Конспект урока «Географическое положение России»
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Кужукина Александра Владимировна

Полная характеристика географического положения России, выявление преимуществ и недостатков географического положения страны, выполнение практической работы в контурной карте.

К конспекту урока предусмотрена презентация "Географическое положение России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.92 КБ
Файл geograficheskoe_polozhenie_rossii-2.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Географическое положение России»

Цели и задачи урока:

Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой России. Дать знания о границах России и пограничных государствах.

Оборудование:

Политическая карта мира, физическая карта России, презентация «Пространства России».

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

- что изучает физическая география России?  (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

- назовите два пути изучения природы России?

Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод  занимается наука гидрология, ледников – гляциология; озёр – меленология. Рельеф  изучает  геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.

Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучает физическая география. Это комплексное изучение природы России.

- какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (учебник, карты, справочники, хрестоматии, телевизионные передачи и др.)

- людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? ( геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, летчикам, морякам.)

- какие способы получения информации о природе используются наукой географией?         ( наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции.)

- в чём выражены результаты исследований? ( в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)

- как используется географическая информация? ( учащимися в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе, ученые занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)

3.  Изучение нового материала

- чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Вспомним план характеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору.
  2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
  3. Положение на материке, части света.
  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
  5. Соседние государства.
  6. Координаты крайних точек страны
  7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами и атласами (беседа)

- Россия имеет площадь 17,1 млн.км2

- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь  17,1 млн.км2  , что примерно равно площади  Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ).  Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади  Канады, Китая, США).

-  Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)

-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60  с.ш.)

- В каком полушарии мы живем?  (В северном).

Какие широты имеют самая северная и южная точка России?  (северная – мыс Челюскин  - 770 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81049 с.ш.  крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю  410 11 с.ш. на Кавказе, Дагестан,)

- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.

- какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км.)

- с какими странами граничит Россия?  (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы)

- какая область России граничит с Польшей и Литвой? (Калининградская)

- Что значит «морская граница»?  («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)

- определите, с какими странами Россия граничит только по морю.  (с Японией в Кунаширском проливе, США в Беринговом проливе.)

- что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)

- по предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

На доске:

  1. Евроазиатское положение.
  2. Первое место по площади.
  3. Северный морской путь.
  4. 13 морей.
  5. Протяженность с запада на восток.

- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

- как географическое положение влияет на природу России?

Работа в контурной карте:

  1. Отметить государственную границу России.
  2. Подписать пограничные государства.
  3. Отметить крайние точки, подписать их координаты.
  4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
  5. Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние  моря.

Географическое положение имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Положительные черты:

А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.

В) расположение большей части страны в умеренных широтах.

Отрицательные черты:

А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).

В) огромная территория требует больших транспортных расходов.

  1. Закрепление.

- Какова площадь территории России?

- Назовите крайнюю северную материковую точку?

- С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

- Какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?

- С какими государствами у России только морские границы?

- Какое государство-сосед находится к нам ближе всех?

- С какими непризнанными государствами граничит Россия?

- Сколько морей омывает территорию России?

- Какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?

- Какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?

Домашнее задание § 1,2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географическое положение России Презентация к уроку в 8-9 классах Учитель МБОУ Краснодесантской СОШ Кужукина Александра Владимировна

Слайд 2

северное положение обширные пространства выход к двум океанам 18 соседей

Слайд 3

Крайние точки России северная Мыс Челюскин

Слайд 4

Крайние точки России южная Гора Базар - Дюзю

Слайд 5

Крайние точки России западная Балтийская коса

Слайд 6

Крайние точки России восточная Мыс Дежнева

Слайд 7

Соседи России Норвегия Грузия Финляндия Азербайджан Латвия Казахстан Литва Монголия Эстония Китай Польша Северная Корея Белоруссия Япония Украина США Государства, не признанные О О Н Абхазия, Южная Осетия

Слайд 8

Положительные черты: а) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами; б) наличие морских границ, свободный выход в океан; в) расположение большей части России в умеренных широтах. Отрицательные черты: а) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство; б) ¼ часть площади России лежит за Северным полярным кругом (суровый климат); в) огромная территория требует больших транспортных расходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Географическое положение Африки"

Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...

конспект урока "Географическое положение Евразии.История исследования и открытия материка"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознате...

Конспект урока "Географическое положение, территория, границы Мостовского района."

Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....

Презентация к уроку: "Географическое положение России"

1 слайд: ГЕОГРАФИЯ РОССИИУчитель географии МОУ СОШ № 6г. СальскаРостовской областиДроздова Н.А. 4 слайд :Россия почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США)5 слайд:Положение России в геог...

Конспект урока «Географическое положение России»

Цели и задачи: сформировать знания о географическом положении, размерах, границах России; показать влияние географического по­ложения на природу и расселение населения; обучать умениям ха­рактеризоват...

Презентация к уроку "Географическое положение России", 8 класс

Презентация к уроку "Географическое положение России", 8 класс может быть использована при проведении урока по данной теме...

Конспект урока «Географическое положение России»

Конспект урока «Географическое положение России»...