Элективный курс "Решение задач по топографическим картам".
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Обучение школьников решению задач по топографическим картам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt._kurs_geografiya.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Большеломовисская средняя общеобразовательная школа,
Пичаевский район Тамбовской области
Элективный курс по географии
Тема: «Решение задач по топографическим картам»
Составитель:
Перова Елена Тимофеевна,
- 2 0 0 5 год -
Пояснительная записка
Географическая карта, являясь замечательным творением человеческой мысли, особым средством познания действительности, мира, накопителем, хранилищем и источником знаний давно уже занимает одно из центральных мест в географическом образовании и в системе школьных средств обучения, прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Как пространственное изображение физической поверхности Земли географическая карта даёт зрительный образ формы, величины и взаимного положения изображаемых объектов; позволяет получить качественные и количественные характеристики объектов явлений, сопоставить их свойства, выявить связи и зависимости между ними и с географическими явлениями, непосредственно на карте непоказанными.
Карта – отличный путеводитель, надёжный источник информации, незаменимое учебное пособие, обязательный документ при решении многих хозяйственных задач, основа для изысканий и проектирования инженерных сооружений.
В учебном процессе карта служит средством формирования и конкретизации географических понятий, развивает у учащихся творческое воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы. Карта незаменима в туристских походах, соревнованиях по спортивному ориентированию, в повседневной жизни – например, при получении информации из средств массовой информации, атласа автомобильных дорог.
Построение и содержание курса определяются его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, полученных при изучении курса географии в 6-8 классах. Немаловажное значение имеет и подготовка учащихся по математике. Большое внимание обращено на формирование практических умений работы с картой: ориентирование по карте и по компасу, прокладывание маршрута, умение свободно пользоваться планом своего населённого пункта.
Элективный курс предлагается использовать в 9-х классах общеобразовательной школы. Всё более очевидным в современных условиях становится прикладное значение географических знаний, картографического метода получения пространственно распределённой информации. Без этого гражданин не может осознать перспективы хозяйственного и социального развития территории своего проживания. В условиях рыночной экономики каждый член общества должен понимать географическую ситуацию, уметь самостоятельно принимать решения на основе анализа соответствующей информации.
Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Формы организации работы – практические работы по топографической карте и на местности.
Цели курса – помочь ученику в углубленном освоении картографических знаний, формировании умений и навыков, в совершенствовании методики изучения и использования картографических произведений.
Задачи – способствовать формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся сумму систематических знаний по картографии, способствовать формированию картографической грамотности.
Планируемые результаты обучения – научить откладывать длины линий на топографической карте, определять площади участков и выделять участки с заданной площадью, определять координатные точки и объекты местности по топографической карте и наносить их на карту по координатам, ориентировать линии по топографической карте, решать задачи с горизонталями, описывать местность по топографической карте, ориентироваться по топографической карте на местности.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Всего часов | Из них | Фор-мы Конт-роля | |
Лек-ций | практ. работ | ||||
1. | Общие сведения о картографических произведениях. | 1 | 1 | 0 | Опор-ный конс-пект |
2. | Определение масштаба. Измерение и отложение длин линий на топографической карте. | 1 | 0 | 1 | Кар-точки для уро-ков |
3. | Измерение горизонтальных углов по топографической карте. | 1 | 0 | 1 | |
4. | Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью. | 2 | 0 | 2 | |
5. | Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам. | 2 | 0 | 2 | |
6. | Ориентирование линий по топографической карте. | 1 | 0 | 1 | Кар-точки для уро-ков |
7. | Решение задач по карте с горизонталями. | 3 | 0 | 3 | Кар-точки для уро-ков |
8. | Описание местности по топографической карте. | 2 | 0 | 2 | Опи-сание мест-ности |
9. | Ориентирование по топографической карте на местности. | 3 | 0 | 3 | Рабо-та на мест-ности |
Содержание программы
Общие сведения о картографических произведениях (1ч).
Понятие о картографических произведениях. Картографические термины – картографическое произведение, общегеографическая карта, топографическая карта, топографический план, тематическая карта, атлас, , географический атлас, глобус, географический глобус, рельефная карта, блок-диаграммы. Изображение земной поверхности на карте. Классификация карт – по масштабу, по территории, по содержанию, по назначению. Приёмы работы с географическими картами – визуальный, графический, картометрический, математический.
Определение масштабов. Измерение и отложение длин линий на топографической карте (1ч).
Масштаб карты. Масштаб плана. Величина масштаба. Точность масштаба. Виды масштаба – численный, именованный, графический.
Практическая работа №1. «Измерение и отложение длин линий по топографической карте».
Измерение горизонтальных углов по топографической карте (1ч).
Измерение углов по топографической карте. Направления на объекты местности. Прокладывание маршрута движения.
Практическая работа №2. «Измерение горизонтальных углов по топографической карте».
Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью (2ч).
Определение площади участка по карте или плану. Способы определения площадей по карте: графический, механический. Определение площади участка графическим способом. Определение площади участка квадратной палеткой. Определение площади участка точечной палеткой. Определение площади участка линейной палеткой. Выделение на карте участка заданной площади.
Практическая работа №3. «Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью».
Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам (2ч).
Географические координаты. Системы координат – географическая, прямоугольная, зональная, полярная. Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте. Нанесение точек на топографическую карту по заданным географическим координатам. Определение по топографической карте прямоугольных координат заданной точки. Нанесение на топографическую карту точки по её прямоугольным координатам.
Практическая работа №4. «Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам».
Ориентирование линий по топографической карте (1ч).
Ориентирование. Магнитный меридиан. Истинный меридиан. Магнитное склонение. Истинный азимут. Измерение магнитного азимута по топографической карте. Вычисление обратного азимута по заданному прямому азимуту.
Практическая работа№5. «Ориентирование линий по топографической карте».
Решение задач по карте с горизонталями (3ч).
Формы рельефа. Отрицательные и положительные формы рельефа. Основные формы рельефа – котловина, гора, хребет, лощина, седловина. Горизонталь. Бергштрих. Крутизна склона, определение крутизны склона по топографической карте. Водораздельные линии. Определение по топографической карте высоты сечения рельефа. Нанесение на топографическую карту характерных линий рельефа. Определение по топографической карте отметок горизонталей. Определение по топографической карте взаимного превышения между точками. Построение по заданной на топографической карте линии профиля местности. Определение границ бассейна водотока. Определение по топографической карте взаимной видимости между двумя точками.
Практическая работа №6. «Решение задач по карте с горизонталями».
Описание местности по топографической карте (2ч).
Условные знаки. Графические и пояснительные условные знаки. Площадные и внемасштабные условные знаки. Описание участка местности по топографической карте – характеристика рельефа, характеристика водных объектов, характеристика растительности, характеристика населённых пунктов, характеристика путей сообщений и средств связи. Описание маршрута движения по топографической карте.
Практическая работа №7. «Описание местности по топографической карте».
Ориентирование по топографической карте на местности (2ч).
Ориентирование карты. Точка стояния. Ориентиры. Определение расстояния до данного предмета на глаз. Ориентирование листа топографической карты. Определение по топографической карте своего местоположения. Сличение топографической карты с местностью. Ориентирование по топографической карте на местности в движении. Движение на местности по азимутам. Восстановление потерянной ориентировки. Определение обратного пути движения.
Практическая работа №8. Ориентирование по топографической карте на местности».
Список литературы
1. Голицын С. М. Хочу быть топографом. – М.: Государственное издательство детской литературы, 1954.
2. Куприн А. М. Занимательная картография: Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.
3. Левицкий И. Ю., Евглевская Я. В. Решение задач по географическим картам: - М.: Просвещение, 1996.
4. Матрусов И. С. И др. Методика обучения географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1995.
5. Меньчуков А. Е. В мире ориентиров. – М.: Недра, 1978.
6. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). – М.: Просвещение, 1991.
Раскрытие содержания с методическими рекомендациями
Занятие 1.
Тема 1. Общие сведения о картографических произведениях. Лекция.
Цель: Развить понятие о картографических произведениях: картах, глобусах, атласах, видах и типах географических карт; повторить и закрепить правила и приёмы работы с географическими картами.
Оборудование: карты мира, России, Тамбовской области, топографические карты, глобус.
План:
1. Понятие о картографических произведениях.
Термин «карта» происходит от греческого слова chartes, что означает лист папируса для письма.
Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщённое изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определённой системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности).
Картографические термины
Картографические термины | Определение |
Картографическое произведение | Произведение, главной частью которого является картографическое изображение (т.е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т.п.). |
Географическая карта | Карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли и её части, показывающее размещение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определённой системе условных знаков). |
Общегеографическая карта | Географическая карта, отображающая совокупность основных элементов местности. |
Топографическая карта | Подробная карта местности, позволяющая определить как плановое, так и высотное положение точек (топографические карты, являющиеся наиболее точными, подробными, многолистными общегеографическими картами, издаются в масштабах 1:1000000 и крупнее, они широко используются при решении многочисленных народнохозяйственных задач). |
Топографический план | Картографическое изображение на плоскости в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровенной поверхности не учитывается (составляются в масштабах 1:500, 1:1000, 1:2000 и 1:5000). |
Тематическая карта | Карта, основное содержание которой определяется отображаемой конкретной темой. |
Атлас | Картографическое произведение, состоящее из множества карт, объединённых общей идеей. |
Географический атлас | Атлас географических карт. |
Глобус | Шар с картографическим изображением на его поверхности. |
Географический глобус | Глобус, изображающий поверхность Земли. |
Рельефная карта | Карта, на которой рельеф местности передан в трёхмерной объёмной форме. |
Блок-диаграммы | Изображения земной поверхности в картографических знаках при наклонном луче зрения, сопряжёнными с вертикальными разрезами (профилями) земной поверхности. |
2. Изображение поверхности Земли на карте.
В геодезии и картографии под общей фигурой Земли понимают фигуру, обозначенную мысленно продолженной поверхностью океанов, находящихся в спокойном состоянии. Её называют уровенной поверхностью Земли или поверхностью геоида.
Геоид – тело, не имеющее правильной геометрической формы. Однако поверхность геоида ближе всего подходит к поверхности эллипсоида вращения. Однако чаще общую фигуру Земли принимают приближённо за шар, радиус которого равен 6371 км.
Переход к изображению поверхности Земли на карте (т.е. на плоскости) как бы состоит из двух действий:
а) ортогонального (по отвесным линиям) проектирования картографических объектов земной поверхности на поверхность земного эллипсоида или поверхность шара, в результате чего земные объекты передаются в своих плановых очертаниях;
б) перехода от поверхности эллипсоида или поверхности шара к плоскости. Осуществить подобный переход невозможно без складок или разрывов (или без сжатия и растяжения), т.е. без тех или иных искажений длин, площадей, углов, форм. Поэтому для перехода от поверхности эллипсоида (или шара) к плоскости применяют определённые математические законы, именуемые картографическими проекциями, которые устанавливают функциональную зависимость между координатами точек на поверхности эллипсоида (шара) и на плоскости, обеспечивают непрерывность и однозначность картографического изображения, дают возможность учитывать его искажения. А следовательно, и определять по карте действительные значения длин, площадей, углов и форм.
3. Классификация карт.
По масштабу | Крупномасштабные (1:200000 и крупнее), среднемасштабные (мельче 1:200000 до 1:1000000 включительно), мелкомасштабные (мельче 1:1000000). |
По территории | Карты мира, материков, океанов, групп государств, отдельных государств, их частей, экономических или административных районов и др. |
По содержанию | Общегеографические и тематические. |
По назначению | Карты многоцелевого назначения, научно-справочные, учебные, туристские, навигационные, военные и др. |
4. Правила и приёмы работы с географическими картами.
Для решения задач по карте в камеральных условиях (в школе или дома) желательно пользоваться листом карты без повреждений и изгибов. Измерения по карте следует производить на ровном, удобном для работы столе, в хорошо освещённом помещении. Лист нужно аккуратно развернуть и разложить на поверхности стола, убрав с него все лишние предметы. Осторожно разгладить руками и закрепить углы грузами.
Прежде чем приступить к непосредственному решению по топографической карте тех или иных задач, следует разобраться в её номенклатуре, масштабе (и формах его выражения), картографической и километровой сетках и их оцифровке, системе высот и высоте сечения рельефа, масштабе заложений и др.
Чтобы карта долго сохранялась в хорошем рабочем состоянии, не следует производить на ней какие-либо записи и вспомогательные вычисления; наносить требуемые линии (границы, маршруты и т.п.) нужно остро отточенным карандашом, а удалять вспомогательные линии – мягкой резинкой; наколы точек делать иголкой измерителя; для вспомогательных построений использовать кальку и т.п.
Приёмы работы с картами
Визуальный | Основан на зрительном восприятии картографического изображения, сравнении объектов местности по положению, форме, размерам, структуре и т.п. |
Графический | Построение по картам профилей местности, разрезов, схем, диаграмм, графиков и др. |
Картометрический | Измерение по картам длин, площадей, углов, определение высот и глубин точек, координат и др. |
Математический | Перевод характеристики изображённых на карте объектов и явлений в систему цифровых показателей для установления взаимосвязей между ними, степени взаимодействия с другими явлениями, закономерностей распространения и изменения, построения прогнозных математических моделей и др. |
Занятие 2.
Тема 2. Определение масштабов. Измерение и отложение длин линий на топографической карте. Практическая работа.
Цель: Закрепить понятия «масштаб» и его виды; научить решать задачи по измерению и отложению длин линий на топографической карте, используя различные виды масштаба.
Оборудование: топографическая карта, линейка, измеритель.
План:
1. Теоретическая часть.
Масштабом карты называется отношение, показывающее, во сколько раз уменьшены линейные размеры эллипсоида (или шара) при его изображении на плоскости.
Масштаб плана – отношение длины отрезка линии на плане к горизонтальной проекции и горизонтальному положению соответствующего отрезка линии на местности.
Масштаб остаётся постоянным только на плане и топографической карте – крупномасштабных изображений небольших участков поверхности, когда искажения, вызванные её кривизной, практически не ощутимы.
На мелкомасштабной карте в разных её точках масштаб различный и изменяется в зависимости от вида проекции, направления и расстояния от точки или линии нулевых искажений (точки и линии на карте, в которых отсутствует искажения отдельных или всех видов). Различают главный масштаб, равный масштабу земного эллипсоида или шара, на основании которого создаётся карта, и прочие масштабы, называемые частными. Главный масштаб сохраняется в точках и по линиям нулевых искажений и указывается на карте.
Величина масштаба – число, показывающее, сколько метров на местности соответствует 1см на плане или карте.
Точность масштаба. Опыт показывает, что невооружённым глазом можно различить и отметить на бумаге точку величиной не менее 0,1 мм. Что равно примерно наколу иголки измерителя. Горизонтальное расстояние на местности в метрах, соответствующее 0,1 мм на плане, называют точностью масштаба.
Виды масштаба
Численный | Записывают в виде дроби, в числителе которой единица, а в знаменателе число, выражающее степень уменьшения горизонтальных проекций линий местности при изображении их на плане или топографической карте. Например, 1:5000, 1:10000. (План соответственно называется пятитысячный, десятитысячный и т.д.) | |
Именованный | Сопровождается пояснительной надписью, показывающей, какое горизонтальное расстояние на местности в метрах соответствует одному сантиметру на бумаге. | |
Графический | Линейный | Прямая линия, разделённая на равные промежутки (основания) с подписанными значениями соответствующих им длин горизонтальных линий на местности в метрах. |
Поперечный | Включает в себя элементы линейного и численного масштабов, обеспечивает более высокую точность измерений по плану или карте. Поперечные масштабы гравируются на специальных металлических масштабных линейках и на основаниях транспортиров. |
2. Практическая работа №1. «Измерение и отложение длин линий на топографической карте».
Задание 1: Численный масштаб 1:15000; именованный масштаб – «в 1 см 50м»; величина масштаба – 50м. Чему равна точность масштаба? (0,5 м)
Задание 2: Численный масштаб 1:100000; именованный масштаб – «в 1см 1000м»; величина масштаба – 1000м. Чему равна точность масштаба? (10м)
Задание 3: При горизонтальной проекции линия на местности равна 367м, масштаб 1:5000. Определить значение этой линии на плане или карте.
Для решения этой задачи необходимо длину линии на местности разделить на величину масштаба 367 : 50 = 7,34 см
Задание 4: Длина отрезка на плане равна 4.6см, масштаб 1:10000. Чему равна длина этой линии на местности?
Для решения этой задачи необходимо расстояние между точками на плане умножить на величину масштаба 4,6 100 = 460м
Задание5: По топографической карте измерить расстояние по прямой между двумя точками.
Для измерения расстояния между двумя точками достаточно с помощью линейки измерить длину отрезка, соединяющего эти точки, и умножить полученное значение на величину масштаба.
Задание 6: Измерить расстояние по топографической карте между двумя точками, используя линейный масштаб.
По карте нужно взять раствором измерителя заданное расстояние и перенести на линейный масштаб так, чтобы ножки измерителя расположились по обе стороны от нуля линейного масштаба, при этом иголка правой ножки должна находиться на одном из штрихов справа от нуля, а левой – в пределах крайнего левого основания. Отсчёт, сделанный по левой игле с помощью делений левого основания, прибавляют к отсчёту, сделанному по правой игле, что даёт искомое расстояние.
Задание 7: Измерить расстояние по топографической карте между точками с помощью поперечного масштаба.
В раствор измерителя нужно взять заданное расстояние на карте и перенести его на поперечный масштаб, установив так, чтобы ножки оказались по разные стороны от нуля. Ножки измерителя передвигаем вверх, пока левая не совпадёт с наклонной линией. Суммируем горизонтальные цифры справа и слева и вертикальную цифру слева и получаем искомое расстояние.
Задание 8: Отложить на карте отрезок по заданному горизонтальному положению линии местности – 1356м.
Необходимо 1356м разделить на величину масштаба, полученное расстояние отложить на карте с помощью измерителя и соединить полученные точки.
Занятие 3.
Тема 3. Измерение горизонтальных углов по топографической карте. Практическая работа.
Цель: Закрепить умение решать задачи по измерению и отложению длин линий по топографической карте, используя различные виды масштаба; научить измерять горизонтальные углы по топографической карте.
Оборудование: топографическая карта, линейка, измеритель, транспортир.
План:
1. Закрепление. Решение задач по измерению и отложению длин линий по топографической карте.
Задание 1: Численный масштаб 1: 25000; именованный масштаб «в 1см – 250м»; величина масштаба 250м. Чему равна точность масштаба? (2,5м)
Задание 2: Линия на местности равна 3426м. Масштаб карты 1:25000. Определить значение этой линии на карте. (3426 : 250 = 13,7см)
Задание 3: Длина отрезка на карте равна 7см, масштаб карты 1:10000. Чему равна длина этой линии на местности? (7 100 = 700м)
Задание 4: По топографической карте измерить расстояние между двумя точками с помощью линейного и поперечного масштабов.
Задание 5: Отложить на карте отрезок по заданному горизонтальному положению линии местности 2678м.
2. Практическая работа №2 «Измерение горизонтальных углов по топографической карте».
Измерение углов по топографической карте необходимо для определения направления движения на местности или для прокладывания маршрутов движения.
Задание 1: Измерить горизонтальный угол по топографической карте между направлениям на заданные пункты.
Для решения этой задачи используют транспортир.
Вначале про помощи линейки и остро отточенного карандаша по карте аккуратно проводят из заданной точки направления на объекты местности. Получают угол, величину которого нужно измерить. Накладывают транспортир на карту, чтобы его центр совпал с вершиной угла. А диаметр транспортира был точно совмещён с одной из сторон угла. Отсчёт значения внутреннего угла производится по шкале транспортира по второй стороне угла в градусах, доли делений оцениваются на глаз. Если длины сторон короче радиуса транспортира. Их нужно продлить.
Задание 2: Отложить угол 30 градусов к северу от заданной точки.
Накладываем транспортир на карту так, чтобы заданная точка оказалась в центре.
Занятие 4 - 5.
Тема 4. Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью.
Цель: Научить определять площадь участка по карте и плану с помощью измерительных и вычислительных работ; научить выделять участки с заданной площадью.
Оборудование: топографическая карта, калька, линейка, карандаш.
План:
1. Теоретическая часть.
Определение площади участка по карте или плану состоит из совокупности измерительных и вычислительных работ, в результате которых получают искомую площадь в квадратных метрах, гектарах или квадратных километрах. В зависимости от необходимой точности результатов, наличия необходимых приборов, принадлежностей и навыков применяют разные способы определения площадей по карте.
Способы определения площадей по карте
Графический | Квадратная палетка | На кальке или пластике выполняют графические построения в виде сетки квадратов. |
Точечная палетка | На кальке или пластике вначале строится квадратная палетка с еле заметными карандашными линиями. В центре квадратов ставят точки, а вспомогательные линии убирают. | |
Линейная палетка | Система параллельных линий, нанесённых на прозрачную основу, расстояния между которыми 2-4мм. | |
Механический | Определение площадей с помощью специального прибора – планиметра. |
2. Практическая работа №3 «Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью».
Задание 1: Определить площадь участка графическим способом.
Участок, изображённый на карте, нужно разделить на треугольники или четырёхугольники, измерить длины сторон и, используя масштаб карты, определить их значения на местности (в метрах). Площадь каждой фигуры определяется отдельно по геометрическим формулам.
Площадь параллелограмма S = ah h - высота, a - основание
Площадь прямоугольника S = ab a, b - стороны прямоугольника
Площадь квадрата S = a2 a - сторона
Площадь треугольника S = 1|2 ah a – основание, h- высота
Для контроля площадь каждой фигуры следует вычислить вторично по их другим измеренным элементам. Из двух полученных значений площади каждой фигуры берётся среднее значение. Площадь заданного участка равна сумме средних площадей фигур.
Задание 2: Определить площадь квадратной палеткой.
Вначале определяют цену деления палетки, т.е. число квадратных метров или гектаров, для карты данного масштаба, соответствующее одному делению палетки.
Если масштаб карты 1:10000, а стороны квадратов в палетке равны 2мм, то цена деления палетки – 400м2 (20 20 = 400).
Палетку накладывают на измеряемый участок и подсчитывают вначале число целых квадратов, заключённых внутри контура участка, затем число квадратов, рассекаемых контуром. К количеству полных квадратов нужно прибавить половину неполных квадратов. Измерение повторяют при ином положении палетки относительно измеряемого участка. Расхождение между двумя полученными значениями не должно превышать 1:50 измеренной площади. При соблюдении этого условия за окончательное принимают среднее из двух значений. Площадь участка равна произведению числа делений на цену деления палетки.
Задание 3: Определить площадь участка точечной палеткой.
Вначале определяется цена деления палетки. Затем накладывают палетку на заданный участок и подсчитывают количество точек, оказавшихся внутри границы участка. Для контроля повторяют измерение пи другом положении палетки. Из двух результатов нужно вычислить среднее значение, а затем, умножив его на цену деления палетки, получить искомую площадь.
Задание 4: Определить площадь линейной палеткой.
Накладывают палетку на измеряемый участок так, чтобы крайние точки контура находились посередине между горизонтальными линиями. При этом участок оказывается расчленённым на фигуры, близкие к трапециям, у которых линии палетки – средние линии трапеций. Расстояние между линиями палетки – их высота (она постоянная для всех трапеций). Площадь контура равна сумме площадей трапеций, а площадь каждой трапеции, как известно из геометрии, равна произведению высоты на длину средней линии. Поэтому, чтобы определить площадь заданного участка, достаточно измерить отсекаемые контуром отрезки линий палетки, а результат умножить на расстояние между линиями палетки.
Значение площади участка нужно выразить в квадратных метрах соответственно масштабу карты.
Задание 5: Выделить на карте участок заданной площади.
Пусть на карте обозначена граница территории, в пределах которой нужно выделить участок площади В; при этом могут быть указаны форма и расположение участка относительно границ территории.
Задача может быть решена графическим способом.
В пределах участка АСДЕ нужно выделить новый участок МНДЕ площадью В, отдаваемый, например, под строительство школы, так, чтобы его граница МН была параллельна границе ДЕ.
Для решения данной задачи воспользуемся методом «последовательных приближений». В пределах данного участка на карте параллельно ДЕ проводят линию М1Н1 так, чтобы площадь трапеции М1Н1ДЕ была приблизительно равной заданной площади В. Измерив по карте значения н1М!Н1 и ДЕ, вычисляют с помощью масштаба площадь М1Н1ДЕ – В1. Если она оказалась меньше заданной площади В, то проводят ещё одну линию М2Н2, осуществляют необходимые измерения, вычисляют площадь М2Н2М1Н1 и прибавляют к значению площади В1. Если же и эта величина будет отлична от В, то подобные построения и вычисления повторяют до тех пор, пока не будет получен участок с площадью, равной заданной.
Занятие 6 – 7.
Тема 5. Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам.
Цель: Закрепить понятия о координатах и их системах; научить определять координатные точки и объекты местности на топографической карте и наносить их на карту по координатам.
Оборудование: топографическая карта, длинная линейка.
План:
1. Теоретическая часть.
Координатами называются величины, определяющие положение точки на поверхности или в пространстве. Чаще всего применяются географическая и прямоугольная системы координат.
Системы координат
Географическая | Угловые величины – широта и долгота, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана. На топографической карте отрезки параллелей образуют северную и южную стороны рамки, ограничивающей картографическое изображение, а отрезки меридианов – западную и восточную стороны этой рамки. Значения их географических координат подписываются в углах рамки: широта – на продолжении параллелей между внутренней и минутной рамками карты, долгота – на продолжении меридианов. Разность значений долгот восточной и западной сторон и значения широт северной и южной сторон равна количеству минутных отрезков на сторонах рамки. Минутные отрезки поделены точками на десятисекундные отрезки. |
Прямоугольная | Плоские прямоугольные координаты представляют собой две взаимно перпендикулярные линии – оси координат, пересекающиеся в точке О – начале отсчёта координат. Оси делят плоскость на четыре четверти, которые в геодезии и картографии нумеруются по часовой стрелке. |
Зональная | Позволяет установить связь между географическими координатами точек на шаре или земном эллипсоиде и прямоугольными координатами этих же точек на плоскости. В этой системе поверхность земного шара разбивают на зоны, ограниченные с двух сторон меридианами с разностью долгот 6 градусов (ширина этой зоны по экватору равна примерно 670км). Счёт ведётся от нулевого меридиана к востоку от 1-й до 60-й. В каждой зоне за вертикальную ось координат принят осевой меридиан, а горизонтальная ось координат является общей для всех зон и представлена линией экватора. Но топографической карте система плоских прямоугольных координат представлена в виде сетки линий, проведённое через целое число километров параллельно экватору и осевому меридиану. Координаты линий сетки (она называется километровой) подписываются в километрах между внутренней и минутной рамками карты. У крайних линий указываются полные значения координат, у промежуточных – сокращённые, т.е. десятки и единицы километров (необходимо помнить, что первая цифра в подписи полного значения ординаты – это номер зоны). |
Полярная | Состоит из полярной оси Х и полюса точки О за ней. Положение любой точки в этой системе определяется углом положения, измеряемым в пределах 0-360 градусов от направления на определённую точку по ходу часовой стрелки и расстояния от полюса О до данной точки – радиусом-вектором, измеряемым в линейной мере. Угол положения и радиус-вектор – полярные координаты точки. |
2. Практическая работа №4 «Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам».
Задание 1: По топографической карте определить географические координаты точки.
Вариант 1: Для определения географических координат заданной точки соединяют на карте прямыми оба конца одноимённых минутных делений по широте и долготе, расположенных на противоположных сторонах минутной рамки так, чтобы определяемая точка оказалась внутри трапеции, образованной полученными вспомогательными меридианами и параллелями. После этого измеряют значения координатных отрезков – расстояния от заданной точки до южной вспомогательной параллели и западного вспомогательного меридиана, а также длины одноминутных отрезков широты и долготы по минутной рамке.
Из соотношения измеренных величин вычисляют в секундах значения координатных отрезков, прибавив которые к широте и долготе указанных выше южной параллели и западного меридиана, получают координаты заданной точки.
Вариант 2: Через заданную точку провести меридиан и параллель, продолжить их до пересечения с минутными рамками и отсчитать там широту параллели заданной точки и долготу её меридиана.
Направление географического (истинного) меридиана, проходящего через заданную точку, проводят с помощью скошенного края достаточно длинной линейки (её длина должна быть больше стороны трапеции карты). Вращая скошенный край этой линейки вокруг заданной точки до тех пор, пока край линейки, проходя через точку, одновременно на северной и южной сторонах минутной рамки будет отсекать одинаковые по отсчётам отрезки, соответствующие долготе заданной точки, через которую проходит скошенный край линейки. Линия вдоль скошенного края линейки и будет географическим (истинным) меридианом заданной точки, её долгота может быть отсчитана по северной и южной стороне минутной рамки карты.
Точно таким же образом, вращая линейку вокруг заданной точки, отсекают одинаковые отрезки широт по западной и восточной сторонам минутной рамки, проводят параллель, проходящую через заданную точку, и берут по западной и восточной сторонам рамки отсчёт, который и будет являться искомой широтой заданной точки.
Задание 2: На топографическую карту нанести точку по заданным географическим координатам.
Выделяют число градусов, минут, десятков секунд из заданных координат и проводят по ним вспомогательные параллель и меридиан, ближайшие к искомой точке с юга и с запада.
Контроль нанесения может быть осуществлён от ближайшей северной параллели и ближайшего восточного меридиана.
Задание 3: Определить по топографической карте прямоугольные координаты заданной точки.
Решая эту задачу, необходимо к координатам южной и западной линиям квадрата, в котором находится заданная точка, прибавить расстояние от неё до этих линий, записывая отдельно абсциссу Х и ординату У.
Чтобы проверить правильность решения задачи, следует измерить расстояние от заданной точки по перпендикулярам до северной и восточной сторон квадрата и вычесть эти значения из координат данных сторон.
Задание 4: На топографическую карту нанесите точку по её прямоугольным координатам.
Для решения этой задачи надо из заданных значений координат выделить 4 первые цифры. Это будут на карте соответственно абсцисса южной и ордината западной сторон квадрата, в котором должна находиться точка. Например, координаты точки С равны Х=6080350м, У=4321120м. Отсюда координаты километровых линий, образующих юго-западный угол квадрата, равны: горизонтальный -6080км, вертикальный – 321км.
Отыскав на карте квадрат, откладывают измерителем с помощью масштабной линейки от южной по западной и восточной сторонам квадрата расстояние 350м, выраженное в масштабе. Полученные точки соединяют прямой линией. Подобным образом получают ещё одну линию, пересекающую первую. Откладывая в масштабе вдоль северной и южной сторон квадрата от его западной стороны расстояние 120м и соединяя полученные точки. В пересечении нанесённых линий и будет находиться искомая точка.
Занятие 8.
Тема 6. Ориентирование линий по топографической карте.
Цель: Научить ориентировать карту для быстрой ориентировки на местности с помощью ориентиров и компаса.
Оборудование: Топографическая карта, транспортир, компас.
План:
1. Теоретическая часть.
Для быстрой ориентировки на местности при помощи карты надо предварительно изучить тот участок земной поверхности, на котором нам предстоит побывать или где мы уже находимся.
Приступая к ориентированию. Необходимо прежде всего ориентировать карту, т.е. придать ей такое горизонтальное положение. Когда все её линии параллельны соответствующим линиям на местности и продолжение направления на карте, проведённое от точки стояния к какому-либо объекту, совпадает с соответствующими направлениями на местности.
Находясь на полуоткрытой или открытой местности. Узнают в натуре ряд объектов местности, изображённых на карте, и поворачивают карту до тех пор. Пока направление изображённого на ней оврага. Дороги или какого-либо отдалённого объекта не совпадает с действительным направлением на местности. После этого проверяют ориентировку карты по другим объектам.
В закрытой местности карту ориентируют по компасу, прикладывая его к западной или восточной рамке карты, и, установив её в горизонтальном положении, вращают вместе с компасом до тех пор, пока тёмный конец стрелки (при отсутствии склонения) не установится против буквы С или (при наличии склонения) против отсчёта, равного величине склонения с учётом его знака.
Компасом пользуются в тех случаях, когда при ориентировании за начальное направление принимают магнитный меридиан. Им можно определить любое направление на местности посредством измерения азимута, т.е. горизонтального угла, образованного магнитным меридианом и направлением на ориентир.
Магнитный меридиан с истинным (географическим) в большинстве случаев не совпадает и образует угол, называемый м а г н и т н ы м с к л о н е н и е м. Склонение бывает восточным и западным. При наличии восточного склонения, чтобы вычислить истинный азимут, величину магнитного склонения прибавляют к величине азимута, вычисленного на месте по компасу. При наличии западного склонения действия обратные.
В обоих случаях карта ориентирована для решения всех последующих задач, стоящих перед наблюдателем.
2. Практическая работа №5 «Ориентирование линий по топографической карте».
Задание 1: Измерить по топографической карте истинный азимут заданной линии.
Используя минутные и десятисекундные отрезки северной и южной сторон рамки карты, проводят, по возможности ближе к началу заданной линии (или через её начальную точку), вспомогательный географический (истинный) меридиан. Угол между его северным направлением и направлением заданной линии, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, будет истинным азимутом этой линии.
Чтобы измерить его величину, нужно на карту наложить транспортир так, чтобы нулевой штрих его основания совпал с точкой пересечения построенного вспомогательного меридиана и ориентируемой линии, а само основание совместилось с линией меридиана. По шкале транспортира по ходу часовой стрелки отсчитывают значение истинного азимута. Если значение азимута превышает 180 градусов, то удобнее вначале измерить угол, дополняющий его до 360 градусов, а затем вычесть полученную величину из 360 градусов.
Задание 2: Измерить по топографической карте магнитный азимут заданной линии.
Вначале на топографическую карту наносят магнитный меридиан: откладывают от внутренней боковой рамки при помощи транспортира значение магнитного склонения и по этому направлению проводят линию магнитного меридиана. Затем удлиняют заданную линию до пересечения с этим магнитным меридианом и транспортиром измеряют магнитный азимут – угол от северного направления меридиана до заданной линии.
Задание 3: Вычислить обратный азимут по заданному прямому азимуту.
Если ориентируемая линия короче 1км или её направление близко к меридиональному, то обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов и вычисляется по формуле:
А2-1=А1-2+- 180 градусов. 180 градусов прибавляется к прямому азимуту, если он меньше 180 градусов, и вычитается, если значение прямого азимута больше 180 градусов.
В тех же случаях, когда длина ориентируемой линии больше 1км, при вычислении обратного азимута нужно учитывать величину сближения меридианов.
Задание 4: Вычислить истинный азимут по заданному магнитному азимуту и склонению.
Если склонение магнитной стрелки восточное, то его значение прибавляется к значению магнитного азимута, а если западное – вычитается.
Занятии 9-10-11.
Тема 7. Решение задач по карте с горизонталями.
Цель: Научить классифицировать рельеф по размерами их отношению к плоскости горизонта; научить решать задачи по карте с горизонталями.
Оборудование: Топографическая карта, миллиметровая бумага
План:
1. Теоретическая часть.
В топографии все формы рельефа принято классифицировать по размерам и их отношению к плоскости горизонта. По размерам различают крупные формы рельефа (гора, горный хребет, большая долина), средние (холм, балка), мелкие (бугор, выемка); по отношению к плоскости горизонта – положительные, которые возвышаются над окружающей местностью (хребет, холм), и отрицательные, которые образуют понижения местности (лощина, балка, овраг).
Из всего многообразия в топографии выделяют следующие основные формы рельефа: гора, котловина, хребет, лощина и седловина. Г о р а – значительное куполообразное или коническое возвышение. В ней выделяют вершину, скаты или склоны и основание (подошву). К о т л о в и н а – замкнутое со всех сторон углубление конической или чашеобразной формы. Котловина имеет дно и склоны, в верхней части заканчивающиеся бровкой. Х р е б е т – вытянутая возвышенность с хорошо выраженными склонами и подножием, постепенно понижающаяся в одном направлении. Линия пересечения склонов хребта называется его осью, водоразделом или водораздельной линией. Л о щ и н а – вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении; имеет скаты с чётко выраженным верхним перегибом – бровкой. С е д л о в и н а – понижение на гребне хребта между двумя смежными вершинами. Она составляется двумя взаимно противоположными хребтами и двумя лощинами.
Существует ряд способов изображения рельефа на плоскости, т.е. на плане или карте: отметками высот, отмывкой, способом штрихов, послойной окраской, горизонталями. На топографических картах рельеф изображают горизонталями. Г о р и з о н т а л и – кривые замкнутые линии, соединяющие точки с одинаковыми отметками высот. Дополняются горизонтали б е р г ш т р и х а м и (короткими чёрточками, перпендикулярных к горизонталям, указывающими направление склона); подписями отметок абсолютных высот характерных точек местности (такими являются вершина горы, дно котловины и др.) и некоторых горизонталей (отметки всегда подписываются в их разрывах и основанием цифр всегда располагаются вниз по склону). Кратчайшее расстояние между горизонталями соответствует направлению наибольшей крутизны ската. Водораздельные линии и оси лощин пересекаются горизонталями под прямыми углами; горизонтали, изображающие наклонную плоскость, имеют вид параллельных прямых.
2. Практическая работа №6. «Решение задач по карте с горизонталями».
Задание 1: Определить по горизонталям, в пределах какой формы рельефа расположена заданная точка.
Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо разобраться, как с помощью горизонталей изображаются различные формы рельефа. Замкнутые горизонтали с бергштрихами, направленными во внешнюю сторону, представляют собой гору или холм. Самая внешняя горизонталь приблизительно равна подошве, а самая внутренняя – вершине. Котловина тоже имеет замкнутую форму горизонталей, но с бергштрихами, направленными внутрь контура. Вытянутые формы рельефа изображаются изогнутыми незамкнутыми горизонталями, определить, положительная или отрицательная это форма рельефа можно по расположению бергштрихов и отметок горизонталей. Если с четырёх сторон к некоторой точке сходятся горизонтали своими выпуклыми сторонами, причём с двух противоположных сторон бергштрихи проведены с внешних сторон горизонталей, а с двух других – с внутренней, то это будет седловина.
При описании формы рельефа необходимо указывать её местоположение, ориентацию, давать характеристику её элементам, характерным точкам и линиям.
Задание 2: Определить по топографической карте форму и крутизну склона.
По форме склоны могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, волнистыми. На топографической карте форму склона можно определить по взаимному расположению горизонталей на склоне. Так, если горизонтали располагаются на равных расстояниях одна от другой, то они изображают прямой склон. Если они учащаются к вершине – вогнутый склон. Горизонтали учащаются к подошве при выпуклом склоне. Если горизонтали разреживаются и учащаются в нескольких местах, то склон, изображаемый ими, имеет волнистую форму.
Приступая к решению этой задачи, следует внимательно рассмотреть рисунок горизонталей на карте, частоту размещения горизонталей на склоне и определить форму заданного склона.
Задание 3: Определить по топографической карте высоту сечения рельефа.
Используется несколько способов определения высоты сечения, если её значение почему-либо не указано на топографической карте. Можно воспользоваться масштабом карты, зная, что для топографических карт приняты стандартные сечения рельефа.
Территории | Высота сечения для масштабов, м | |||
1:10000 | 1:25000 | 1:50000 | 1:100000 | |
Плоскоравнинные | 2,5 | 2,5 | 10,0 | 20,0 |
Равнинные, пересечённые и всхолмлённые, с преобладающими углами наклона до 6 градусов | 2,5 | 5,0 | 10,0 | 20,0 |
Горные и предгорные, а также песчаные пустыни | 5,0 | 5,0 | 10,0 | 20,0 |
Высокогорные | - | 10,0 | 20,0 | 40,0 |
Можно определить сечение рельефа с помощью горизонталей. Для этого следует отыскать две подписанные горизонтали на склоне и вычислить разность их высот, затем подсчитать число промежутков, заключённых между ними, и разделить значение разности на число промежутков.
Задание 4: Нанести на топографическую карту характерные линии рельефа.
Характерной линией рельефа являются линии перегибов рельефа – водораздельная линия, тальвег, бровка, подошва. Водораздельная линия разделяет два противоположно направленных склона, создающих выпуклую форму рельефа, например хребет. На топографической карте водораздельная линия проводится под прямым углом к горизонталям, пересекая их в точках наибольшей кривизны. Водораздельная линия проходит также через вершины холмов, перевалы седловин, гребни хребтов. Водосливной линией, или тальвегом, называется линия, разделяющая склоны противоположного направления, которые образуют вогнутую форму рельефа (например, лощину) и проходят по её наинизшим точкам. На карте такая линия проводится, как и водораздельная линия, пересекая горизонтали под прямым углом в точках их наивысшей крутизны. Эти горизонтали должны изображать отрицательную форму рельефа, тальвег проходит по дну такой формы. Бровка – линия перегиба между более пологим склоном или горизонтальной площадкой и более крутым склоном. Например, склоны балки. Котловины в верхней части заканчиваются бровкой (краем). Бровку следует обозначать вдоль наружной горизонтали, изображающей котловину. Подошва склона – линия перехода от более крутого склона к более пологому или горизонтальной площадке. Склоны хребта, холма заканчиваются в нижней части линией подошвы. На карте эта линия проводится примерно по наружной горизонтали, образующей положительную форму рельефа.
Задание 5: Определить по топографической карте отметку горизонтали.
Отметку горизонтали можно определить по отметке вершины холма (дна котловины) или просто по отметке точки, подписанной на карте, если заданная горизонталь проходит рядом с такой точкой. В этом случае высота горизонтали будет равна ближайшему к отметке этой точки числу, кратному высоте сечения рельефа ( в случае понижения местности – меньшему, при повышении – большему).
Высоту горизонтали на карте можно также определить по отметке ближайшей подписанной горизонтали. Нужно подсчитать число интервалов, заключённых между заданной горизонталью и подписанной, умножить это значение на высоту сечения рельефа и прибавить полученное число к высоте подписанной горизонтали, если заданная горизонталь проходит выше по склону, или вычесть из значения высоты подписанной горизонтали, если заданная горизонталь проходит ниже по склону.
Задание 6: Определить по топографической карте отметку точки.
При решении этой задачи могут встретиться три случая: а) точка находится на горизонтали; б) точка расположена между смежными горизонталями и в) точка расположена внутри замкнутой горизонтали.
Если точка расположена на горизонтали, её отметка равна отметке горизонтали. Для определения отметки точки, лежащей между горизонталями, нужно вычислить её превышение относительно горизонтали, проходящей ниже по склону. И прибавить его к отметке этой горизонтали. Решение этой задачи сводится к определению превышения точки над горизонталью. Для определения отметки точки, расположенной внутри замкнутой горизонтали, можно воспользоваться отметкой точки в середине фигуры, образованной замкнутой горизонталью (ею может быть отметка вершины горы или котловины). Превышение этой точки над горизонталью равно разности высот её и горизонтали. Если внутри замкнутой горизонтали отсутствует точка с известной отметкой, то отметку заданной точки определяют приближённо, считая, что она больше (в случае, когда точка расположена на холме) или меньше (если находится в котловине) высоты замкнутой горизонтали на половину сечения рельефа.
Задание 7: Определить по топографической карте взаимное превышение между точками.
Взаимное превышение точек равно разности их высот. Чтобы правильно получить знак превышения по линии, соединяющей эти точки, нужно из отметки последующей точки вычесть отметку предыдущей. Если точки расположены на одном склоне на горизонталях, их взаимное превышение равно произведению числа промежутков между горизонталями этих точек и высоты сечения рельефа.
Задание 8: Построить по заданной на топографической карте линии профиль местности.
Профиль местности – изображение её вертикального разреза по заданному направлению. Его удобнее строить на миллиметровой бумаге. Поэтому берут лист миллиметровой бумаги. Подгибают с одной стороны 5-6 см и этим краем прикладывают к заданной линии на карте. Отмечают на миллиметровке чёрточками начальную и конечную линии, точки пересечения линий с горизонталями и перегибами рельефа, выписав их отметки. Отогнув край листа бумаги, получают горизонтальную линию профиля (линию расстояний) с отмеченными точками, высоты которых необходимо отложить по вертикальным линиям (линиям высот). Вертикальный масштаб профиля устанавливают с таким расчётом, чтобы он был в 5-10 раз крупнее горизонтального (для большей выразительности). За условный горизонт (начало отсчёта высот на профиле) принимают высоту точки с минимальной отметкой либо ближайшее к ней меньшее значение высоты, выраженное целым числом. На горизонтальной линии в отмеченных точках восставляют перпендикуляры, откладывают на них отметки этих точек и, соединив концы их прямой, получают профиль.
Задание 9: Определить границы бассейна водотока.
Бассейном водотока (водосборной площадью) называют часть земной поверхности, по которой по условиям рельефа вся вода, выпавшая в виде осадков, и вообще все поверхностные воды стекают в данный водоток. Границами водосбора являются водораздельные линии, которые проводятся по наивысшим точкам местности и разделяют склоны разного направления. Прежде чем приступить к решению задачи, нужно внимательно рассмотреть по карте заданный участок местности с водотоком, ознакомиться с рисунком горизонталей. Выделяя склоны, обращённые к лощине (балке), на дне которой протекает водоток, проводят водораздельные линии.
Задание 10: Определить по топографической карте взаимную видимость между двумя точками.
Определение видимости между двумя точками сводится к выявлению препятствий, расположенных в створе линии. Такими препятствиями могут служить неровности земной поверхности, а также предметы местности. Для определения взаимной видимости между точками по карте можно воспользоваться следующими правилами. Точку, из которой ведётся наблюдение, обозначают буквой С, наблюдаемая точка - Д, возможное препятствие – О. Нужно определить, будет ли препятствие О закрывать видимость точки Д из точки С.
1. Если препятствие О имеет меньшую абсолютную высоту, чем С и Д, то видимость есть.
2. Если О имеет высоту, большую, чем Д, и меньшую, чем С, то видимость может быть, а может и не быть.
3. Если О имеет высоту, большую, чем С и Д, то видимости не будет.
Взаимную видимость между двумя заданными на карте точками можно определить другим способом: С п о м о щ ь ю п о с т р о е н н о г о п р о ф и л я. На карте отмечены две точки, например С и Д. определить, есть ли видимость между ними или нет. Строят профиль по линии, соединяющий заданные точки. После проведения линии профиля соединяют точки С1 и Д1 прямой. Если эта прямая нигде не пересекает линию профиля, то видимость между точками есть, в противном случае её нет.
Занятия 12-13.
Тема 8. Описание местности по топографической карте.
Цель: Формировать навыки чтения топографической карты, учить мысленно представлять, как выглядит в действительности изображаемый участок местности.
Оборудование: Топографическая карта
План:
1. Теоретическая часть.
Читать карту помогают условные знаки, специально применяемые для отображения объектов местности, их качественных и количественных характеристик. Все условные знаки делятся на графические и пояснительные. Среди графических выделяют площадные (масштабные), внемасштабные и линейные условные знаки. П л о щ а д н ы е условные знаки применяются для изображения объектов, площадь которых выражается в масштабе карты. Каждый такой знак состоит из контура – плавного очертания объекта, который проводится на карте сплошной линией (например, контур озера) или точечным контуром (лес, кустарник), - и заполняющего контур пояснительного обозначения в виде окраски (лес), цветной штриховки (болото) или сети значков (кустарник).
В н е м а с ш т а б н ы м и условными знаками изображаются объекты, которые из-за своих незначительных размеров не могут быть выражены в масштабе карты (отдельные деревья, колодцы, мосты). Положение центра таких объектов на местности соответствует главной точке условного знака. У знаков правильной геометрической формы эта точка находится в центре, у знаков с широким основанием – посередине основания, у знаков в основании с прямым углом – в вершине угла, у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур, - в центре нижней фигуры. Этими главными точками нужно пользоваться при измерениях по карте расстояний между объектами, определении координат. С помощью линейных условных знаков обозначают объекты линейного протяжения (река, дороги, граница). Длина их выражается в масштабе, а ширина нередко показывается с некоторым преувеличением. Положению объекта на местности соответствует ось линейного условного знака. Пояснительные условные знаки служат для дополнительной характеристики предметов местности. К ним относятся значковые (рисунок дерева), буквенные, цифровые. Условные знаки, изображающие одни и те же объекты на топографических картах разных масштабов, отличаются лишь размерами.
2. Практическая работа №7 «Описание местности по топографической карте».
Задание 1: Описать участок местности по топографической карте.
Описание местности по карте составляется на основании её предварительного изучения, вначале общего, а затем более обстоятельного, по элементам или отдельным участкам.
При описании нужно воспользоваться следующим примерным планом:
1. Географические и прямоугольные координаты крайних точек участка.
2. Характеристика рельефа:
а) тип рельефа;
б) максимальная и минимальная абсолютные высоты, амплитуда высот;
в) водоразделы;
г) холмы и горы, их протяжённость, формы, размеры, абсолютные высоты, превышение вершины над подошвой;
д) форма и крутизна склонов;
е) изрезанность склонов промоинами, оврагами, лощинами;
ж) главные водотоки и долины, их направления, формы, размеры, уклоны;
з) наличие обрывов, карьеров, насыпей, выемок, ям, курганов.
3. Водные объекты:
а) реки: направление течения, строение русла, извилистость, ширина, глубина, скорость течения, наличие обрывов, пляжей, судоходство и сплав. Наличие поймы, её размеры, пойменные озёра и болота, растительный покров, грунты поймы и дна. Склоны речной долины, их форма, крутизна, расчленённость. Наличие гидротехнических сооружений, их характеристики;
б) озёра: конфигурация, размеры, характер берегов и склонов озёрных котловин, глубина, наличие островов;
в) болота: местоположение, конфигурация, площадь, вид, глубина, растительность, характер проходимости, хозяйственное использование, наличие осушительных сооружений.
4. Растительность:
а) леса – местоположение, площадь, состав по породам деревьев, высота, толщина деревьев, среднее расстояние между ними, вырубки, гари, наличие дорог, просек, троп;
б) кустарники (отдельно описываются только крупные массивы);
в) луга, их типы, площадь, приуроченность к рельефу;
г) культурная растительность (сады, пашни и т.д.).
5. Населённые пункты: типы поселений, размещение, административное значение, количество домов (для сельских поселений), характер планировки и застройки, наличие промышленных сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, связь с путями сообщения.
6. Пути сообщения и средства связи:
а) железные дороги, направление, колейность, вид тяги, станции и вокзалы, сооружения – мосты, тоннели, трубы, насыпи, выемки и их характеристики;
б) автомобильные дороги – направление, густота. Тип дороги, характер покрытия, ширина; сооружения – насыпи, трубы, мосты (ширина, длина, грузоподъёмность, материал постройки).
7. Другие элементы картографического изображения.
Задание 2: Описать маршрут движения по топографической карте.
Описание маршрута движения состоит из описания дороги и прилегающей местности. Заданный маршрут следует разбить на отдельные участки и описание давать каждому из них в такой последовательности: характеристика дороги, рельефа, водных объектов, растительности, населённых пунктов. При описании следует обратить особое внимание на условия проходимости, на каждом участке указывать направление движения и длину, измеренную по карте.
Задание 3: Описать отдельный населённый пункт по топографической карте.
1. О п и с а н и е н а с е л ё н н о г о п у н к т а . здесь следует указать его местоположение, тип, число жителей или число домов, к какой форме рельефа приурочен, перечислить экономические, культурные объекты, построенные в нём или возле него.
2. О п и с а н и е д о р о г и . Для автодороги нужно указать тип покрытия, ширину, особенности технического устройства, для железной дороги – число путей, ширину колеи, характер тяги; для обеих - направление, сооружения и объекты на дороге.
3. О п и с а н и е р е к и . при и описании реки необходимо охарактеризовать её русло (извилистость, ширину, глубину), направление и скорость течения. Описать пойму и склоны речной долины, притоки, указать. Какие объекты сооружены на реке.
Занятия 14-16.
Тема 9. Ориентирование по топографической карте на местности.
Цель: Научить ориентироваться на местности с помощью карты.
Оборудование: Топографическая карта, компас, планшет
План:
1. Теоретическая часть.
Ориентирование на местности с помощью карты включает: ориентирование самой карты, определение на карте точки своего местонахождения (точки стояния) и сличение карты с местностью.
Ориентировать карту – значит расположить её в горизонтальной плоскости так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена на север, нижняя – на юг, боковые стороны совпали с направлениями истинных меридианов и все линии на карте были бы параллельны соответствующим линиям на местности.
Ориентирование можно проводить по линиям местности (дороге, реке, просеке), по направлениям на ориентиры – местные предметы и в случае, когда местность закрытая (например, в лесу), - по компасу.
Сориентировав карту, определяют на ней точку своего стояния. Точкой стояния называется место, где в данный момент находится наблюдатель.
Проще всего определить точку стояния, находясь у какого-либо ориентира: нужно отыскать по карте условный знак этого ориентира. Так, если наблюдатель находится в поле у отдельно стоящего дерева, то на карте точка стояния будет находиться рядом с главной точкой условного знака, изображающего дерево. Если наблюдатель находится на шоссе у переезда через железную дорогу, то нужно отыскать на карте изображение шоссе и железной дороги и отметить точку стояния на пересечении осей условных знаков шоссейной и железной дорог.
Если рядом ориентира нет, точку стояния можно определить одним из следующих способов: по ближайшим ориентирам на глаз, по формам рельефа на глаз, визированием на ориентир с промером расстояния до него, промером расстояний, засечкой.
Заключительным этапом ориентирования является сличение карты с местностью, т.е. сопоставление объектов местности с их изображением на карте. При сличении нужно уметь найти предмет, видимый на местности. И найти предмет на местности по его изображению на карте.
Ориентирование по карте можно проводить не только стоя в одном месте на местности, но и при движении пешком или на автомобиле. При этом важно правильно выдержать маршрут и прибыть в конечный пункт в назначенное время. Это зависит от умения правильно ориентироваться, т.е. умения правильно определить на карте своё местоположение.
Движение по азимутам применяется на местности с плохой видимостью или 2бедной» ориентирами и заключается в умении найти по компасу направление на местности. Выдержать его при движении и выйти к намеченному ориентиру.
2. Практическая работа №8 «Ориентирование по топографической карте на местности».
Задание 1: Определить расстояние до данного предмета на глаз.
Чтобы правильно определить расстояние на глаз, требуется длительная тренировка. При этом необходимо учитывать следующее:
из предметов, находящихся от нас на одинаковом расстоянии, крупные кажутся ближе мелких;
предметы, имеющие чёткие очертания, кажутся более близкими;
чем меньше предметов находится на линии наблюдения между наблюдателем и объектом, тем этот объект кажется ближе;
при наблюдении от подошвы горы к вершине предметы кажутся ближе, от вершины к подошве – дальше.
Точность глазомера зависит от условий наблюдения, размера определяемого расстояния, степени натренированности наблюдателя.
При определении расстояния на глаз следует использовать таблицу:
Определение расстояния на глаз
15-20 км | Видны купола больших церквей |
10 км | Видны ветряные мельницы |
5 км | Видны общие очертания домов (без окон, дверей и труб) |
4 км | Едва различаются очертания окон и дверей |
3 км | Видны трубы |
2 км | Видны высокие одинокие деревья; человек – едва различимая точка |
1500 м | Человек различается лучше, но ещё рисуется в виде точки; всадник и лошадь сливаются в одно целое. Видны провозки на дороге. |
1200 м | Видны отдельные деревья средней величины |
1000 м | Видны телеграфные столбы; в постройках различимы отдельные брёвна, с трудом можно отличить пешего от всадника |
700 м | Вырисовывается фигура человека без оттенков его одежды |
600 м | Отчётливо видны движения ног лошади |
300-400 м | Заметны движения рук человека, можно различить цвет одежды, переплёты на рамах окон |
200 м | Видны лицо, очертания головы, блестящие пуговицы |
150 м | Видны кисти рук, линия глаз, подробности одежды |
100 м | Чётко различается лицо |
70 м | Видны глаза в виде точек |
20 м | Можно различить белки глаз |
Для измерения расстояния шагами нужно прежде всего установить длину своего шага. Для этого рулеткой отмеряют на ровной местности отрезок длиной 100 м, проходят его обычным ровным шагом не менее двух раз, ведя счёт шагов или пар шагов, и затем длину отрезка в метрах делят на среднее число шагов. Получают длину своего шага. При измерении расстояния на местности полученное среднее число шагов умножают на длину одного шага.
Задание 2: Находясь на местности, ориентировать лист топографической карты.
1) Ориентирование карты по линиям местности.
Закрепив карту кнопками на планшете, устанавливают планшет в горизонтальном положении и поворачивают до тех пор, пока направление линейного объекта на карте (дороги, просеки, реки) не совпадёт с соответствующим направлением на карте. При этом предметы, расположенные справа и слева от дороги (просеки, реки), должны иметь такое же направление и на карте.
2) Ориентирование карты по направлениям на местные предметы (при условии, что точка стояния была известна заранее).
Выбирают на местности какой-нибудь удалённый предмет – ориентир, видимый из точки стояния. Удерживая карту в горизонтальной плоскости, поворачивают его таким образом, чтобы мысленно проведённое на карте направление из точки стояния на данный ориентир совпало с этим направлением на местности.
3) Ориентирование карты по компасу. (Поправка на магнитное склонение, если она меньше 3 градусов, не учитывается).
Придают карте горизонтальное положение, кладут на неё компас направлением С-Ю параллельно боковым сторонам рамки и буквой С на север карты. Освобождают магнитную стрелку и, осторожно поворачивая карту вместе с компасом, подводят С под северный конец стрелки. Карта ориентирована.
Задание 4: Определить по топографической карте своё местоположение (точку стояния).
1) Определение местоположения по ближайшим ориентирам на глаз.
Ориентируют карту. Выбирают на местности 1-2 предмета-ориентира и по направлениям и расстояниям до них примерно определяют точку стояния. Причём чем больше расстояние до предметов, тем меньше точность определения. Этим способом пользуются, если расстояние до предметов не превышает 150-200 м.
2) Определение своего местоположения по рельефу на глаз.
В качестве ориентиров можно использовать хорошо выраженные на местности формы рельефа, а также характерные точки и линии рельефа. Карту ориентируют и сличают с местностью. По взаимному расположению форм рельефа на местности находят по горизонталям соответствующее расположение форм рельефа на карте, а по своему положению по отношению к ним – примерную точку стояния.
Задание 5: Произвести сличение топографической карты с местностью.
Выйдя на местность, сначала ориентируют карту, находят точку стояния и потом сравнивают местность с её картографическим изображением. Дальние предметы опознать труднее: ориентировав карту, становятся по направлению на дальний предмет, на глаз оценивают расстояние до него и, выразив в масштабе, откладывают от точки стояния по линии визирования на карте; находят условный знак, изображающий этот предмет, а по нему определяют и сам предмет на местности.
Задание 6: Выйти на точку, указанную на топографической карте.
Решение задачи сводится к тому, чтобы, ориентируясь по карте, суметь найти направление на местности, сохраняя его, пройти нужное расстояние и выйти к заданной точке.
1) Выход на заданную точку с помощью местных предметов и элементов рельефа.
На карте намечают маршрут, ведущий к заданной точке. Во время движения опознают на местности предметы и элементы рельефа и по ним находят точку.
2) Выход на заданную точку по истинному или магнитному азимуту.
В условиях плохой видимости измеряют по карте истинный азимут направления на заданную точку и расстояние до неё от исходной точки. Затем вычисляют магнитный азимут этого направления и, отсчитывая его по компасу, проходят по установленному направлению расстояние до заданной точки.
Задание 7: Произвести ориентирование по топографической карте на местности в движении.
Прежде чем выходить на маршрут, необходимо провести подготовительные работы:
изучить характер местности в полосе 1 км по обе стороны от маршрута;
разбить маршрут на участки, измерить их длины и рассчитать примерное время прохождения каждого участка; подписать на карте;
отметить ориентиры, встречающиеся на маршруте;
установить наличие на маршруте наличие населённых пунктов.
После этого можно выходить на маршрут.
Выйдя на маршрут, ориентируют карту и определяют точку стояния – исходную точку маршрута. Во время движения карту постоянно держат перед собой ориентированной, изменяя положение на поворотах. Сличают изображение с местностью и время от времени сличают своё местоположение, опознавая ориентиры.
Задание 8: Произвести на местности движение по азимутам.
Решение поставленной задачи следует начинать с подготовительного этапа.
Намечают на топографической карте маршрут от начального к конечному пунктам движения. Ряд ориентиров разобьёт маршрут на отдельные звенья. В качестве ориентиров следует выбирать перекрёстки дорог, просеки, овраги, отдельно стоящие деревья и др.
Измеряют на карте углы, вычисляют магнитные азимуты направлений звеньев маршрута, определяют расстояния между ориентирами. Полученные данные оформляют в виде схемы. На листе бумаги в произвольном масштабе строят маршрут движения, примерно выдерживая направления. Ориентиры обозначают условными знаками; возле каждого направления подписывают магнитный азимут и расстояния в парах шагов. Со схемой и компасом выходят на маршрут движения. Установив азимут первого направления, выбирают на нём хорошо видимый первый ориентир и идут в этом направлении, отсчитывая указанное количество пар шагов.
Задание 8: Обойти препятствие.
Если при движении по азимутам на открытой местности встречается препятствие, нужно наметить в направлении движения на противоположной его стороне какой-нибудь заметный ориентир, обойти препятствие, не упуская из виду ориентира. Встав около ориентира, снова взять заданное направление, к пройденному расстоянию прибавить ширину препятствия, определённую на глаз, и продолжить движение.
В условиях плохой видимости обход препятствия можно совершать по компасу.
Задание 9: Восстановить потерянную ориентировку.
В случае потери ориентировки (например, не удаётся найти на местности предметы, обозначенные на карте, или определить своё местоположение) нужно остановиться, постараться вспомнить пройденные ориентиры и путём сличения ориентированной по компасу карте с местностью попытаться определить своё местоположение. При потере ориентировки на местности с небольшим числом ориентиров выбирают любой азимут и движутся по нему, постоянно сличая местность с картой. В какой-то момент можно будет по опознанным окружающим ориентирам (внимание следует обращать и на рельеф) восстановить потерянную ориентировку.
После определения своего местоположения намечают путь к выходу на маршрут и в дальнейшем правильность восстановленной ориентировки проверяют по встречающимся ориентирам.
Задание 10: Отыскать обратный путь движения.
Чтобы легче было найти обратный путь, нужно во время движения по маршруту запоминать встречающиеся характерные ориентиры, особенно на поворотах маршрута, у обходимых препятствий, можно оставлять знаки на дорогах и деревьях (но без ущерба для природы). Если идут по азимутам, назад возвращаться следует по обратным азимутам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Топографическая карта.
Повторяем основы топографии из 6 класса: стороны горизонта, азимут, масштаб, определение расстояний....
Определение координат по топографической карте.
Практическая работа по топографической карте-определение географических координат....
Чтение топографических карт
топография...
Задания измерители по теме: «Топографический план и топографическая карта».
Задания измерители по теме:«Топографический план и топографическая карта»....
Понятие о топографической карте. Конспект урока
Конспект урока. 10 класс...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»
Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые ведут занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я пыталась систематичировать и обо...
Конспект к уроку "Топографический план и топографическая карта
Конспект урока "Топографический план и топографиечская карта" 5 класс по учебнику А.А. Летягина...