Методическая разработка урока с использованием ЭОР
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
План- конспект урока
Тема «Разнообразие внутренних вод России. Реки»
1 | Ф. И .О. | Кузьмина Наталья Николаевна |
2 | Место работы |
МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района
|
3 | Должность | учитель географии, заместитель директора по УВР |
4 | Предмет | география |
5 | Класс | Разнообразие внутренних вод России. Реки |
6 | Тема и номер урока в теме | Урок №1 в разделе «Внутренние воды и водные ресурсы |
7 | Базовый учебник | В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобджанидзе География России, «Дрофа»,2010г
|
7 | Цель урока | Формировать представление о реках России, их роли в жизни человека |
8 | Задачи | 1. Образовательные:
2.Развивающие:
. 2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать на основе сравнения и обобщения полученной информации. 3.Воспитательные
|
9 | Тип урока | Урок изучения нового материала |
10 | Формы работы | фронтальная, индивидуальная |
11 | Оборудование | Компьютер с выходом в интернет, колонки, мультимедийный проектор.
|
Структура и ход урока таблица №1
№ | Этап урока | Название ЭОР с (указанием порядкового номера из таблицы) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)
| Деятельность обучающихся | Время
|
1 | Организационный момент. |
| Отмечает отсутствующих, настраивает класс на урок, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, создает ситуацию успеха. Объявляет тему урока, ставит цели, определяет задачи урока
| Слушают учителя, психологически настраиваются на урок. | 1 |
2 | Актуализация познавательной деятельности. | №1 Виды вод суши на территории России Электронный учебный модуль предназначен для изучения нового материала. Рассматриваются различные воды суши. Особое внимание уделяется рекам.
| Демонстрация ЭОР №1, содержащего информацию и видах внутренних вод и иллюстрации по рекам России. Учитель задаёт вопросы: 1.Назовите главные части гидросферы? 2.Приведите примеры вод суши? 3. Какое значение они имеют? 4. Какое влияние оказывают внутренние воды на другие природные компоненты | Обучающиеся отвечают на вопросы. Устанавливают взаимосвязь и взаимозависимость внутренних вод с другими природными компонентами. | 5 |
2 | Изучение нового материала Распределение рек Росси по бассейнам | №2 (первый, второй блоки) Мультимедиа. Первый блок содержит информацию по основным понятиям темы, второй блок содержит карту «Распределение рек по бассейна океанов» и информацию об общем количестве рек, площади бассейна, объёме стока №3 Распределение рек по бассейнам океанов. Практические занятия
| Эмоциональное вступление учителя о реках России: Течет река издалека… Течет река…, течет река… Как хорошо, когда река И широка, и глубока! Над ней – пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей. Борис Заходер. Демонстрирует ЭОР №2 (информация о реках России, карта распределение рек по бассейнам) Ставит вопрос о распределении рек по бассейнам, просит сравнить реки России по величине площади бассейнов. Демонстрирует ЭОР №3 и организует выполнение практических заданий из ЭОР №3 | Распределяют реки по бассейнам; определяют, какой бассейн имеет наибольшую площадь, используя ЭОР № 2 (первый блок, второй блок) Выполняют практические задания из электронного модуля №3
| 34 |
Водоносность рек (расход воды), твёрдый сток. Причины, влияющие на водоносность и твёрдый сток | №2 «Реки России» Мультимедиа (первый, пятый блоки) Первый блок содержит информацию по основным понятиям и определениям; пятый блок содержит информацию о водоносности рек России и твёрдом стоке
| Демонстрирует ЭОР №2 (пятый блок) и предлагает на основе полученной информации ранжировать реки России по водоносности и твёрдому стоку | Работают с ЭОР №2(первый и пятый блок), дают определение расхода реки, твёрдого стока, ранжируют реки России по водоносности, сравнивают их с реками мира, делают вывод. | ||
Главные речные системы России | №4 Презентация «Крупнейшие реки России». Содержит космические снимки крупнейших Российских рек, позволяет определить условия рельефа по течению рек, участки речных систем №2 (третий блок) Мультимедиа. Содержит карту «Реки России»
| Предлагает обучающимся изучить главные речные системы России, используя в качестве иллюстрации ЭОР №4 (космические снимки); в качестве информации ЭОР №2(третий блок). (карта главных речных систем). | Изучают с использованием ЭОР № 2,4 главные речные системы России, делают вывод о распределении рек по территории страны, сравнивают реки европейской и азиатской части страны по длине, водоносности.
| ||
Влияние рельефа на характер течения рек | №2 (первый, пятый блоки) Мультимедиа. «Реки России» содержит информацию о влиянии рельефа на характер течения рек
| Зачитывает отрывок из летописи В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол. Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении. Ставит вопрос: «Какие особенности рек важно знать человеку? В качестве информации предлагает обучающимся ЭОР №2 (первый, пятый блок) Проводит физкультминутку «Гимнастика для глаз» | Изучают влияние рельефа на реки с использование ЭОР №2 (первый и пятый блок). Выполняют практические задания по определению уклона Волги и Терека. Делают вывод о различиях, устанавливают причинно-следственную связь между падением рек, их уклоном, характером течения рек, рельефом. Формулируют выводы. | ||
Питание и режим рек | №2 (четвёртый блок) Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о режиме и питании рек
| Ставит перед обучающимися вопрос: «Почему А.И. Воейков называл реки «продуктом климата?». В качестве источника информации предлагает ЭОР №2 (четвёртый блок) | Работают с ЭОР №2(четвёртый блок): классифицируют реки по типу питания и режиму, устанавливают причинно- следственную связь между климатом питание и режимом рек, делают вывод о влиянии климата на питание и режим рек. Сравнивают режим рек в европейской и азиатской части страны | ||
| Значение рек и их хозяйственное использование | №2 (шестой блок) Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о расположении судоходных каналов и речных портов.
| Ставит вопрос: «В чем значение рек?», предлагая в качестве источника информации ЭОР №2 (шестой блок) | Работают с ЭОР №2(шестой блок): делают вывод о значении рек в жизни человека. Сравнивают уровень использования рек азиатской и европейской части страны в хозяйственной деятельности человека делают вывод | |
3 | Закрепление знаний | №5 Электронный учебный модуль «Характеристика крупнейших рек России. Контрольные задания». Позволяет закрепить знания, которые обучающиеся получили на уроке.
| Предлагает тест из ЭОР №6 для повторения и закрепления изученного материала. | Выполняют задания | |
4 | Подведение итогов урока |
| Подводит итог урока |
| 1 |
5 | Рефлексия |
| Предлагает обучающимся оценить свой вклад в достижение цели урока «Какую новую информацию получили о реках?» «Что для вас было трудно, в чём преуспели?»
| Оценивают свою работу на уроке | 3 |
6 | Домашнее задание | №6 (простой) Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания». №7(сложный) Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания. Повышенный уровень сложности»
| Разноуровневое домашнее задание: ЭОР №6 (простой), ЭОР №7 сложный) | Записывают в дневник | 1 |
Приложение к разработке урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки» таблица №2.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления | Гиперссылка |
1 | Виды вод суши на территории России | Электронный учебный модуль | информация | №1.http://www.fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html
|
2 | Жизнь и работа рек | мультимедиа | информация | №2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf
|
3 | Распределение рек России по бассейнам океанов. Практические задания | Электронный учебный модуль | Информация, иллюстрации, практические задания. | №3 |
4 | Крупнейшие реки России | Презентация | иллюстрация |
№4
|
| Характеристика крупнейших рек Росси | Электронный учебный модуль | Контрольные задания | №5 http://fcior.edu.ru/card/22338/harakteristika-krupneyshih-rek-rossii-kontrolnye-zadaniya.html
|
5 | Внутренние воды и водные ресурсы России | Электронный учебный модуль. | Контрольные задания | №6 (простой) http://fcior.edu.ru/card/22485/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya.html
№7(сложный) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока
Тема «Разнообразие внутренних вод России. Реки»
1 | Ф. И .О. | Кузьмина Наталья Николаевна |
2 | Место работы | МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района |
3 | Должность | учитель географии, заместитель директора по УВР |
4 | Предмет | география |
5 | Класс | Разнообразие внутренних вод России. Реки |
6 | Тема и номер урока в теме | Урок №1 в разделе «Внутренние воды и водные ресурсы |
7 | Базовый учебник | В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобджанидзе География России, «Дрофа»,2010г |
7 | Цель урока | Формировать представление о реках России, их роли в жизни человека |
8 | Задачи | 1. Образовательные:
2.Развивающие:
. 2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать на основе сравнения и обобщения полученной информации. 3.Воспитательные
|
9 | Тип урока | Урок изучения нового материала |
10 | Формы работы | фронтальная, индивидуальная |
11 | Оборудование | Компьютер с выходом в интернет, колонки, мультимедийный проектор. |
Структура и ход урока таблица №1
№ | Этап урока | Название ЭОР с (указанием порядкового номера из таблицы) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность обучающихся | Время |
1 | Организационный момент. | Отмечает отсутствующих, настраивает класс на урок, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, создает ситуацию успеха. Объявляет тему урока, ставит цели, определяет задачи урока | Слушают учителя, психологически настраиваются на урок. | 1 |
2 | Изучение нового материала Распределение рек Росси по бассейнам | №2 (первый, второй блоки) Мультимедиа. Первый блок содержит информацию по основным понятиям темы, второй блок содержит карту «Распределение рек по бассейна океанов» и информацию об общем количестве рек, площади бассейна, объёме стока №3 Распределение рек по бассейнам океанов. Практические занятия | Эмоциональное вступление учителя о реках России: Течет река издалека… Течет река…, течет река… Как хорошо, когда река И широка, и глубока! Над ней – пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей. Борис Заходер. Демонстрирует ЭОР №2 (информация о реках России, карта распределение рек по бассейнам) Ставит вопрос о распределении рек по бассейнам, просит сравнить реки России по величине площади бассейнов. Демонстрирует ЭОР №3 и организует выполнение практических заданий из ЭОР №3 | Распределяют реки по бассейнам; определяют, какой бассейн имеет наибольшую площадь, используя ЭОР № 2 (первый блок, второй блок) Выполняют практические задания из электронного модуля №3 | 34 |
Водоносность рек (расход воды), твёрдый сток. Причины, влияющие на водоносность и твёрдый сток | №2 «Реки России» Мультимедиа (первый, пятый блоки) Первый блок содержит информацию по основным понятиям и определениям; пятый блок содержит информацию о водоносности рек России и твёрдом стоке | Демонстрирует ЭОР №2 (пятый блок) и предлагает на основе полученной информации ранжировать реки России по водоносности и твёрдому стоку | Работают с ЭОР №2(первый и пятый блок), дают определение расхода реки, твёрдого стока, ранжируют реки России по водоносности, сравнивают их с реками мира, делают вывод. |
Главные речные системы России | №4 Презентация «Крупнейшие реки России». Содержит космические снимки крупнейших Российских рек, позволяет определить условия рельефа по течению рек, участки речных систем №2 (третий блок) Мультимедиа. Содержит карту «Реки России» | Предлагает обучающимся изучить главные речные системы России, используя в качестве иллюстрации ЭОР №4 (космические снимки); в качестве информации ЭОР №2(третий блок). (карта главных речных систем). | Изучают с использованием ЭОР № 2,4 главные речные системы России, делают вывод о распределении рек по территории страны, сравнивают реки европейской и азиатской части страны по длине, водоносности. |
Влияние рельефа на характер течения рек | №2 (первый, пятый блоки) Мультимедиа. «Реки России» содержит информацию о влиянии рельефа на характер течения рек | Зачитывает отрывок из летописи В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол. Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении. Ставит вопрос: «Какие особенности рек важно знать человеку? В качестве информации предлагает обучающимся ЭОР №2 (первый, пятый блок) Проводит физкультминутку «Гимнастика для глаз» | Изучают влияние рельефа на реки с использование ЭОР №2 (первый и пятый блок). Выполняют практические задания по определению уклона Волги и Терека. Делают вывод о различиях, устанавливают причинно-следственную связь между падением рек, их уклоном, характером течения рек, рельефом. Формулируют выводы. |
Питание и режим рек | №2 (четвёртый блок) Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о режиме и питании рек | Ставит перед обучающимися вопрос: «Почему А.И. Воейков называл реки «продуктом климата?». В качестве источника информации предлагает ЭОР №2 (четвёртый блок) | Работают с ЭОР №2(четвёртый блок): классифицируют реки по типу питания и режиму, устанавливают причинно- следственную связь между климатом питание и режимом рек, делают вывод о влиянии климата на питание и режим рек. Сравнивают режим рек в европейской и азиатской части страны |
Значение рек и их хозяйственное использование | №2 (шестой блок) Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о расположении судоходных каналов и речных портов. | Ставит вопрос: «В чем значение рек?», предлагая в качестве источника информации ЭОР №2 (шестой блок) | Работают с ЭОР №2(шестой блок): делают вывод о значении рек в жизни человека. Сравнивают уровень использования рек азиатской и европейской части страны в хозяйственной деятельности человека делают вывод |
3 | Закрепление знаний | №5 Электронный учебный модуль «Характеристика крупнейших рек России. Контрольные задания». Позволяет закрепить знания, которые обучающиеся получили на уроке. | Предлагает тест из ЭОР №6 для повторения и закрепления изученного материала. | Выполняют задания |
4 | Подведение итогов урока | Подводит итог урока | 1 |
5 | Рефлексия | Предлагает обучающимся оценить свой вклад в достижение цели урока «Какую новую информацию получили о реках?» «Что для вас было трудно, в чём преуспели?» | Оценивают свою работу на уроке | 3 |
6 | Домашнее задание | №6 (простой) Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания». №7(сложный) Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания. Повышенный уровень сложности» | Разноуровневое домашнее задание: ЭОР №6 (простой), ЭОР №7 сложный) | Записывают в дневник | 1 |
Приложение к разработке урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки» таблица №2.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления | Гиперссылка |
1 | Виды вод суши на территории России | Электронный учебный модуль | информация | №1.http://www.fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html |
2 | Жизнь и работа рек | мультимедиа | информация | №2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf |
3 | Распределение рек России по бассейнам океанов. Практические задания | Электронный учебный модуль | Информация, иллюстрации, практические задания. | №3 |
4 | Крупнейшие реки России | Презентация | иллюстрация | №4 |
Характеристика крупнейших рек Росси | Электронный учебный модуль | Контрольные задания | №5 http://fcior.edu.ru/card/22338/harakteristika-krupneyshih-rek-rossii-kontrolnye-zadaniya.html |
5 | Внутренние воды и водные ресурсы России | Электронный учебный модуль. | Контрольные задания | №6 (простой) http://fcior.edu.ru/card/22485/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya.html №7(сложный) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...
Создание подчиненных форм (Методическая разработка урока с использованием ЭОР)
Презентация по созданию подчиненных форм в СУБД ACCESS 2003 содержит теоретический материал для проведения урока по данной теме. В ней рассмотрены главные понятия и определе...
Методическая разработка урока с использованием активных методов обучения
Эта разработка будет интересна для тех педагогов,которые используют активные методы обучения на уроках,обеспечивая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процесс...
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...
методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям
разработки уроков с использованием смарт доски на уроках математики в 7, 8, 10классах...
методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 10 классУроки по теме: Арифметический квадратный корень 8 классЛинейное уравнение 7 классПоказательные уравнения 10 класс...