Конспект урока «Географическое положение России»
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме
Полная характеристика географического положения России, выявление преимуществ и недостатков географического положения страны, выполнение практической работы в контурной карте.
К конспекту урока предусмотрена презентация "Географическое положение России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.92 КБ |
geograficheskoe_polozhenie_rossii-2.pptx | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Географическое положение России»
Цели и задачи урока:
Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой России. Дать знания о границах России и пограничных государствах.
Оборудование:
Политическая карта мира, физическая карта России, презентация «Пространства России».
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- что изучает физическая география России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
- назовите два пути изучения природы России?
Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников – гляциология; озёр – меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.
Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучает физическая география. Это комплексное изучение природы России.
- какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (учебник, карты, справочники, хрестоматии, телевизионные передачи и др.)
- людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? ( геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, летчикам, морякам.)
- какие способы получения информации о природе используются наукой географией? ( наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции.)
- в чём выражены результаты исследований? ( в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)
- как используется географическая информация? ( учащимися в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе, ученые занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)
3. Изучение нового материала
- чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Вспомним план характеристики географического положения страны:
- Положение по отношению к экватору.
- Положение по отношению к нулевому меридиану.
- Положение на материке, части света.
- Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
- Соседние государства.
- Координаты крайних точек страны
- Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Работа с картами и атласами (беседа)
- Россия имеет площадь 17,1 млн.км2
- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ). Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60 с.ш.)
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин - 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.
- какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км.)
- с какими странами граничит Россия? (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы)
- какая область России граничит с Польшей и Литвой? (Калининградская)
- Что значит «морская граница»? («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)
- определите, с какими странами Россия граничит только по морю. (с Японией в Кунаширском проливе, США в Беринговом проливе.)
- что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)
- по предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.
На доске:
- Евроазиатское положение.
- Первое место по площади.
- Северный морской путь.
- 13 морей.
- Протяженность с запада на восток.
- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
- как географическое положение влияет на природу России?
Работа в контурной карте:
- Отметить государственную границу России.
- Подписать пограничные государства.
- Отметить крайние точки, подписать их координаты.
- Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
- Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.
Географическое положение имеет как положительные, так и отрицательные черты:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
- Закрепление.
- Какова площадь территории России?
- Назовите крайнюю северную материковую точку?
- С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?
- Какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?
- С какими государствами у России только морские границы?
- Какое государство-сосед находится к нам ближе всех?
- С какими непризнанными государствами граничит Россия?
- Сколько морей омывает территорию России?
- Какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?
- Какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?
Домашнее задание § 1,2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
северное положение обширные пространства выход к двум океанам 18 соседей
Крайние точки России северная Мыс Челюскин
Крайние точки России южная Гора Базар - Дюзю
Крайние точки России западная Балтийская коса
Крайние точки России восточная Мыс Дежнева
Соседи России Норвегия Грузия Финляндия Азербайджан Латвия Казахстан Литва Монголия Эстония Китай Польша Северная Корея Белоруссия Япония Украина США Государства, не признанные О О Н Абхазия, Южная Осетия
Положительные черты: а) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами; б) наличие морских границ, свободный выход в океан; в) расположение большей части России в умеренных широтах. Отрицательные черты: а) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство; б) ¼ часть площади России лежит за Северным полярным кругом (суровый климат); в) огромная территория требует больших транспортных расходов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Географическое положение Африки"
Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...
конспект урока "Географическое положение Евразии.История исследования и открытия материка"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознате...
Конспект урока "Географическое положение, территория, границы Мостовского района."
Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....
Презентация к уроку: "Географическое положение России"
1 слайд: ГЕОГРАФИЯ РОССИИУчитель географии МОУ СОШ № 6г. СальскаРостовской областиДроздова Н.А. 4 слайд :Россия почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США)5 слайд:Положение России в геог...
Конспект урока «Географическое положение России»
Цели и задачи: сформировать знания о географическом положении, размерах, границах России; показать влияние географического положения на природу и расселение населения; обучать умениям характеризоват...
Презентация к уроку "Географическое положение России", 8 класс
Презентация к уроку "Географическое положение России", 8 класс может быть использована при проведении урока по данной теме...
Конспект урока «Географическое положение России»
Конспект урока «Географическое положение России»...