Внеклассное мероприятие "Земля-наш общий дом"
методическая разработка (география) по теме

Каюмова Миляуша Халимяновна

Экология стала проблемой нашего общества. Деятельность людей меняет облик Земли и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше? Ведь Земля – наш общий дом. Нам жить здесь, пить эту воду, дышать этим воздухом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№124 городского округа г. Уфа Октябрьского района РБ

Внеклассное мероприятие на тему:

«Земля - наш общий дом»

Подготовила: учитель географии

 Каюмова Миляуша Халимяновна 

Уфа-2011 год

Берегите Землю родимую – как мать любимую!

Цели:

 Дидактические:

  1. расширить и укрепить знания об окружающей нас природе;
  2. изучить виды загрязнений в природе;
  3. обобщить знания о природоохранных мероприятиях;
  4. продолжить изучение «Красной книги России», «Красной книги Республики Башкортостан»;
  5. изучить природоохранные знаки.

 Развивающие:

                        1) способствовать активизации приобретения знаний о природе нашей Земли;

                 2) обучить обучающихся совместными усилиями решать учебные задачи.

Воспитательные:

  1. продолжить формирование экологической культуры;
  2. привить обучающимся любви к родной земле;
  3. способствовать формированию правильной позиции по отношению к природе.

Оборудование: интерактивная доска, «Красная книга Республики Башкортостан», «Красная книга России», плакаты природоохранных знаков, звукозапись.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Вступительное слово учащихся.
  4. Беседа об экологической ситуации на Земле  (представление презентации)
  5. Викторина «Знаешь ли ты природу?»
  6. Игра «Нарисуй природоохранные знаки»
  7. Игра «Устами младенца».
  8. Подведение итогов.
  9. Выступления учащихся.
  10. Заключительное слово учителя.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы будем работать по группам. На партах лежат конверты с эмблемами «Знатоку экологии». Каждая группа за правильный ответ оценит себя. И в конце урока по количеству эмблем подведем итоги (класс делится на 4 группы).

  1. Вступительное слово учителя.

Экология стала проблемой нашего общества. Деятельность людей меняет облик Земли и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше? Ведь Земля – наш общий дом. Нам жить здесь, пить эту воду, дышать этим воздухом.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете, прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущий сегодня от воин, взывающий о помощи, и увы, остающейся по- детски беззащитной перед нами, перед варваром – человеком. Наша природа очень хрупка и ранима.

  1. Выступления обучающихся.

1.          У всех людей одна планета

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц

И нам беречь планету надо,

Для тех, кто будет после нас

А мы бездумно сыпем яды,

И дом свой травим, не скупясь.

2.         Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на земле

Уже растут как язвы зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды,

По руслам рек и под землей

Дожди спадают с небосвода,

Кислотною водой.

3.       Леса теряют свою силу

Уходит нежный запах лип,

Озера ставшие могилой,

В себе хранят стаи рыб.

  1.      Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете,

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

  1.      О, как, природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая участь не постигла!

Давайте сохраним

В озерах – осетра,

Касатку – в небеса.

В таежных дебрях – тигра.

  1. Коль суждено дышать

Нам воздухом одним

            Давайте-ка мы все на век объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы нВ земле и сами сохранимся.

  1. Беседа об экологической ситуации на земле.

Учитель.         Сегодняшнее население земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 т. Сырья, правда, большая его часть 97% идет в отходы. На земле исчезают 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 млн.гектаров. Превращается в пыль млрд. тонн почвы. Если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет он покроет всю планету слоем в 5 метров.

Обучающися.         Моя планета – человеческий дом,

                                Ну, как жить под дымным колпаком!

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу!»

Учитель.        Ребята, загрязнение природы – это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или на природу. А скажите, какие виды загрязнений вам известны.

Представление презентации.

        Ребята! Обратите внимание на слайды.

        

Промышленное загрязнение

Загрязнение водоемов промышленными выбросами

Загрязнение поверхности почв твердыми отходами

Это загрязнение природы промышленными предприятиями, заводами, транспортом.

Река Белая

Река Дема

Река Уфимка

Промышленный мусор, городские свалки, промышленный мусор

Приведем интересные факты, например:

- бумага разлагается в природе более 2 лет

- консервная банка – более 90 лет

- полиэтиленовый пакет – более 200 лет

- стекло – более 1000 лет.

        Зная это, подумайте, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакт или бутылку. Количество мусора, ребята, которое накапливается в течении года, в пересчете на одного гражданина меняется от 150 до 600 кг.

        А что же предпринимается для охраны природы? Или же ничего не делается?

- сажают деревья

- строят очистные сооружения

- организуют особо – охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

        Но охрана видов не возможна без их постоянного учета: не зная, что нужно охранять, нельзя организовать систему мероприятий, которая поможет спасти виды растений, птиц или зверей. Исчезающие виды и животных заносят в какую книгу?

        В 1966 г. Международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП) выпустил 5 томов с перечнем видов мира, которым угрожает исчезновение. Каждому виду был выделен отдельный лист, а для печатания книги была использована красная бумага. «Красная книга России» включает 94 вида и подвида млекопитающих, 80 видов птиц, 37 видов пресмыкающихся, 9 видов земноводных, 9 видов рыб, 202 видов насекомых, 2 вида ракообразных, 32 вида мха, 29 видов грибов.

5.Викторина «Знаешь ли ты природу?»

         1.Что такое заповедник? Самый большой заповедник региона ? (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).

        2.Что такое заказник? (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод).

               3.Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

         4.Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без родителей? (Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом выходите, снова выпустите в лес, помните, что эти звери могут погибнуть. Дикое животное, привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило, гибнет, оказавшись в условиях дикой природы).

        5.Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами? (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы).

        6.Кто, по вашему, говорит эти слова: “Летом я съедала в день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов и чернотелок, 3 куколки бабочек, 4 паука”? (Кукушка).

        7.Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве (Ископаемые).

        8.Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).

        9.Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (Вода).

        10.Верхний слой земли, необходимый растениям. (Почва).

        11.Организмы, которые встречаются во всех природных зонах и не могут жить без света, воды, воздуха. (Растения).

        12.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

6. Игра. «Нарисуй природоохранные знаки»

         Вам предстоит нарисовать природоохранные знаки на тему:

- "Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком".

- "Не разоряй птичьи гнезда!"

- "Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу весной или в начале лета". Она легко может поймать не летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

- "Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых".

7. Игра. «Устами младенца».

Учитель. Следующая игра называется «Устами младенца». В этой игре вы познакомитесь с наиболее распространенными отходами. На каждый из отходов заготовлено 5 высказываний. Ваша задача: попытаться понять, что имеют в виду дети, и догадаться как можно скорее.

Варианты ответов:

  1. Его производит обыкновенная корова
  2. В небольших количествах он очень полезен
  3. Когда его много, это становится настоящим бедствием
  4. При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие животные начинают задыхаться
  5. Его необходимо компостировать (Навоз)

  1. У меня много игрушек из нее
  2. Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать
  3. Предметы, изготовленные из нее, очень мало весят
  4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет
  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

  1. Ее изобрели китайцы
  2. У нас ее получают из дерева
  3. Она легко горит
  4. Из нее получается много мусора
  5. На ней обычно рисуют или пишут.  (Бумага)

  1. Его делают из песка
  2. Чаще всего оно прозрачное
  3. Когда падает, оно разбивается
  4. Если его нагреть, оно становится тягучим как тесто
  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.(Стекло)

  1. Этого почти не видно
  2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы
  3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак
  4. Это могут собрать на своих листьях зеленые растения
  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.  (Газовые отходы)

  1. Это легче воды
  2. Это в воде не тонет
  3. В реке этого много, когда моют машины
  4. Это мешает рыбам дышать
  5. Это надо удалять с поверхности воды.  (Машинное масло)

  1. Это то, без чего мы не можем прожить
  2. Этим мы пользуемся каждый день
  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены
  4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле
  5. С помощью этого становится все чище (Синтетические моющие средства)

8.Подведение итогов.

Подведем итоги. У какой команды наибольшее количество эмблем. Эта команда становится победителем. Поздравляем!

9.Выступления обучающихся.

Учитель. Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Ведь все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него не куда.

Обучающиеся. 

        1. Для дружбы, для улыбок и для встреч

                                В наследство получили мы планету

                                Нам этот мир завещено беречь

                                И Землю удивительную эту.

  1. Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовется

Пусть будет мирным небо над Землей

Пусть вечно детство звонкое смеется!

  1. Завещено беречь нам этот мир,

Такой неповторимый на рассвете

Он с детства очень дорог нам и мил

За будущее мира мы в ответе!

  1. Живи Земля, живи Земля!

     И вы поймите, люди,

     Второй Земли, второй Земли

     Не будет?

     Из тысячи планет

     Такой зеленой нет!

     Из тысячи планет

     Такой любимой нет!

10. Заключительное слово учителя.

Ребята! Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Ведь все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него не куда. И наша задача сохранить уникальную природу для следующих поколений, бережно относится к окружающему миру, рекам, озерам, животным, растениям…

        

          Нам воздухом одним дышать.

        Дано смеяться вместе и страдать

        И эту Землю, этот мир прекрасный

        Как можно до безумия предать.

Этим стихотворением мы заканчиваем наше мероприятие! Спасибо за внимание!

 

Загрязнение природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие ГеоКВН "Земля - наш общий дом"

Внеклассное мероприятие по географии ГеоКВН  "Земля - наш общий дом" для 6-9 классов....

Внеклассное мероприятие "Алтай - наш общий дом"

В разработке представлен материал в форме игрового состязания, посвященного юбилею Алтайского края....

Внеклассное мероприятие " Земля - наш общий дом".

Внеклассное мероприятие для 7-х классов " Земля - наш общий дом" посвящено Дню Земли, которое проводится 22 апреля. В данном мероприятии использовано много стихов о нашей планете, о ее проблемах, кото...

Открытое внеклассное мероприятие "Земля - наш общий дом!"

Задачи:   1. Формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля.   2. Закрепить знание о флоре и фауне планеты Земля.   3. Вызвать беспокойство з...

Внеклассное мероприятие "Наш общий дом"

Внеклассное занятие «Наш общий дом»Цель: сплочение коллектива.Задачи:анализ степени сплоченности коллектива, выявление проблемных зон в личностном развитии учащихся (для психолога);расширение знаний д...

внеклассное занятие "Всему начало - общий дом"

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.Задачи: формирование нравственного долга детей перед родителями...

Эффективность влияния внеклассных мероприятий на общее физическое состояние школьников

Рассиатривая вопрос сохранения генофонда нации, необходимо формировать соответствующую инфраструктуру здоровьесберегающих технологий.Цель здоровьесберегающего образования - укрепление психофизиологиче...