Рабочие программы по географии
рабочая программа (география) по теме

Гладько Валентина Анатольевна

Данные рабочие программы разработаны в соответствии с учебным планом учебного заведения по учебникам: О.А.Климановой-6-7классы; А.И.Алексеева-8-9классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_geografii.rar393.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Валентиновская основная общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района, Воронежской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей ЕМЦФТ

Протокол № 1 от   31августа 2012 г.

Руководитель ШМО учителей ЕМЦ

__________________ Гладько В.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ  Валентиновской ООШ________________ С.А.Абраменко

от        31августа                          2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Валентиновской ООШ

_______________ В.П.Капран

Приказ №

от    31 августа                                  2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ГЛАДЬКО ВАЛЕНТИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

(ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)

КУРСА «ГЕОГРАФИЯ»

ДЛЯ 6 КЛАССА

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПРОТОКОЛ №1 от 31августа 2012года

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6 класс (35 ч, 1 ч в неделю) 

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе  Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Климанов В. В. Программа курса «География. Землеведение» (6 класс) // География. 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010.

 Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

-Закон РФ «Об образовании» №3266-1 ФЗ от10.071992г. с последующими изменениями;

-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне(приказ МОРФ от 05.03.2004г №1089);

-Примерная программа основного общего образования по географии(базовый уровень) «География Земли»,рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г приказ №03-1263

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Министерством образования РФ №1312 от 09.03.2004г.

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных)к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Цели

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы  во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  2. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на глобальном и региональном уровнях;
  1. познание характера, сущности и динамики главных природных процессов, происходящих в мире
  2. ЗАДАЧИ:
  3. овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  4. развивать познавательные интересы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  5. воспитать любовь к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  6. применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся:

знать/понимать.

  1. основные географические понятия  и  термины, различия  плана, глобуса  и географических  карт по  содержанию, масштабу, способам  картографического  изображения, результаты  выдающихся географических  открытий  и путешествий.
  2. Географические  следствия движений Земли, географические  явления  и  процессы  в геосферах, взаимосвязи между  ними, их  изменение в результате  деятельности  человека, географическую зональность и  поясность.

Уметь

  1. выделять, описывать  и объяснять  существенные  признаки  географических  объектов  и  явлений.
  2. Находить в  разных  источниках  и  анализировать  информацию, необходимую  для  изучения  географических объектов  и  явлений, разных  территорий Земли, их  обеспеченности  природными  и человеческими ресурсами, хозяйственного  потенциала, экологических  проблем.

Приводить примеры

  1. использования  и охраны  природных ресурсов, адаптации  человека  к  условиям  окружающей среды, ее влияния  на формирование  культуры  народов.

Составлять

  1. краткую географическую  характеристику  разных  территорий  на  основе  разнообразных  источников информации  и форм  ее представления.

Определять

  1. на местности, плане  и карте  расстояний, направления  высоты  точек, географические координаты  и местоположение географических  объектов.

Применять

  1. приборы  и  инструменты для  определения  количественных  и  качественных  характеристик  компонентов  природы, представлять  результаты  измерений  в  разной  форме.

Использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной жизни для:

  1. ориентирования  на  местности  и проведения  съемок  ее  участников, чтения  карт  различного уровня
  2. учета фенологических  изменений  в  природе своей  местности, проведения   наблюдений за отдельными географическими  объектами, процессами  и  явлениями, их  изменениями  в результате  природных  и антропогенных  воздействий, оценки  их последствий.
  3. Наблюдение за  погодой, состоянием  воздуха, воды, почвы своей  местности, определения   комфортных  и дискомфортных  параметров  природных  компонентов  своей  местности  с  помощью  приборов  и  инструментов.
  4. Решения  практических  задач  по  определению  качества окружающей  среды  своей  местности, ее использованию,сохранению, улучшению, принятию необходимых  мер  в  случае  природных  стихийных  бедствий и  техногенных  катастроф
  5. проведения  самостоятельного  поиска  географической информации  на  местности  из  разных  источников: картографических, статистических,  геоинфомационных.

Виды и формы контроля:

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся. Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении географии.

Учебник «География. Землеведение» входит в завершенную предметную линию учебников географии для основной школы.

В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. В связи с этим в программу курса включен целый ряд вопросов, касающихся основных природных закономерностей, ранее изучавшихся в курсе «География материков и океанов». Однако объем содержания этих тем значительно упрощен как в связи с возрастными особенностями учащихся и сокращением часов по данному курсу

В соответствии с требованиями нового базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 учебный час.

Первый раздел программы направлен на изучение Земли как планеты и ее места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее школьниками материала по естествознанию к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено необходимостью создания у учащихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной.

Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли, направленный на формирование у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных компонентов взаимосвязан со всеми остальными, поэтому результирующая часть курса — изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, а также человек.

В основе изучения географической оболочки в рамках курса лежат основные принципы системного подхода. Это подтверждается в первую очередь изучением основных географических закономерностей, являющихся логическим следствием существования географической оболочки как новой географической системы. В то же время из тематики курса исключены вопросы, затрагивающие иерархию и организацию природных комплексов. Такие вопросы представляются слишком сложными для школьников. Географическая оболочка рассматривается не столько  как самый крупный природный комплекс, но как: арена проживания человека, где разворачивается основная деятельность по преобразованию природной среды.

Исходя из того, что кругозор современных школьников все более расширяется, решено включить в программу тему «Путешествия и их географическое отражение», нацеленную на приобретение учащимися как привычных практических навыков ориентирования на местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения за действительностью. Приобретение собственных навыков в этом вопросе поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты. Содержание этой темы может быть изменено в зависимости от базовой подготовки учащихся (в том числе и в случае изучения специального курса по истории географических открытий в предыдущие годы).

Важно отметить, что в теме «Путешествия и их географическое отражение» план местности и географическая карта являются не только объектом изучения, но и средством для разрешения конкретных географических ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

Наука география. Землеведение. Методы, роль и значение науки

Раздел I

Земля во Вселенной (4 ч)

Тема 1

ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Солнечная система. Галактика Млечный Путь и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическом модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Земля — единственная обитаемая планета Солнечной системы. «Голубая планета». Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.

Тема 2

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСЕ

Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе: достоинства и недостатки.

Градусная сеть, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Географические координаты (географическая широта и географическая долгота). Определение положения точки на глобусе.

Практическая работа. Определение по глобусу географических координат точки (решение прямой и обратной задачи).

Раздел II

Развитие географических знаний

о земной поверхности (6ч)

Тема 1

ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Путешествие как способ познания окружающего

мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Карта как наиболее совершенный способ отраже- ппя путевых впечатлений. Что взять с собой в путешествие?

План местности. Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. Составление схематического плана местности. Чтение плана местности.

Географическая карта. Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. История создания карт. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусах и картах. Масштабы карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Карты природы и социально-экономические карты. Компьютерные карты. Работа с картой: определение по географическим координатам местоположения точки.

Практические работы. 1. Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимся. 2. Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек. 3. Составление плана местности по ее описанию. 4. Чтение плана местности. 5. Определение расстояний и направлений по географической карте.

Тема 2

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

Географические открытия древности и Средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги. Арабы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Великие географические открытия. Васко да Гама и плавания португальцев в Индию. Христофор Колумб и его открытие Америки. Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и первое кругосветное путешествие.

Географические открытия XVII—XX вв. В поисках «Южной Земли». Открытие Австралии А. Тае- маном. Путешествия Дж. Кука. Открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт.

Российские путешественники и их вклад в изучение Земли: С. И. Дежнев, Е. П. Хабаров и безызвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция.

Исследования внутренних частей материков в XIX в.: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тян-Шанский.

Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX в.

Практическая работа. Составление таблицы «Как люди открывали Землю».

Раздел III

Природа Земли (18ч)

Тема 1

КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА?

Материки и океаны. Соотношение площади океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова.

Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость вод, их распределение по широтам земного шара.

Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы. Океанические течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Человек и Мировой океан.

Тема 2

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ

Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин.

Земная кора и литосфера. Движения земной коры. А. Вегенер и его гипотеза движения материков.

Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры.

Практические работы. 1. Знакомство с горными порода- ми\2. Определение на карте сейсмических районов земного шарй'.' ЗЬ Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера.

Тема 3

РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Рельеф и его значение для человека.

Основные формы рельефа. Горы и равнины. Строение океанского дна (шельф, ложе, желоба, горы). Абсолютная и относительная высота.

Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин.

Горные области и основные формы рельефа гор. Различие гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Рождение, развитие и разрушение гор. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины.

Равнины суши. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности и плоскогорья. Образование равнин и их изменение во времени. Влияние текучих вод на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы.

Практические работы. 1. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей, к. Нанесение на карту некоторых элементов географической номенклатуры.

Тема 4

АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Атмосферный воздух и его значение для человека. Атмосфера — воздушная пленка Земли. Состав атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой. Воздушные массы и их свойства в разных районах земного шара.

Температура воздуха и ее измерение. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли.

Погода и климат. Погода и ее разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты. Ветры западного переноса.

Климатические пояса Земли. Основные и переходные климатические пояса. Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата.

1

Практические работы. 1. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы». 2. Составление таблицы ('«Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». 8. Знакомство с климатической картой и картой «Климатические пояса и области земного шара»; составление краткой характеристики одного из климатических поясов. 4. Наблюдение за погодой.

Тема 5

ВОДА - «КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА» ЗЕМЛИ

Круговорот воды в природе.

Река в природе и на географической карте. Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание реки, речной бассейн. Водораздел. Режим рек. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Реки на пути от верховий к низовьям. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение реки. Пороги, водопады, ущелья. Дельты и эстуарии.

Озера. Различия озерных котловин. Сточные и бессточные озера.

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны. Болота.

Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение.

Практические работы. 1. Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе». 2. Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира. 3. Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности.

Раздел IV

Географическая оболочка —

среда жизни (7ч)

Тема 1

ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Возникновение жизни на Земле. Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы.

Закономерности распределения органического мира по поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных.

Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Зависимость свойств почвы от географического положения территории. Охрана почв.

Практические работы. 1. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (степей и тундр). 2. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей.

Тема 2

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны суши.

Практическая работа. Работа с картой «Природные зоны Земли» и составление комплексного описания одной из

зон.

Тема 3

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли и его масштабы. Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство. Сельское хозяйство. Промышленность. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Радиоактивное загрязнение. Последствия интенсивного хозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель. Охрана природы. Охраняемые природные территории.

Человек как жертва природных воздействий. Стихийные бедствия и их происхождение: землетрясения, смерчи, торнадо, наводнения и др. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Мирное сосуществование человека и природы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере. Концепция устойчивого развития.

Практические работы. 1. Знакомство с основными видами воздействия человека на природу и их последствиями в своей местности. 2. Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них.

                                                                                                                              Учебно-тематический план


Название раздела

Содержание

Количество часов

Введение

 I.Земля во Вселенной. Развитие географических знаний о земной поверхности


Земля - планета Солнечной системы

1

2

Изображение Земли на глобусе

2

Путешествия и их географические отражения

4

История открытия и освоения Земли

2

II. Природа Земли

Как устроена наша планета?

2

Внутреннее строение Земли

3

Рельеф Земли

3

Атмосфера и климаты Земли

6

Вода - кровеносная система Земли

4

III. Географическая оболочка - среда жизни

Живая планета

2

Географическая оболочка и ее закономерности

2

Природа и человек

3

Всего:

35

                                             КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО «ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ» В 6 КЛАССЕ

НА 2012-2013 учебный год

(35ч.,1ч/н)


n\n

Раздел

Тема урока

Тип урока

Средства обучения

Практические  работы

Элементы содерания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домаш.

задание

 Дата проведения

планир

Фактич.


1.








2

Введение

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ


Раздел1.ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ(4ч)

Тема1.Земля-планета Солнечной системы





КАК УСТРОЕН НАШ МИР?

ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ И ЕГО СЛЕДСТВИЯ






Урок изучения нового материала


в форме беседы, практикума



Географические карты, атласы, контурные карты, изображения природных объектов

Презентация

Наука география. Землеведение. Методы, роль и значение науки. Солнечная система. Галактика. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Земля - планета Солнечной системы. Космические исследования и их роль в познании Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Тропики и полярные круги


План местности. Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. Определение направлений и расстояний. Компас. Азимут. Чтение плана местности

Называют методы изучения Земли и космоса. Объясняют новые понятия и термины, роль географии в познании мира. Называют и объясняют географические следствия вращения Земли

.










§1,2, вопросы после параграфов; индивидуальные тематические сообщения

 

6.09









13.09




3








4

Тема2.Изображение Земли на глобусе


ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ.

ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ. ГРАДУСНАЯ СЕТЬ





ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПО ГЛОБУСУ





Комбинированный урок

Глобус, схемы годового движения Земли и положения Земли в дни солнцестояния; таблица ; рис.4 стр.8

Презентация

Практическая работа №1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГЛОБУСУ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ТОЧКИ

Глобус - модель Земли. Первые глобусы. Географическая карта. Многообразие карт. Виды карт. Картографические проекции. Развитие картографии. ГИС. Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Нулевой меридиан







Географические координаты.Географическая широта.Географическая долгота

Называют форму и размеры Земли, параллели и меридианы. Находят информацию на глобусе, сходства и различия в изображении объектов и элементов градусной сети на глобусе и карте. Определяют направления и расстояния на карте, пользуются масштабом. Знают общие правила построения и чтения карт. 



 § 3, 4; выучить новые термины






§ 5, 6 придумать свои задания на определение географических координат.



20.09








27.09

.










5

.




РАЗДЕЛ2.РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ(6Ч)


ТЕМА1.ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ





ПЛАН МЕСТНОСТИ. ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ПЛАНУ И НА МЕСТНОСТИ



Урок изучения нового материала

в форме беседы, практикума

Топографическая карта; рисунки атласа с.6,7,

Практическая работа №2

СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА ОБ ОДНОМ ИЗ ПУТЕШЕСТВИЙ, СОВЕРШЕННОМ УЧАМИСЯ

Практическая работа №3 ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПРИ ПОМОЩИ КОМПАСА;ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЗИМУТА ТОЧЕК




Объясняют новые понятия и термины. Знают условные знаки. Умеют читать план местности, работать с компасом. Определяют направления, расстояния по плану местности, азимуты точек

 











§ 7, 8, выучить новые термины

















4.10

6

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ (урок-практикум)

Урок - практикум

Планшет, визирная линейка, компасы , план - памятки

ПР.Р.4 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ ПО ЕЕ ОПИСАНИЮ

ПР.Р.5 ЧТЕНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ

Знают правила построения плана местности. Ориентируются по плану и на местности по приметам или местным признакам. Составляют план местности двумя методами

 § 9, выучить новые термины, выполнить задания на с. 50 учебника.

11.10

7


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.

МНОГООБРАЗИЕ КАРТ

Урок изучения нового материала

в форме беседы, практикума

Физическая карта полушарий. Физическая карта России, политическая карта мира , экономич. карта мира, с.13, глобус

Практическая работа №6ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ














































 § 10, 11; изучить новые термины

18.10

8


РАБОТА С КАРТОЙ

Комбинирован.

урок


в форме беседы, практикума

Карта полушарий. глобус, рисунок  атласа с.12, физ0ическая карта России, карта мира

Определение географических координат точки по глобусу и карте.Нахождение точки по заданным координатам

Определяют географические координаты.Находят точки по заданным координатам.Описывают географическое положение объекта на глобусе и карте

Оформление работы  

25.10



9

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ (урок-путешествие)

Урок -практикум

Карта полушарий, физическая карта, атласы, карточки с таблицами двух вариантов, карточки с координатами.

Практическая работа №7


СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ»

Географические открытия древности.Географы Древней Греции и Древнего Рима.Сухопутные и морские странствия

Знают историю открытий и освоения земли.Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия.Называют ученых и великих путешественников


§ 13, 14

1.11



10


В ПОИСКАХ «ЮЖНОЙ ЗЕМЛИ».

ИССЛЕДОВАНИЯ ОКЕАНА И ВНУТРЕННИХ ЧАСТЕЙ МАТЕРИКОВ

Комбиниров-ый  урок

Физическая карта полушарий. Глобус, карты атласа, записи на доске

.



§ 15, 16

15.11

Контроль знаний

(контр.тестир.)

Карты атласа, тесты на два варианта, интерактивные тесты

Контрольное  тестирование




11

РАЗДЕЛ3.ПРИРОДА ЗЕМЛИ

ТЕМА 1. Как устроена наша планета?

ОБЛИК ЗЕМНОГО ШАРА.

СВОЙСТВА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА

Урок изучения нового материала

схема круговорота воды в природе;

Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Моря внутренние и окраинные. Острова и архипелаги. Виды островов по происхождению.

Умеют работать с контурной картой. Знают соотношение площадей океана и суши, выдающиеся по размерам моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Показывают географические объекты на карте. Дают определения новым понятиям и терминам. Объясняют 



§ 17-18, вопросы.



22.11

12.

ДВИЖЕНИЕ ВОД В ОКЕАНЕ.

МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ - «РЕКИ В ОКЕАНЕ»

Урок -практикум

Свойства вод Мирового океана. Температура и солёность вод, их распределение по широтам земного шара. Промилле

Объясняют закономерности изменения температуры и солености вод Мирового океана и их распределение по широтам земного шара. 

§ 19-20, нанести на контурную карту течения.

29.11

.

Урок изучения нового материала с элементами практики.

Рис. «Ветровые волны», таблицы «Морской прибой», «Приливы и отливы»,  «Цунами», карта океанов

.

 



13.

ТЕМА 2.Внутреннее строение Земли


ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Комбинир-ый

урок.

Контроль знаний по теме.

(мини – тест)

Физическая карта мира; «Схематический разрез дна океана» геологическая карта

Практическая работа №8ЗНАКОМСТСТВО С ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ



Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Использование горных пород человеком.

Называют и объясняют свойства горных пород, возможности использвания в хозяйстве


§ 21, 22рабочая тетрадь, с. 51, № 1, 2.

6.12


14.


ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ДВИЖЕНИЕ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ

Урок изучения нового материала.

Урок - открытие

Физическая карта России и полушарий, глобус, таблицы  моря и океана, фото, схема круговорота воды в природе; Таблица классификации горных пород и минералов; таблицы «


Практическая работа №9


ЗНАКОМСТВО С ОЧЕРТАНИЯМИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ, ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ А.ВАГНЕРА

Внутреннее строение земли.Методы изучения земных глубин.литосфера

Называют методы изученя земных недр.Описывают и объясняют внутреннее строение планеты

Пар.23

13.12

15.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ. ВУЛКАНЫ

Комбиниров-ый урок

Физическая карта полушарий, глобус

Практическая работа №10ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА КАРТЕ СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ЗЕМНОГО ШАРА

Строение вулкана. Типы вулканов. Процесс извержения вулкана. Закономерности распространения вулканов. Вулканы и человек. Гейзеры

Объясняют георию дрейфа литосферных плит, процессы, происходящие на их границах. Приводят примеры литосферных плит,

§ 24-25, составить кроссворд по теме.

20.12


16.

ТЕМА 3. РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

РЕЛЬЕФ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЛЬЕФА НА ПЛАНАХ МЕСТНОСТИ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

Комбинир-ый

Урок.

Физическая карта мира, геологическая карта мира; таблицы  «Формы рельефа Земли».

Презентация «Геологические памятники природы»

Практическая работа №11


НАНЕСЕНИЕ НА КАРТУ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

Факторы формирования рельефа.Значение рельефа в природе и для человека.Абсолютная и относительная высота.

Называют факторы формирования рельефа.Определяют их географическое положение

§ 26, 27; обозначьте на контурной карте абсолютную высоту своего населенного пункта с помощью цвета.

27.12

17.






18

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЗЕМЛИ








РАВНИНЫ

.

Урок изучения нового материала. Урок  –исследование.

Физическая карта России, полушарий. Стакан, воронка, песок, глина

Практическая работа №12


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КАРТЕ ВЫСОТ ГОР И РАВНИН, ГЛУБИН МОРЕЙ

горы. Хребет и долина. Гребень. Перевал. Различие гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Рождение и разрушение гор. Стихийные процессы в горах: осыпи, обвалы, сели, лавина. Известняки и пешеры


Различие равнин по высоте.

Классифицируют равнины по высоте. Приводят примеры равнин и показывают их на карте, объясняют процессы формирования равнин,действие текущих вод и ветра на изменение рельефа равнин. Составляют характеристику гор и равнин. Приводят примеры использования равнин человеком

§ 28-29, обозначить на контурной карте горы и горные вершины, о которых говорится в параграфе.


§ 30, вопросы и задания в учебнике (с. 148).

17.01





24.01




19

.

ТЕМА4.АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ


АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ.

ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА

Комбинир-ый урок

Физическая карта полушарий и России, рисунок «Схема речной системы», таблицы из серии «Воды суши»




Практическая работа №13

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ «ВЕРТИКАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ»

Атмосферный воздух и его  значение для человека.Состав атмосферы.Температура воздуха и ее измерение

Объясняют значение атмосферы для жизни на земле.Знают состав и строение атмосферы.Описывают и объясняют суточный и годовой ход температуры воздуха

 § 31, 32; выучить новые термины, ответить на задания в рабочей тетради (с. 68-70).

31.01



20



АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВЕТЕР.

ОБЛАКА И АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ

Групповая работа. Урок-исследование.

Картины облаков, текст игры «Узнай слово», рисунки типов осадков, карты атласа, физическая карта полушарий, справочно-информационный материал Барометр – анероид, стакан с водой. воронка

Практическая работа №14


СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ И ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРЫ ЗЕМНОГО ШАРА»

Циркуляция атмосферы. Пояса атмосферного давления. Пассаты. Западные ветры

Объясняют причину возникновенияветра, раницу в направлении и силе ветров.Определяют атмосферное давление на разной высоте

.


 § 33, 34; выучить новые термины задания на с. 71-72;


7.02

21.


ПОГОДА И КЛИМАТ

Урок обобщения знаний.

Дневники наблюдений, термометр за окном, данные наблюдений за прошлые годы

Практическая работа №15

ЗНАКОМСТВО С КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАРТОЙ И КАРТОЙ «КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ОБЛАСТИ ЗЕМНОГО ШАРА;СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДНОГО ИЗ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ»

Признаки погоды. Типы погод. Изменчивость погоды. Климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей

Объясняют влияние погоды на здоровье людей и хозяйственную деятельность. Приводят примеры типов погод своей местности, описывают погоду. 

§ 36, 37; рабочая тетрадь, с. 75.

14.02

22








23






24

ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ.

КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ






РАБОТА С КЛИМАТИЧЕСКИМИ КАРТАМИ




НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ

Урок –игра «Географическое лото»

Карты, атласы, контурные карты

Практическая работа №16

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ






Климатическая карта. Изотермы. Максимальная и минимальная температуры. Количество осадков. Ветры по сезонам

Объясняют причины циркуляции атмосферы, механизм образования пассатов, западных ветров, их влияние на климат материков; циркуляцию воздушных масс как один из факторов формирования климата, 

§ 36, 37; рабочая тетрадь, с. 75.



§ 38; задания рабочей тетради на с. 78-79.



§ 39; задания рабочей тетради на с. 80

21.02







28.02





7.03



25

.

ТЕМА 5.ВОДА –«КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА» ЗЕМЛИ

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Урок изучения нового материала. Урок – исследование.

Глобус, колба, весы , спиртовка

Практическая работа №17


СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕЙ СХЕМЫ  «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»


Круговорот воды в природе. Реки в природе и на географической карте. Исток, устье, притоки, правый и левый берег реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек.

Объясняют круговорот воды в природе, его значение для жизни на Земле, причину истощения запасов пресной воды, значение рек в природе и для жизни человека. Определяют по карте левые и правые притоки,устье, исток, бассейн реки,


§ 40; творческое задание: сочинить сказку или стихотворение о путешествии маленькой капельки в круговороте воды.

11.03


26.


РЕКИ В ПРИРОДЕ И НА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

Урок решения практических задач

Физическая карта полушарий и России, рисунок «Схема речной системы», таблицы из серии «Воды суши»Дневники наблюдений, термометр за окном, данные наблюдений за прошлые годы

Практическая работа №18

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОДНОЙ ИЗ КРУПНЕЙШИХ РЕК МИРА


Практическая работа №19

ЗНАКОМСТВО С ИСТОЧНИКАМИ ПИТАНИЯ И РЕЖИМОМ РЕК СВОЕЙ МЕСТНОСТИ

Составление характеристики реки по плану

Умеют составлять географическую характеристику реки

§ 41, выучить определения; продолжить таблицу; подобрать или сочинить стихи о реках.

14.03



27












ОЗЕРА



ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ. БОЛОТА. ЛЕДНИКИ

Комбинир-ый урок

Презентации «Озеро Байкал – жемчужина России»,  «Водные памятники природы Барометр – анероид, стакан с водой. воронка






Различия озерных котловин.Сточные. бессточные.Горные, равнинные, пресные и соленые, мелкие и глубокие.

Объясняют происхождение озерных котловин и разницу между сточными и бессточными озерами. 

§ 42-43-44, творческое задание: составить терминологический кроссворд,

21.03

28

Обобщающий УРОК ПО теме «Гидросфера»

Комбинир-ый урок

Свеча, папиросная бумага, флюгер, таблицы «Постоянные ветра», «Типы ветров», схемы: «Бризы», «Муссоны», «Циклоны и антициклоны

.

подготовить сообщения об ураганах, смерчах

4.04







29

РАЗДЕЛ 4.(7ч)

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА-СРЕДА ЖИЗНИ


ТЕМА:1Живая планета.

БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ

Урок изучения нового материала

атлас, физическая карта полушарий, справочно-информационный материал

 



  Практическая работа №21

СРАВНЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ И ЛЕСОВ УМЕРЕНОГО ПОЯСА (СТЕПЕЙ И ТУНДР)

Возникновение жизни на земле.Факторы,благоприятствующие распространению жизни Пищевая цепь.Биосфера и ее границы

Называют и описывают тапы развития биосферы.Объясняют процесс биологического круоворота, причины разнообразия живых организмов и их распространение на Земле





§ 47; выполнить задания в рабочей тетради





11.04

30.


ПОЧВА КАК ОСОБОЕ ПРИРОДНОЕ ТЕЛО

Урок - практикум

Физическая карта мира, климатическая карта мира; календарь погоды, на столах учащихся тексты описания разных типов климата

Практическая работа №20


ЗНАКМСТВО С РИСУНКАМИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЧВЕННЫХ ПРОФИЛЕЙ


Почва как особое природное тело.Плодородие и охрана почв



Описывают и называют типы почв,меры по их охране,почвы своей местности и их гео.положение

§ 47

18.04




31











32


ТЕМА 2.ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ПОНЯТИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ.

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК ЧАСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ







ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ

Урок  изучения нового материала

Таблица «Разнообразие биосферы», карта «Растения и животные мира», таблица «Высотная поясность», карта «Природные зоны мира», справочно – информационный материал «Природные зоны мира»

Практическая работа №21


РАБОТА С КАРТОЙ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ» И СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ОПИСАНИЯ ОДНОЙ ИЗ ЗОН


Оболочки земли.Понятие о гео.оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер

Географическая зональность и высотная поясность.Природные зоны земли



Называют св-ва гео.оболочки,компоненты ПК.объясняют закономерности гео.зональности

Объясняют закономерности геогр.зональности и высотой поясности описывают природную зону


§ 48-49, рабочая тетрадь, с. 100; индивидуальные задания по группам - сообщения о природных зонах.


§ 50, вопросы на с. 225 (учебник).



25.04












2.05





33

ТЕМА 3. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК



ЧЕЛОВЕК КАК ЖЕРТВА ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ ЗЕМЛИ

Комбинированный урок

Физическая карта полушарий. Растительный и животный мир  Земли.

Практическая работа №22

ЗНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯМИ В СВОЕЙ МЕСТНОСТИ

Называют меры по охране природы,способы предсказания

§ 51, 52, рабочая тетрадь, с. 110.

.

16.05

.

Комбинированный урок с использованием метода проектов.

Таблица

Практическая работа №23

ЗНАКОМСТВО С НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМИ ВИДАМИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ;СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ОПИСАНИЯ ОДНОГО ИЗ НИХ

Урок-  путешествие по странам и континентам.

Карта «Народы мира», «Плотность населения мира»,

34














35

Обобщение и контроль знаний ЗА КУРС 6КЛАССА «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»











Экскурсия.

Изучение природных комплексов своей местности








Урок обобщения, контроля и практического использования  знаний учащихся.





Урок - экскурсия

Презентация «Стихийные явления на планете Земля»













Изучение природных компонентов их взаимосвязь и формирование разнообразия природных комплексов (в том числе антропогенных)

Составлять

  1. краткую географическую  характеристику  разных  территорий  на  основе  разнообразных  источников информации  и форм  ее представления.


Подготовить таблицу











На летних каникулах бережно обращайтесь с окружающей вас природой

23.05













30.05

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. География. Землеведение. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. А. Климанова [и др.] ; под ред. О. А. Климановой. - М. : Дрофа. 2011.
  2. Румянцев, А. В. География. Землеведение. 6 кд.: рабочая тетрадь к учебник} под ред. О. А. Климановой «География. Землеведение» / А. В. Румянцев, Э. В. Ким. О. А. Климанова. - М. : Дрофа, 2011.
  3. Румянцев, А. В. География. Землеведение. 6 класс : методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 6 класс» под ред. О. А. Климановой / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М. : Дрофа, 2007.

-География. 6 класс : атлас. - М..

-География. . 6 класс : контурные карты. - М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...