Рабочие программы с 6 по 11 класс география
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Слепцова Лена Александровна

6 класс география Дронов Савельева 

7 класс география Душина Коринская Щенев  

8 класс география Баринова  

9 класс география Дронов Баринова Ром Лобжанидзе  

10 класс география Гладкий Николина  

10 класс гоеграфия Якутии

11 класс география  Гладкий Николина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kpt_6_klass.doc168.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_7_klass.doc278 КБ
Microsoft Office document icon ktp_8_klass_geografiya.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Сватайская средняя общеобразовательная школа им. Г. Г. Колесова»

Рабочая программа учебного предмета

«География»

(6 класс)  

                                       Учитель географии

                                                     

                                                     Слепцова Лена Александровна

с. Сватай

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI – VII классы)/, опубликованной в  Сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федерального базисного учебного плана –М.: Дрофа, 2008, а также программы для общеобразовательных учреждений  «География. 6-11 классы.» (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).  –М.: Дрофа, 2009

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. В ней предусмотрено проведение 3 уроков–практикумов и 12 уроков  с элементами практики, где проводятся  практические работы в процессе которых необходимо отрабатывать приемы работы с картой индивидуально с обучающимся.  Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.

        В данную программу включен региональный компонент  «География своей местности» для 6 класса, который составлен в соответствии с программой по географическому краеведению для 6-7 классов  (региональный компонент) под ред. Павлюк Н.Г. – Благовещенск: изд - во БГПУ, 2006.

        В изучение географии своей местности включены в следующие разделы: Раздел 2. Географические модели Земли (тема «Географическое положение города Белогорска»). Раздел 3. Природа Земли и человек.  Тема 1. Земная кора (Особенности рельефа и горных пород г.Белогорска); Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (Климат города Белогорска); Тема 3. Гидросфера (Особенности внутренних вод г.Белогорска), Тема 4. Биосфера (Почвы, растительный и животный мир г. Белогорска), Раздел 4. Географическая оболочка (Природные комплексы г.Белогорска. Население и хозяйство  г.Белогорска)

         Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Дронов В. П. География. Землеведение./ под ред. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2010

         «Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

        Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

        Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  1. познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  2.  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  3. ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  4. соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

        Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

         Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

  1. Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  2. Развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  3. Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  4. Научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
  5. Включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями;
  6. Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  7. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  8. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.

         А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

         Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

        Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

        Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

         Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), электронные пособия, презентации, авторский УМК для 6 класса, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся: 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Виды деятельности учащихся:

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Мини – сочинения;
  4. Работа с источниками;
  5. Доклады;
  6. Защита презентаций;
  7. Рефлексия.

Учебно-тематический план  (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение.

1

2

Земля во Вселенной.

3

3

Географические модели Земли.

5

4

Земная кора.

7

5

Атмосфера и климаты Земли.

5

6

Гидросфера.

5

7

Биосфера.

5

8

Географическая оболочка.

3

9

Повторение

2

всего

35

Перечень уроков –практикумов и уроков с элементами практикума.

№ п/п

Тема

1

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Решение географических задач.

2

Решение географических задач на сопоставление географических следствий движения Земли.

3

Топографический  диктант: условные знаки.

4

Ориентирование по карте: чтение карт, дешифровка космических и аэрофотоснимков, в том числе Амурской области области, Белогорского района и города Белогорска.

5

Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

6

Обучение определению направлений по карте, направление высоты точек.

7

Определение географических координат по глобусу и карте (в том числе города Белогорска и Белогорского района)

8

Ориентирование на местности, составление простейшего плана местности.

9

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность).

10

Работа с картами атласа и контурными картами, нанесение на к/к основных зон землетрясений и вулканизма.

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

11

Построение графика хода температур за месяц в городе Белогорск.

12

Построение розы ветров за месяц для Белогорска и Белогорского района.

13

Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата города Белогорска, Белогорского района и Амурской области.

14

Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору)

15

Описание растительного и животного мира Белогорска на местности и по карте.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик 6 класса должен:

1.        Называть и/или показывать:

  1. существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
  2. форму и размеры Земли (длина окружности);
  3. на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
  4. основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
  5. основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
  6. основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
  7. характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
  8. части Мирового океана;
  9. среднюю соленость вод океана;
  10. воды суши подземные и поверхностные;
  11. речную систему, речной бассейн;
  12. компоненты ПТК;
  13. правила поведения в природе;
  14. причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
  15. главную причину образования ветра;
  16. главную причину образования облаков, осадков;
  17. пояса освещенности Земли;
  18. географические координаты своей местности.

2.        Приводить примеры:

  1. характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
  2. связей между элементами погоды;
  3. изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
  4. воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  5. влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  6. меры по охране природы в своей местности;
  7. горных пород и минералов, их использования человеком;
  8. влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  9. взаимосвязей: река — рельеф;
  10. искусственных водоемов;
  11. из истории географических исследований и открытий.

3.        Определять:

  1. атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
  2. стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
  3. абсолютные и относительные высоты;
  4. объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
  5. по карте географическое положение объектов;
  6. по образцам: осадочные и магматические горные породы;
  7. фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

  1. географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком;
  2. давать оценку экологического состояния.

5.        Объяснять:

  1. особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Список методической литературы по предмету

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение». Москва: «Дрофа», 2009 год.
  2. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.
  3. «География. 6 – 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.
  4. Константинова Т.В. «Первые уроки по физической географии». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
  5. Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год.
  6. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
  7. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.
  8. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.
  9. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.
  10. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.
  11. «Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.
  12. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.
  13. Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.
  14. Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
  15. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.
  16. Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
  17. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.
  18. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.

Предмет  география для 6 класса

на I и II полугодие 20011- 2012 учебного года.

Количество часов по учебному плану –35, 1ч. в неделю.

Составлен в соответствии с программой по географии для общеобразовательных

учреждений.6-11 классы. Авторы Дронов В. П., Савельева Л. Е. Землеведение. М: Дрофа, 2009 г.

Базовый учебник: Дронов В. П. География. Землеведение./В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2010

Пояснительная записка.

В данную программу включен региональный компонент  «География своей местности» для 6 класса. Изучение географии своей местности включены в следующие разделы: Раздел 2. Географические модели Земли ( тема «Географическое положение города Белогорска»), Раздел 3. Природа Земли и человек ,  Тема 1. Земная кора (Особенности рельефа и горных пород г.Белогорска); Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (Климат города Белогорска); Тема 3. Гидросфера (Особенности внутренних вод г.Белогорска), Тема 4. Биосфера (Почвы, растительный и животный мир г. Белогорска), Раздел 4. Географическая оболочка (Природные комплексы г.Белогорска. Население и хозяйство  г.Белогорска)

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип (вид) урока.

Параграф

1.

Введение

Что изучает география.


1

Тип: изучение нового материалаВид: комбинированный

&1

2.

Раздел 1. Земля во Вселенной

3

Земля и космос. Земля - часть Солнечной системы.

1

Тип: : изучение нового материала Вид: комбинированный.

&2,3

3.

Движение Земли

1

Тип: комбинированный Вид: беседа с эл. практики

&4

4.

Форма и размеры Земли

1

Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с эл. практики

&5

5.

Раздел 2. Географические модели Земли

5

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты.

2

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

&7,8

6.7.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты.

2

Тип: совершенствование знаний Вид: урок- практикум.

&9,10

8.

Контрольная работа

1

9.

Раздел 3. Земная кора

9

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с элементами практики

&11

10.

Разнообразие горный пород

1

Тип: актуализация знаний и умений Вид: объяснение с эл. беседы

&12

11.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие рельефа земли.

1

Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами практики

&13,14

12.

Движение земной коры. Землетрясения

1

Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами практики

&15,16

13.

Вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф.

1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

&17,18

14.

Работа текучих вод, ледников и ветра.

1

Тип: : актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами практики

&19

15.

Главные формы рельефа суши.

1

Тип: урок обобщения и систематизации Вид: тестирование

&20

16.

Рельеф дна океана. Человек и земная кора.

1

Тип: изучение нового материала Вид: вводная беседа

&21,22

17.

Контрольная работа по разделу 3.

1

4 раздел. Атмосфера.

6

18.

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Нагревание воздуха и его температура.

1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

& 23,24

19.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере.

1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

& 25,26

20.

Атмосферные осадки. Давление атмосферы

1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

& 27,28

21.

Ветры. Погода


1

Тип: комбинированный Вид: беседа с эл. практики.

& 29,30

22.

Климат. Человек и атмосфера

Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами практика

& 31,32

23.

Контрольная работа по разделу 4.

1

Раздел 5. Гидросфера

5

24.

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан – основная часть гидросферы

1

Тип: урок обобщения и систематизации Вид: тестирование

& 33,34

25.

Свойства океанических вод. Движение воды в океане. Волны


1

Тип: изучение нового материала Вид: беседа с эл. объяснения

& 35,36

26.

Течения. Реки. Жизнь рек

1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

& 37,38,39

27.

Озера и болота. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

Тип: комбинированный Вид: смешанный

& 40,41,42

28.

Человек и гидросфера. Контрольная работа по разделу 5.

1

Тип: : актуализация знаний и умений Вид: тестирование

& 43

Раздел 6. Биосфера.

4

29.

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.


1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

& 44,45

30.

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

1

Тип: комбинированный Вид: объяснение с эл. беседы

& 46,47

31.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Жизнь в безлесных пространствах.

1

Тип: урок обобщения и систематизации Вид: игра

& 48,49

32.

Почва. Человек и биосфера. Контрольный срез.

1

Тип: урок обобщения и систематизации Вид: игра

& 50,51

Раздел 7. Географическая оболочка.

3

33.

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки.

1

Тип: урок обобщения и систематизации

& 52, 53

34.

Территориальные комплексы.

Контрольная работа по разделу 7

1

& 54

35.

Итоговый урок по курсу 6 класса

1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

                    Рассмотрена и одобрена на заседании                               Утверждена руководителем ОУ

                    Методического  объединения                                           Директор школы

                     Председатель МО ______________                                  ________________Е.Н.Кочеткова

                     «____» ____________ 2011 г.                                             «____»_____________2011 г.

         

   

Рабочая программа

учебного курса

География.

Материки, океаны, народы и страны

для 7-го класса

Составитель:

Матвеева Ирина Владимировна, учитель географии.

                                                                                   2011 г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  2. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

        География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

        В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.                                                   Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

        География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

        Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

        Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты. 

Цели и задачи курса:

        Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  1. расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  2. создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  3. усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  4. способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  5. на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  6. продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  7. учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

          Программа содержит новые направления географического образования:

  1. комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
  2. изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
  3. изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

        Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

        Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Место предмета в базисном учебном плане

        Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68  учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

        В структурном соотношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Как открывали мир», «Географическая карта – величайшее  творение человечества», «Земля – уникальная планета», «Материки  и океаны», «Земля – наш дом». На страноведение отводится 35% учебного времени.

        В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.

        На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Планируемые результаты обучения

1.        Оценивать и прогнозировать:

  1. по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  2. изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
  3. природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  4. основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

2.        Объяснять:

  1. особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
  2. особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  3. особенности расового и этнического состава населения;
  4. различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
  5. различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
  6. особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
  7. основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

3.        Описывать:

  1. основные источники географической информации;
  2. географическое положение объектов (по карте);
  3. существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
  4. компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
  5. объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
  6. особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4.        Определять (измерять):

  1. географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
  2. вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

5.        Называть и (или) показывать:

  1. важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
  2. типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  3. факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

  1. основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
  2. ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
  3. природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

 

                     Календарно-тематическое  планирование учебного материла по географии

 7 КЛАСС на 2011-2012 учебный год

70 часов, 2 часа в неделю

Программа

 Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

 Душина И.В., В.А. Коринская, Щенев В.А. География.(материки, океаны, народы и страны). 7 класс. –  М.: Дрофа, 2009 г.

Методическое пособие для ученика

  1. Сиротин В.И. География материков и океанов,  7 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
  2. География материков и океанов,  7 класс.  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.


п/п


Разделы и темы уроков

Кол-во

часов

Вид  занятий

Д/З

№ §§.


Практические работы

Дата

план

факт

Введение

3


1 (1)


Карта – особый источник географических знаний


1


ИНМ


1

№1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).

1.1 (2)

Разно масштабность картографического изображения.

1

ИНМ

2

-

1.2 (3)

Как люди открывали мир

1

КУ

3

№ 2. Группировка карт учебника и  атласа по различным признакам

Земля – уникальная планета

12

Литосфера и рельеф Земли

2

№ 3.Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

2 (1)

Литосфера

1

КУ

4

3 92)


Рельеф


1


ИНМ


5

Атмосфера и климаты Земли

2

4.5 (3)

Свойства и роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты. Климатообразующие факторы

1

ИНМ

6

6 (4)


Климат Земли


1


КУ


7

№ 4.Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

Гидросфера. Мировой океан

3

7 (5)

Мировой океан – главная часть гидросферы

1

КУ

8

8 (6)

Поверхностные течения в Мировом океане.

1

КУ

9

9 (7)

Океан как среда жизни

1

КУ

10

Географическая оболочка

3

10 (8)

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии.

1

ИНМ

11

№ 5. Анализ схем круговоротов веществ и энергии

11 (9)

Природные комплексы

1

ИНМ

12

12 (10)

Географическая зональность

1

ИНМ

13

Земля – планета людей

2

13.13.1 (11)

Расселение человека по материкам . религии мира. Страны мира

1

ИНМ

14


(12)


Урок практикум.


1


УПР


15

№ 6. Обозначение на к\к ареалов высокой плотности населения и направлений   миграций людей

Материки и океаны

51

Африка .

11


14 (1)

 

Географическое положение. Из история исследования


1


ИНМ

 

16

№ 7.Определение ГП материка и протяженности его с севера на юг в градусной мере и км.


15 (2)


Рельеф

1


УПР

17

№ 8.Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

16 (3)

Климат

1

КУ

18

№ 9.Оценивание климата отдельных территорий для жизни людей

17 (4)

Внутренние воды

1

КУ

19

№ 10.Описание одной из рек материка

18 (5)

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны

1

КУ

20

№ 11.Определение причин разнообразия зон

19 (6)

Тропические пустыни. Влияние человека на природу

1

КУ

21

20 (7)

Население и политическая карта

1

22

21 (8)

Страны Северной Африки. Алжир

1

КУ

23

№ 12.Составление описания одной из стран

21.1 (9)

 Страны Судана и Центральной Африки

1

КУ

24

21.2 (10)

Страны Восточной Африки. Кения

1

КУ

25

22 (11)

Страны Южной Африки. ЮАР

1

КУ

26



Австралия и Океания



4

23 (1)

ГП Австралии. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые

1

ИНМ

27

№ 13.Сравнение ГП Австралии и Африки, их рельефа

24 (2)

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны

1

ИНМ

28

25 (3)

Австралия.

1

ИНМ

29

26 (4)

 Океания

1

ИНМ

30

Южная Америка

7

27 (1)

Географическое положение и история открытия материка

1

ИНМ

31

№ 14.Определение черт сходства и различия в ГП Южной Америки и Африки

28 (2)

Рельеф

1

ИНМ

32

29 (3)


Климат. Внутренние воды.  


1


КУ


33

№ 15.Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).


30 (4)


Природные зоны. Изменение природы человеком


1


КУ


34

№ 16.Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

31 (5)

Население и политическая карта

1

ИНМ

35

32 (6)

Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина

1

ИНМ

36


33 (7)


Андийские страны. Перу


1


КУ


37

№ 17.Определение видов хозяйственной деятельности населения страны

 Океаны

2

34 (1)

Северный Ледовитый океан

1

ИНМ

40

35 (2)

Тихий и Индийский океаны

1

ИНМ

41

Антарктида

3

36 (1)

Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование

1

37 (2)

Природа материка

1

38 (3)

Северный Ледовитый океан

1

Северная Америка

6

39 (1)

ГП . История открытия и исследования.

1

ИНМ

43

40 (2)

Рельеф.

1

КУ

44

41 (3)


Климат. Внутренние воды


1


УПР


45

№ 18.Сравнение климата территорий, расположенных в одном поясе.

42 (4)

Природные зоны. Изменение природы человеком

1

ИНМ

46

43.44 (5)

Население и политическая карта. канада

1

ИНМ

47


45.45.1 (6)


США. Страны северной Америки. Мексика


1


КУ


48

№ 19. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

Евразия

18

46 (1)

ГП. Отечественные имена на карте. Евразии.

1

ИНМ

49


47 (2)


Рельеф


1


УПР


50

№20.Определение отличий рельефа Евразии от рельефа других материков

48 (3)


Климат


1


УПР


51

№ 21.Сравнение климата Евразии и Северной Америки

49 (4)

Внутренние воды

1

УПР

52


50 (5)


Природные зоны


1


УПР


53

№ 22. Сравнение природных зон Евразии и сев. Америки по 40ºс.ш.

51 (6)

Население и политическая карта

1

ИНМ

54

(7)

Урок-практикум

1

УПР

55

№ 23.Группировка стран материка по разным признакам

52 (8)

Страны Северной Европы

1

ИНМ

56

53 (9)

Страны Западной Европы. Великобритания

1

ИНМ

57

54 (10)

Франция  

1

ИНМ

58

55 (11)

Германия

ИНМ

59

56. 56.1(12)

Страны Восточной Европы. Страны Балтии

1

ИНМ

60

57 (13)

Страны Южной Европы. Италия

1

КУ

61

№ 24. Составление описания одной из стран

58.58.1 (14)

Страны Юго-Западной Азии. Страны Закавказья

1

КУ

62

58.2 (15)

Страны Центральной Азии.

1

КУ

63

59 (16)

Страны Восточной Азии. Китай

1

КУ

64

60 (17)

Япония

1

КУ

65

61.62 (18)

Страны Юго-Восточной Азии Индия и Индонезия

1

УЗЗ

66

Земля – наш дом

4

63 (1)

Особенности географической оболочки

1

ИНМ

67

№ 25 .Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК


64 (2)


Взаимодействие природы и общества


1


У-Э


68

ЭКСКУРСИЯ  № 1. Работа на местности, изучение ПК и антропогенных воздействий на природу

(3)

Урок обобщения учебного материала всего курса

1

УЗЗ

69

(4)

Урок закрепления знаний и умений.

1

УЗЗ


И Т О Г О:


70

Практических работ  25

 из них итоговых 9

Экскурсий 1

П/Р – итоговые практические работы (9 работ для оценивания)

Виды занятий:  ИНМ –  урок Изучения Нового Материала

                              УЗЗ  -   Урок Закрепления Знаний

                              КУ    -  Комбинированный Урок

                              УПР -  Урок - Практическая Работа

                              У-Э  -  Урок - Экскурсия

Материально- техническое обеспечение

                           Учебно – практическое оборудование:

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
  2. Комплекты  географических карт:
  3. Печатные демонстрационные пособия (тематические таблицы по всем разделам курса географии 7 класса)

  1. Модели земного шара (Физический глобус)

  1. КОЛЛЕКЦИИ:
  1. Коллекции горных пород и минералов.
  2. Коллекция полезных ископаемых различных типов.
  1. Гербарий растений

  1. ПОРТРЕТЫ:
  1. Набор «Путешественники»,
  2. Набор «Ученые - географы»

  1. Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

 Душина И.В.,  Коринская В.А., Щенев В.А. География: География (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. –  М.: Дрофа, 2009 г.

Методическое пособие для ученика

  1. Сиротин В.И. География материков и океанов,  7 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
  2. География материков и океанов,  7 класс.  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  1. Дюкова С.Е. – Тематический контроль, 7 класс. – М.: Творческий Центр, 2000.
  2. Дюкова С.Е. – Тесты, 7 класс.  - М.: Экзамен, 2006.
  3. Елисеева Р.М. -География. Тесты, 7 класс.  - М.: Просвещение, 1998.
  4. Петрова Н.Н.. – Тесты  по географии, 6-11 кл.-М.: Дрофа, 2000
  5. Пятунин В.Б. - Контрольные и проверочные работы по географии, 6-7 кл.-М.: Дрофа, 2002.
  6. Сиротин В. И. – Сборник задания и упражнения 6-10 кл. - М.: Дрофа, 2003.
  7. Элькин Г.Н. – Тесты, 6-7 кл. – С-П .: «Паритет», 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  1. Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2003.
  2. Бенькович Т.М., Бенькович Д. Л. - Опорные конспекты в обучении географии: Кн. для учителя: 7 кл.: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
  3. людей» - М.: Баласс, 2008.
  4. Елисеева Р.М. - География. Практическое пособие, 7 класс.  - М.: Издат - Школа, 1977, 2000.
  5. Коринская В.А., Душима КВ., Щенёв В.А.- География материков и океанов. 7 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000
  6. Коринская и др.- Методическое пособие по географии материков и океанов - М.: Просвещение, 1990.
  7. Элькин Г.Н. - География материков и океанов. Методич. пособие - СПб.: Паритет, 2001.
  8. Элькин Г.Н. - Рабочая тетрадь по географии материков и океанов - СПб.: Паритет, 1999, 2001.
  9. Элькин Г.Н. – Твой справочник. Материалы к урокам , 7 класс. – СПб.: Паритет, 2005.

      Дополнительная

   литература

  1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
  2. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 1998.
  3. Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя
  4. Америка, Евразия)  Книга для чтения - М.: Просвещение, 1975.
  5. Яворовская И.  – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Электронные издания

  1. Азия (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
  2. Африка (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
  3. Географическая энциклопедия: Страны мира.
  4. Европа (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
  5. Северная и Южная Америка (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
  6. Уроки географии  Кирилла и Мефодия – 7 класс

Перечень обязательной географической номенклатуры   7 класс

Тема ”Введение”

материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.

океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Тема ”Общая характеристика природы Земли”

Литосфера

равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская,  Среднесибирское плоскогорье.  

горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские, Эфиопское нагорье.

 вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус.

вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.

Гидросфера

моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.

 заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Финский. проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.

острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.

полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.

 реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы. озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.

Тема ”Океаны Земли”

Тихий океан:

моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.

 заливы: Аляска, Калифорнийский.

проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торресов.

желоба: Марианский, Перуанский

тёплые течения: Аляска, Восточно-Австралийское, Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.

холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Курило-Камчатское, Перуанское.

 острова: Алеутские, Бикини, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия, Пасхи, Самоа, Тайвань, Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.

полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.

Атлантический океан:

моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.

 заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.

 проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов, Флоридский.

желоб: Пуэрто-Рико.

тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.

холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).

полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.

Индийский океан:

моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.

заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.  

проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.

желоб: Зондский.

тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.

холодные течения: Западно-Австралийское, Западных Ветров, Сомалийское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.

полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.

Северный Ледовитый океан:

моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.

проливы: Берингов.

тёплое течение: Северо-Атлантическое.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.

полуострова: Таймыр, Чукотский.

Тема ”Африка”

океаны: Атлантический и Индийский.

 моря: Средиземное и Красное.

заливы: Гвинейский и Аденский.  

проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.

тёплые течения: Гвинейское, Мозамбикское.

холодные течения: Канарское, Бенгельское, Сомалийское.

острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар.  

 полуостров: Сомали. 

канал: Суэцкий.

крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.

равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.  

горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.

вулкан: Килиманджаро.

реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.  

озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.  

пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.

страны: Алжир, Ангола, Египет, Демократическая Республика Конго, Замбия, Мадагаскар, Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Танзания, Чад, Эфиопия, ЮАР.

города: Абуджа, Аддис-Абеба, Алжир, Антананариву, Виндхук, Дакар, Додома, Каир, Киншаса, Луанда, Лусака, Нджамена, Претория, Рабат, Хартум.

Тема ”Австралия и Океания”

океаны: Индийский и Тихий.

моря: Арафурское, Коралловое и Тасманово.

заливы: Большой Австралийский и Карпентария.  

проливы: Басов и Торресов.

тёплое течение: Восточно-Австралийское.  

холодное течение: течение Западных Ветров.

острова: Новая Гвинея и Тасмания.  

полуострова: Арнемленд и Кейп-Йорк.

крайние точки: мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон. равнины: Центральная низменность.

 горы: Большой Водораздельный хребет.

вершину: гора Косцюшко.

реки: Муррей, Дарлинг, Купер-Крик.

озеро: Эйр.   пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

страны: Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея. города: Веллингтон, Канберра, Порт-Морсби.

Тема ”Антарктида”

океаны: Атлантический, Индийский и Тихий, Южный

 моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.

пролив: Дрейка.  холодное течение: Западных Ветров.  остров: Петра I

. полуостров: Антарктический.

крайняя точка: мыс Сифре.  горы: массив Винсон.  

вулкан: Эребус.

 шельфовый ледник: Росса.

полярные станции: Беллинсгаузен, Восток, Амундсен-Скотт.

Тема ”Южная Америка”

океаны: Атлантический и Тихий.  море: Карибское.   залив: Ла-Плата.  проливы: Дрейка и Магелланов.

тёплые течения: Гвианское, Бразильское и Наска. холодные течения: Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров.  канал: Панамский. острова: Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос. крайние точки: мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс. равнины: Амазонская, Ла-Платская и Оринокская низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато. горы: Анды.  вершина: гора Аконкагуа.   вулкан: Котопахи.

реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску.  озёра: Маракайбо и Титикака. водопады: Анхель и Игуасу. пустыня: Атакама.  страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гвиана, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. города: Асунсьон, Богота, Бразилиа, Буэнос-Айрес, Джорджтаун, Кайенна, Каракас, Кито, Ла-Пас, Лима, Монтевидео, Сантьяго.

Тема ”Северная Америка”

океаны: Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый. моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Карибское, Чукотское. заливы: Аляска, Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский, Святого Лаврентия.

проливы: Берингов, Гудзонов, Датский, Девисов, Флоридский, Юкатанский. тёплые течения: Аляскинское, Антильское, Гольфстрим. холодные течения: Калифорнийское, Лабрадорское.

канал: Панамский. острова: Алеутские, Баффинова Земля, Ванкувер, Гаити, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Куба, Ньюфаундленд, Святого Лаврентия, Ямайка. полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан. крайние точки: мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз. равнины: Большой Бассейн, Миссисипская, Приатлантическая и Примексиканская низменности, Великие Центральные равнины. горы: Аппалачи, Береговой хребет, Береговые хребты, Кордильеры, Мексиканское нагорье, Скалистые горы, Сьерра-Невада. вершина: гора Мак-Кинли. вулкан: Орисаба. реки: Арканзас, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо, Рио-Гранде, Святого Лаврентия, Юкон. озёра: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Солёное, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри. водопад: Ниагарский. страны: Канада, Куба, Мексика, Панама, США.города: Вашингтон, Гавана, Оттава, Мехико, Панама.

Тема ”Евразия”

океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

моря: Аравийское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Жёлтое, Карское, Норвежское, Охотское, Северное, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Чукотское, Южно-Китайское, Японское.

заливы: Бенгальский, Бискайский, Персидский.

проливы: Баб-эль-Мандебский, Берингов, Босфор, Гибралтарский, Корейский, Ла-Манш, Малаккский, Ормузский. тёплые течения: Куросио, Муссонное, Северо-Атлантическое.

холодные течения: Курило-Камчатское, Сомалийское.

канал: Суэцкий.

острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Калимантан, Кипр, Сахалин, Суматра, Сулавеси, Тайвань, Филиппинские, Шри-Ланка, Ява, Японские.

полуострова: Апеннинский, Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Крымский, Малакка, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Таймыр.

крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс Рока, мыс Дежнева.

равнины: Великая Китайская, Восточно-Европейская (Русская), Декан, Западно-Сибирская, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Туранская низменность.

горы: Альпы, Гималаи, Иранское нагорье, Кавказ, Куньлунь, Памир, Тибетское нагорье (Тибет), Тянь-Шань Уральские.

вершины: гора Джомолунгма (Эверест), гора Монблан.

вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Эльбрус.

реки: Амударья, Амур, Брахмапутра, Волга, Ганг, Дунай, Евфрат, Енисей, Инд, Лена, Меконг, Обь, Рейн, Сырдарья, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

озёра: Аральское море, Байкал, Каспийское море, Мёртвое море.

пустыни: Большой Нефуд, Гоби, Каракумы, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар.

страны: Бангладеш, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Монголия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Япония.

города: Астана, Берлин, Дакка, Дели, Джакарта, Исламабад, Лондон, Москва, Париж, Пекин, Рим, Тегеран, Токио, Улан-Батор, Эр-Рияд.

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

МОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа им. Г. Г. Колесова»

РАССМОТРЕНО

на заседании  методического  объединения

учителей  физики, математики,  информатики и ИКТ

 № протокола ____________

от «____» _________ 200__ г.

СОГЛАСОВАНО

 зам.директора по УР

                 Винокуровой С. И.


«___» ___________ 200__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

             Слепцовой К. А.

от «____» _________ 200 __ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.

        

Учитель: Слепцова Л. А. 2

        Количество часов: 70

География 8  класс, 2 часа в неделю.

Программа: „Программа по географии для общеобразовательных  учреждений, 6-9 классы“. – М.: Дрофа, 2004.

Учебный комплект для учащихся: 1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2003.


урока

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание, контрольные и практические мероприятия

Примерная

дата изучения

Дата проведения урока

§§

РТ Сиротин

РТ Баринова К/К

ВВЕДЕНИЕ (6 ч.)                                                                    

1

Что изучают в курсе „Природа России“. Источники географической информации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1

с.3-6

17.09

2

Географическое положение России.

1

1

РТ с.6 З.:1-3

К/К с.34-35 З.:1-3

РТ с.4-9 З.:1-10

К/К с.1 З.:1,3

17.09

3

Моря, омывающие территорию России.

1

2

К/К с.34-35 З.:4

РТ с.9-12 З.:1-4

К/К с.1 З.:2,4

21.09

4

Россия на карте часовых поясов.

1

3

РТ с.7-8 З.:1-4

К/К с.36-37 З.:1-4

РТ с.12-13 З.:1-7

24.09

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

4

28.09

6

Итоговый урок по теме.

1

01.09

РАЗДЕЛ I.  ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ  (24 ч.)

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.)

7

Особенности рельефа России.

1

5

К/К с.38-39 З.:2,3

РТ с.14 З.:1

К/К с.2-3 З.:4

01.10

8

Геологическое летоисчисление

1

6

РТ с.9-10 З.:1-2

К/К с.38-39 З.:1

РТ с.15-17 З.:3,4

К/К с.2-3 З.:1-3

05.10

9

Геологическое строение территории нашей страны.

1

6

08.10

10

Минеральные ресурсы России.

1

7

К/К с.40-41 З.:1-4

РТ с.18 ,21-22 З.:5,10,12,14

К/К с.2-3 З.:5

12.10

11

Развитие форм рельефа.

1

8

К/К с.38-39 З.:2,3

РТ с.15-22 З.:2,6-9,11,13

15.10

12

Итоговый урок по теме.

1

19.10

ТЕМА 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  (6 ч.)

13

От чего зависит климат нашей страны.

1

9

РТ с.23-30 З.:1-10

К/К с.4-5 З.:1-4

22.10

14

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

9

26.10

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

1

10 с.60-63

09.11

16

Типы климатов России.

1

10 с.63-67

17

Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы.

1

11

18

Обобщающий урок по теме.

1

ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ (4 ч.) 

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

12

К/К с.44-45

РТ с.31-36 З.:1-12

20

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

13

21

Водные ресурсы. Охрана вод.

1

14

22

Обобщающий урок по теме.

1

ТЕМА 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

23

Образование почв и их разнообразие.

1

15

РТ с.37-38 З.:1-7

24

Закономерности распространения почв.

1

16

25

Почвенные ресурсы России.

1

17

26

Обобщающее повторение по теме «Почвы»

1

ТЕМА 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (4 ч.) 

27

Растительный мир России.

1

18

РТ с.39-40 З.:1-4

28

Животный мир России

1

18

РТ с.40-42 З.:1-3

29

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

19

К/К с.46-47

К/К с.6

30

Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир».

1

20

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ  (26 ч.) 

ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ   (7 ч.)

31

Разнообразие ПК России. Природное районирование.

1

21

РТ с.18-21 З.:1-4

РТ с.43-44 З.:1-3

32

Моря как крупные природные комплексы.

1

22

33

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

23

РТ с.45-47 З.:1-4

34

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

24

РТ с.48-49 З.:1-3

35

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

1

25

РТ с.49-53 З.:1-4

36

Высотная поясность.

1

26

РТ с. 53 З.:1,2

37

Обобщение знаний по теме.

1

ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ  (19 ч.)

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

1

27

К/К с.49,49,50

РТ с.54-59 З.:1-8

К/К с.7-8,12 З.:1-4

39

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

28

40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1

29

41

Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России.

1

30

К/К с.51

РТ с.59-64 З.:1-8

К/К с.9 З.:1-4

42

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

31

43

Урал - „Каменный пояс“ земли Русской.

1

32

К/К с.52

РТ с.65-70 З.:1-12

К/К с.10-11 З.:1-4

44

Своеобразие природы Урала.

1

33

45

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

34

46

Западносибирская низменность: особенности природы.

1

35

К/К с.53

РТ с.70-74 З.:1-10

К/К с.13 З.:1-4

47

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

1

36

48

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения.

1

37

К/К с.54

РТ с.74-82 З.:1-10

К/К с.14-15 З.:1-4

49

Природные районы Восточной Сибири.

1

38

50

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

39

51

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

1

40

52

Дальний Восток – край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения.

1

41

К/К с.55

РТ с.83-87 З.:1-9

К/К с.14-15 З.:1-4

53

Природные комплексы Дальнего Востока. При-родные уникумы.

1

42

54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

43

55-56

Обобщение и систематизация знаний по теме.

2

РАЗДЕЛ III. Человек и природа

57

Влияние природных условий н жизнь и здоровье человека

1

58

Антропогенные воздействия на природу

1

59

Рациональное природопользование

1

60

Экологическая ситуация России

1

61

Справочные материалы

1

62

Контрольная работа по разделу 3

1

63

Номенклатура по России

1

64-65

Номенклатура по России

2

66

Итоговый урок.

1

                   Общее количество часов  

66

67-70

Резерв учителя

4

Резерв можно использовать для изучения РАЗДЕЛА IV «Человек и природа»:

Учитель:           Слепцова Л. А. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5-9 класс. География.

Рабочая программа ориентирована  на учащихся 5-9 классов.Рабочая программа по географии для 5-9- х классов составленана основе авторской программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М. ...

Рабочая программа 5-9 класс. География.

Рабочая программа ориентирована  на учащихся 5-9 классов.Рабочая программа по географии для 5-9- х классов составленана основе авторской программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М. ...

Рабочая программа 5-9 класс. География.

Рабочая программа ориентирована  на учащихся 5-9 классов.Рабочая программа по географии для 5-9- х классов составленана основе авторской программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М. ...

Рабочая программа 7-9 класс география по учебнику В.П. Дронова

Рабочая программа выполняет две основные функции: комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненное пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни...

Рабочие программы 5-9 классы География

Рабочая программа 5-9 классов для учебников:   И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин География. Начальный курс. 5 класс, М., Дрофа, 2015 г,;География, начальный курс 6 класс,Т.П.Герасимова, ...

Рабочие программы 10-11 классы География

Учебник «Экономическая и социальная география» 10 класс, авторы: Максаковский В.П.., издательство «Просвещение», 2016г...

Рабочая программа 5 - 9 класс география, ФГОС

Аннотация к рабочей программе  по географии 5 – 6 классы Рабочая программа по  географии обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного...