Дальний Восток - край контрастов
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Проблемно-поисковый урок посвященный изучению природы Дальнего Востока. Урок проводится в форме виртуальной экспедиции. Учащиеся работают в парах постоянного состава по инструктивной карте, которая подводит учащихся к ответу на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dalniy_vostok_kray_kontrastov.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа

Константиновский район Амурская область

Открытый  урок в плане  школьного МО учителей естественно-математического цикла    по теме «Дальний Восток – край контрастов»

Учитель географии Земцова И.С.

Цели урока:

  1. Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока, выяснить ее контрасты и причины, их вызывающие.
  2. Формировать умения работать с различными источниками геоинформации.
  3. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся путем показа значения Дальнего Востока для России.

Тип урока: проблемно-поисковый

Оборудование: карты Дальнего Востока (физическая, тектоническая, климатическая), физическая карта России, , видеофильм «Физическая география России», задания-инструкции, географическая номенклатура, атласы и контурные карты.

Ход урока.

  1. Проверка знаний и умений
  1. Работа на доске. Дополните схему

  1. Работа на настенной контурной карте. Обозначьте на контурной карте: полуостров Таймыр, Северо-Сибирскую низменность, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, хребет Черского, Колымское нагорье, Алтайские горы, Становое нагорье, реки Енисей, Лену, Амур

  1. Работа с дидактическими карточками.


карточка № 1

Назовите причины, обусловливающие следующие особенности природы Восточной Сибири: а)общая приподнятость рельефа над уровнем моря, б)резко континентальный климат, в)многолетняя мерзлота, г)многоводные реки


карточка № 2

Назовите природные ресурсы, которыми богата Восточная Сибирь: а)минеральные, б)лесные, в)пушные, в)кормовые, г)гидроэнергетические, д)рекреационные

карточка № 3

  1. Фронтальный опрос.
  1. На карте в атласе найдите имена исследователей Восточной Сибири. Скажите, с какими трудностями сталкивались исследователи этого края? (Суровый климат, сложный рельеф, многолетняя мерзлота)
  2. Человек все больше осваивает природу Восточной Сибири. Назовите экологические проблемы, которые при этом возникают? (Защита лесов от пожаров, загрязнение атмосферы и вод)
  3. Почему в XIX и в начале XX этот край был местом ссылки?
  1. Сообщение новых знаний
  1. Введение в новую тему.

Сегодня на уроке вам предстоит изучить особенности природы последней крупной территории России – Дальнего Востока и ответить на вопрос: почему Дальний Восток называют краем контрастов? Для этого мы с вами отправимся в виртуальную экспедицию. Работать вам предстоит парами, используя задания-инструкции, лежащие у вас на столах.

  1. Особенности географического положения. 
  1. Найдите особенности  ГП Дальнего Востока в тексте учебника. (Большая удаленность от Центра России (8000 км), большая вытянутость с севера на юг(5000 км), протяженная морская граница (выход к двум океанам)
  2. Назовите и покажите на карте моря, заливы, проливы, острова и полуострова Дальнего Востока, указанные в задании-инструкции. Проработайте вместе с соседом по парте, по очереди показывая найденные объекты.
  1. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. 
  1. Прочитайте соответствующий раздел §44 и поработайте с тектонической картой России в атласе. Выпишите ключевые слова, характеризующие тектоническое строение и движение земной коры Дальнего Востока (стык литосферных плит, кайнозойская складчатость, сейсмичность, вулканизм, гейзеры) Найдите на карте вулканы, указанные в номенклатуре.
  2. Просмотрите фрагмент фильма об уникальных географических объектах России  - «Камчатка».
  3. Найдите указанные в номенклатуре формы рельефа на физической карте Дальнего Востока в атласе.
  4. Дополните текст названиями полезных ископаемых.

На Сахалине … (нефть, уголь, газ)

В Приморье … (полиметаллические руды и олово)

На Колыме и Чукотке … (золото)

  1. Климат .
  1. Прочитайте соответствующий раздел §44 и поработайте с климатической картой России в атласе, ответьте на вопросы:
  1. В каких климатических поясах расположен Дальний Восток?
  2. Какой тип климата характерен для внутренних районов территории? Что для него характерно?
  3. Какой тип климата характерен для внешних районов территории? Что для него характерно?
  4. Какие факторы участвуют в формировании  климата Дальнего Востока?
  1. Внутренние воды.
  1. Найдите на карте реки и озера, указанные в тексте §44 и в номенклатуре. Ответьте на вопросы.
  1. Какая река самая длинная на Дальнем Востоке?
  2. Какое самое большое озеро расположено на юге территории?
  3. Какие общие черты рек и озер Дальнего востока вы можете отметить?
  1. Природные зоны.
  1. Найдите в  атласе природные зоны Дальнего Востока. Ответьте на вопросы.
  1. Какая зона занимает наибольшую территорию?
  2. Правильно ли называют леса На юге территории тайгой?
  3. На Дальнем Востоке много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы – белая, черная, железная, желтая, тигры, бурые медведи. Кто такие эндемики?
  4. Почему на юге Дальнего Востока смешались северные и южные виды растений и животных?
  1. Закрепление материала, изученного на уроке.
  1. Объясните значение понятий: муссон, цунами, гейзер, эндемик
  2. Почему реки Дальнего Востока разливаются весной и в конце лета?
  3. Почему Дальний Восток называют краем контрастов?
  1. Северные районы лежат за полярным кругом, а южные – на широте Средиземноморья.
  2. Территория состоит из материковой части и островной.
  3.  На севере расположена зона тундр, на юге – широколиственные леса.
  4. Территория расположена на стыке литосферных плит, что порождает землетрясения, извержение вулканов и гейзеров, цунами.
  5. Преобладание горного рельефа, многолетней мерзлоты.
  6. Наблюдается разнообразие климатических условий: муссонная циркуляция, циклональная деятельность.
  7. Много реликтовых растений и редких животных.
  1. Домашнее задание

Прочитать § 44, нанести на контурную карту географические объекты, указанные в номенклатуре.

Приготовьте  краткие сообщения об исследователях Дальнего Востока.

  1. Приложение.

Географическая номенклатура.

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.

Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.

Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский, Невельского.

Мысы: Дежнева, Лопатка.

Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.

Полуострова: Чукотка, Камчатка.

Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шевелуч, Толбачек, Алаид.

Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Становой, Сихотэ-Алинь.

Нагорья: Чукотское, Корякское.

Равнины: Зейско-Буреинская.

Реки: Амур (Зея, Бурея, Селемджа, Уссури),Анадырь.

Озера: Ханка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Дальний Восток - край контрастов"

Разработка  плана урока по теме "Дальний Восток - край контрастов", с двумя презентациями. Презентация №1 "Исследователи Дальнего Востока" используется в начале урока для повторения исследователе...

Дальный Восток- край контрастов.

Особенности природы....

Урок по теме "Дальний Восток: край контрастов"

Данный урок по теме «Дальний Восток: край контрастов» проводится в рамках раздела «Природные комплексы России» по теме «Природа регионов России», в курсе географии 8 класс (по учебнику И.И. Бариновой ...

Разработка урока по географии "Дальний Восток-край контрастов" 8 класс

При проведении урока создаются условия для: формирования представления об особенностях природы Дальнего Востока; ознакомления учащихся с историей открытия, исследования и заселения территори...

Урок географии "Дальний Восток — край контрастов"

Урок географии  "Дальний Восток — край контрастов"...

Презентация "Дальний Восток - край контрастов".

Презентация "Дальний Восток - край контрастов" может использоваться при изучении природных комплексов России....