Урок географии "Лесная газета", 6 класс.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Урок "Лесная газета" соответствует теме "Жизнь на поверхности суши. Леса". Проведение урока в форме коллективного мини-проекта направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Лесная газета" | 86 КБ |
Презентация к уроку "Лесная газета"-1 | 2.86 МБ |
Презентация к уроку "Лесная газета"-2 | 2.86 МБ |
Презентация к уроку "Лесная газета"-3 | 2.86 МБ |
Презентация к уроку "Лесная газета"-4 | 2.86 МБ |
Презентация к уроку "Лесная газета"-5 | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: коллективный мини-проект
ЦЕЛИ УРОКА: - в ходе поисковой работы сформировать представление учащихся о разнообразии лесов планеты;
- продолжить формирование таких общеучебных навыков и умений как анализ и сравнение;
- развивать информационную и коммуникативную (ключевые) компетентности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация, закрепленная на доске надпись «Лесная газета», листы А-2 с заранее выполненными заголовками: «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Экваториальный лес», «Животные лесов умеренного пояса», раздаточный иллюстративный материал: фотографии деревьев и животных, клей-карандаш.
ПОДГОТОВКА: класс разделен на 5 групп по 5-6 человек (одинаковых по уровню подготовки).
ХОД УРОКА
- ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ФОРМЫ РАБОТЫ (2 мин.)
Учитель: «Если бы сотне художников, живущих в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы совсем разные портреты. На одном мы бы увидели суровую тундру, на другом – пышные джунгли, на третьем – пустыню, изнывающую от зноя…
Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках сложились совсем разные природные сообщества – природные зоны, названия которым даны по типу растительности». (Слайды №1-№3 «Фотографии природных зон»)
Учитель: «Послушайте эти замечательные звуки и постарайтесь догадаться, знакомству с какой природной зоной посвящен наш урок» (Звучат звуки леса)
Учащиеся высказывают предположения о теме урока – изучение лесов.
(Слайд № 4 - «Тема урока: «Лесная газета»)
Учитель: «Наш урок действительно посвящен изучению природной зоны лесов. А называется он «Лесная газета», потому что сегодня мы создадим настоящую стенную газету, рассказывающую о лесах планеты»
- ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА (8 мин.)
Различия лесов умеренного пояса и влажных экваториальных лесов.
Выявление отличительных особенностей лесов умеренного пояса и экваториальных лесов проводится в ходе фронтальной работы с опорой на зрительный ряд и литературные описания различных типов лесов.
Учитель: «Для роста деревьев необходимо определенное сочетание количества тепла и влаги. Этим условиям удовлетворяют 2 пояса на Земле. (Слайд № 5 - Картосхема «Лесные зоны»). На схеме показаны влажные экваториальные леса и наши – леса умеренного пояса.
Вопрос: – На каких материках расположены эти леса?
Давайте определим, чем отличаются эти два типа лесов.
Сейчас вы видите фотографии экваториального леса. (Слайды № 6-№8)
А леса умеренного пояса нам помогут изучить не фотографии, а картины замечательного русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (Слайд №9), его изображение природы очень реалистично и не только передает простоту и настроение русских лесов, но и может помочь нам увидеть их особенности.
(Слайды №10-№13 - «Дубовая роща», «В лесу графини Мордвиновой», «Лесная глушь»).
Чтобы вам проще было определять различия, я хочу предложить литературные описания лесов, а вы определите о каком типе леса идет речь.
Учитель зачитывает отрывки из литературных произведений и географических очерков, описывающих экваториальные леса и леса умеренного пояса. Учащиеся определяют, о каких лесах идет речь.
1). «Если путешественник заметил какой-либо особый вид и захочет найти еще такой же, он напрасно будет искать. Вокруг себя он увидит деревья самых разнообразных форм, размеров и цветов, но повторяются они крайне редко…»
2). «Бор начинался прямо, без подлеска. Неохватные, стрела к стреле, сосны возвышались там, как подпорка неба…»
3). «Поражает обилие цветов, которые пестрым разнотравьем украшают местность. Мощные лианы обвивают стволы и свисают с деревьев. Дополняют этот пейзаж многочисленные папоротники, орхидеи и лишайники…»
4). «Осень уже резко обозначила в лесу границу хвойного и лиственного леса. Первый сумрачною, почти черною стрелою щетинился в глубине, второй винно-огненными пятнами светился в промежутках…»
5). Вверху, на 30-ти метровой высоте, листва и переплетающиеся ветви этих громадных деревьев образуют почти непрерывный зеленый навес, через который едва пробиваются к земле неясные солнечные блики…»
6). «Земля во рву и в колеях, утренниками прохваченной и протвердевшей дороги была густо засыпана и забита сухим, как бы стриженным, в трубку свернувшимся листом опавшей ивы…»
Подведем итог:
- Какие леса имеют большее видовое разнообразие?
- В каких лесах можно выделить основную лесообразующую породу?
- Какие леса быстрее растут?
- Какие леса делятся на лиственные и хвойные?
- В каком лесу все деревья осенью сбрасывают листву?
-Деревья в этих лесах растут ярусами, формируя до 5 высотных этажей.
По ходу работы на доске создается схема, помогающая сделать ученикам окончательный вывод об отличиях двух типов лесов.
Экваториальные леса | Леса умеренного пояса |
-Очень большое видовое разнообразие; -Очень быстрый рост деревьев; -До 5 ярусов деревьев; - Деревья меняют листву постепенно в течение года | -Можно выделить основную лесообразующую породу; - Все деревья лиственного леса сбрасывают листву осенью; |
Ребята делают окончательный вывод об особенностях этих типов лесов. И о причинах различий – разнице климатических условий.
- ПРОЕКТНАЯ РАБОТА – СОЗДАНИЕ СТЕННОЙ ГАЗЕТЫ (10 мин.)
Учитель объясняет учащимся цель работы – в ходе создания стенной газеты, познакомиться с особенностями растительного и животного мира лесов разных типов. Каждая группа работает над созданием своей страницы «лесной газеты».
Задание для группы № 1. РАСТЕНИЯ ХВОЙНОГО ЛЕСА УМЕРЕННОГО ПОЯСА.
- Прочитайте описание деревьев таежных лесов умеренного пояса. Рассмотрите фотографии этих растений. Сопоставьте изображение и описание, определив номера, под которыми указаны растения.
- В текст, описывающий особенности хвойных лесов, вместо номеров вставьте названия растений, определенных в первом задании.
- Используя фотографии и описания, оформите страницу газеты, посвященную таежным лесам умеренного пояса.
Материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ХВОЙНОГО ЛЕСА РОССИИ
Тайга или хвойный лес – это наибольшая по площади природная зона России. Самое распространенное дерево в нашей стране – (1) – хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму, приспосабливаясь к суровым сибирским морозам. Повсюду на малопригодных почвах растут (2), с их зонтикообразной хвоей и длинными иголками. (1) и (2) имеют несомкнутую крону, поэтому в таком лесу много света и тайгу, состоящую из этих деревьев, называют светлохвойной. На западе России преобладают (3) и (4). Кроны могучих (3) имеют форму пирамиды и всегда сомкнуты, под ними всегда пасмурно. Тайгу из (3) и (4) называют темнохвойной.
ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ
ЕЛЬ
Ель имеет крону в форме правильного узкого конуса. Этот конус особенно хорошо выражен, когда деревья растут свободно, не стесненно. Длинные нижние ветви несколько наклоняются к земле, как будто не в силах нести тяжкий груз хвои. Расположенные выше, становятся все короче и короче. Верхушка дерева всегда острая. Кроны елей похожи на наконечники острых пик, нацеленных в небо.
ПИХТА
Пихта – дерево, похожее на огромную темно-зеленую пирамиду с тонкой гладкой корой. Листья пихты только издали похожи на иголки-хвоинки. Это узкие, 1,5-2 мм, плоские листочки, они не колючие, а мягкие и шелковистые. На разных побегах листья разные. Там, где нет шишек, они слегка вогнуты, сверху у них желобок, а внизу две светлые полоски. На побегах с шишками листья четырехгранные с беловатыми полосками. Среди других хвойных деревьев пихту можно узнать и по шишкам, они сидят на ветках верхом, как свечи на новогодней елке.
СОСНА
Сосна – это дерево со стройным золотистым стволом и рыхлой, ажурной кроной, которая пропускает много света. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм со стройными золотистыми колоннами. У сосны два вида побегов: длинные и короткие. И два вида листьев: листья-чешуйки и листья-хвоинки. Длинные побеги покрыты бурыми листьями-чешуйками, в пазухах которых образуются сильно укороченные побеги, на которых сидят пучки из двух, трех, пяти и даже восьми хвоинок-листьев.
ЛИСТВЕННИЦА
Лиственница – высокое, до 50 м дерево. У нее прочная и такая тяжелая древесина, что тонет в воде. Зимой лиственница похожа на засохшую ель: голые ветки, без хвои, покрытая трещинами сероватая кора. Весной ветви покрываются зелеными иголками, они мягкие, нежные, совершенно не колючие. Осенью они становятся золотисто-желтыми, а зимой опадают. Отличительная особенность лиственницы – из верхней почки на конце ветки вырастает довольно длинный стебель с одиночными хвоинками, а из боковых почек появляются укороченные побеги – пучок из множества хвоинок. Шишки на лиственнице выглядят по-разному. Мужские – овальной формы, размером с ягоду малины, женские – цилиндрические, раза в три крупнее мужских.
ОТВЕТ: №1-лиственница, №2 – сосна, №3 – ель, №4 – пихта.
Задание для группы № 2. РАСТЕНИЯ ЛИСТВЕННОГО ЛЕСА УМЕРЕННОГО ПОЯСА.
- Прочитайте описание деревьев широколиственных лесов умеренного пояса. Рассмотрите фотографии этих растений. Сопоставьте изображение и описание, определив номера, под которыми указаны растения.
- В текст, описывающий особенности лиственных лесов, вместо номеров вставьте названия деревьев, определенных в первом задании.
- Используя фотографии и описания, оформите страницу, посвященную лиственным лесам умеренного пояса.
Материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИСТВЕННОГО ЛЕСА РОССИИ.
Лиственные леса более требовательны к теплу и почвам, поэтому в России они в основном растут в западной части страны. В этих лесах сочетаются высокие широколиственные деревья, такие как (1), вяз, (2), каштан, липа, ясень и мелколиственные – (3) и осина. Здесь много кустарников – лещина, бересклет, калина, а внизу – травы.
ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ
БЕРЕЗА
Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки. Береза – самое обычное дерево наших лесов и среди других деревьев она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Под тонкой и белой корой находится береста – тонкий слой пробки. Цветки березы распускаются одновременно с листьями. Крупные мужские соцветия – сережки видны всем, а мелкие, невзрачные женские почти незаметны на фоне благоухающей молодой листвы. В конце лета огромное количество мелких плодов разносится ветром. Плод березы – маленький орех с двумя прозрачными крыльями.
ДУБ
Могучий дуб. Это дерево – действительно олицетворение мощи. Дубы достигают высоты 55 метров. Толстый мощный ствол, темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Ветви дуба не прямые, не ровные, их линии угловатые, резкие. Дубы очень любят свет, и их ветви меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому ветви старых дубов имеют такие причудливые изгибы. Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но плоды – желуди – только в августе. Они любимая еда многих лесных животных.
КЛЕН
Самая отличительная черта клена – крупные листья округло-угловатой формы с большими острыми выступами по краю. В лесах средней полосы России осенью едва ли не первыми желтеют листья клена. Чуть позже дерево становится еще более нарядным. От его золотисто-желтого, зеленого, красного, багряного убора трудно оторвать взгляд. Интересны и плоды клена, они снабжены крылышками. При падении крыло работает как винт вертолета, и плод плавно планирует на землю. Ветер разносит семена на большие расстояния.
Ответ: №1 – дуб, № 2 – клен, № 3 – береза.
Задание для группы № 3. ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ УМЕРЕННОГО ПОЯСА.
- Отгадав загадки, вы узнаете, какие животные обитают в лесах умеренного пояса.
- Составьте тройку: фотография-загадка-название животного и оформите страницу газеты, посвященную животному миру лесов умеренного пояса.
Материал
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза греет нос. | Пушистая хищница, леса гроза, На ушках по кисточке, злые глаза. Живет она в темной чащобе лесной И лучше ее обходить стороной. | Серовато, зубовато, По полям рыщет, Телят, ягнят ищет |
Не голос – громкая труба, Большая верхняя губа, На нем громадные рога, Ему природа дорога. В лесу крупнее зверя не нашлось, Раз он – сохатый, значит - … | С ветки на ветку, Быстрый как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. | Чертит, но не на бумаге, Щелкает, но не орехи, Глухой, но слышит |
Задание для группы № 4. ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ УМЕРЕННОГО ПОЯСА.
- Отгадав загадки, вы узнаете, какие животные обитают в лесах умеренного пояса.
- Составьте тройку: фотография-загадка-название животного и оформите страницу газеты, посвященную животному миру лесов умеренного пояса.
Материал
Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. | Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. | Краснобровый, черноперый, Хвост косой, на березе урчит. |
Хвост пушист, быстра сноровка, Золотисто-рыжий мех. Если голодно, плутовка Кур считает лучше всех. | Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. | Черный жилет, красный берет. Нос – как топор, хвост – как упор. |
Задание для группы № 5. РАСТЕНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНОГО ЛЕСА.
- Прочитайте описание растений экваториальных лесов. Рассмотрите фотографии этих растений. Сопоставьте изображение и описание, определив номера, под которыми указаны растения.
- В текст, описывающий особенности экваториальных лесов, вместо номеров вставьте названия растений, определенных в первом задании.
- Используя фотографии и описания, оформите страницу газеты, посвященную экваториальным лесам.
4.* Во второй колонке таблицы приводятся особенности растений экваториальных лесов, они являются следствием природных условий, записанных в первой колонке, составьте пару: причина-следствие.
Материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКВАТОРИАЛЬНОГО ЛЕСА
Экваториальный лес - это почти непроходимая стена из деревьев, перевитых лианами разной толщины и длинны, различных кустарников и трав. На одном гектаре такого леса можно встретить до 700 видов пород деревьев. Стоят, не шелохнувшись, деревья-великаны с прямыми колоннообразными стволами: черное дерево, красное дерево, (1), (2) с огромными дисковидными корнями. В лесах много мхов, лишайников и (3), которые используют деревья как опору, поглощая питательные вещества из воздуха. В лесу очень душно, всюду сырость и полумрак.
ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ
ХЛОПКОВОЕ ДЕРЕВО (СЕЙБА)
Светло-серый, гладкий ствол сейбы, увенчанный густотой развесистой кроной, может достигать в высоту 45 метров, а в диаметре 4 метров. Ствол и ветви усажены мощными, короткими шипами. В основании стволов обычны дисковидные корни, на несколько метров тянущиеся по поверхности почвы. Плоды – продолговатые твердые коробочки длиной 10-12 см, внутренние стенки их покрыты массой тонких шелковистых желтоватых волосков, напоминающих хлопок. Цветки беловато-желтые до 5 см в поперечнике.
ГЕВЕЯ
Вечнозеленое дерево высотой 30-40 метров, имеет тройчатосложные листья и мелкие цветки, собранные в метельчатые соцветия. Крупные семена гевеи похожи на каштаны. Гевея славится своим млечным соком, который содержит каучук, натуральную резину.
ОРХИДЕИ
Орхидеи встречаются по всему земному шару, но на севере они скромны и неброски. Большинство орхидей растут в тропиках, поселяясь на других растениях, но, не питаясь их соками, а используя как подпорку. К дереву орхидеи прикрепляются усиками, волосками и таким образом выносят к свету свои цветки. С деревьев свисают роскошные гирлянды-соцветия прекрасных крупных благоухающих цветов. Со стеблей этих эпифитов свисают воздушные корни, впитывая дождевую воду, росу и просто влагу из атмосферы. В бороду из воздушных корней застревают опавшие листья, мелкий мусор и образуется что-то вроде перегноя.
Ответ: №1 – гевея, № 2 – сейба, № 3 – орхидеи.
Причины | Следствия |
1.Необходимость у деревьев конкурировать между собой. 2.Необходимость испарения большого количества воды. 3. Нет снега, не бывает холода и засухи, т.е. неблагоприятных условий. 4. Неглубокие корни у деревьев-гигантов. 5. Земля пере увлажнена, вся влага на поверхности. 6. Климатические условия равномерны в течение всего года. | 1. Отсутствие одновременного листопада. 2. Крупные листья растений. 3. Неглубокие корни. 4. На срезах деревьев отсутствуют годовые кольца. 5. Наличие придаточных или ходульных корней. 6. Преобладают высокие деревья. Ответ: 1-6, 2-2, 3-1, 4-5, 5-3, 6-4. |
ЗАЩИТА ПРОЕКТА (15 мин.)
Участники каждой группы представляют свою работу. Загадки о животных участники групп № 3 и 4 задают всему классу. Составив вместе все выполненные страницы, получаем стенную газету о лесах планеты. (Слайды №14-№16)
Ввиду недостатка времени на уроке материал о животных экваториальных лесов задается на дом в форме индивидуального задания. Учитель предварительно рассказывает об их разнообразии. (Слайды №17-18)
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
Руководители групп называют учащихся, наиболее активно работающих над выполнением задания.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ – БЕСЕДА. РОЛЬ ЛЕСОВ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. СОХРАНЕНИЕ ЛЕСОВ (5 мин.)
Учитель демонстрирует картинки, иллюстрирующие значение лесов в природе и жизни человека. (Слайд №19)
Вопрос. Что объединяет все эти рисунки? (Учащиеся, опираясь на увиденное изображение, рассказывают о роли лесов в природе и жизни человека)
Учитель подводит итог урока, рассказывая о сокращении площади лесов и необходимости их сохранения. (Слайд № 20)
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель: Посмотрите на доску, вы видите результат нашей совместной работы – газету, рассказывающую о лесах планеты. Но последнюю страничку «лесной газеты» вы выполните дома.
1. Нарисуйте плакаты, призывающие сохранять леса - «зеленое богатство» планеты Земля.
2. Чтение и пересказ параграфа учебника (п. 48)
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщения о животных экваториальных лесов (в соответствии с планом)
6. РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, опишите свои впечатления о сегодняшнем уроке, какие эмоции он у вас вызвал, что вас больше всего поразило, что еще вы хотели бы узнать о лесах планеты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета класса
Разработка классной газеты...
Методическая разработка урока в 6 классе: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма проведения: деловая игра (6 класс)....
Газета класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"
Газета 9 класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"...
Откратый урок в 8 классе по теме"Английские и американские газеты и журналы в сравнении с русскими"
Откратый урок в 8 классе по теме"Английские и американские газеты и журналы в сравнении с русскими" проходил с использованием компьютерных презентаций учащихся и учителя. На уроке учитель использовал ...
Разработка урока для 8 класса по теме СМИ " Газеты " для 8 класса по УМК М.З. Биболетовой
Проект Урока и конспект Урока по теме "СМИ" "Газеты" для 8 класса по УМК М.З. Биболетова...
План - конспект урока "Разновидности газет в Британии", 9 класс
Разработка урока с технологией проектной деятельности "разновидности газет в Британии", 9 класс...
План-конспект урока в 7 классе по теме "Заметки в газету. News stories."
Представлен план-конспект урока с ууд в 7 классе по теме " Заметки в газету. News stories"...