Размещение населения России
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами; зоны расселения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Размещение населения России
(Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами; зоны расселения)
Цели:
Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «плотность населения», «расселение населения»;
- познакомить с особенностями размещения населения;
- выявить причины неравномерного размещения населения по территории России.
Развивающие:
- содействовать формированию общеучебных умений и навыков;
- учить применять источники географической информации;
- обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся.
- совершенствовать умения работать с тематическими картами, интерактивными учебными пособиями.
Воспитывающая:
- прививать чувство любви к родной стране, уважение к её жителям
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная карта плотности населения, учебник, атласы.
Методы и формы обучения: Объяснительно- иллюстративный с элементами частично поискового с применением ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Термины и понятия: плотность населения, основная зона расселения, очаговое расселение.
План урока:
- Понятие «плотность населения»
- Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты
- Факторы, влияющие на размещение населения.
- Понятие « расселение населения»
- Беседа по опережающему заданию
- Основная зона расселения.
- Зона Севера
- Закрепление
- Домашнее задание
- Итог урока
На доске
II. Зона Севера
Санкт-Петербург 64% площади России
7 % населения (10 милн.чел.)
I. Основная зона 0,9 чел. / км² - плотность
расселения
1 /3 площади России
Владивосток
93 % населения
50 чел. / км² - плотность
Ход урока
- Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
- Работа по теме урока. Изучение нового материала
- Понятие «плотность населения»
Учитель: Как вы уже знаете, в России на площади 17.1 млн. кв. км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 8.5 человека. Что мы назовём плотностью населения?
Число жителей на единицу площади (чел./ кв.км) называется плотностью населения.
Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Россия занимает одно из последних мест в мире. Она в 5 раз ниже среднемировой (44 чел./кв. км) и в12 раз ниже, чем в зарубежной Европе. Многие страны мира имеют намного большую плотность населения. В Бангладеш она - более 900 чел./кв.км. Однако в некоторых странах, например в Австралии, она ещё ниже, чем в России (4 чел./кв.км)
Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты, на которой площадь региона соответствует численности региона. (Использование мультимедийного проектора)
Регионы и экономические районы
- Москва 8 Поволжский
- Московская область 9 Северо-Кавказский
- Северо-Западный 10 Уральский
- Северный 11 Западно- Сибирский
- Центральный 12 Восточно-Сибирский
- Волго-Вятский 13 Дальневосточный
7 Центрально-Черноземный 14 Санкт-Петербург
Эквидемическая карта
3. Факторы, влияющие на размещение населения
Почему население столь неравномерно размещено по территории России?
Существует несколько взаимосвязанных факторов.
Заполнение таблицы, используя учебник
Факторы, влияющие на размещение населения
Природные | Исторические | Социально – экономические |
Определяют благоприятность территории для постоянного проживания. В России 10% территории имеют благоприятные условия, где сосредоточены 30% всего населения. (работа с интерактивной картой плотности населения) | Связаны с историей заселения и освоения территории страны. | Отражают изменения в характере использования территорий, в уровне их экономического развития |
4.Понятие « расселение населения»
Запись в тетради:
Процесс заселения территории и сформировавшаяся в его результате сеть поселений называются расселением населения
5. Опережающее задание:
дома предлагается составить список российских городов и сёл, интересных мест в которых побывали дети и уточнить их местоположение на карте. Обозначить эти населённые пункты на своей контурной карте. Эта работа поможет подойти к вопросу о размещении населения России, о выявлении основной зоны расселения населения.
Итак, в какой части страны преимущественно вам и вашим близким удалось побывать?
Дети называют регионы России: европейская часть России, южный Урал, юг западной Сибири.
Учитель. По особенностям расселения людей в России различают две главные зоны (учебник стр.67, интерактивная карта) Основная зона расселения и Зона Севера. В чём различие этих зон?
6. Основная зона расселения охватывает почти всю европейскую часть страны, за исключением Севера. В азиатских районах она сужается и тянется узкой полосой по югу Сибири и Дальнего Востока. Её природные условия относятся к благоприятным и наиболее благоприятным для жизни человека. Эта зона занимает 1/3 территории страны и сосредотачивает 93% населения. Здесь высока плотность населения (в среднем 50 чел./кв.км).
7. Зона Севера простирается к северу от основной зоны расселения. Она занимает 64% территории страны. Природные условия здесь мало благоприятны и неблагоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения. На этой огромной территории проживает всего 10 млн человек, при средней плотности 0,9 чел./ км². Но здесь сконцентрированы важнейшие природные ресурсы. Расселение очаговое: близ крупных месторождений сырья и портов, вдоль транспортных путей и по долинам рек.
(Анализ рисунка на доске)
(Работа с интерактивной картой)
8. Закрепление
Использование техники «Телеграмма».
- О каких проблемах, связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным телеграфировать немедленно?
- Кому вы адресуете свои телеграммы?
- Будьте кратки, помня, что это не письмо, а телеграмма. Изложите свои предложения, идеи, вызовы лаконично, но емко и содержательно. Не забывайте о сдержанности и тактичности своего послания.
- Кто хотел бы зачитать свои телеграммы? Пожалуйста.
Остальные учащиеся сдают выполненные работы на проверку, лучшие телеграммы школьников учитель зачитает на следующем уроке.
9. Домашнее задание § 42. Подготовить ответы на проблемные вопросы.
(Раздаются каждому обучающемуся)
1. Какие проблемы возникают в государстве в связи с крайне неравномерным размещением населения?
2. Какие особые проблемы из-за нехватки населения испытывает зона Севера?
3. Какие пути решения проблемы неравномерности расселения вы можете предложить?
10. Итог урока Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Численность и размещение населения России
Презентация к уроку географии в 8-9 классе (в зависимости от УМК, по которому работает учитель)....
Население России. Размещение населения России.
Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно...
Размещение населения России. 9 класс
В презентации представлена диаграмма средней плотности населения по федеральным округам, отдельным субъектам РФ, рассматривается понятие "Главная полоса расселения"...
Размещение населения России. Интерактивный тест
Образовательный ресурс создан на основе использования шаблона тестов А.А.Баженова.После запуска презентации появится предупреждение системы безопасности. Войдите в параметры и поставьте галочку напрот...
презентация 9 класс "Численность и размещение населения России"
учебно-методический материал...
8 класс.Городское и сельское население Размещение населения России
конспект урока по теме "Городское и сельское население. Размещение населения России"...
Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения» 9 класс
Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения»...