Календарно-тематическое планирование по географии, 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование создано по курсу географии "Природа России" 8 класс, издательство "Вентана-Граф"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_8_ventana.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро К а | Дата | Раздел тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Знания, умения, навыки | Формы контроля | Основные понятия (понятийный словарь) | Самостоятельная работа учащихся | |
На уроке | Дома | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | ВВЕДЕНИЕ Что и с какой целью изучают в курсе «география России» | 1 | источники географической информации и методы исследований | текущий | Работа с учебником | стр 3, записи | |||
2 3 | Раздел1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России (13 часов) Тема 1. Географическое положение России Географическое положение и его виды. Размеры территории и природно-географическое положение России. | 9 | Урок изучения нового материала. Урок изучения нового материала. | показывать по карте: крайние точки России; пограничные государства, определять по карте: координаты крайних точек России; протяженность России с севера на юг и с запада на восток; сравнивать географическое положение России и других стран (например, Канады, США); | Беседа фронтальный | основные понятия темы: «географическое положение», | работа с иллюстративным материалом учебника рис2, с7; рис3, с8 картами атласа, с контурными картами | § 1, стр8 №4 задание П.2, стр 12 №4 задание | |
4 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. | Урок изучения нового материала. Практикум | называть и показывать на карте соседей России 2-го. 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ; характеризовать с помощью карты разные виды географического положения России | фронтальный | работа с политической картой, с иллюстративными и статистическими материалами учебника рис 9, с14; рис10, с.15 | П.3 | |||
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России. | Урок изучения нового материала. Практикум | называть и показывать на карте соседей России 2-го. 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ; характеризовать с помощью карты разные виды географического положения России | текущий | работа в контурной картой, с текстом и иллюстративным материалом учебника рис.19, с24; рис20, с.25 | § 4, сообщение о территориальных претензиях к России | |||
6 | Государственная территория России. Типы российских границ. | Урок изучения нового материала. | Государственная территория РФ ( суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России | текущий Беседа | работа с политической картой | § 5, стр 33 №1 | |||
7 | Сухопутные и морские границы России. Практическая работа №1: «Определение и нанесение на к\к границ РФ, пограничных государств, крайних точек» | Урок актуализации знаний | общую протяженность государственной границы России, соотношение сухопутных границ к морским | текущий | работа с контурными картами и атласом | § 6, стр 38 №1 | |||
8 | Различия во времени на территории России. Практическая работа №2: «Определение поясного времени для разных городов России» | Практикум | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени в разных точках России. | текущий | «местное» и «поясное» время; определять поясное время в разных субъектах РФ; | работа с картой часовых поясов | § 7, стр 41 №5 | ||
9 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации. | Урок изучения нового материала. Практикум | специфику административно-территориального устройства Российской Федерации | текущий | Федерация Субъект федерации | работа с политико-административной картой | § 8, учить субъекты федерации; вопросы стр. 44-45 | ||
10 | Повторение и обобщение темы «Географическое положение России» | Обобщение | тестовый | Работа с тестовыми и индивидуальными заданиями | |||||
11 | Тема 2. История освоения и изучения территории России Заселение и освоение территории России в 9-17вв. | 5 | Урок изучения нового материала. | Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Московское государство в 14-16вв. Дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в | беседа | работа с картой, заполнение таблицы | § 9, стр 51 №5 | ||
12 | Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв | Урок изучения нового материала. | Присоединение и освоение западных и южных территорий в18в | фронтальный | работа с картой, заполнение таблицы | § 10, работа в контурной карте | |||
13 | Географические исследования территории России в 18-19вв. | Урок-путешествие | Географические открытия в 18в. Присоединение земель и географические исследования в 19в | текущий | работа с картой, презентации | § 11, стр 61 №3 | |||
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. | Урок изучения нового материала. | Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации | текущий | работа с картой | § 12, | |||
15 | Повторение по теме: «История освоения и изучения территории России». | Урок повторения и обобщения знаний | Итоговый тестовый | Работа с индивидуальными заданиями | |||||
16 | Раздел 2. Природа России (40 часов) Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Геологическая история. | 8 | Урок изучения нового материала. | геологические эры и периоды; общие особенности геологического строения и рельефа России | беседа | работа с геологической картой, геохронологической таблицей | § 13, стр 72 №4 | ||
17 | Развитие земной коры. | Урок изучения нового материала. | определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию; | текущий | работа с тектонической картой | § 14, стр 72 №4 | |||
18 | Рельеф России. | Урок изучения нового материала. | называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, районы распространения вулканизма и землетрясений; | текущий | «рельеф», «горы», «равнины», «платформа» | контурные карты, карты атласа | § 15 до стр. 79 | ||
19 | Минеральные ресурсы страны. Практическая работа №3: «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» | Изучения нового материала. Практикум | называть и показывать по карте основные месторождения полезных ископаемых, | текущий | «рельеф», «горы», «равнины», «платформа» | контурные карты, карты атласа | § 15 | ||
20 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. | Урок актуализации знаний и умений. | определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию; | текущий | «рельеф», «горы», «равнины», «платформа» | заполнение таблицы | § 16стр 86, №1 | ||
21 | Литосфера. Рельеф. Человек | Урок изучения нового материала | приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов, влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность; | текущий | сообщения учащихся | § 17 | |||
22 | Рельеф своей местности. | Урок актуализации знаний и умений. Практикум | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о геологической истории России; | текущий | работа с картами | записи в тетради | |||
23 | Повторение и обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» | Повторение и обобщение Зачет | итоговый | тест, проверка знаний карты | стр. 90 вопросы | ||||
24 | Тема 4 «Климат и климатические ресурсы» Условия формирования климата | 7 | Урок изучения нового материала | Факторы формирования климата на территории страны, солнечная радиация, радиационный баланс | текущий | «солнечная радиация», зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов | анализ карты суммарной радиации и рис.75,76 с.92,93 учебника | § 18, стр 94 №1 | |
25 | Движение воздушных масс. Практическая работа №4: «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» | Практикум | определять по синоптическим картам погодные условия данного пункта; | текущий | «антициклон», «атмосферный фронт», «циклон» | работа с синоптической картой | § 19 | ||
26 | Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа №5: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны» | Практикум | определять по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воз духа, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для различных пунктов; | текущий | «амплитуда температуры», «испаряемость», «коэффициент увлажнения», закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны; | работа с климатическими картами | § 20, стр 104 №1 | ||
27 | Климатические пояса и типы климатов | Урок изучения нового материала. | называть и показывать по карте районы распространения основных типов климата; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата; | текущий | работа с климатическими картами | § 21, стр 108 №2 | |||
28 | Климат и человек. | Урок изучения нового материала. | приводить примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой, мероприятий по охране атмосферного воздуха; | «суховей», «туман «, «ураган», | работа с картами учебника | § 22 | |||
29 | Климат своего региона. | Урок актуализации знаний и умений | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России | Текущий | сообщения учащихся | записи в тетради, стр112 №3 | |||
30 | Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». | Урок повторения и обобщения. Зачет | итоговый | тест | стр 112 вопросы | ||||
31 | Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы» Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | 7 | Урок изучения нового материала. Практикум | определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, | Вводная беседа | «падение и уклон реки», состав внутренних вод на территории страны | работа с физической картой, способы вычисления падения и уклона рек | § 23, стр 117 №1 | |
32 | Зависимость речной сети от климата. Практическая работа №6: «Составление характеристики одной из Рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования» | Практикум | определять по картам и другим источникам особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока; | Практическая работа | чтение диаграмм | § 24, стр 121 № 2 | |||
33 | Другие виды внутренних вод | Урок изучения нового материала. | называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты России, районы распространения горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов; | текущий | «болото», «губа», «густота речной сети», «ледник», «многолетняя мерз лота», «питание реки», «подземные воды», «речная долина», «снеговая линия», | анализ рис.99, стр 124 | § 25,26, стр 129 № 1 | ||
34 | Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение. | Урок актуализации знаний и умений | приводить примеры опасных природных явлений, связанных с водами, мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | текущий | «снежная лавина»; «паводок», «наводнение» | сообщения учащихся | стр132 | ||
35 | Водные ресурсы | Урок изучения нового материала. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о водных объектах России; | текущий | тест | § 27 | |||
36 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. | Урок изучения нового материала. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях. | текущий | работа с картой | записи в тетради | |||
37 | Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». | Урок повторения и обобщения | итоговый | тест, зачет по карте | стр.134 вопросы | ||||
38 | Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы» Почва как особое природное образование. | 4 | Урок изучения нового материала. | Почва - особый компонент природы, Условия образования почв. Факторы образования почв, их основные свойства. | Вводная беседа | «гумус», «почва», «почвенные горизонты»;факторы почвообразования | анализ рис. 104 стр 136 | § 28 | |
39 | Размещение основных типов почв. | Урок изучения нового материала. | определять по картам зональный тип почв данной территории;с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв; | Текущий | работа с почвенной картой | § 29, стр 141 №2 | |||
40 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | Урок актуализации знаний и умений | приводить примеры неблагоприятных изменений почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию почвенных ресурсов; | Дискуссия | «выветривание»,«почвенная эрозия», «мелиорация», «рекультивация»; «почвенные ресурсы», | содержание рис108 и 110 учебника | § 30 | ||
41 | Особенности почв своего региона и своей местности. | Урок актуализации знаний и умений | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о почвенном покрове России; для оценки почвенных ресурсов своей местности для различных целей и осуществления мероприятий по охране почв. | Текущий | тест | записи в тетради, стр.146 вопросы | |||
42 | Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» Растительный и животный мир | 3 | Урок изучения нового материала. | определять по картам особенности распространения видов животных и растений; | Вводная беседа | «биом», «биологические ресурсы», «лес»; состав органического мира; условия, определяющие численность и разнообразие органического мира; приспособления животных и растений к условиям среды; | работа с картами | § 31 | |
43 | Биологические ресурсы. | Урок актуализации знаний и умений | приводить примеры неблагоприятных изменений органического мира в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов; | Текущий | работа с материалами учебника стр 150,151 | § 32, сообщения | |||
44 | Растительный и животный мир своего региона и своей местности | Урок актуализации знаний и умений | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о представителях органического мира России | Текущий | тестирование | стр 155 вопросы | |||
45 | Тема 8. Природные различия на территории России Природные комплексы. | 11 | Урок изучения нового материала. | ПТК на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные | Текущий | «антропогенный ландшафт» | анализ рис.119 стр 156 учебника | § 33, стр 159 №4 | |
46 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. | Урок изучения нового материала. | связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством (хозяйственным использованием) отдельных территорий и акваторий; | Текущий | «природный территориальный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», | анализ картосхем рис.127, стр 163 | § 34, стр 163 № 4 | ||
47 | Северные безлесные природные зоны. | Урок изучения нового материала. | определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных комплексов; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем | Текущий | описание природной зоны по плану | § 35, стр 168 № 2 | |||
48 | Лесные зоны. Тайга. | Практикум | определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; | Текущий | описание природной зоны по плану | § 36 | |||
49 | Смешанные и широколиственные леса. | Урок изучения нового материала. | определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; | Текущий | описание природной зоны по плану | § 37 | |||
50 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Практическая работа №7: «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» | Практикум | определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; | Текущий | описание природной зоны по плану | § 38 | |||
51 | Высотная поясность | Урок изучения нового материала. | Высотная поясность и её проявление на территории России | Текущий | «высотная поясность» | работа с иллюстрациями учебника стр.183 | § 39, стр 188 №3 | ||
52 | Моря как крупные природные комплексы. | Урок изучения нового материала. | называть и показывать по карте моря, омывающие территорию России; определять их принадлежность к бассейну океана; | Текущий | сообщения | § 40 | |||
53 | Природно-хозяйственные различия российских морей. | Практикум | Определять различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; | Текущий | сравнительная характеристика морей | § 41 | |||
54 | Особо охраняемые природные территории России. | Урок - путешествие | называть и показывать по карте крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия | Текущий | выступление с защитой презентаций | § 42, | |||
55 | Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России». | Обобщение | итоговый | тестирование | стр.206-207 вопросы | ||||
56 | Раздел 3. Население России Численность и воспроизводство населения. | 10 | Урок изучения нового материала. Практикум | называть: факторы (причины), влияющие на естественное движение населения, приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население: естественный прирост, | Текущий | естественный прирост», «воспроизводство населения», основные | работа со статистическими материалами | § 43, стр 214 №6 | |
57 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. | Практикум | читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц. диаграмм (половозрастная пирамида и др.);называть: факторы (причины), влияющие на среднюю продолжительность жизни, приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население: соотношение мужчин и женщин, средняя (прогнозируемая) продолжительность жизни,приводить примеры: влияния разных факторов на среднюю продолжительность жизни, | Текущий | Поло-возрастной состав | работа с половозрастными пирамидами | § 44, стр 218 №4 | ||
58 | Этнический и языковой состав населения России | Практикум | показывать по карте народов территории с однородным и многонациональным (пестрым) составом населения;называть: факторы (причины), влияющие на размещение народов, | Текущий | этнос, крупнейшие по численности народы, | работа с материалами периодической печати | § 45, подготовить сообщение об основных религиях | ||
59 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий. | Урок - исследование | приводить примеры: влияния разных факторов на среднюю продолжительность жизни, адаптации разных на родов к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов России; | Текущий | религия | работа с материалами периодической печати | § 46. стр 229№ 4 | ||
60 | Особенности урбанизации в России. Городское население. | Урок изучения нового материала. | Текущий | «город» «урбанизация»,соотношение городского и сельского населения, виды и функции городов, города-миллионеры, агломерация, мегаполис | работа с графиками и схемами учебника | § 47, стр 235, №1 | |||
61 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. Практическая работа №8: «Определение различий в расселении населения по территории РФ» | Урок изучения нового материала. | объяснять связь между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений; | Текущий | «сельская местность», виды сельских поселений, | § 48, стр 239 №7 | |||
62 | Миграции населения в России. | Урок изучения нового материала. | называть: факторы (причины), влияющие интенсивность миграций, | Текущий | «миграции населения», механический (миграционный) прирост населения»,виды внутренних и внешних миграций | работа со статистическими материалами | §49, стр 244 №8 | ||
63 | Размещение населения России. | . Урок изучения нового материала. | показывать на карте плотность населения: основную зону расселения населения; города-миллионеры; | Текущий | «плотность населения», «расселение населения» среднюю плотность населения | анализ карты | § 50., стр249№9 | ||
64 | Занятость населения. Практическая работа №9: «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий» | Урок изучения нового материала. | называть: факторы (причины), влияющие на уровень безработицы; | Текущий | «трудовые ресурсы»,«экономически активное население уровень безработицы | § 51, стр 254№5 | |||
65 | Повторение и обобщение раздела: «Население России» | Обобщение | Тестовый | тест | вопросы стр255 | ||||
66 | Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» Влияние общества на развитие природы. Природные ресурсы. Практическая работа №10: «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов» | 2 | Изучение нового материала | приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий, стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; изменения характера воз действия природы на человеческое общество на разных исторических этапах; использования и охраны природных ресурсов; | Текущий | «природные условия», «природные ресурсы»; виды природных ресурсов | работа с учебником и дополнительной литературой | § 52, стр 262 № 6 | |
67 | Природно-ресурсный потенциал России | читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм. | Текущий | Природно-ресурсный потенциал | работа с картой и схемами учебника | § 54, стр271 №6 | |||
68 | Повторение и обобщение по теме: «Природа и население России» | Обобщение | Итоговый | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Конкурс "Лучший географ класса и школы"
для учителей географии...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
08.05 география класс
презентация...