Элективный курс "Мир туристских интересов"
элективный курс (география, 9 класс) на тему

Бородин Алексей Викторович

Данный  курс в своем содержании отражает новые знания для учащихся не содержащиеся в базовых программах. Курс «Мир туристских интересов» помогает приобретать и углублять знания в различных областях, сбособствует  расширению кругозора учащихся. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках географии, биологии, ОБЖ и др. предметах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_turistskih_interesov_sosh_28.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

"Мир туристских интересов"

Автор программы
Бородин Алексей Викторович
учитель географии
МБОУ СОШ № 28 ст. Тамань

Программа элективного курса для учащихся общеобразовательной школы

«Мир туристских интересов».



Пояснительная записка.

Данный  курс в своем содержании отражает новые знания для учащихся не содержащиеся в базовых программах. Курс «Мир туристских интересов» помогает приобретать и углублять знания в различных областях науки, техники, искусства. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках географии, естествознания, экологии, ОБЖ и др. предметах.

Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Цель элективной подготовки состоит в том, чтобы, используя возможности курса способствовать ознакомлению с природой и хозяйством, с историческими и культурными памятниками Краснодарского края.

Задачи курса:

Обучение наблюдению за природными объектами и процессами. Закрепление знаний ранее полученных на базе основной школы. Расширение кругозора; знаний о прошлом и настоящем родного края; осмысление событий и явлений современности. Обучение основам саморегуляции и естественного оздоровления.

Развитие умения ориентироваться и передвигаться по любой местности; вести походную жизнь; готовности к практической деятельности; планирование новых туристских маршрутов на территории  Краснодарского края.

Формирование социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этических отношений; собственной программы личностного развития (смелости, находчивости, выносливости, нравственности). Формирование культуры поведения в окружающей среде. Воспитание любви к Родине, родному краю, его природным богатствам и красоте.

Прогнозируемый результат:

Появляются интерес к получению информации об окружающей среде, стремление и желание разобраться в создавшейся экологической проблеме.

Формируются навыки научной работы, умение общаться с миром природы, не нанося ему вреда, навыки работы в коллективе.

Раскрепощается эмоциональная сфера личности.

Приобретаются основные умения и знания, необходимые туристу.

Дети становятся более здоровыми.

Особое место в программе отводится изучению культурно-духовных ценностей народов Кубани.

При организации учебного процесса используются активные методы обучения: экскурсии, анализ конкретных ситуаций, практические работы, конференции; объяснительно-иллюстративные методы.



Учебный курс включает в себя следующие темы:

1)     Туризм – лучший вид отдыха.

2)     Валеология в туризме.

3)     Организационные основы туристской работы.

4)     Туристский вклад в топонимику.

5)     Туристские возможности родного края.

6)     Изучение природы края.

7)     Охрана природы Кубани.

8)     Этнографические исследования Краснодарского края.                                                                                                                                                                         

          Курс завершается конференцией, на которой демонстрируются и защищаются разработанные группой или отдельными учащимися проекты на тему «Туристский маршрут по достопримечательным местам Краснодарского края».


Содержательная часть.


Тема 1. Туризм — лучший вид отдыха.

Цель: Познакомить с понятием «туризм», его разновидностями и направлением. Обучить тактико-техническим навыкам туриста. 

      Понятие «туризм». Виды и формы современного туризма.

Пешеходный туризм. Транспортный туризм. Путешествие. Горный туризм. Водный туризм. Спелеологический туризм. Основы туристической деятельности. Экспедиции. География туризма. Зарубежный туризм. Планирование туризма в стране. Техническое творчество туристов. Типы палаток. Костры и очаги. Рюкзак туриста. Лагерь туристов. Тактико-техническая подготовка туриста. Техника безопасности. Категории сложности путешествий. Правила установки палаток. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туристов.

Практическое занятие: Тактико-техническая подготовка туриста (как укладывать рюкзак, как поставить палатку, как разбить бивуак, вязка туристических узлов, как развести костер).

Тема 2. Валеология в туризме. 

Цель: Дать знания о здоровом образе жизни на основе туристских путешествий и походов. Научить оказывать первую медицинскую помощь.

     Наука валеология в туризме. Особенности туризма как вида спорта.  

Человек в экстремальных условиях  природной среды. Особенности физической адаптации. Психологическая подготовка туристов. Питание по видам туризма. Подножные средства питания (грибы, ягоды, плоды, травы и т. д.). Соблюдение личной гигиены. Аптечка туриста. Лесная аптека. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика несчастных случаев. Распределение физической нагрузки и расхода энергии в походе.

Практическое занятие: Оказание первой медицинской помощи (при ожогах и обморожении, при переохлаждении организма и солнечном ударе, кровотечения, переломы, укусы животных и ядовитых насекомых, пищевые отравления, транспортировка пострадавшего, использование лекарственных средств). 

Тема 3. Организационные основы туристской работы.

Цель: Объяснить основы административной работы по туризму; менеджмент в туризме.  

              Туристские учреждения. Понятие «туристский маршрут». Линейные, кольцевые, радиальные маршруты. Планирование и организация туристского маршрута. Комплектование группы. Составление сметы. Распределение обязанностей. Организация, подготовка и проведение похода. Однодневные и многодневные походы. Экскурсии.

Тема 4. Туристский вклад в топонимику.

Цель: Научить работе с различными источниками информации, для получения знаний о географических объектах. 

         Понятие «топонимика». Топонимика как источник для изучения

местности. Топонимы рельефа. Гидронимы. Этнонимы. Топонимика населенных пунктов. Топонимика географических объектов Краснодарского края.

Практическое занятие: «Топонимика географических объектов Кубани. При помощи карты  Краснодарского края и различных источников определить происхождение названий (населенных пунктов, рек, озер, форм рельефа).

Тема 5. Туристские возможности родного края .

Цель: Познакомить с туристскими маршрутами и объектами Краснодарского края, имеющими важное туристское значение 

         Экономическая характеристика края. Транспортная сеть.

Экскурсионные объекты. Музеи. Исторические и архитектурные памятники.  Памятники замечательным людям. Места, связанные с именами замечательных людей.  Интересные объекты природы. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Кубани. Территории Краснодарского края с многочисленными достопримечательностями (города: Краснодар, Новороссийск, Темрюк, Анапа, Сочи, Тамань и др).

Тема 6. Изучение природы края.

Цель: Ознакомить с природными условиями Краснодарского края.    

        Географическое положение. Рельеф. Климат. Почвы. Растительный и

животный мир. Полезные ископаемые и их значение. Гидрографическая сеть. Природная зона.

Тема 7. Охрана природы Кубани.

Цель: Познакомить учащихся с проблемами охраны природы родного края.

               Охрана природы. Закон об охране природы. Организация охраны природных объектов. Красная книга Краснодарского края.

Тема 8. Этнографические исследования Краснодарского края.

Цель: Изучить демографические и этнографические особенности Краснодарского края.

      Что изучает этнография? Археологические находки и памятники

Кубани. Народности, проживающие на территории края. Кочевые и оседлые народы. Культура и традиции народов края. Культурная интеграция на современном этапе.

Практическое занятие: «Народности, проживающие на территории Краснодарского края». При помощи карт по Краснодарскому краю и различных источников, определить: численность этносов, их происхождение, территорию преобладающего размещения, языковую и религиозную принадлежность, культурные связи.



Используя учебный, дополнительный  материал и знания, полученные в период изучения элективного курса, обучающиеся подготавливают проект туристского маршрута, экскурсии или путешествия по достопримечательным местам Краснодарского края. В период подготовки преподаватель элективного курса осуществляет консультации и помощь в разработке проекта.

На научно-практической конференции проходит защита и демонстрация проекта туристского маршрута. Определяются лучшие  групповые или индивидуальные работы.


Рекомендации и пожелания:  Для полного закрепления приобретенных знаний и умений необходимо провести многодневный поход по одному из лучших, наиболее практичных разработанных туристских маршрутов, который не входит в сетку часов, либо провести экскурсию. 










Учебно-тематический план курса.


  №

темы

                           Название темы  

Кол-во

часов

теории

Кол-во

часов

практики

   1 

Туризм – лучший вид отдыха.

    2 

      1 

   2 

Валеология в туризме.

    1 

      1 

   3 

Организационные основы туристской работы.

    1

      _

   4 

Туристский вклад в топонимику.

    1

      1     

   5 

Туристские возможности своего края.

    2 

      _

   6 

Изучение природы края.

    1 

      _

7

Охрана природы Кубани.

    1


   8

Этнографические исследования Краснодарского края

   

    1

     

      1 

   9 

Подготовка проекта.

    _

      1 

   10 

Научно-практическая конференция.

    _

      2 


Всего:

    10

      7 


Итого:  17 часов




Требования к умениям и навыкам.

1.      Называть и (или) показывать:

- площадь и численность населения территории;

- этапы заселения и хозяйственного освоения территории;

- национальный состав и основные языковые группы народов;

- типы поселений; культурно-исторические и промышленные

центры;

                    — формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- примеры рек, озер их типы и происхождение;

- различия климата и растительности;

                    — меры по охране окружающей среды, примеры охраняемых объектов и территорий;

                    — примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

- опасные природные явления и меры их предупреждения;

                    — состав и структура хозяйства, факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства, промышленные и сельскохозяйственные районы.

2.      Определять (измерять):

                    — координаты объектов и городов, протяженность территории в градусах и километрах;  

                    — направления сторон горизонта и азимут по компасу и местным признакам;

                    — разницу в местном и поясном времени различных пунктов;

                    — карты, статистические показатели и схемы, необходимые для решения конкретной географической задачи и получения информации о географических явлениях, объектах и процессах;

- виды природных ресурсов по исчерпаемости и  возобновимости;

                    — плотность, динамику населения и структурные показатели, характеризующие долю населения, по возрасту и полу, по национальному признаку;  

                    — хозяйственную ценность природных условий и ресурсов.

3.      Описывать (характеризовать):

- географическое положение;

- особенности демографической ситуации;

- особенности компонентов природы;

                    — важнейшие природные и социально-экономические объекты, опасные явления природы, их влияние на жизнь людей;

                    — специфику природы, населения, хозяйства, социальных, экономических и экологических проблем отдельных районов;

-         территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности людей, рекреационные возможности.

4.      Объяснять:

                    — влияние географического положения на особенности природы и хозяйства;

                    — особенности рельефа и полезных ископаемых различных территорий;

                    — влияние древнего и современного оледенения на рельеф и природу;

                    — неоднородность климата разных территорий с различной ролью основных климатообразующих факторов;

- различия погоды во времени и на разных территориях;

                    — неоднородность растительного и животного мира разных территорий;

                    — влияние хозяйственной деятельности на рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир и природные комплексы территорий;

                    — различия в размещении, естественном и механическом движении населения;

                    — особенности хозяйственной деятельности, средств передвижения, орудий труда, жилищ, одежды, обычаев, культуры, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях.

          5. Прогнозировать:

- возможные последствия колебаний и изменений климата;

                    — положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений и процессов под воздействием человеческой деятельности на примере рек, озер, болот, подземных вод, климата, растительности, животного мира, ландшафтов;

                    — возможные социальные следствия в сфере экономики;

- влияние изменений инфраструктуры на жизнь людей.


Виды деятельности и контроля.



п/п 

Название темы

Виды деятельности

и формы занятий 

Виды контроля

1

Туризм – лучший вид отдыха.

Лекция; Практическая работа.

Конспект;

Туристские умения.

2

Валеология в туризме.

Лекция; Практическая работа.

Конспект;

Умения оказания первой медпомощи.

3

Организационные основы туристской работы.

Урок-игра.

Активность работы.

4

Туристский вклад в топонимику.

Лекция

Практическая работа.

Конспект

Умения работать с картой и источниками информации.

5

Туристские возможности своего края.

Урок.

Лекция.

Активность работы.

6

Изучение природы края.

Семинар

Участие в семинаре

7.

Охрана природы Кубани.

Лекция

Конспект

7

Этнографические исследования Краснодарского края.

Семинар

Практическая работа.

Участие в семинаре

Умения работать картой плотности и населения и источниками информации.

8

Подготовка проекта.

Практическая работа.

Проекты экскурсий.

9

Научно-практическая конференция.

Конференция.

Защита проектов.

На протяжении всего курса используется зачетная система оценивания работы учащихся. В завершении элективного курса учащиеся оцениваются по критериям: «зачтено», «не зачтено».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ».

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ»,  предназначена для учащихся 7 - 8 классов.Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Методическая разработка спортивно-туристского мероприятия "Папа, мама, я - туристская семья".

Конкурс "Папа, мама, я - туристская семья" проводится в соответствии с учебным планом и в рамках недели туризма. II. Цели и задачи конкурса. 2. Конкурс проводится в целях укрепления взаимоотно...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

Формирование познавательного интереса на занятиях элективного курса по физике

В статье расскрывается понятие "познавательный интерес" и приведены разные педагогические приемы, которыми можно сформировать и развить познавательный интерес у учащихся на занятиях элективного курса ...

Элективный курс "Читаем и слушаем с интересом"

ДАННЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ.Цель: воспиатние коммуникабельного человека, владеющего коммуникативными умениями и навыками, способного воспринимать слушать и ч...