Географическое краеведение
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Тема урока "Особенности рельефа Левобережья". Цель помочь детям узнать и оценить особенности той местности, где они живут; обратить внимание учащихся на красоту и неповторимость родной земли воспитывать любовь к малой родине Реализованы образовательные, развивающие и воспитывающие задачи. Это урок изученного материала. Урок нетрадиционный , с разными формами и видами деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Особенности рельефа Левобережья" | 226.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географическому краеведению в 6 классе
Учитель географии: Краснобрыжева И.П
Тема: Особенности рельефа Левобережья
Цель урока: расширить знания о разнообразие рельефа Саратовской области, оценить особенности той местности, где они живут.
Задачи:
- Образовательные -сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
- Развивающие - развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность.
- Воспитательные - воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный, игровой.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: карта Саратовской области, мультимедийный проектор, карточки.
Планируемый результат Учащиеся должны: знать /понимать
- - основные формы рельефа Саратовской области и своей местности,
- - среднюю высоту территории области.
- Ученик должен уметь объяснять равнинность территории своей местности, различии в рельефе Правобережья и Левобережья:
- составлять характеристику рельефа на основе анализа карт;
- определять абсолютные высоты;
- проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа.
Ход урока
Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю.
Ю.К. Ефремов.
І. Организация класса
Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности своей Родины. Без этих знаний невозможно правильно управлять тем великим богатством, которым наградила нас матушка-природа.
ІІ. Целеполагание и мотивация Игра «Лабиринт».
Учитель. Зная стороны горизонта, соберите буквы и узнайте цель нашего урока.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
С | ЮВ | С | В | Ю | В | С | ЮВ | С | ЮВ |
- Как вы понимаете эту фразу: «родной край?»
/В одних случаях краем называют ближайшие окрестности школы, в других — территорию расширяют до границ административного района или области. /
- Что такой рельеф? С какой частью Саратовской области мы будем знакомиться?
Тема урока: Особенности рельефа Левобережья
- Если вы поработаете плодотворно на уроке, то сможете ответить на вопрос:
- Какие различия находятся в рельефе Правобережья и Левобережья:
Прежде, чем приступить к новой теме мы вспомним, что учили на прошлых уроках
ІІІ. Повторение изученного материала
1.Географическое положение
- Где расположена Саратовская область? ( в Европейской части России, на юго-востоке Русской равнины.)
- Границы.
- Протяжённость (с запада на восток на 575 км, с севера на юг – на 333 км)
- На какие части делит Волга ( западную Правобережье - возвышенную и восточную Левобережье или Заволжье – более низменную)
- Под воздействием каких процессов формируется рельеф Саратовской области?
- Вспомним что вы знаете о рельефе Правобережья.
Для этого разделимся на две группы. Будем работать парами. Если ученик затрудняется на помощь может прийти товарищ.
Игра «Я знаю»
Приволжская возвышенность | Окско-Донская равнина | Утёс Степана Разина | Лысогорский массив |
Змеевые горы | Соколовая гора | Алтынная гора | Хвалынские горы |
- Примерные ответы:
- Окско-Донская равнина находится на западе области. Это плоская с небольшими холмами равнина, с незначительным уклоном с севера на юг. Для окско-Донской равнины характерны западины (углубления, впадины), террасы, останцы (отдельные возвышения).
- Приволжская возвышенность расположена вдоль правого берега Волги, она приподнята на востоке и круто обрывается в сторону Волги.
- на востоке Приволжской возвышенности находится высшая точка Хвалынские горы - абсолютная высота 379 м)
- Змеевые горы – 285 м. тянутся от города Вольска до села Воскресенское
- областной город Саратов расположен в котловине и окружён горами. На севере – Соколовая, на юге –Алтынная, на западе –Лысогорский массив.
ІV. Изучение нового материала
- Показ слайдов «Природа родного края» на его фоне учитель читает стихотворение:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь
С. Есенин
- Вам знакомы эти места? Наша местность.
- Что можно сказать о рельефе нашего края? (равнинный)
- Какие формы рельефа встречаются? (выпуклые - холмы, кочки, бугры и вогнутые – долины рек, овраги, балки)
- По размеру какие эти формы рельефа? (средние и мелкие).
- Мелкие формы рельефа накладываются в разных сочетаниях на более крупные
- На какой равнине находится Ивантеевский район?
- Главным помощником для изучения нам рельефа Левобережья на уроке будет карта
- Ивантеевский район расположен на Сыртовой равнине в бассейнах рек Большой и Малый Иргиз.В центральной части района в междуречье расположены отроги возвышенности Каменный Сырт.
- Работа с книгой А.М. Лисицина «Край трёх Иргизов»
Задание: я зачитываю отрывок, а вы отмечаете абсолютные высоты района.
- запишите наивысшую точку и минимальную отметку и где они находятся. (182 м –«Чернавские Купола», 30 м – с. Журавлиха.)
- Сыртовая равнина расположена между Приволжской возвышенностью и Общим Сыртом. Она имеет ступенчатое строение. Её рельеф холмистый с террасами. Характерны для рельефа овраги и балки. Преобладающие высоты от 50 до 150 м. Наивысшая точка 161 м находится на с-в района. Минимальная отметка – 25 м на юге, в долине реки Б.Иргиз.
- Что такое овраг? Балка?
/По толковому словарю Ожегова овраг - это длинная впадина на поверхности земли./
- Как образуется овраг?
- Сообщение
Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. Со временем (через много лет)склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.
- Проблема!
-Ребята, пользу или вред приносят овраги?
Овраг вредил не только тем, что он отнимал у земледельца драгоценные десятины земли. Овраг, разрастаясь, пересекал дороги так, что приходилось делать большие объезды или строить мосты там, где прежде ездили прямиком.
Куминый овраг
Первые документальные материалы о селе Ивановка с 1983 года. Это метрические выписки Свято-Троицкой церкви с. Журавлиха, куда ивановцы ездили крестить, и венчаться за неимением у себя попа и церкви, которых они наконец, нажили в 1883 году. Памятью этих поездок в Журавлиху служит довольно большой овраг, называемый Куминый. Овраг расположен недалеко от села и впадает в реку Чернава. Через этот овраг приходилось переезжать на пути в с. Журавлиху. Он назван так потому, что в нём утонули во время половодья кум с кумой и ребёнком, ездившие крестить.
- Творческое задание Кто больше узнал об оврагах.
- Презентации учеников Учащиеся представляют свои мини-исследования
- Исследуйте и опишите овраг. В описании укажите:
- 1) название оврага;
- 2) где находится;
- 3) продолжается ли рост оврага;
- 4) какой длины овраг;
- 5) какова глубина оврага;
- 6) сухой овраг или на его территории есть ручей;
- 7) имеются ли выходы подземных вод на склонах оврага;
- 8) куда выходит овраг (к реке, озеру);
- 9) как можно использовать овраг (добыча глины, песка, устройство пруда, зеленой зоны).
- Под воздействием каких процессов формируется рельеф нашей местности?
Под воздействием внешних процессов - воды. Итак овраги образуются в процессе водной эрозии
Физминутка
Мы отправились в поход
Посмотреть, кто-как живёт
Впереди у нас овраг
Перепрыгнули вот-так
Переплыли мы Чернаву
Посмотрели влево вправо
И пришли мы вновь домой.
Вот такой наш шар земной!
- Что находится к западу от Сыртовой равнины. Какую форму рельефа вы видите на карте. На западе левобережья находится Долина реки Волги.
- Назовите географическое положение.
Между Приволжской возвышенностью и Сыртовой равниной на востоке располагается долина реки Волги - обширная ступенчатая равнина. Большое влияние на её образование оказали внутренние и внешние рельефообразующие факторы.
- Назовите и покажите самую южную часть Левобережья, какая низменность? Прикаспийская низменность.
- Определите абсолютную высоту. Абсолютная отметка на севере от 45-50 м, на юге -20-25 м. . Это самая низкая отметка в рельефе области. Её поверхность плоская, с небольшими холмами. Рек, оврагов и балок здесь немного. Зато много впадин, занятых солончаками – засолёнными почвами, лиманами –понижениями, мелкими «степными блюдцами» диаметром 1,5-2 м.
- Назовите равнину, которая находится на востоке от Сыртовой равнины
- Общий Сырт.
- Равнина, расположена на востоке Заволжья.
- Здесь выделяются: Синие горы, Узени-Ичкинский кряж
Кряж- вытянутая возвышенность.
Встречаются холмы, крутые склоны, останцы, ассиметричные гряды высотой от 30 до 50 м, карстовые явления –воронки, понижения. Сырт сложен глиной, известняком, мелом, песчаником. В южной части Общего Сырта имеются подземные соляные купола – возвышения земной поверхности, состоящие из древних пород, содержащих гипс, соли.
V. Первичное закрепление знаний
На территории нашей области наблюдается как выравнивание рельефа, так и усиление эрозионных процессов – образование оврагов, балок, оползней, воронок и т. д. Смещение, скольжение вниз по склону массы горной породы....
- Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа Левобережья. Долина реки Волга, Сыртовая равнина, Каменный Сырт, Общий Сырт, Синие горы, Прикаспийская низменность.
- Какие различия находятся в рельефе Правобережья и Левобережья?
В Правобережье –возвышенная равнина, а в Левобережье низменная)
VІ. Сообщение о Вавиловом Доле. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Это одна из достопримечательностей не только Ивантеевского района, но и Саратовской области.
От реки Малый Иргиз начинался обширный дол, вобравший в себя множество больших и малых оврагов, заросших глухим лесом – гаем, который позже стал называться Вавиловым долом.
Этот лес, умытый заботливой родниковой рукой матери-природы, как драгоценный изумруд красуется на могучей ладони хлебной нивы среди золотистых колосьев поспевшей пшеницы Ивантеевского района.
Существует несколько легенд его возникновения. Первая, самая распространенная среди населения и изложенная в книге Е. Фатьяновой и А. Камазановой «Тайна Вавилова Дола», гласит следующее:
В далекие петровские времена нынешние заволжские степи были заросшие густыми, непроходимыми лесами, в чаще которых скрывались разбойники. Предводителем шайки был бесстрашный Вавила. Разбойники были дерзки и неуловимы, поэтому властям пришлось направить в эти края войска, и лишь с их помощью удалось разгромить разбойничье логово. Лихой атаман был схвачен, ослеплен и выпущен на волю. Жил в байрачном лесу около Чернавы, где через покаяние за свои грехи пришел к вере. Близ ручья Вавила вырыл подземную келью-пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам.
Прослышав о чудном пещернике, к нему начали приходить искатели строгой жизни.
Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Однако с годами эти пещеры закрылись.
Сюда начали стекаться богомольцы. В 1914 г. вырос храм, который освятили в честь любимого на Руси святого — Николая Чудотворца. Рядом был родник и целебный святой колодец Николая Чудотворца.
По рассказам старожилов, что не только водой можно было вылечить, но и изобилием лекарственных растений, которые растут в этой местности.
Учёные изучали состав воды и внесли её в реестр природных минеральных источников России, а еще то, что в воде содержатся тяжелые металлы, поэтому ее можно употреблять в ограниченном количестве.
Вода из Авиловских родников богата ионами серебра, поэтому она длительное время не портится. Поломники продолжают её употреблять при всевозможных случаях и часто получают по вере удивительные исцеления даже от горьковатой на привкус воды.
Историю своего края мы обязаны знать, чтобы чувствовать любовь и гордость за свой родной край и развивать в своем сознании морально- этические нормы жизни. Сохранить этот экологически чистый уголок России- наша задача.
VІІ. Д/З §4 с.17-18. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).
VІІІ. Рефлексия
Куда бы не забросила нас судьба, сердцем и душой мы снова и снова возвращаемся в родные места (обратиться к эпиграфу)
Я надеюсь, что эти слова станут и для вас жизненным девизом.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: Что тебе понравилось на уроке?
Предлагаются варианты ответов:
- Сегодня я на уроке узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Выставление оценок.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Большое спасибо, ребята за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по географическому краеведению Ульяновской области
Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...
программа факультатива "Географическое краеведение .Край родной коломенский."
Планирование факультатива для 5-6 класса....
Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
Использование ЭОР на уроках географического краеведения
Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
Программа "Географическое краеведение"
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...