урок-практикум Электроэнергетика России
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Иноземцева Светлана Семеновна

инструктивная карточка, тесты в 2-х вариантах

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Электроэнергетика России.

Цели и задачи:

.Раскрыть значение электроэнергетики для хозяйства России. Выявить особенности различных типов электростанций. Установить принципы и закономерности размещения различных типов электростанций. Рассмотреть экологические проблемы, связанные с развитием различных отраслей энергетики. Дать представление о Единой энергетической системе России. Познакомиться с особенностями электроэнергетики Курганской области. Сформировать умение называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций. Совершенствовать  умение работать с разными источниками знаний (текстом  учебника, картами, схемами, таблицами), получать информацию, систематизировать её, делать обобщения.

Оборудование: Настенная карта «Электроэнергетика», карты атласа, учебники,  разноуровневые карточки, инструктивные карточки – задания.

Тип урока : Изучение нового материала.

Структура урока

Вре-мя

Организационная и обучающая роль учителя, изложение материала вопроса, организация самостоятельной работы обучающихся.

Учебная деятельность обучающихся

1. Организа-ционный  момент.

2.

Изучение нового материала.

































































 



3.Закре-пление.

4. Домашнее задание.


2-3 мин.



25 мин.



































































 


10 мин.


2-3 мин.


Организация класса, сообщение темы и целей урока



Значение энергетики в хозяйстве. Энергетика - авангард, определяющий развитие НТР.

Беседа с учащимися о применении электроэнергии в народном хозяйстве (промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, связи, культуре и быте).

Особенности электроэнергетики:

  1. Продукция электроэнергетики не может накапливаться для последующего использования.
  2. Универсальность.
  3. Передача электроэнергии осуществляется мгновенно.

Задание 1. Проанализируйте таблицу 28 стр. 125 «Производство электроэнергии в России».

1.Оцените объёмы производства электроэнергии в России за последние 30 лет, сделайте выводы.

2. Объясните изменение количества производимой электроэнергии на разных типах электростанций за последние годы.

Задание 2. Изучите таблицу 1 «Основные потребители электроэнергии в России, 2006 г. в инструктивной карточке, сделайте вывод о наиболее крупных потребителях.

Задание 3.По данным таблицы 2 стр.372 в приложениях в учебнике охарактеризуйте факторы размещения  разных типов электростанций, имеющих решающее и большое значение.

Задание 4.Используя текст учебника(с.125-129),табл.28 с.125, табл.2 с.372, составьте характеристику разных типов электростанций.

Данные занесите в таблицу в инструктивной карточке. Работают  3 группы. Характеризуют разные типы электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС.


Задание 5.На  «Экономической карте» в атласе стр.28-29  определите размещение крупнейших электростанций  России.

Подведение итогов работы  с таблицей и картой.


Учитель. В будущем и даже сейчас проблема нехватки электроэнергии может быть решена за счёт использования нетрадиционных источников. Какие из них вам известны?

(Сообщения о нетрадиционных источниках.)

Работа с термином. Для повышения надёжности электроснабжения потребителей была создана Единая Энергосистема России. Записать термин в тетрадь и дать ему определение.

Энергосистема – группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра.

Задание 6:Изучите особенности электроэнергетики Курганской области.

Ответьте на вопросы:

  1. Какое предприятие в электроэнергетике является ведущим?
  2. Раскройте особенности грузопотоков топлива и электроэнергии в Курганскую область.
  3. Какие отрасли экономики являются ведущими потребителями электроэнергии в области?
  4. Назовите проблемы, стоящие перед электроэнергетикой области.


 Разноуровневая  контрольная работа

Разноуровневое. Всем - повторить п. 21, 22.

«3» -п. 23, вопросы;

«4» -п. 23, вопросы; на контурной карте отметить крупные электростанции.

«5»-п.23; работа с контурной картой;

Определить наиболее перспективные районы  для строительства электростанций различных типов. Индивидуальное задание (опережающее): Подготовить сообщение о разных типах металлургических предприятий.





Участвуют в беседе.





Записывают в тетрадь.






Анализируют.


Оценивают.



Объясняют.




Делают вывод.



Работают с таблицей.




Заполняют таблицу

на основе различных источников.



Работают с картой атласа.

3 ученика у  настенной карты с выполненной таблицей. Осталь-ные слушают, дополняют, записывают.


Геотермальная, энергия Солнца, ветра, энергия приливов. (3 ученика)


Записывают

термин и определение


.

.




Отвечают










Выполняют контрольную

работу.



Записывают д.з.



Предварительный просмотр:

                                 КАРТОЧКА № 1.

Вариант - «А»

1.Изобразите в виде схемы состав ТЭК. Какие подразделения его формируют?

2.Что такое  энергетические ресурсы? Какие природные ресурсы к ним относятся?

Вариант – «Б».

1.Каковы основные направления использования нефти, какие продукты являются результатом её переработки?

2.Какие типы электростанций имеются в России?  На каких электростанциях производится максимальная доля электроэнергии?

Вариант – «В».

1.Что такое ТЭБ, из каких составляющих складывается его приходная и расходная части? Каковы тенденции изменения его структуры, какими причинами они обусловлены?

2.Сравните основные типы электростанций по следующим показателям: стоимость строительства станции, себестоимость производства энергии, принципы размещения, воздействие на окружающую среду.

                                     КАРТОЧКА № 2.

Вариант – «А».

Географический диктант:

  1. В состав топливной промышленности входят ………..
  2. К энергетическим ресурсам относят………….
  3. Угли Кузбасса не вполне конкурентоспособны на мировом рынке из-за………..
  4. Себестоимость добычи угля шахтным способом по сравнению с добычей нефти…….
  5. Наиболее крупные запасы гидроэнергии сосредоточены………..
  6. В состав ТЭК входят…………
  7. Наиболее низкая себестоимость добычи угля………….
  8. Наибольшее количество гидроэлектростанций сооружено на реке………
  9. Распределите типы электростанций в порядке возрастания их доли в производстве электроэнергии…………..
  10. Коксующийся уголь добывается в бассейнах……….

Вариант – «Б»

  1. Главным районом добычи нефти, газа и угля в России является:
  1. Северный Кавказ                 3)   Западная Сибирь
  2. Урал                                       4)Дальний Восток.
  1. Центров нефтепереработки нет в экономическом районе:

             1)  Центральном                        3)  Центрально-Чернозёмном

                    2) Северном                              4) Северо- Западном

      3.   Основными месторождениями газа в Западной Сибири являются:

             1) Василковское, Вуктыльское, Интинское;

             2) Ямбург, Уренгой,  Бованенковское;

             3)Мессояха, Вилюйское, Бурла;

             4) Арланское, Медвежье, Лугинецкое.

Вариант – «В».

     1. Российские города-миллионеры, являющиеся одновременно центрами нефтепереработки:   1)  Уфа и Ярославль;   2) Москва и Екатеринбург; 3)Саратов и Волгоград ;  4)Омск и Самара.

   

Тест по теме: «Топливно-энергетический комплекс»

1 уровень.

  1. Группа электростанций, объединенных линиями электропередачи, образуют…….
  2. К неисчерпаемым источникам энергии относятся:

А) энергия ветра;                б) энергия Солнца;

В) природный газ;              г) нефть.

      3.  Крупнейшие ГЭС России построены на реке:

             А) Волге;                            Б) Ангаре;

             В) Енисее;                           Г) Оби.

      4.  На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло.

            А) ТЭС;                               Б) ГЭС;

             В) ТЭЦ;                              Г) АЭС.

      5  Наибольшая доля электроэнергии вырабатывается на:

           А) ТЭС;

           Б) ГЭС;

           В) АЭС.

     6.  Укажите правильное утверждение.

          А) В Западной Сибири добывают 90 % нефти России;

          Б) Россия занимает 1 место по производству энергии на душу населения;

          В) Доля газа в топливно–энергетическом балансе России возрастает, а доля нефти  

               снижается

  1. Укажите город-центр Печорского угольного бассейна.

А) Ухта;                             Б) Сыктывкар;

В) Воркута;                        Г) Нарьян-Мар.

     8.  АЭС на Урале называется:

          А) Обнинская;                    Б) Белоярская;

          В) Билибинская;                Г) Балаковская.

    9.  При строительстве ГЭС учитывают наличие:

          А) природных условий;

          Б) топлива;

          В) транспортной магистрали.

   10. Самая дешевая энергия производится на:

         А) АЭС;           Б) ТЭС;         В)ГЭС.

2 уровень.

  1. Экологически самый чистый вид топлива:

А) торф;                          Б) газ;

В) уголь                          Г) дрова.

      12. В крупных городах строят:

            А) АЭС;                         Б) ТЭС;

            В) ГЭС;                          Г) ТЭЦ.

3 уровень.

      13. Чем объяснить  низкий уровень эффективности производства в электроэнергетике  Курганской области? Какие проблемы он может вызвать в перспективе?

      14.Огромные общегеологические запасы угля сосредоточены в бассейне:

            А) Тунгусском;               В) Печорском;

            Б) Кузнецком;                 Г) Подмосковном.

     15. Первое место по выработке электроэнергии в расчете на одного жителя занимает экономический район:

            А) Центральный;            В) Восточно-Сибирский;

            Б) Поволжский;              Г) Дальневосточный.

Критерии оценки: 1 уровень – «3», 1+2 –«4», 1+2+3= «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...