6 класс. Практическая работа "Обработка данных наблюдений за погодой с использованием компьютера"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
При выполнении практической работы "Обработка данных наблюдений за погодой", считаю нецелесообразным использовать данные наблюдений за погодой самих учащихся, т.к. они у всех разные. Шестиклассники уже довольно хорошо владеют навыками работы на компьютере, поэтому в течение нескольких лет предлагаю ученикам выполнить эту работу с использованием компьютера. Ученики распечатывают "Календарь погоды для школьников" с сайта GISMETEO.RU, графики, розу ветров строим в Microsoft Excel. В классе продолжаем работу, анализируем графики, розу ветров и выполняя задания учителя, учимся делать выводы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Я работаю по УМК линии «Сферы». В 6 классе при изучении темы «Атмосфера» этап формирования знаний и о температуре воздуха основан на наблюдениях за погодой. Термины «суточный ход температуры», «годовой ход температуры», «амплитуда температур» вводится при работе с материалами «Дневника наблюдения за погодой» и заданиями тетради-тренажера. Практические умения, формируемые на уроках: умение вычерчивать и анализировать графики хода температур, строить розу ветров, формируются, используя данные наблюдения за погодой. Считаю нецелесообразным использовать данные наблюдений за погодой самих учащихся, т. к. они у всех получаются разные. На мой взгляд, разумнее, если это будут единые сведения, например из тетради – тренажера или из единого «Календаря наблюдений за погодой». Мы работаем с данными тетради – тренажера и с единым «Дневником наблюдений за погодой» для Санкт-Петербурга, т. к. проживаем в этом городе. Календарь распечатываем с сайта GISMETEO. RU, графики строим в документе Microsoft Excel.
Такой подход к выполнению практической работы вносит новизну в ход урока, повышает познавательный интерес учащихся к рассматриваемым вопросам.
Шестиклассники уже довольно хорошо владеют навыками работы на компьютере. В течение нескольких лет предлагаю им выполнить практическую работу «Обработка данных наблюдения за погодой» с использованием компьютера.
Для выполнения практической работы прошу учащихся за 1-2 урока распечатать с сайта GISMETEO. RU «Дневник погоды для школьников», например, за ноябрь 2012 года по Санкт-Петербургу. Выглядит он так: слайд№1
График хода температуры воздуха
Затем объясняю ученикам, как составить график хода температуры, атмосферного давления в документе Microsoft Excel:
Создаем лист Microsoft Excel (параметры страницы - альбомный лист). Вводим таблицу (все данные за месяц). Например:
число | 1 | 2 | 3 |
t C | 2 | 6 | 4 |
Далее: выделяем таблицу. Находим в меню Вставка-Диаграмма-Стандартные -График. Выполняем все действия, которые предлагает компьютер. Слайд№2
По такому же алгоритму можно составить «график хода атмосферного давления»:
число | 1 | 2 | 3 |
Р | 763 | 757 | 751 |
Слайд №3
Если у некоторых учащихся возникают трудности, они выполняют эту работу в после урочное время под руководством учителя в кабинете географии.
Затем распечатанную работу учащиеся приносят на урок. На уроке мы учимся анализировать график, делать выводы, отвечая на вопросы и выполняя задания учителя:
- Красным карандашом покажите на графике ход положительных температур воздуха, синим – отрицательных.
- Была температура воздуха в течении месяца постоянна?
- Как изменялась температура воздуха в течение месяца?
- Значком* красного цвета отметьте на графике max температуру воздуха, значком* синего цвета отметьте на графике min температуру воздуха.
- Вычислите амплитуду температур воздуха
- Вычислите среднемесячную температуру воздуха по данным календаря погоды
Роза ветров
Затем объясняю ученикам, как составить розу ветров в документе Microsoft Excel:
Для создания розы ветров поступаем следующим образом:
Создаем лист Microsoft Excel. Вводим таблицу (все данные за месяц). Например:
Направление ветра | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Кол-во дней | 1 | 0 | 5 | 4 | 4 | 8 | 8 | 1 |
Далее: выделяем таблицу. Находим в меню Вставка-Диаграмма-Лепестковая. Выполняем все действия, которые предлагает компьютер.
Слайд № 4
Затем распечатанную работу учащиеся приносят на урок. На уроке мы учимся анализировать делать выводы, отвечая на вопросы и выполняя задания учителя:
- Красным цветом выделить ветры южных направлений, синим цветом – северных направлений
- Ветры каких направлений преобладали в Санкт-Петербурге в ноябре 2012 года?
- Пользуясь календарем погоды, определите какой ветер преобладал в Санкт-Петербурге, когда была:
ясная погода_______________________
переменная облачность_____________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
наблюдение за погодой
практическая работа...
Практическая работа «Наблюдение за погодой, ее описание на примере г. Липецка»
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: география, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕГеография как наука, ее предмет изучения. Географические объекты...
Памятка по ведению дневника наблюдения за погодой
В памятке прописано оборудование и действия при наблюдении за погодой, а также таблица для фиксации полученных данных....
Практическая работа по теме "Наблюдение за погодой"
Данная работа применяется на уроках географии в 6 классе при изучении темы "КЛИМАТ"...
Практическая работа Организация наблюдения за погодой
Практическая работа Организация наблюдения за погодой...
Практическая работа: «Наблюдение за погодой».
Разработка проверочной работы...