Урок географии в 9 классе "Северо-Западный экономический район"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Николаенко Татьяна Федоровна

Урок по теме "Северо-Западный экономический район" разработан в соответствии с программой курса "География России" 9 класс для изучения региональнальной части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_severo-zap._ekon.rayon_.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии на тему:

"Северо-Западный экономический район." 9 класс

Цели урока:

Образовательные:

1.Сформировать знания о составе Европейского Северо-Запада.

2. Показать особенности экономико-географического положения региона.

3. Расширить представления о природных условиях и ресурсах Северо-Западного экономического района.

4. Познакомить учащихся с древними городами региона.

5. Раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны.

Развивающие:

Способствовать формированию информационной культуры учащихся.

Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность.

Воспитательные:

Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине.

Тип урока:  комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.

 Оборудование: административная карта России, атласы, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер,  презентация

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка знаний (беседа по вопросам)

III. Изучение нового материала.

I.Вступительное слово учителя. (организационный момент)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с “Северо-западным экономическим районом России” (слайд 2 ) откройте тетради и запишите число и тему урока. (объявляет цели урока)

Цели урока:

1.Сформировать знания о составе Европейского Северо-Запада.

2. Показать особенности экономико-географического положения региона.

3. Расширить представления о природных условиях и ресурсах Северо-Западного экономического района.

4. Познакомиться с древними городами региона.

5. Раскрыть роль Северо-Западного экономического района в хозяйстве страны.

II. Проверка знаний (беседа по вопросам)  Слайд 4.

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучили Северный район. Давайте вспомним :

ВОПРОСЫ: 1) В состав какого федерального округа входит Северный район. (Северо-Западный).

2) Назовите административный  центр Северо-Западного федерального округа. (г. Санкт-Петербург)

3) Что входит в состав Северного района?

4) Охарактеризуйте ЭГП района. (Выгодное, т.к район граничит с развитыми государствами Норвегией, Финляндией и самыми мощными в хозяйственном отношении районами страны- Центральным и Северо-Западным. Имеет выход к Баренцеву и Белому морям. Здесь находится 2 крупных порта- Мурманск и Архангельск. С Центральным экономическим районом связывает водный путь по р. Волге).

5) Назовите единственный незамерзающий порт Европейского Севера, объясните причину этого явления.  (Мурманскк, т.к. теплое Северо-Атлантическое течение омывает берега)

6) Назовите главные особенности природных условий Европейского Севера (Вечная мерзлота, заболоченность, суровый климат).

7) Богат ли регион природными ресурсами? Какими?

8) Какова численность населения?

9) Что представляет собой национальный состав населения? Плотность населения района.

10) Перечислите основные отрасли специализации  хозяйства Северного района.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, мы приступаем к изучению новой темы «Северо-Западный экономический район»

1. Визитная карточка района

Положение района на территории России (слайд 5)

- Район  находится на северо-западе России.

 - Занимает окраинное положение.

     (слайд 6) - Самый маленький из экономических районов России.

                       - Площадь -196,5 тыс. кв.км - 1,1% от площади России.

                      -  Население –7891,4 тыс.чел. – 5,6 % населения России.

      2. Состав района (слайд 7)

 Ленинградская, (Слайд  8)

Новгородская,     (Слайд  9)

Псковская области, (Слайд  10)

Калининградская область.  (Слайд  11)

Санкт-Петербург,    (Слайд  12)

3. ЭГП района (слайд 13)

Учитель:  Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).

Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией (с Литвой и Польшей граничит Калининградская область), Белоруссией.

 (Слайд 14)  Соседство с Центральным  и Северным экономическими районами РФ.

4.Практическое задание (на контурной карте) Слайд 15

а) выделите границу России красным цветом, границу районов – простым карандашом;

б) подпишите названия соседних государств, районов, субъектов РФ.

в) подпишите административные центры областей.

5. Природные условия и ресурсы (слай 16)

     Небо вечно в тумане,

     Почва вечно в мокроте

     Как в поганой лохани,

     На поганом болоте…

   Учитель:  На рельеф Северо-Западного района огромное влияние оказали неоднократные оледенения. На его низменных равнинах отчетливо выражен пересеченный моренно-ледниковый рельеф с разнообразными моренными холмами, озерными впадинами и ложбинами стока талых ледниковых вод.

 Климат района характеризуется повышенной влажностью, изменяется от морского умеренного на побережье до умеренно-континентального.

 Почвы в основном подзолистые, повсеместно встречаются также торфяно-болотные.

(Слайд 17  )Полезными ископаемыми беден: Из полезных ископаемых значительны огнеупорные глины, кварцевые пески, горючие сланцы, фосфориты ,   известняки, соляные источники, бокситы, торф, строительные материалы (гранит).

(Слайд 18) Задание уч-ся:  По карте атласа на стр. 30 определить месторождения полезных ископаемых.  (горючие сланцы-г. Сланцы,  фосфориты- Кингисепп,  бокситы- Бокситогорск(Тихвинское), янтарь-Балтийск, Калининградская обл.   (Слайд 19)

 (слайд 20)  Лесные ресурсы: 

Вопрос: В какой природной зоне расположен район? (тайга)

Это  «лесной край» ель, сосна, на юге - хвойно-широколиственные леса.

Естественная растительность (елово-сосновые леса с участием березы и др.) сильно вырублена (на 50%) и изменена. На северо-востоке леса сохранились лучше.

 (Слайд 21) Водные ресурсы: 

        Северо-Западный район обладает значительными водными ресурсами – подземными и поверхностными.      

Северо-запад Русской равнины - озерный край: здесь около 7 тысяч озер. Крупнейшие - Ладожское (площадь 18 тыс. кв. км), Онежское, Чудское, Ильмень, Псковское.

Слайд 22.  Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов). Речная сеть — густая, но реки сравнительно короткие, молодые;  среди них выделяется Нева — одна из самых многоводных рек в европейской части страны,  вытекающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив.  А.С. Пушкин писал о Неве:

         «Но силой ветра из залива
          Переграждённая Нева
          Обратно шла, гневна, бурлива,
          И затопляла острова… »

       Агроклиматические ресурсы не совсем благоприятны для хозяйственной деятельности, т. к. территория заболочена, большая влажность.

 (Слайд 23) Вывод: Природные условия относительно благоприятны, но природные ресурсы истощены, особенно минеральные .

(Слайд 24)  Рекреационные ресурсы.

  1.  Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма.
  2. Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

6.Древние города на старых водных путях. (Слайд25)

Учитель: ребята, еще в древности здесь на старых водных путях образовались древние города.

(Сообщения учащихся о древних городах)

1 ученик: Великий Новгород (Слайды 26-27);

2 ученик: Псков (Слайды 28-29);

3 ученик: Старая Ладога (Слайды 30-31);

4 ученик: Санкт-Петербург (Слайды 32-37)

IV. Закрепление материала (задания ГИА)  (Слайд 38)

1. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район?

           А. Польша и Финляндия                        Б.Латвия и Финляндия

    В.Эстония и Швеция                                Г.Литва и Словакия

2. В состав Северо-Западного района экономического района входит…

           А.Тверская область                                  Б.Псковская область

           В.Смоленская область                             Г.Ярославская область

3. Что является главной чертой географического положения района?

     А.Положение в пределах Русской равнины        Б.Приморское положение

     В.Бывшее столичное положение                           В.Окраинное положение

4. Какая часть населения проживает в Северо-Западном районе?

           А.5,6%                                                       Б.10,5%

           В.8,5%                                                       Г.12,4%        

5. К берегам какого залива имеет выход Ленинградская область? (Финского)

V. Итог урока.  (Слайд 39)

ВЫВОД: 

Роль Северо-Западного района в хозяйстве страны.

    В общероссийском территориальном разделении труда Северо-Западный район особенно выделяется как производитель продукции сложного и точного машиностроения. Велика его роль в развитии научно-технического прогресса, он также является важнейшим научным историко-культурным центром России и центром подготовки квалифицированных кадров.

    Северо-Западный экономический район - один из индустриально развитых районов России. Он играет большую роль в формировании межрегионального рынка, будучи поставщиком разнообразной промышленной продукции, особенно наукоемкой и сложной.

   Северо-Западный район имеет огромное значение во внешней торговле России. Он располагает развитым портовым хозяйством, осуществляя экспортно-импортные функции России на Балтийском море.

VI. Домашнее задание.  П.24-25. (Слайд 40)

                               Подготовить презентацию (5-6 слайдов) на тему  « г. Калининград».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе "Уральский экономический район"

Проводится при изучении экономических районов России. Тип урока- изучение нового материала. Форма проведения урока - научная экспедиция. Групповая работа: экономисты, географы, геологи, демографы, эко...

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Презентация к уроку географии в 10 классе "Промышленные районы мира"

Данная презентация может быть с успехом использована при проведении урока экономической и социальной географии мира в 10 классе. Содержит типологию промышленных районов и примеры таких районов....

География 9 класс "Уральский экономический район"

Особенности ЭГП, проблемы экологии и социальные...

Презентация к уроку "ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ»

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ»...

Урок по теме "Волго-Вятский экономический район" 9 класс

Задачи урока:◦Определить географическое положение Волго-Вятского района.◦Выявить состав Волго-Вятского района.◦Познакомить с национальным многообразием Волго-Вятского района.◦Раскрыть особенности хозя...