урок-практикум Электроэнергетика России
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
инструктивная карточка, тесты в 2-х вариантах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_elektroenergetika_razdatochnyy_material.doc | 50.5 КБ |
kartochki_zadaniya_i_test.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Электроэнергетика России.
Цели и задачи:
.Раскрыть значение электроэнергетики для хозяйства России. Выявить особенности различных типов электростанций. Установить принципы и закономерности размещения различных типов электростанций. Рассмотреть экологические проблемы, связанные с развитием различных отраслей энергетики. Дать представление о Единой энергетической системе России. Познакомиться с особенностями электроэнергетики Курганской области. Сформировать умение называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций. Совершенствовать умение работать с разными источниками знаний (текстом учебника, картами, схемами, таблицами), получать информацию, систематизировать её, делать обобщения.
Оборудование: Настенная карта «Электроэнергетика», карты атласа, учебники, разноуровневые карточки, инструктивные карточки – задания.
Тип урока : Изучение нового материала.
Структура урока | Вре-мя | Организационная и обучающая роль учителя, изложение материала вопроса, организация самостоятельной работы обучающихся. | Учебная деятельность обучающихся |
1. Организа-ционный момент. 2. Изучение нового материала. 3.Закре-пление. 4. Домашнее задание. | 2-3 мин. 25 мин. 10 мин. 2-3 мин. | Организация класса, сообщение темы и целей урока Значение энергетики в хозяйстве. Энергетика - авангард, определяющий развитие НТР. Беседа с учащимися о применении электроэнергии в народном хозяйстве (промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, связи, культуре и быте). Особенности электроэнергетики:
Задание 1. Проанализируйте таблицу 28 стр. 125 «Производство электроэнергии в России». 1.Оцените объёмы производства электроэнергии в России за последние 30 лет, сделайте выводы. 2. Объясните изменение количества производимой электроэнергии на разных типах электростанций за последние годы. Задание 2. Изучите таблицу 1 «Основные потребители электроэнергии в России, 2006 г. в инструктивной карточке, сделайте вывод о наиболее крупных потребителях. Задание 3.По данным таблицы 2 стр.372 в приложениях в учебнике охарактеризуйте факторы размещения разных типов электростанций, имеющих решающее и большое значение. Задание 4.Используя текст учебника(с.125-129),табл.28 с.125, табл.2 с.372, составьте характеристику разных типов электростанций. Данные занесите в таблицу в инструктивной карточке. Работают 3 группы. Характеризуют разные типы электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС. Задание 5.На «Экономической карте» в атласе стр.28-29 определите размещение крупнейших электростанций России. Подведение итогов работы с таблицей и картой. Учитель. В будущем и даже сейчас проблема нехватки электроэнергии может быть решена за счёт использования нетрадиционных источников. Какие из них вам известны? (Сообщения о нетрадиционных источниках.) Работа с термином. Для повышения надёжности электроснабжения потребителей была создана Единая Энергосистема России. Записать термин в тетрадь и дать ему определение. Энергосистема – группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра. Задание 6:Изучите особенности электроэнергетики Курганской области. Ответьте на вопросы:
Разноуровневая контрольная работа Разноуровневое. Всем - повторить п. 21, 22. «3» -п. 23, вопросы; «4» -п. 23, вопросы; на контурной карте отметить крупные электростанции. «5»-п.23; работа с контурной картой; Определить наиболее перспективные районы для строительства электростанций различных типов. Индивидуальное задание (опережающее): Подготовить сообщение о разных типах металлургических предприятий. | Участвуют в беседе. Записывают в тетрадь. Анализируют. Оценивают. Объясняют. Делают вывод. Работают с таблицей. Заполняют таблицу на основе различных источников. Работают с картой атласа. 3 ученика у настенной карты с выполненной таблицей. Осталь-ные слушают, дополняют, записывают. Геотермальная, энергия Солнца, ветра, энергия приливов. (3 ученика) Записывают термин и определение . . Отвечают Выполняют контрольную работу. Записывают д.з. |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА № 1.
Вариант - «А»
1.Изобразите в виде схемы состав ТЭК. Какие подразделения его формируют?
2.Что такое энергетические ресурсы? Какие природные ресурсы к ним относятся?
Вариант – «Б».
1.Каковы основные направления использования нефти, какие продукты являются результатом её переработки?
2.Какие типы электростанций имеются в России? На каких электростанциях производится максимальная доля электроэнергии?
Вариант – «В».
1.Что такое ТЭБ, из каких составляющих складывается его приходная и расходная части? Каковы тенденции изменения его структуры, какими причинами они обусловлены?
2.Сравните основные типы электростанций по следующим показателям: стоимость строительства станции, себестоимость производства энергии, принципы размещения, воздействие на окружающую среду.
КАРТОЧКА № 2.
Вариант – «А».
Географический диктант:
- В состав топливной промышленности входят ………..
- К энергетическим ресурсам относят………….
- Угли Кузбасса не вполне конкурентоспособны на мировом рынке из-за………..
- Себестоимость добычи угля шахтным способом по сравнению с добычей нефти…….
- Наиболее крупные запасы гидроэнергии сосредоточены………..
- В состав ТЭК входят…………
- Наиболее низкая себестоимость добычи угля………….
- Наибольшее количество гидроэлектростанций сооружено на реке………
- Распределите типы электростанций в порядке возрастания их доли в производстве электроэнергии…………..
- Коксующийся уголь добывается в бассейнах……….
Вариант – «Б»
- Главным районом добычи нефти, газа и угля в России является:
- Северный Кавказ 3) Западная Сибирь
- Урал 4)Дальний Восток.
- Центров нефтепереработки нет в экономическом районе:
1) Центральном 3) Центрально-Чернозёмном
2) Северном 4) Северо- Западном
3. Основными месторождениями газа в Западной Сибири являются:
1) Василковское, Вуктыльское, Интинское;
2) Ямбург, Уренгой, Бованенковское;
3)Мессояха, Вилюйское, Бурла;
4) Арланское, Медвежье, Лугинецкое.
Вариант – «В».
1. Российские города-миллионеры, являющиеся одновременно центрами нефтепереработки: 1) Уфа и Ярославль; 2) Москва и Екатеринбург; 3)Саратов и Волгоград ; 4)Омск и Самара.
Тест по теме: «Топливно-энергетический комплекс»
1 уровень.
- Группа электростанций, объединенных линиями электропередачи, образуют…….
- К неисчерпаемым источникам энергии относятся:
А) энергия ветра; б) энергия Солнца;
В) природный газ; г) нефть.
3. Крупнейшие ГЭС России построены на реке:
А) Волге; Б) Ангаре;
В) Енисее; Г) Оби.
4. На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло.
А) ТЭС; Б) ГЭС;
В) ТЭЦ; Г) АЭС.
5 Наибольшая доля электроэнергии вырабатывается на:
А) ТЭС;
Б) ГЭС;
В) АЭС.
6. Укажите правильное утверждение.
А) В Западной Сибири добывают 90 % нефти России;
Б) Россия занимает 1 место по производству энергии на душу населения;
В) Доля газа в топливно–энергетическом балансе России возрастает, а доля нефти
снижается
- Укажите город-центр Печорского угольного бассейна.
А) Ухта; Б) Сыктывкар;
В) Воркута; Г) Нарьян-Мар.
8. АЭС на Урале называется:
А) Обнинская; Б) Белоярская;
В) Билибинская; Г) Балаковская.
9. При строительстве ГЭС учитывают наличие:
А) природных условий;
Б) топлива;
В) транспортной магистрали.
10. Самая дешевая энергия производится на:
А) АЭС; Б) ТЭС; В)ГЭС.
2 уровень.
- Экологически самый чистый вид топлива:
А) торф; Б) газ;
В) уголь Г) дрова.
12. В крупных городах строят:
А) АЭС; Б) ТЭС;
В) ГЭС; Г) ТЭЦ.
3 уровень.
13. Чем объяснить низкий уровень эффективности производства в электроэнергетике Курганской области? Какие проблемы он может вызвать в перспективе?
14.Огромные общегеологические запасы угля сосредоточены в бассейне:
А) Тунгусском; В) Печорском;
Б) Кузнецком; Г) Подмосковном.
15. Первое место по выработке электроэнергии в расчете на одного жителя занимает экономический район:
А) Центральный; В) Восточно-Сибирский;
Б) Поволжский; Г) Дальневосточный.
Критерии оценки: 1 уровень – «3», 1+2 –«4», 1+2+3= «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
воспитательное занятие " Любите Россию- Берегите Россию - Охраняйте Россию"
внеклассное занятие...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...