Самоанализ педагогической деятельности
методическая разработка по географии по теме
Самоанализ педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной деятельности
Степура Любови Николаевны,
учителя географии МОУ « Сланцевская СОШ №1».
- год
Степура Любовь Николаевна, 1962 года рождения, педагогический стаж 25 лет. Окончила Кировский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет по специальности учитель биологии с дополнительной специальностью химия в 1984 году, имею I квалификационную категорию, в МОУ «Сланцевская СОШ №1» работаю с 1996 года в должности учителя географии.
Работаю по образовательным программам
1) основного общего образования: предметная линия учебников
авторского коллектива (Крылова О.В.,Алексеев А.И .)
2) среднего (полного) образования:
- авторская программа В. П. Максаковского;
- авторская программа Е.Л.Плисецкого «Коммерческая география России» 10 – 11 кл. (естественно-математический профиль)
В своей работе я руководствуюсь следующими
нормативными документами:
1. Закон об образовании.
2. Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года.
3. Программы для общеобразовательных учреждений
Министерства образования и науки Российской Федерации.
4. Требования к оснащению образовательного процесса
в соответствии содержательным наполнением учебных
предметов федерального компонента государственного
стандарта общего образования.
Использование современных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе
Инновационное развитие современного общества, экономики, в том числе и образования, требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе. На уроках географии и во внеурочной работе реализую компетентностный (деятельностный) подход, позволяющий формировать у учащихся ключевые компетенции (информационно-коммуникационную, коммуникативную, кооперативную и проблемную), необходимые для наших выпускников.
С 2005 года работаю над методической темой «Достижение нового качества образования через реализацию компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочной деятельности».
В своей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:
- обеспечить новое качество географического образования, которое направлено на формирование личности, способной определять цели и ценности своего существования в современном мире, искать и находить пути для достижения поставленных целей;
- формировать активную жизненную позицию и воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, любви к Родине и родному краю;
- подготовить учащихся к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- сделать процесс обучения личностно значимым, включая учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности;
- создать условия для приобретения учащимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; самообразования и самореализации через развитие творческой активности и социальное взаимодействие.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности.
Целью географического образования в школе, прописанной в стандарте по географии, является: обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве. Таким образом, сегодня следует говорить о необходимости формирования на уроках географии информационно-коммуникационной компетенции как насущной потребности.
Опыт работы в этом направлении и имеющиеся в школе ресурсы позволили создать свою систему работы по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся, которая реализуется через ИКТ на уроках географии (создание учебно-электронных проектов по предметам регионального компонента нового РБУП «Серебряный пояс России» и «Природа родного края», использование ресурсов электронных учебников по географии, применение интерактивного практикума и программ – тренажеров, использование Интернет-ресурсов и интерактивной доски SMART Board), во внеурочную деятельность( краеведческий кружок, исследовательские работы учащихся), проектную деятельность (мини-проекты, создание электронного атласа Ленинградской области).
Для развития умения проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников, активно привлекаю картографический метод в географии (систематически во всех классах провожу практические работы, картографические тесты, работу с контурными картами, учащиеся постоянно выполняют географические задания «Карта – образ пространства», составляют анаморфические карты при изучении географического положения любого географического объекта, составляют «ментальные» карты.
Для формирования коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций, на мой взгляд, наиболее эффективными являются групповые формы работы. В их числе: учебный диалог, взаимоконтроль, самостоятельные и практические работы в парах, групповые проекты (создание и презентация рекламных буклетов «Крепости Северо-Запада», «По волжским городам» и др.); исследовательские работы на занятиях краеведческого кружка и элективного курса «Биометеорология», «Погода и здоровье» (авторские разработки); ролевые и деловые игры («Путешествие по карте с литературными героями», «Восхождение на вершину Победа» и др.); организация экскурсий и походов по памятным местам родного края; составление экскурсионных маршрутов по родному краю с описанием, схемами, фотографиями(«Памятники природы Ленинградской области», «Блокадное кольцо», «Зелёный пояс Славы», «Места боевой славы Сланцевского района»).
Владение компьютерной техникой и информационными технологиями позволили мне использовать новые учебно–методические комплекты по географии, включающие пособия на бумажных и электронных носителях и апробировать УМК «Сферы» для 6 и 7 классов. Разнообразные формы организации учебной деятельности по данному УМК обеспечили личностную ориентированность и дифференциацию обучения, повысили уровень усвоения учебного материала за счет активизации познавательной и самостоятельной деятельности на уроках, в компьютерном классе и при выполнении домашнего задания.
В последние годы наряду с традиционными применяю и инновационные методы диагностирования учебных достижений учащихся: различные виды тестирования, в том числе и разноуровневые, а также тематический контроль в формате ЕГЭ и ГИА.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и ( или ) региональном уровне.
Совершенствованию педагогического мастерства способствует организация и проведение методических дней, творческих встреч и профессиональных конкурсов в школах и на муниципальном и региональном уровнях. Изучение опыта коллег и сопоставление его с собственным является для меня движущей силой профессионального развития.
В последние годы я принимала участие в педагогических встречах на школьном, муниципальном и региональном уровнях, где представляла свой опыт работы в разных формах.
2006 г.
Творческая встреча учителей муниципального образования «Сланцевский район» «У творческого учителя - творческий ученик» Использование технологии критического мышления на уроках географии. Организация работы предметной группы и выступление по итогам работы
2006 г.
Педагогический совет «Психологическое здоровье в условиях школы»МОУ «ССОШ №1» Проблемы адаптации учащихся 5-х классов. Выступление «Создание классным руководителем атмосферы психологической поддержки пятиклассников»
2007 г.
День «открытых дверей»:«Пути достижения нового качества образования» МОУ «ССОШ№1»
Использование мультимедиа-технологии на уроках географии (Презентация опыта) Открытый урок «Географическое положение Северной Америки»
2007 г.
Педагогический совет «Владение педагогическими технологиями как показатель мастерства учителя»» МОУ «ССОШ№1» Использование современных образовательных технологий в процессе обучения
Выступление «Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочное время»
2007 г.
Творческий отчёт РМО «Фестиваль методических идей»
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения Презентация опыта «Создания учебно –методического пакета на основе ИКТ-технологий»
2007 г.
Конкурс и выставка «Методический материал – 2007»
Представление методических разработок:
1)технологическая карта урока (мультимедиатехнологии)
2) авторские программы: элективного курса
«Биометеорология» и факультативного курса
«Политическая география»,
3) тематическое планирование по курсу
«Серебряный пояс России» (авторская разработка)
2008 г.
Заседание РМО учителей географии
Участие в педагогических экспериментах.
Экспериментальная работа по внедрению альтернативного
УМК по географии (Линия «Сферы»)
2008 г.
Творческая встреча учителей муниципального образования
«Сланцевский район» - «Талант учителя – залог успешности ученика»
Реализация компетентностного подхода в географическом образовании (Презентация опыта). Открытый урок «Каменный пояс земли русской», 8 класс.
2008 г.
Августовский педсовет педагогических работников Сланцевского муниципального района «Инновации – фактор развития системы образования».
Выступление «Стремление учителя к профессиональному росту – требование современной школы».
2008 г.
Муниципальный методический день «Проектно- исследовательские технологии в обучении и воспитании».
Презентация опыта работы «Проектная технология – основа формирования ключевых компетенций учащихся.
Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах
В 2008 году приняла участие:
- в региональном дистанционном творческом конкурсе «Педагогическая мастерская», организованном кафедрой информатизации ГОУ ДПО ЛОИРО. Представлены разработки мультимедийного урока и сайта по теме «Учебно - методический пакет «Северная Америка».
- в Ярмарке инноваций в образовании в номинации «Педагог - новатор». Награждена Дипломом II степени.
- в конкурсе лучших учителей Российской Федерации (Приоритетный национальный проект «Образование»). Награждена грамотой как победитель.
- в конкурсе «Женщина года Ленинградской области – 2008». Награждена дипломом победителя памятной медалью «Женщина года Ленинградской области -2008
Повышение квалификации за последние пять лет
(с 2004/05 по 2009/10)
Мое педагогическое кредо заключается в словах В.М.Лизинского «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Сегодня в быстро меняющихся условиях, когда происходит инновационное развитие общества, экономики, в том числе и образования, учитель должен быть готов достойно встретить любую профессиональную ситуацию. Труд учителя отличается высокой мобильностью, исключительной сложностью и многогранностью, требует постоянного самосовершенствования как профессиональных так и личностных качеств. Я убеждена, что учитель должен стремиться к непрерывному саморазвитию и творческой деятельности, т.к. это прежде всего залог его успешности, а значит успешности его учеников.
Большое значение для непрерывного педагогического образования и самосовершенствования имеют курсы повышения квалификации.
Мне лично курсы дают возможность изучать передовой педагогический опыт, обобщать собственный, повышать методическое мастерство, но главное – курсовая подготовка позволяет наметить ключевые направления дальнейшего самостоятельного развития и совершенствования.
Дата | Тема | Место ПК |
08.09.03-31.05.04 | Годичные курсы «Современная география: содержание и методика её преподавания» | ГОУ ДПО ЛОИРО |
26.09.05-24.05.06. | Курсы повышения квалификации классных руководителей«Конфликтология и тренинг коммуникативной культуры» | ГОУ ДПО ЛОИРО |
16.01.06-20.06.06 | Проблемные курсы «Дидактические и методические аспекты регионального компонента общего образования. Направление «Серебряный пояс России» | ГОУ ДПО ЛОИРО |
20.04.07-22.10.07 | Краткосрочные курсы «Новые информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» | ГОУ ВПО «ЛГУим.А.С.Пушкина» |
23.01.07- 25.04.07 | Краткосрочные курсы «Компьютерные технологии в естественно-научном образовании школьников» | ГОУ ДПО ЛОИРО |
03.10.07-05.12.07 | Обучение на семинарах «Использование интерактивных досок в работе учителя- предметника | ГОУ ДПО ЛОИРО |
10.12.07- июнь2008 | Курсы для учителей географии «Методика подготовки школьников к сдаче ЕГЭ» | ГОУ ДПО ЛОИРО |
01.09.08.- 25.11.08 | Курсы для учителей-предметников «Использование новых инфокоммуникационных технологий в предметной области» | МОУ ДПО «ЦИТ» г.Сланцы |
30.09.08-24.11.08 | Краткосрочные курсы «Дистанционные образовательные технологии в практике». Дистанционное обучение. | АОУ ВПО «ЛГУим.А.С.Пушкина» |
Октябрь-декабрь 2009 г. | Дистанционное обучение «Применение ПСПО в учебном процессе» Очное тестирование – 4 декабря 2009 г. Результаты тестирования – 15 декабря 2009 г. на учебном портале http: //pspo.it.ru | Учебный портал http: //pspo.it.ru Академия АЙТИ |
2009/2010 | Годичные курсы «Проблемы и перспективы обучения географии в современной школе» | ГОУ ДПО ЛОИРО |
Позитивные результаты деятельности педагогических работников по выполнению функции классного руководителя и учителя.
Главное направление моей работы в качестве классного руководителя – создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих душевный и физический комфорт и успешность учащихся. В результате пяти лет совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя в классе сформирован благоприятный психологический климат и прослеживается динамика развития коллектива.
Для меня, как учителя географии и классного руководителя, всегда было приоритетным - сочетание традиционных методов с современными образовательными технологиями в обучении и воспитании, что способствовало развитию, прежде всего, информационной, ком-муникативной и личностной активности школьников, улучшению результативности обучения:
- показатели успеваемости стабильные – 100%;
- уровень качества знаний высокий – 69%
- позитивная динамика участия и результативности учащихся в предметных олимпиадах и итоговой аттестации;
Результаты и динамика учебных достижений
обучающихся за последние три года (2006/07, 07/08, 08/09).
Учебный год | Уровень обученности (%) | Качество знаний (%) |
2006/07 | 100 | 75 |
2007/08 | 100 | 64 |
2008/09 | 100 | 68 |
Результаты итоговой государственной аттестации выпускников.
Учебный год | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | ||||
Классы | 9 кл. | 11 кл. | 9 кл. | 11 кл. | 9 кл | 11 кл. | |
Экзамен по геогр (по выбору) | Успеваемость (в %) | 100 | 100 | 100 | 100 (ЕГЭ) | 100(ГИА) | 100 (ЕГЭ) |
Качество знаний(в %) | 79 | 84 | 65 | 70 (ЕГЭ) | 75 (ГИА) | 100 (ЕГЭ) |
Результативность олимпиад по географии
Учебный год | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
Муниципа-льный этап | II место (10 кл.) | I , II места, (10 - 11 кл.) | I место (10 кл.) I место (11 кл.) | III место (9 кл.) III место (10 кл.) I ,IIIместа (11 кл.) |
Региональ-ный этап | VII место (11 кл.) | VII место (10 кл.) IX место (11 кл.) | Не проходил |
Результативность олимпиад по краеведению
2006-2007 Муницип. этап: I место. Региональный этап: VII место
2008-2009 Муницип. этап: III место (11 кл.) Презентация проектов
экскурсионных маршрутов по родному краю
Достижения и трудности профессиональной деятельности
Педагогический коллектив МОУ « Сланцевская СОШ №1» работает над методической темой «Создание на уроке среды взаимодействия – залог успешного развития ученика». Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с основной целью деятельности данного образовательного учреждения: создание на уроке системы возможностей для эффективного личностного саморазвития ученика.
Считаю достижениями в своей педагогической деятельности:
- Освоение структуры деятельности учителя и ученика с позиции компетентностного подхода.
- Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.
- Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.
- Активизация интеллектуально-познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе.
- Усиление мотивации на учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность.
- Повышение уровня готовности к разрешению проблем и социальному взаимодействию.
- Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности.
Сложности и трудности, которые возникают в организации
обучения и воспитания учащихся:
- Реализуя компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, понимаешь, что в некоторых вопросах сам недостаточно компетентен. Поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, обязательно привлекать экспертов и специалистов (преподавателей вузов; работников организаций и учреждений; милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для обсуждения с учащимися этих вопросов.
- Используя метод проектов как один из инструментов формирования предметных и ключевых компетенций школьников, сложно создать простую и объективную систему оценивания проектов. Одна из форм мониторинга проектной деятельности – система оценивание в баллах, но и эта система несовершенна.
- Работая в рамках компетентностного подхода важно не только сформировать компетенции школьников, но и качественно подготовить учащихся к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ГИА. В этих целях необходимо при составлении тематического планирования учитывать и указывать, какие разделы и темы включены в КИМы.
- В нашем районе олимпиадное движение по предметам охватывает только учащихся 9- 11 классов. Как руководитель РМО учителей географии планирую разработать с коллегами положение о заочной и (или) очной олимпиаде по географии для учащихся 6-8 классов , а также варианты олимпиадных заданий. Активизировать работу с учащимися для привлечения их к участию в Интернет – олимпиадам и творческих конкурсах по географии с использованием телекомму-никационных ресурсов.
Анализируя свою профессиональную деятельность еще раз убеждаешься, что учителю в изменяющихся условиях кроме фундаментальной подготовки («образование на всю жизнь») требуется и оперативное обновление знаний, желание и стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.
Представленные материалы
подтверждаю
Директор школы: Ю.В.Серёгин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
самоанализ педагогической деятельности
данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...
Самоанализ педагогической деятельности
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...