Конспект урока для 6 класса по теме "Ветер"
материал по географии (6 класс) по теме

Муталлапова Минзаля Хисматулловна

Конспект урока для 6 класса по теме " Ветер" включает следующие  цели: 1. Знакомство с понятием ветер.  2. Причины  его  возникновения. 3. Знакомство  с  видами ветров и его значением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муталлапова Минзаля  Хисматулловна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нугуш

Муниципального района  Мелеузовский район Республики Башкортостан

Занимаемая должность – учитель географии.

План - конспект урока по географии в 6 классе.

Тема урока: Ветер.

2012 год.

Тема урока:   Ветер.

Цели и задачи:

1. Обучающие:

познакомить с понятием «ветер»; с типами ветров; с приборами, определяющими направление и скорость ветра;

показать, как образуются ветры; как влияют ветры на климат материков.

2. Развивающие:

рассказать об опасных ветрах и влияние их на жизнь, и деятельность человека;

рассказать о ветрах нашего края;

развивать интерес учащихся к предмету.

3. Воспитывающая:

показать, как человек использует силу ветра; ветер и экологические ситуации.

Оборудование: климатическая карта мира, учебник по физической географии 6 класса, ИКТ – экран, проектор, ноутбук, дополнительная  литература.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход  урока:

I. Актуализация  знаний.   Игра «Что  такое?» ( учитель  по  цепочке задает  вопрос  каждому обучающемуся)

Что  такое атмосфера? Что такое  барометр? Что такое стратосфера? Что  такое амплитуда? Что  такое 760 мм.рт. ст.? что  такое термометр? Что  такое тропосфера?  Что  такое атмосферное  давление?  Что  такое  средняя температура  воздуха? Что  такое  1кг.333г?  что  такое 1000м. на 100м.

II. Изучение  нового  материала по  плану.

1) Что  такое ветер?

2) Как  образуется  ветер?

3) Сила  и  направление  ветра.

4) Роза  ветров.

5) Для  чего  необходим  ветер?

Вступительное  слово  учителя:  Ребята  попробуем  отгадать  загадку:

Сосны  с  корнем вырывает,

Так порою  он  летает.

Только что  он был  везде –

Миг -  и нет  его  нигде.

 

Конечно  же,  это  ветер.   Каждый  из  нас на  себе  чувствовали и даже  видели  силу  ветра ну , конечно же не  раз  задавали  себе  вопрос; « Что же  такое  ветер и как он образуется?»

 Проблемный вопрос  классу: так  что же  такое  ветер? ( примерные ответы  обучающихся: порыв  воздуха,  движение  воздуха над  Землей, параллельно поверхности Земли и т.д.) Давайте  вместе  попробуем обобщить  сказанные  вами предложения  и  дать  точное  определение ветру.

Ветер – это перемещение воздуха в  горизонтальном  направлении, относительно  поверхности Земли.

Скажите, пожалуйста, как выглядит  лес, море,  озеро в безветренную  погоду?

(тихо в лесу, поверхность воды  спокойное), а  при  сильном  ветре? ( лес – шумит, вода  плещется, пенится и т.д.) Конечно же,  это  работа  ветра. А  как же  он  образуется?  Почему  он  меняет  силу?

Давайте  вспомним , что  теплый  воздух по  весу  легче, чем холодный  и поэтому  он  быстрее поднимается  вверх, а на  ее  место  устремляется холодный и  таким  образом  воздух  приходит  в  движение.  (Презентация 1) Именно  так  образуется  ветер. Еще  одной  причиной  образования  ветра  является разность атмосферного  давления. Это  мы  посмотрим  на  примере  Дневного  и  ночного  бризов. (Презентация 2.) 

Бриз – это  слабый ветер, образующийся на побережьях больших водоемов силой в 4 балла, меняющий свое направление 2 раза в сутки.

Ветер  всегда дует  из  области  высокого атмосферного  давления в область низкого. Он  обладает  скоростью  и направлением. Чем  больше разница  давлении, тем сильнее ветер.

 Скорость ветра  измеряется в м\с, прибором анемометром, а направление  с помощью  прибора  флюгер ( демонстрируются  приборы). Сила  ветра измеряется в баллах ( презентация3) выступление ученика:

Сила  ветра измеряется  в баллах, по  шкале Боффорта в 1806 году, с  течением  временем она  уточнялась,  усовершенствовалась   и  ныне она  широко  используется  для  практических целей.  Она  проста  и удобна, оценивается по 12 –ти бальной системе.

На  направление  ветра так же  влияет и отклоняющая сила полушарии, вправо – в северном, влево – в южном. ( Прзентация4).

        Ветры, наблюдаемые  у  земной  поверхности,  весьма  разнообразны. Их  обычно  делят  на  местные вызванные местными  условиями (температурой, орографией), циклоны и антициклоны, и др. Л.З. Прох  даже  собрал целый словарь  ветров, куда входят около 2000 названий  ветров и их  места  образования вот  немного  о  таких  ветрах. Выступление  ученика с (презентацией 5) .

 Например:  на  Урал  есть  ветра называемые буран – это сильный вихрь,  буря, вьюга, дующая  на  Урале, в Сибири,  в Поволжье. Его  называют  так потому, как  надувает, снежные  сугробы, или  ледяную  дюну,  вспенивает от этого  ветра  на  воде  большую  волну. В  Башкирии переход  от  зимы к  весне приносят  ветры « Акман- токман». Кроме  местных  названий на  Земле  есть  множество  ветров  имеющие интересные  колоритные  названия.  Например: на  Камчатке  есть  ветер  называемый  « Бабий ветер»,  назван  он потому что сопровождается  ясной теплой  погодой  и  приносит благоприятную теплую  погоду  для  сушки  белья.  В  горах  Кавказа  дует  ветер  называемый « Чунук» -  это  пожиратель  снегов.  Теплый  фен. В Судетах  в  Европе есть  ветер  « Козья  борода» приносит  теплый  воздух  и  облака  похожие  на  козью  бороду.   На  берегах  Средиземноморья  в  Греции  и Италии дует  ветер  называемый  « Зефиром» приносящий  теплый  и  влажный  воздух  в  жаркое  знойное  лето. Но  кроме  теплых  и  благоприятных  ветров  на  Земле  и  немало  и  холодных  и  неблагоприятных  ветров.  Один  из  них  это « Баргузин» ветер,  дующий  на  Байкале -  это  с  верховьев  р. Баргузин  приходят  холодные  потоки воздуха,  скорость  движения воздуха достигает до 20 метров в м\сек. И поднимает волны на Байкале  до 4 метров. На  Селигере  есть  ветер  с  интересным  названием «  Женатый ветер»  дует  днем, стихает  на  ночь. На  Белом  море  есть  ветер  

« Заморозник»,  полуночник холодный  осенний северо- восточный  ветер.  Сарма – шквалистый  ветер  на Байкале.  « Холодец» - холодный  ветер  на Камчатке.  Ветер  

« Шайтан»- жесткая буря в Джугжурских  воротах  Северо – Восточной Сибири.

  Какой бы  только  не  дул ветер, метеорологи направление  всех  ветров  отмечают  на  диаграмме,  дающая,  наглядное представление о  направлениях ветров за  определенный  промежуток  времени. ( Презентация 6)

        

Ветер  великий работник  в  природе. Вспомните,  еще  А.С. Пушкин подметил:

        Ветер ,ветер, ты  могуч,

        Ты гоняешь стаи  туч,  

Ты  волнуешь сине  море…

Так  какую  работу  выполняет  ветер  в  данном  случае?

Ветер перегоняет  тучи, облака, а  иначе дождь  и  снег были  бы  только над  водной  поверхностью:  

Взгляни  на  небосвод –

Повсюду  облака плывут,

Послушные  ветрам, и

Громоздят они  причудливые  формы. В. Гюго

Что  еще может делать ветер в  природе?

Очищает  воздух.  Отработанные  автомобильные  газы, дым  от  заводов и фабрик уносит из населенных  пунктов.

Вырабатывает электроэнергию.  Полярники используют  ветряные двигатели для получения света и тепла, ветряками  тянут  воду  из  скважин.

Ветер  «съедает» горы,  сглаживает  их,  создавая  причудливые  формы  в  виде истуканов.

        Ветром  переносятся на  большие  расстояния семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

        Люди  еще в  древности поняли, что лодка и без   весел может  плавать,  был  бы ветер.

        Ветер по  морю  гуляет

        И  кораблик  подгоняет,

        Он бежит  себе  в волнах

         На раздутых  парусах.           А.С. Пушкин.

 III. Закрепление. Подведение итогов.

Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:

- Горизонтальное        движение        воздуха…(Ветер)
- Разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности образуют…  (Ветер)

- Cильный  ветер  образуется  при…( Больших  перепадах А/Д)

- Ветер, меняющий         направление дважды в  сутки,  возникающий  на  берегу…(Бриз)  

- Направление  ветра  измеряется  прибором…(Флюгер)

- Скорость  ветра  определяется  прибором… (Анемометром)

- Сила  ветра  определяется  по  шкале…(Бофорта)

– Человек использует силу ветра  для…(Выработки эл\эн и др.)


– В природе ветер может создать… (новые формы рельефа).

Д/З:  п. 39  творческое задание, сочинить  сказку про  злой  и добрый  ветер, выучить термины, упр. в  рабочих  тетрадях.

        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель географии МОБУ СОШ с. Нугуш Муталлапова М. Х.

Слайд 2

Игра. Что такое? Атмосфера • Средняя температура Барометр воздуха Стратосфера • 1 кг. 333г. Амплитуда • 1000м. на 100м. 760мм.рт.ст. Термометр Тропосфера Атмосферное давление

Слайд 3

Тема урока. Ветер. План урока: 1. Что такое ветер? 2.Как образуется ветер? 3.Сила и направление ветра. 4. Роза ветров. 5. Для чего необходим ветер?

Слайд 4

Движение теплого и холодного воздуха.

Слайд 5

Бриз на берегу больших водоемов.

Слайд 6

Сила ветра измеряется в м\с.

Слайд 7

Изменение направления ветра при движении Земли.

Слайд 8

Словарь ветров Л.З. Проха

Слайд 9

Ветры на Урале.Буран

Слайд 10

Ветер « Акман - токман »

Слайд 11

«Бабий ветер» на Камчатке

Слайд 12

Ветер - Чинук в горах. Работа ветра. Образование ветра – чинук .

Слайд 13

« Козья борода » в Судетах.

Слайд 14

« Зефир» Средиземноморья.

Слайд 27

Продолжите фразу: Горизонтальные движения воздуха… Разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности образуют… Сильный ветер образуется при … Ветер, дважды меняющий свое направление в сутки… Направление ветра измеряется прибором…

Слайд 28

Скорость ветра определяется прибором… Сила ветра определяется по шкале… Человек использует силу ветра для… В природе ветер может создать…

Слайд 29

Продолжите фразу: Горизонтальные движения воздуха ( Ветер)… Разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности образуют…( Ветер) Сильный ветер образуется при …(Больших перепадах А\Д) Ветер, дважды меняющий свое направление в сутки… (Бриз) Направление ветра измеряется прибором… (Флюгер)

Слайд 30

Скорость ветра определяется прибором…( Анемометр) Сила ветра определяется по шкале…( Бофорта) Человек использует силу ветра для…( Выработки эл\эн) В природе ветер может создать… ( новые формы рельефа)

Слайд 31

Дом. Задание: п.39, выучить термины, творческое задание сочинить сказку про злой и добрый ветер, выполнить упр. В рабочих тетрадях. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...