Самоанализ педагогической деятельности
методическая разработка по географии по теме

Степура Любовь Николаевна

Самоанализ педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:



Самоанализ  профессиональной деятельности

 Степура Любови Николаевны,
учителя географии МОУ « Сланцевская  СОШ №1».

  1. год

Степура Любовь Николаевна, 1962 года рождения, педагогический стаж 25 лет. Окончила Кировский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет по специальности учитель биологии с дополнительной специальностью химия в 1984 году, имею I квалификационную категорию, в МОУ «Сланцевская СОШ  №1»  работаю с 1996 года в должности учителя географии.

Работаю по образовательным программам

  1) основного общего образования: предметная  линия учебников

                авторского коллектива (Крылова О.В.,Алексеев А.И .)

  2) среднего (полного) образования:

  1. авторская программа  В. П. Максаковского;
  2. авторская программа Е.Л.Плисецкого  «Коммерческая география России»  10 – 11 кл. (естественно-математический профиль)

         В своей работе я руководствуюсь следующими

нормативными документами:

1. Закон об образовании.

2. Концепция модернизации российского образования на период

    до 2010 года.

3. Программы для общеобразовательных  учреждений

   Министерства образования  и науки Российской Федерации.

4. Требования к оснащению образовательного процесса

    в соответствии  содержательным наполнением учебных

    предметов  федерального компонента государственного

    стандарта общего образования.

Использование современных технологий  в процессе обучения предмету и  воспитательной работе

       

Инновационное развитие современного общества, экономики, в том числе и образования,  требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе. На уроках географии и во внеурочной работе реализую компетентностный (деятельностный) подход, позволяющий формировать  у учащихся ключевые компетенции (информационно-коммуникационную, коммуникативную,  кооперативную и проблемную), необходимые для наших выпускников.

 С 2005 года работаю над методической темой «Достижение нового качества образования через реализацию компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочной деятельности».

 В своей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

  1. обеспечить новое качество географического  образования, которое направлено на формирование личности, способной определять  цели и ценности своего существования  в современном мире, искать  и находить пути для достижения   поставленных целей;
  2. формировать активную жизненную позицию и воспитывать чувство патриотизма  и  национальной гордости, любви к Родине и  родному краю;
  3. подготовить учащихся  к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
  4. сделать процесс обучения личностно значимым, включая учащихся  в решение доступных для них проблем окружающей действительности;
  5. создать условия для приобретения учащимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; самообразования и самореализации через развитие  творческой активности и социальное  взаимодействие.    

  Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности.

    Целью географического образования в школе, прописанной в стандарте по географии, является: обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться,  вести наблюдения в природе и на производстве. Таким образом, сегодня следует говорить о необходимости формирования на уроках географии информационно-коммуникационной компетенции как насущной потребности.

   Опыт работы в этом направлении и имеющиеся  в школе ресурсы позволили создать свою систему работы по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся, которая реализуется через ИКТ на уроках географии (создание учебно-электронных  проектов по предметам  регионального компонента нового РБУП «Серебряный пояс России» и «Природа родного края», использование ресурсов электронных учебников по географии, применение интерактивного практикума и программ – тренажеров, использование Интернет-ресурсов  и интерактивной доски  SMART  Board), во внеурочную деятельность( краеведческий кружок, исследовательские работы учащихся), проектную деятельность (мини-проекты, создание электронного атласа  Ленинградской области).

Для развития умения проводить самостоятельный поиск  географической информации из разных источников, активно привлекаю картографический метод в географии (систематически во всех классах провожу практические работы, картографические тесты, работу с контурными картами, учащиеся постоянно выполняют географические задания «Карта – образ пространства», составляют анаморфические карты при изучении географического положения  любого географического объекта, составляют «ментальные» карты.

       Для формирования коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций, на мой взгляд, наиболее эффективными являются групповые формы работы. В их числе: учебный диалог, взаимоконтроль, самостоятельные и практические работы в парах, групповые проекты (создание и презентация рекламных буклетов «Крепости Северо-Запада», «По волжским городам» и др.); исследовательские работы на занятиях краеведческого кружка и элективного курса «Биометеорология», «Погода и здоровье» (авторские разработки); ролевые и деловые игры («Путешествие по карте с литературными героями», «Восхождение на вершину Победа» и др.); организация экскурсий и походов по памятным местам родного края; составление экскурсионных маршрутов по родному краю  с описанием, схемами, фотографиями(«Памятники природы Ленинградской области», «Блокадное кольцо», «Зелёный пояс Славы», «Места боевой славы Сланцевского района»).

                  Владение компьютерной техникой  и информационными технологиями позволили  мне использовать новые   учебно–методические комплекты по географии, включающие пособия на бумажных и электронных носителях и апробировать УМК «Сферы»  для  6 и 7 классов. Разнообразные формы организации учебной деятельности по данному УМК обеспечили личностную ориентированность и дифференциацию обучения, повысили уровень усвоения учебного материала за счет активизации познавательной и самостоятельной деятельности на уроках, в компьютерном классе и при выполнении домашнего задания.

         В последние  годы наряду с традиционными применяю и инновационные методы диагностирования учебных достижений учащихся: различные виды тестирования, в том числе и разноуровневые, а также тематический контроль в формате ЕГЭ и ГИА.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и ( или ) региональном уровне.

        Совершенствованию педагогического мастерства способствует организация и проведение методических дней, творческих встреч и профессиональных конкурсов в школах и на муниципальном и региональном уровнях. Изучение опыта коллег и сопоставление его с собственным является для меня движущей силой профессионального развития.

            В последние годы я принимала участие в  педагогических встречах на школьном, муниципальном и региональном уровнях, где представляла свой опыт работы в разных формах.

 2006 г.   

Творческая встреча  учителей муниципального образования  «Сланцевский  район»  «У творческого учителя - творческий ученик»  Использование технологии  критического мышления  на уроках географии. Организация работы предметной группы и выступление по итогам работы

2006 г.

 Педагогический совет «Психологическое здоровье в условиях  школы»МОУ «ССОШ №1»        Проблемы адаптации    учащихся  5-х классов. Выступление «Создание классным руководителем атмосферы психологической поддержки пятиклассников»

2007 г.          

День «открытых дверей»:«Пути достижения нового качества образования» МОУ «ССОШ№1»

Использование мультимедиа-технологии  на уроках географии (Презентация опыта) Открытый урок «Географическое положение Северной Америки»

2007 г.   

 Педагогический совет «Владение педагогическими технологиями как показатель мастерства учителя»»  МОУ «ССОШ№1»        Использование  современных образовательных технологий в процессе обучения

Выступление «Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочное время»

2007 г.

Творческий отчёт РМО  «Фестиваль методических идей»

Использование  современных образовательных технологий в процессе обучения Презентация опыта «Создания учебно –методического пакета на основе ИКТ-технологий»

2007 г.  

Конкурс и выставка «Методический материал – 2007»

Представление методических разработок:

1)технологическая карта урока   (мультимедиатехнологии)

2) авторские программы: элективного курса

«Биометеорология» и  факультативного курса

«Политическая география»,

  3) тематическое планирование по курсу

 «Серебряный пояс России» (авторская разработка)

2008 г.   

Заседание РМО учителей географии

 Участие в педагогических экспериментах.

  Экспериментальная работа по внедрению альтернативного

  УМК по географии  (Линия    «Сферы»)

2008 г.        

Творческая встреча учителей муниципального образования

«Сланцевский район» - «Талант учителя – залог успешности ученика»

Реализация компетентностного подхода  в географическом образовании (Презентация опыта).  Открытый урок «Каменный пояс земли русской», 8 класс.

2008 г.

Августовский педсовет педагогических работников Сланцевского муниципального района «Инновации – фактор развития системы образования».

Выступление «Стремление учителя к профессиональному росту – требование современной школы».

2008 г.

Муниципальный методический день «Проектно- исследовательские технологии в обучении и воспитании».

Презентация опыта работы «Проектная технология – основа формирования ключевых компетенций учащихся.

Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах

       В 2008 году  приняла участие:

  1. в региональном дистанционном творческом конкурсе «Педагогическая мастерская», организованном кафедрой информатизации ГОУ ДПО ЛОИРО. Представлены разработки мультимедийного урока и сайта по теме «Учебно - методический пакет «Северная Америка».
  2. в  Ярмарке инноваций в образовании в номинации «Педагог - новатор». Награждена Дипломом II степени.
  3. в  конкурсе лучших учителей Российской Федерации (Приоритетный национальный проект «Образование»). Награждена грамотой как победитель.
  4. в конкурсе «Женщина года Ленинградской области – 2008». Награждена дипломом победителя памятной медалью «Женщина года Ленинградской области -2008

Повышение квалификации за последние пять лет

(с 2004/05 по 2009/10)

        Мое педагогическое кредо заключается в словах  В.М.Лизинского «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом  случае он обретает право учить».

         Сегодня в быстро меняющихся условиях, когда происходит инновационное развитие   общества,  экономики, в том числе и образования,  учитель должен быть готов достойно встретить любую профессиональную ситуацию. Труд учителя отличается высокой мобильностью, исключительной сложностью и многогранностью, требует постоянного самосовершенствования как профессиональных так и личностных качеств. Я убеждена, что учитель должен стремиться  к непрерывному саморазвитию и творческой деятельности, т.к. это прежде всего залог его успешности, а значит успешности его учеников.

    Большое значение для непрерывного педагогического образования и самосовершенствования имеют курсы повышения квалификации.

    Мне лично курсы дают возможность изучать передовой педагогический опыт, обобщать собственный,  повышать методическое мастерство, но главное – курсовая подготовка позволяет наметить ключевые направления дальнейшего самостоятельного развития и совершенствования.

Дата

Тема

Место ПК

08.09.03-31.05.04

Годичные курсы «Современная география: содержание и методика её преподавания»

ГОУ ДПО ЛОИРО

26.09.05-24.05.06.

Курсы повышения квалификации классных руководителей«Конфликтология и тренинг коммуникативной культуры»

ГОУ ДПО ЛОИРО

16.01.06-20.06.06

 Проблемные курсы «Дидактические и методические аспекты регионального компонента общего образования. Направление «Серебряный пояс России»

ГОУ ДПО ЛОИРО

20.04.07-22.10.07

Краткосрочные курсы «Новые информационные и телекоммуникационные технологии в образовании»

ГОУ  ВПО «ЛГУим.А.С.Пушкина»

23.01.07- 25.04.07

 Краткосрочные курсы «Компьютерные технологии в естественно-научном образовании школьников»

ГОУ ДПО ЛОИРО

03.10.07-05.12.07

Обучение на семинарах «Использование интерактивных досок в работе учителя- предметника

ГОУ ДПО ЛОИРО

10.12.07- июнь2008

Курсы для учителей географии «Методика подготовки школьников к сдаче ЕГЭ»

ГОУ ДПО ЛОИРО

01.09.08.- 25.11.08

Курсы для учителей-предметников «Использование новых инфокоммуникационных технологий в предметной области»

МОУ ДПО «ЦИТ» г.Сланцы

30.09.08-24.11.08

Краткосрочные курсы «Дистанционные образовательные технологии в практике». Дистанционное обучение.

АОУ ВПО «ЛГУим.А.С.Пушкина»

Октябрь-декабрь 2009 г.

Дистанционное обучение  «Применение ПСПО в учебном процессе»

Очное тестирование – 4 декабря  2009 г.

Результаты тестирования – 15 декабря 2009 г. на учебном портале http: //pspo.it.ru

Учебный портал http: //pspo.it.ru

Академия АЙТИ

2009/2010

Годичные курсы «Проблемы и перспективы обучения географии в современной школе»

ГОУ ДПО ЛОИРО

     

Позитивные результаты деятельности педагогических работников по выполнению функции классного руководителя и учителя.

          Главное направление моей работы в качестве классного руководителя – создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих душевный и физический комфорт и  успешность учащихся.  В результате пяти лет совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя в классе сформирован благоприятный психологический климат и прослеживается динамика развития коллектива.

    Для меня, как учителя географии и классного руководителя, всегда было приоритетным - сочетание традиционных методов с современными образовательными технологиями  в обучении и воспитании, что способствовало развитию, прежде всего, информационной, ком-муникативной и личностной активности школьников,  улучшению  результативности обучения:

  1. показатели успеваемости стабильные – 100%;
  2. уровень качества знаний высокий – 69%
  3. позитивная  динамика участия  и результативности  учащихся в предметных олимпиадах  и итоговой аттестации;

Результаты и динамика учебных достижений

обучающихся за последние три года (2006/07, 07/08, 08/09).

Учебный год

Уровень обученности (%)

Качество знаний (%)

2006/07

100

75

2007/08

100

64

2008/09

100

68

   

Результаты итоговой государственной аттестации выпускников.

Учебный год

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Классы

9 кл.

11 кл.

  9 кл.

11 кл.

9 кл

11 кл.

Экзамен по геогр

(по выбору)

Успеваемость (в %)

100

100

100

100 (ЕГЭ)

100(ГИА)

100 (ЕГЭ)

Качество знаний(в %)

79

84

65

70 (ЕГЭ)

75 (ГИА)

100 (ЕГЭ)

Результативность олимпиад по географии

Учебный год

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Муниципа-льный этап

II место

(10 кл.)

I , II места, (10 - 11 кл.)

I место (10 кл.)

I место (11 кл.)

 III место  (9 кл.)

 III место (10 кл.)

 I ,IIIместа (11 кл.)

Региональ-ный  этап


VII место (11 кл.)

VII место (10 кл.)

IX  место (11 кл.)

Не проходил

Результативность олимпиад по краеведению

         

 2006-2007        Муницип. этап: I место.   Региональный  этап: VII место        

2008-2009        Муницип. этап:  III место (11 кл.)  Презентация проектов

                                                   экскурсионных  маршрутов по родному краю

Достижения и трудности профессиональной деятельности

     Педагогический коллектив МОУ « Сланцевская СОШ №1» работает над методической темой «Создание на уроке среды взаимодействия – залог успешного развития ученика». Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с основной целью деятельности данного образовательного учреждения: создание на уроке системы возможностей для эффективного личностного саморазвития ученика.

                   

Считаю достижениями  в своей педагогической деятельности:

  1. Освоение структуры деятельности учителя и ученика  с позиции компетентностного подхода.
  2. Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.
  3. Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование современных образовательных   технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.
  4. Активизация интеллектуально-познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе.
  5. Усиление мотивации на учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность.
  6. Повышение уровня готовности к разрешению проблем и социальному взаимодействию.
  7. Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности.

Сложности и трудности, которые возникают в организации

 обучения и воспитания учащихся:

  1. Реализуя компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе,     понимаешь, что  в некоторых вопросах сам недостаточно компетентен. Поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, обязательно привлекать экспертов и специалистов (преподавателей вузов; работников организаций и учреждений; милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для обсуждения с учащимися этих вопросов.
  2. Используя метод проектов как один из инструментов формирования предметных и ключевых  компетенций школьников, сложно создать простую и объективную систему  оценивания проектов. Одна из форм мониторинга проектной деятельности –  система оценивание в баллах, но и эта система несовершенна.
  3. Работая в рамках компетентностного подхода важно не только сформировать компетенции  школьников, но и качественно подготовить  учащихся  к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ГИА. В этих целях необходимо при составлении тематического планирования учитывать и указывать, какие разделы и темы включены в КИМы.
  4. В нашем районе олимпиадное движение по предметам охватывает только учащихся 9- 11 классов. Как руководитель РМО учителей географии планирую разработать с коллегами положение о заочной и (или) очной олимпиаде по географии для учащихся 6-8 классов , а также варианты олимпиадных заданий. Активизировать работу с учащимися для привлечения их к участию в Интернет – олимпиадам  и творческих конкурсах по географии с использованием  телекомму-никационных ресурсов.

         Анализируя свою профессиональную деятельность еще раз убеждаешься, что учителю в изменяющихся условиях  кроме фундаментальной подготовки («образование на всю жизнь») требуется и оперативное обновление знаний,  желание и стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.

             

Представленные материалы

            подтверждаю

         

          Директор школы:                                                Ю.В.Серёгин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...