

Он пред тобою чистый лист,

А ты взял краски

Умений, навыков и знаний небосвод -

Палитра многозначна, только важно,

Какой получится в душе его итог.

Запомнит ли законы он природы,

Поймет ли, почему сегодня дождь?

Урок проходит быстро, но по жизни

Ведет учитель за собой, как вождь.

Как сложен этот путь!..

Всех слов не хватит

Лишь потому,  что вверена судьба

Твоих учеников... какими станут -

Зависит все от твоего труда.

Сколько любви, добра, не только знаний

Ты на уроке будешь отдавать...

А дома у тебя своих проблем хватает...

Звенит звонок, и надо начинать!

Проекты, тесты, конкурсы и схемы,

Домашнее задание, контроль,

Задачи, варианты и проверки...

Ключ к знаниям найти - вот твой пароль.

Так каждый день, с утра до ночи,

Живет учитель школой каждый час.

Частицу сердца своего он детям дарит,

Чтобы урок им жизни преподать.

Древнее нет профессии на свете:

Мудрец, учитель, гуру,  педагог...

Эпитетов так много, но главнее,

Твой ученик - нелегкого труда итог!

Мои достижения


Моё портфолио

 

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся

 

Рассматривая вопросы о проектной и исследовательской деятельности обучающихся, мы должны осознать, что эти виды деятельности обучающихся  неотъемлемая часть образования, отдельная  система в образовании и  одно из направлений модернизации современного образования.

    Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Как отмечалось  ранее проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в школе заключатся в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

  Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.

 Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, а именно: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

  Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. 

Проектный метод

Исследовательский метод

Процесс создания, какого- либо заранее запланированного объекта;

решение определенной, ясно осознаваемой задачи

Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

бескорыстный поиск истины

 

Рассмотрим  э т а п ы   данных методов:

 

Проект

Исследование

1

2

Выбор темы проекта.

Постановка целей и задач.

Планирование проектной деятельности.

Реализация проекта.

Оценка и самооценка проекта.

Презентация

Выбор темы исследования.

Постановка целей и задач.

Выдвижение гипотезы.

Организация исследования:

исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;

разрешение вопроса и проверка.

Фиксирование результатов                            исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

Презентация

 Планирование проектной деятельности предполагает:

  • определение источников информации;
  • определение способов сбора и анализа информации;
  • итоговый продукт (формы представления результата);
  • выработку критериев оценки результатов работы;
  • распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  • подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
  • посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  • спросить у взрослых и записать интересную информацию;
  • посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
  • используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  • понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  • провести эксперимент и записать план и результаты.

          В проектной и исследовательской деятельности у детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

Представление исследований.

Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

       Тезисы – краткое изложение содержания проведенного исследования. Объем тезисов не должен превышать 1-2 страницы печатного текста.

Научная статья – подробное изложение содержания проведенного исследования. Напечатанная работа в сопровождении приложений, иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской  работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.        

       Вообще овладение самостоятельной  исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Так же следует отметить, что для осуществления научной исследовательской деятельности необходимо знать и применять основные законы и правила логики, т.е. работа должна отличаться логичностью.

Закон тождества – все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность.

Закон противоречия – не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое.

Закон достаточного основания –всякое суждение должно быть достаточно обоснованным, прежде чем быть принятым за истину.

Помимо собственно исследовательских работ результатом поисковой деятельности могут быть и другие типы ученических работ:

Реферативные – написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные – написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, но предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Описательные – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.

Подготовка ученического исследования.

Итак, исследовательская работа учащегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям. Ученическое исследование проводится по общей схеме научного исследования.

Общая схема ученического исследования

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.
  • Сбор материала, обобщение полученных данных.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  • Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

    Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская работа проходит несколько основных этапов:

 1-этап.

Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.

 Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам – прорабатываются более глубоко и детально. Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами:

  • тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),
  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,
  • тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1.Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка  вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

      Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

       Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2-этап.

Проведение ученической исследовательской работы

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

  План оформления исследовательской работы:

  • Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
  • Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
  • Заключение (выводы и результаты).
  • Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

  • Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
  • Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
  • Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа)должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение  должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников,  использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

 Планирование содержания презентации учащегося

  • Общая цель проведения самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта: ___
  • Проблема, обозначенная учащимся для проведения самостоятельного исследования: ___
  • На какие вопросы учебной темы даст ответы учащийся в своем исследовании:__
  • Какие этапы и результаты исследования могут быть представлены в презентации учащегося:____
  • Как могут быть представлены в презентации методики (анализ или оценка, интерпретация, сравнение, развитие и др.), на основе которого производится исследование учащегося:___
  • Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании презентации (Интернет-ресурсы, мультимедийные энциклопедии, учебники и др.):___
  • Для достижения задач, поставленных в учебном проекте, презентация ученика будет в себя включать следующее:____
  • Название презентации (в рамках основополагающего вопроса) индивидуального исследования ученика (или группы учеников): ___
  • Имя и фамилия автора (авторов) презентации: ____
  • Краткое описание целей и задач исследования, которые решает конкретный участник (группа учеников) в рамках проекта: _____
  • Гипотеза, которая была положена в начало самостоятельного исследования: __
  • Цитата по теме исследования: ___
  • Основные результаты, полученные данным участником (группы учеников) в итоге работы в проекте:____
  • Анализ или оценка:__
  • Интерпретация: ___
  • Сравнение/противопоставление: ___
  • Развитие: ___
  • Ссылки на информационные ресурсы, используемые в исследовании, и описание необходимых для самостоятельного исследования ученика (группы учеников) веб-сайтов:
  • Список использованной литературы:____-_________________________________________

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

Хотелось бы отметить, что при оценке успешности обучающегося в  исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Так  каково же значение исследовательской деятельности?

  Исследовательская  деятельность в  школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  • классифицировать;
  • обобщать;
  • отбирать все возможные варианты решения;
  • переключаться с одного поиска решения на другой;
  • составлять программу действий по своей работе;
  • рассматривать объект с различных точек зрения;
  • сравнивать различные объекты и их совокупности;
  • составлять задания по предложенной теме;
  • проводить самоконтроль.

В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть, или деформироваться.

    Таким образом, приоритетным направлением работы педагогического коллектива школы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Для  реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно-урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей, и как это пространство в условиях массовой школы организовать.

    Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела. А вот дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его  в исследовательскую работу по выбранному им направлению. Именно поэтому первым шагом в решении выше обозначенных задач является создание в школе предпосылок для первых шагов детей в науку.

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио