Дальний Восток - край контрастов
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Проблемно-поисковый урок посвященный изучению природы Дальнего Востока. Урок проводится в форме виртуальной экспедиции. Учащиеся работают в парах постоянного состава по инструктивной карте, которая подводит учащихся к ответу на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dalniy_vostok_kray_kontrastov.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа
Константиновский район Амурская область
Открытый урок в плане школьного МО учителей естественно-математического цикла по теме «Дальний Восток – край контрастов»
Учитель географии Земцова И.С.
Цели урока:
- Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока, выяснить ее контрасты и причины, их вызывающие.
- Формировать умения работать с различными источниками геоинформации.
- Способствовать патриотическому воспитанию учащихся путем показа значения Дальнего Востока для России.
Тип урока: проблемно-поисковый
Оборудование: карты Дальнего Востока (физическая, тектоническая, климатическая), физическая карта России, , видеофильм «Физическая география России», задания-инструкции, географическая номенклатура, атласы и контурные карты.
Ход урока.
- Проверка знаний и умений
- Работа на доске. Дополните схему
- Работа на настенной контурной карте. Обозначьте на контурной карте: полуостров Таймыр, Северо-Сибирскую низменность, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, хребет Черского, Колымское нагорье, Алтайские горы, Становое нагорье, реки Енисей, Лену, Амур
- Работа с дидактическими карточками.
карточка № 1 Назовите причины, обусловливающие следующие особенности природы Восточной Сибири: а)общая приподнятость рельефа над уровнем моря, б)резко континентальный климат, в)многолетняя мерзлота, г)многоводные реки |
карточка № 2 Назовите природные ресурсы, которыми богата Восточная Сибирь: а)минеральные, б)лесные, в)пушные, в)кормовые, г)гидроэнергетические, д)рекреационные |
карточка № 3 |
- Фронтальный опрос.
- На карте в атласе найдите имена исследователей Восточной Сибири. Скажите, с какими трудностями сталкивались исследователи этого края? (Суровый климат, сложный рельеф, многолетняя мерзлота)
- Человек все больше осваивает природу Восточной Сибири. Назовите экологические проблемы, которые при этом возникают? (Защита лесов от пожаров, загрязнение атмосферы и вод)
- Почему в XIX и в начале XX этот край был местом ссылки?
- Сообщение новых знаний
- Введение в новую тему.
Сегодня на уроке вам предстоит изучить особенности природы последней крупной территории России – Дальнего Востока и ответить на вопрос: почему Дальний Восток называют краем контрастов? Для этого мы с вами отправимся в виртуальную экспедицию. Работать вам предстоит парами, используя задания-инструкции, лежащие у вас на столах.
- Особенности географического положения.
- Найдите особенности ГП Дальнего Востока в тексте учебника. (Большая удаленность от Центра России (8000 км), большая вытянутость с севера на юг(5000 км), протяженная морская граница (выход к двум океанам)
- Назовите и покажите на карте моря, заливы, проливы, острова и полуострова Дальнего Востока, указанные в задании-инструкции. Проработайте вместе с соседом по парте, по очереди показывая найденные объекты.
- Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.
- Прочитайте соответствующий раздел §44 и поработайте с тектонической картой России в атласе. Выпишите ключевые слова, характеризующие тектоническое строение и движение земной коры Дальнего Востока (стык литосферных плит, кайнозойская складчатость, сейсмичность, вулканизм, гейзеры) Найдите на карте вулканы, указанные в номенклатуре.
- Просмотрите фрагмент фильма об уникальных географических объектах России - «Камчатка».
- Найдите указанные в номенклатуре формы рельефа на физической карте Дальнего Востока в атласе.
- Дополните текст названиями полезных ископаемых.
На Сахалине … (нефть, уголь, газ)
В Приморье … (полиметаллические руды и олово)
На Колыме и Чукотке … (золото)
- Климат .
- Прочитайте соответствующий раздел §44 и поработайте с климатической картой России в атласе, ответьте на вопросы:
- В каких климатических поясах расположен Дальний Восток?
- Какой тип климата характерен для внутренних районов территории? Что для него характерно?
- Какой тип климата характерен для внешних районов территории? Что для него характерно?
- Какие факторы участвуют в формировании климата Дальнего Востока?
- Внутренние воды.
- Найдите на карте реки и озера, указанные в тексте §44 и в номенклатуре. Ответьте на вопросы.
- Какая река самая длинная на Дальнем Востоке?
- Какое самое большое озеро расположено на юге территории?
- Какие общие черты рек и озер Дальнего востока вы можете отметить?
- Природные зоны.
- Найдите в атласе природные зоны Дальнего Востока. Ответьте на вопросы.
- Какая зона занимает наибольшую территорию?
- Правильно ли называют леса На юге территории тайгой?
- На Дальнем Востоке много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы – белая, черная, железная, желтая, тигры, бурые медведи. Кто такие эндемики?
- Почему на юге Дальнего Востока смешались северные и южные виды растений и животных?
- Закрепление материала, изученного на уроке.
- Объясните значение понятий: муссон, цунами, гейзер, эндемик
- Почему реки Дальнего Востока разливаются весной и в конце лета?
- Почему Дальний Восток называют краем контрастов?
- Северные районы лежат за полярным кругом, а южные – на широте Средиземноморья.
- Территория состоит из материковой части и островной.
- На севере расположена зона тундр, на юге – широколиственные леса.
- Территория расположена на стыке литосферных плит, что порождает землетрясения, извержение вулканов и гейзеров, цунами.
- Преобладание горного рельефа, многолетней мерзлоты.
- Наблюдается разнообразие климатических условий: муссонная циркуляция, циклональная деятельность.
- Много реликтовых растений и редких животных.
- Домашнее задание
Прочитать § 44, нанести на контурную карту географические объекты, указанные в номенклатуре.
Приготовьте краткие сообщения об исследователях Дальнего Востока.
- Приложение.
Географическая номенклатура.
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.
Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.
Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский, Невельского.
Мысы: Дежнева, Лопатка.
Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.
Полуострова: Чукотка, Камчатка.
Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шевелуч, Толбачек, Алаид.
Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Становой, Сихотэ-Алинь.
Нагорья: Чукотское, Корякское.
Равнины: Зейско-Буреинская.
Реки: Амур (Зея, Бурея, Селемджа, Уссури),Анадырь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока "Дальний Восток - край контрастов"
Разработка плана урока по теме "Дальний Восток - край контрастов", с двумя презентациями. Презентация №1 "Исследователи Дальнего Востока" используется в начале урока для повторения исследователе...
"Дальний Восток- край контрастов"
Урок географии...
Дальный Восток- край контрастов.
Особенности природы....
Урок по теме "Дальний Восток: край контрастов"
Данный урок по теме «Дальний Восток: край контрастов» проводится в рамках раздела «Природные комплексы России» по теме «Природа регионов России», в курсе географии 8 класс (по учебнику И.И. Бариновой ...
Разработка урока по географии "Дальний Восток-край контрастов" 8 класс
При проведении урока создаются условия для: формирования представления об особенностях природы Дальнего Востока; ознакомления учащихся с историей открытия, исследования и заселения территори...
Урок географии "Дальний Восток — край контрастов"
Урок географии "Дальний Восток — край контрастов"...
Презентация "Дальний Восток - край контрастов".
Презентация "Дальний Восток - край контрастов" может использоваться при изучении природных комплексов России....