"Когда деревни были большими..."
статья по географии по теме
Эссе. Рассуждение о судьбе вымирающей деревни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_derevni_byli_bolshimi.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда деревни были большими…
Тебя называю
По имени, отчеству,
Святая, как хлеб,
Деревенька моя
(из песни)
История России конца 20 – начала 21 века, к сожалению, знаменуется тем, что с географической карты нашей страны стали исчезать некоторые названия. Это качается малых деревень. На картах местного значения появляются белые пятна. Это не радует. Я хочу на примере истории одной сибирской деревни рассказать как происходит процесс умирания малых населенных пунктов.
Я живу в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, который располагается на территории Западно-Сибирской низменности. Работаю учителем географии в школе села Чантырья Кондинского района. Большая часть населенных пунктов Кондинского района расположена по берегам реки Конда, отсюда и пошло название нашего района. Коренное население здесь – ханты и манси (остяки и вогулы в прошлом, наш округ до какого года…. назывался Остяко-Вогульским).
Было время, когда Конда была судоходна, по ней ходили катера, баржи, сплавляли лес. И на этой реке издавна стояло село Шаим. Первое упоминание о нём………………….
По одной из версий название села произошло от мансийского слова «шай» (или «сяй») – что значит «чай на купеческом пути». По другой версии – от мансийского «сойм» («союм», «шоюм»), что значит «ручей». Какая из версий верна – не знаю, но, думаю, первая – и вот почему. Изучая историю Шаимской земли, я нашла факты, свидетельствующие в защиту первого варианта. Оказывается, село славилось своей дорогой, которая еще в 18 веке связывала территорию Западной Сибири с Уралом. По ней обозами отправляли на Большую землю «золото Шаима» - меха, ягоды, дичь, рыбу. По два - три раза за зиму через Шаим проходили по 50-60 подвод на Уральскую ярмарку. Наверное, купцы, промышленники- заготовители останавливались у гостеприимных местных жителей, чтобы погреться чайком и отдохнуть.
История Югорской земли повествует о том, что некогда в Шаиме жили крепкие хозяева: рыбаки, охотники. Лес и река кормили всех. Озера и реки славились рыбой. Места завораживающе красивы. Окруженное болотами, омываемое озером Шаимским Туманом и маленькой речушкой Ах, раскинулось оно на щедрой сибиркой земле. Архивные материалы говорят, что в 1905 году в селе Шаим открыта церковно-приходская школа. В 1924 году был образован Шаимский национальный совет, в состав которого входили 26 населенных пунктов. На территории Шаимского сельского совета в 1924 году проживало русских – 290 человек, вогулов 252. Читаю материалы приполярной переписи 1926-1927 гг. Сибирской краеведческий статистический отдел сообщает: «По шаимской территории сдано государству рыбы на 4 583 рубля 58 копеек, пушнины (белка, соболь, лиса) на 5 973 рубля 67 копеек, заготовлено орехов 8 пудов на сумму 26 рублей 91 копейка».
Согласно переписи населения 1939 года на территории Шаимского сельского совета проживало уже 980 человек. Центром национального совета по – прежнему является село Шаим. Как видим, население растет, а значит, идет освоение земли сибирской. Да и как не развиваться этому благодатному богатому краю. Вот уже цифры на 1 января 1941 года. Шаимский сельский совет насчитывает уже 28 населенных пунктов, в которых работали 10 сельскохозяйственных и рыболовецких артелей, 4 молочно-товарные фермы. В самом Шаиме была церковь, построенная в традициях северного зодчества. Был клуб, магазины, почта, школа, располагавшаяся в старом доме бывшего купца. В селе работала звероферма, где выводили чернобурых лисиц. В начале 30-х годов начала развиваться и лесная промышленность: заготовка леса, сбор живицы. Так росло, крепло, развивалось село. Много сибиряков – охотников пополнили ряды Красной Армии во время Великой Отечественной войны. «Все для фронта, все для Победы» - под таким девизом из Шаима шли обозы с продуктами и дарами леса.
Но вот уже шестидесятые годы двадцатого века… В самом селе, за клубом, на берегу озера пробурили первую скважину на нефть – самую первую из всех самых первых в Западной Сибири. И начался новый этап развития этой земли.
Казалось бы, забурлит в Шаиме жизнь, богатеть будет село. Но вопреки всякому смыслу, все обернулось иначе. В самом селе больших нефтяных пластов не обнаружилось и нефтеразведка пошла дальше. Но в историю нефтедобычи Шаим вошел как первооткрыватель Западносибирской нефти. И началось умирание Шаима. В июне 1965 года в полста километрах от Шаима образуется город окружного подчинения Урай. И потянулись люди к благам цивилизации, кто-то погнался за длинным рублем к нефтяникам. Стали пустеть дворы, сгорел клуб – бывшая церковь. Закрылась звероферма.
Нефтепромыслы отрицательно повлияли и на экологию. Старожилы вспоминают, что природа как-то стала беднеть с приходом нефтяников: исчезла с лугов мягкая мелкая изумрудная травка – корм скота.
«Лихие» девяностые, такие тяжелые для России, на какое-то время дали Шаиму второе дыхание. Экономические тяготы, безработица привели людей в деревню. В Шаиме появился кооператив «Кедр», который производил пиломатериалы. Из Урая переехала семья с целью разведения кроликов, свиней, коров. Собирали дикоросы, хозяйство было крепкое. На какое-то недолгое время Шаим снова ожил, но вскоре жизнь снова стала затихать. Экономически шторма в России, как цунами, проносятся по таким деревням, как Шаим. Сейчас из плодов цивилизации остались лишь электричество да телефон. Нет магазина, школы, медпункта, почты. Населения осталось – 50 человек. Большей частью это пенсионеры. На зарастающих травой улицах увидишь почерневшие от времени полуразрушенные, заброшенные дома. Редко слышится шум мотора на дороге или лодка на реке. Неужели умрет Шаим?!
Недавно, в программе новостей увидела сюжет: в Курганской области завели обычай на месте исчезнувшей, заброшенной деревни ставить православный русский крест с названием этой умершей деревни. Хотя бы так оставить на земле память об ушедшей жизни. Неужели и на месте Шаима когда-то будет стоять этот христианский знак. Не хотелось бы в это верить.
Где – то прочла очень уместные здесь слова: «Ход времени в деревне подобен старинным часам: не очень точно, поскрипывая, но идут» Да, да. Часы времени в Шаиме еще идут. И дай Бог, чтобы они не остановились никогда. Маленькая надежда на возрождение села все – таки есть. В этом я убедилась, когда увидела в Шаиме два новых дома. Оказалось, сюда приехали из Урая люди, которые тоскуют без живой природы. Построили жилье, чтоб хотя бы на лето приезжать сюда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда учителя были маленькими
Диалог между выпускником и выпускницей на выпускном вечере «Последняя сказка детства»...
Урок в 5 классе «Have you ever been to London? - Вы когда-либо были в Лондоне?» по учебнику «Enjoy English» М. З. Биболетовой.
Промежуточный урок в 5 классе по теме «Have you ever been to London? - Вы когда-либо были в Лондоне?»....
Когда школа была большая. Статья для школьной газеты. 2005 год. Школа № 36 г.Озерска
Статья "Когда школа была большая" была написана по просьбе учителя русского и литературы для школьной газеты в 2005/2006 учебном году. Я тогда работала в школе № 36. Здесь следует пояснить, что ...
Знакомство детей с русским народным творчеством через инсценировку песни «Во деревне , то было в Ольховке …»
Может быть ипользовано учителями начальной школы , педагогами дополнительного образования и музыкальными работниками.Материал содержит разработку сценария инсценировки русской народной песни "Во...
Литературно-музыкальная композиция "Мы хотим, чтобы не было больше войны"
Литературно-музыкальная композиция "Мы хотим, чтобы не было больше войны"...
Всё уже когда-то было...Переделанная песня на выпускной
Переделанная песня на выпускной на мотив песни из репертуара Н.Кадышевой...
Сценарий музыкального спектакля " Когда мы были на войне", посвященного героям Великой Отечественной войны.
В основе сюжета спектакля «Когда мы были на войне» стали истории реальных людей, которые жили и воевали в годы Великой Отечественной войны.Спектакль «Когда мы были на вой...