Программа элективного курса для учащихся общеобразовательной школы
«Мир туристских интересов».
Пояснительная записка.
Данный курс в своем содержании отражает новые знания для учащихся не содержащиеся в базовых программах. Курс «Мир туристских интересов» помогает приобретать и углублять знания в различных областях науки, техники, искусства. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках географии, естествознания, экологии, ОБЖ и др. предметах.
Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Цель элективной подготовки состоит в том, чтобы, используя возможности курса способствовать ознакомлению с природой и хозяйством, с историческими и культурными памятниками Краснодарского края.
Задачи курса:
Обучение наблюдению за природными объектами и процессами. Закрепление знаний ранее полученных на базе основной школы. Расширение кругозора; знаний о прошлом и настоящем родного края; осмысление событий и явлений современности. Обучение основам саморегуляции и естественного оздоровления.
Развитие умения ориентироваться и передвигаться по любой местности; вести походную жизнь; готовности к практической деятельности; планирование новых туристских маршрутов на территории Краснодарского края.
Формирование социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этических отношений; собственной программы личностного развития (смелости, находчивости, выносливости, нравственности). Формирование культуры поведения в окружающей среде. Воспитание любви к Родине, родному краю, его природным богатствам и красоте.
Прогнозируемый результат:
Появляются интерес к получению информации об окружающей среде, стремление и желание разобраться в создавшейся экологической проблеме.
Формируются навыки научной работы, умение общаться с миром природы, не нанося ему вреда, навыки работы в коллективе.
Раскрепощается эмоциональная сфера личности.
Приобретаются основные умения и знания, необходимые туристу.
Дети становятся более здоровыми.
Особое место в программе отводится изучению культурно-духовных ценностей народов Кубани.
При организации учебного процесса используются активные методы обучения: экскурсии, анализ конкретных ситуаций, практические работы, конференции; объяснительно-иллюстративные методы.
Учебный курс включает в себя следующие темы:
1) Туризм – лучший вид отдыха.
2) Валеология в туризме.
3) Организационные основы туристской работы.
4) Туристский вклад в топонимику.
5) Туристские возможности родного края.
6) Изучение природы края.
7) Охрана природы Кубани.
8) Этнографические исследования Краснодарского края.
Курс завершается конференцией, на которой демонстрируются и защищаются разработанные группой или отдельными учащимися проекты на тему «Туристский маршрут по достопримечательным местам Краснодарского края».
Содержательная часть.
Тема 1. Туризм — лучший вид отдыха.
Цель: Познакомить с понятием «туризм», его разновидностями и направлением. Обучить тактико-техническим навыкам туриста.
Понятие «туризм». Виды и формы современного туризма.
Пешеходный туризм. Транспортный туризм. Путешествие. Горный туризм. Водный туризм. Спелеологический туризм. Основы туристической деятельности. Экспедиции. География туризма. Зарубежный туризм. Планирование туризма в стране. Техническое творчество туристов. Типы палаток. Костры и очаги. Рюкзак туриста. Лагерь туристов. Тактико-техническая подготовка туриста. Техника безопасности. Категории сложности путешествий. Правила установки палаток. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туристов.
Практическое занятие: Тактико-техническая подготовка туриста (как укладывать рюкзак, как поставить палатку, как разбить бивуак, вязка туристических узлов, как развести костер).
Тема 2. Валеология в туризме.
Цель: Дать знания о здоровом образе жизни на основе туристских путешествий и походов. Научить оказывать первую медицинскую помощь.
Наука валеология в туризме. Особенности туризма как вида спорта.
Человек в экстремальных условиях природной среды. Особенности физической адаптации. Психологическая подготовка туристов. Питание по видам туризма. Подножные средства питания (грибы, ягоды, плоды, травы и т. д.). Соблюдение личной гигиены. Аптечка туриста. Лесная аптека. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика несчастных случаев. Распределение физической нагрузки и расхода энергии в походе.
Практическое занятие: Оказание первой медицинской помощи (при ожогах и обморожении, при переохлаждении организма и солнечном ударе, кровотечения, переломы, укусы животных и ядовитых насекомых, пищевые отравления, транспортировка пострадавшего, использование лекарственных средств).
Тема 3. Организационные основы туристской работы.
Цель: Объяснить основы административной работы по туризму; менеджмент в туризме.
Туристские учреждения. Понятие «туристский маршрут». Линейные, кольцевые, радиальные маршруты. Планирование и организация туристского маршрута. Комплектование группы. Составление сметы. Распределение обязанностей. Организация, подготовка и проведение похода. Однодневные и многодневные походы. Экскурсии.
Тема 4. Туристский вклад в топонимику.
Цель: Научить работе с различными источниками информации, для получения знаний о географических объектах.
Понятие «топонимика». Топонимика как источник для изучения
местности. Топонимы рельефа. Гидронимы. Этнонимы. Топонимика населенных пунктов. Топонимика географических объектов Краснодарского края.
Практическое занятие: «Топонимика географических объектов Кубани. При помощи карты Краснодарского края и различных источников определить происхождение названий (населенных пунктов, рек, озер, форм рельефа).
Тема 5. Туристские возможности родного края .
Цель: Познакомить с туристскими маршрутами и объектами Краснодарского края, имеющими важное туристское значение
Экономическая характеристика края. Транспортная сеть.
Экскурсионные объекты. Музеи. Исторические и архитектурные памятники. Памятники замечательным людям. Места, связанные с именами замечательных людей. Интересные объекты природы. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Кубани. Территории Краснодарского края с многочисленными достопримечательностями (города: Краснодар, Новороссийск, Темрюк, Анапа, Сочи, Тамань и др).
Тема 6. Изучение природы края.
Цель: Ознакомить с природными условиями Краснодарского края.
Географическое положение. Рельеф. Климат. Почвы. Растительный и
животный мир. Полезные ископаемые и их значение. Гидрографическая сеть. Природная зона.
Тема 7. Охрана природы Кубани.
Цель: Познакомить учащихся с проблемами охраны природы родного края.
Охрана природы. Закон об охране природы. Организация охраны природных объектов. Красная книга Краснодарского края.
Тема 8. Этнографические исследования Краснодарского края.
Цель: Изучить демографические и этнографические особенности Краснодарского края.
Что изучает этнография? Археологические находки и памятники
Кубани. Народности, проживающие на территории края. Кочевые и оседлые народы. Культура и традиции народов края. Культурная интеграция на современном этапе.
Практическое занятие: «Народности, проживающие на территории Краснодарского края». При помощи карт по Краснодарскому краю и различных источников, определить: численность этносов, их происхождение, территорию преобладающего размещения, языковую и религиозную принадлежность, культурные связи.
Используя учебный, дополнительный материал и знания, полученные в период изучения элективного курса, обучающиеся подготавливают проект туристского маршрута, экскурсии или путешествия по достопримечательным местам Краснодарского края. В период подготовки преподаватель элективного курса осуществляет консультации и помощь в разработке проекта.
На научно-практической конференции проходит защита и демонстрация проекта туристского маршрута. Определяются лучшие групповые или индивидуальные работы.
Рекомендации и пожелания: Для полного закрепления приобретенных знаний и умений необходимо провести многодневный поход по одному из лучших, наиболее практичных разработанных туристских маршрутов, который не входит в сетку часов, либо провести экскурсию.
Учебно-тематический план курса.
№
темы
| Название темы
| Кол-во
часов
теории
| Кол-во
часов
практики
| 1
| Туризм – лучший вид отдыха.
| 2
| 1
| 2
| Валеология в туризме.
| 1
| 1
| 3
| Организационные основы туристской работы.
| 1
| _
| 4
| Туристский вклад в топонимику.
| 1
| 1
| 5
| Туристские возможности своего края.
| 2
| _
| 6
| Изучение природы края.
| 1
| _
| 7
| Охрана природы Кубани.
| 1
|
| 8
| Этнографические исследования Краснодарского края
|
1
|
1
| 9
| Подготовка проекта.
| _
| 1
| 10
| Научно-практическая конференция.
| _
| 2
|
| Всего:
| 10
| 7
|
| Итого: 17 часов
|
|
|
Требования к умениям и навыкам.
1. Называть и (или) показывать:
- площадь и численность населения территории;
- этапы заселения и хозяйственного освоения территории;
- национальный состав и основные языковые группы народов;
- типы поселений; культурно-исторические и промышленные
центры;
— формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- примеры рек, озер их типы и происхождение;
- различия климата и растительности;
— меры по охране окружающей среды, примеры охраняемых объектов и территорий;
— примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
- опасные природные явления и меры их предупреждения;
— состав и структура хозяйства, факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства, промышленные и сельскохозяйственные районы.
2. Определять (измерять):
— координаты объектов и городов, протяженность территории в градусах и километрах;
— направления сторон горизонта и азимут по компасу и местным признакам;
— разницу в местном и поясном времени различных пунктов;
— карты, статистические показатели и схемы, необходимые для решения конкретной географической задачи и получения информации о географических явлениях, объектах и процессах;
- виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости;
— плотность, динамику населения и структурные показатели, характеризующие долю населения, по возрасту и полу, по национальному признаку;
— хозяйственную ценность природных условий и ресурсов.
3. Описывать (характеризовать):
- географическое положение;
- особенности демографической ситуации;
- особенности компонентов природы;
— важнейшие природные и социально-экономические объекты, опасные явления природы, их влияние на жизнь людей;
— специфику природы, населения, хозяйства, социальных, экономических и экологических проблем отдельных районов;
- территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности людей, рекреационные возможности.
4. Объяснять:
— влияние географического положения на особенности природы и хозяйства;
— особенности рельефа и полезных ископаемых различных территорий;
— влияние древнего и современного оледенения на рельеф и природу;
— неоднородность климата разных территорий с различной ролью основных климатообразующих факторов;
- различия погоды во времени и на разных территориях;
— неоднородность растительного и животного мира разных территорий;
— влияние хозяйственной деятельности на рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир и природные комплексы территорий;
— различия в размещении, естественном и механическом движении населения;
— особенности хозяйственной деятельности, средств передвижения, орудий труда, жилищ, одежды, обычаев, культуры, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях.
5. Прогнозировать:
- возможные последствия колебаний и изменений климата;
— положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений и процессов под воздействием человеческой деятельности на примере рек, озер, болот, подземных вод, климата, растительности, животного мира, ландшафтов;
— возможные социальные следствия в сфере экономики;
- влияние изменений инфраструктуры на жизнь людей.
Виды деятельности и контроля.
№
п/п
| Название темы
| Виды деятельности
и формы занятий
| Виды контроля
| 1
| Туризм – лучший вид отдыха.
| Лекция; Практическая работа.
| Конспект;
Туристские умения.
| 2
| Валеология в туризме.
| Лекция; Практическая работа.
| Конспект;
Умения оказания первой медпомощи.
| 3
| Организационные основы туристской работы.
| Урок-игра.
| Активность работы.
| 4
| Туристский вклад в топонимику.
| Лекция
Практическая работа.
| Конспект
Умения работать с картой и источниками информации.
| 5
| Туристские возможности своего края.
| Урок.
Лекция.
| Активность работы.
| 6
| Изучение природы края.
| Семинар
| Участие в семинаре
| 7.
| Охрана природы Кубани.
| Лекция
| Конспект
| 7
| Этнографические исследования Краснодарского края.
| Семинар
Практическая работа.
| Участие в семинаре
Умения работать картой плотности и населения и источниками информации.
| 8
| Подготовка проекта.
| Практическая работа.
| Проекты экскурсий.
| 9
| Научно-практическая конференция.
| Конференция.
| Защита проектов.
|
На протяжении всего курса используется зачетная система оценивания работы учащихся. В завершении элективного курса учащиеся оцениваются по критериям: «зачтено», «не зачтено».
|