Программа
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Шпаков Дмитрий Юрьевич

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tomskaya_oblast_programma.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Региональный компонент государственного стандарта по курсу

«География Томской области»

(8 – 9 классы)

Пояснительная записка

  1. Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  2. примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

  1. Изучение регионального курса «География Томской области» направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Томской области; о географическом разнообразии и целостности области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на территории Томской области; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, происходящих на территории Томской области;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Томской области, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на территории области, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности.

  1. Обязательный минимум содержания регионального курса «География Томской области».
  1. Физико-географическая характеристика Томской области (8 класс).

Географическое положение: размеры территории, границы. Физико-географическое положение области на карте России, Западной Сибири. Удаленность от океанов, тепловые пояса. Размеры территории, протяженность с запада на восток и с севера на юг, крайние точки. АТД.

История освоения и изучения области. Томская область в древние века. Первые поселения на томской земле. Основные этапы в истории заселения и хозяйственного освоения. Современные географические исследования на территории Томской области.

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Особенности рельефа и геологическое строение территории. Влияние на рельеф процессов рельефообразования. Влияние человеческой деятельности на процессы рельефообразования и наоборот. Минеральные ресурсы, их связь с геологическим строением.

Климат области. Главные климатообразующие факторы: удаленность от океанов, подстилающая поверхность, равнинный рельеф, циркуляция атмосферы, циклональная деятельность, Сибирский антициклон. Основные черты климата, его сезонность. Влияние климата на человека и хозяйственную деятельность. Опасные явления погоды. Агроклиматические ресурсы.

Воды. Поверхностные воды: реки, озера, болота. Режим и питание рек. Характеристика крупнейших рек и озер области. Подземные воды. Хозяйственное использование вод. Охрана поверхностных вод.

Почвы. Типы и география почв. Почвообразующие факторы. Хозяйственное использование охрана почв.

Природные зоны. ПК, факторы формирования ПК. Особенности растительного покрова и животного мира: лесные, лесостепные, болотные, луговые и пойменные сообщества. Хозяйственное использование биологических ресурсов. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Влияние деятельности человека на ПК.

  1. Экономико-географическая характеристика Томской области (9 класс).

Население Томской области. Демографическая ситуация в области. Естественное движение населения. Численность, динамика, размещение и плотность населения. Трудовые ресурсы Томской области. Образовательный уровень населения. Национальный состав, основные этнические группы. Миграционные процессы. Экологическая культура. Городское и сельское население. Процессы урбанизации. Города Томской области, их культурно-историческая специализация.

Отраслевая и территориальная структура экономики. Концепция социально-экономического развития области. Место Томской области в экономике России. Природно-ресурсный потенциал области. Состав, размещение, ведущие предприятия, экономические и экологические проблемы, перспективы развития главных комплексов экономики:

-топливно-энергетического;

- нефтехимического;

-машиностроительного;

-металлургического;

-лесного;

-транспортного;

-АПК.

Развитие и специализация комплексов в условиях рыночных отношений. Внешнеэкономические связи области.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии Томской области, ученик должен знать и понимать:

-особенности географического положения области, АТД.

-историю заселения и хозяйственного освоения территории области, примеры современных географических исследований и наблюдений территории.

-особенности размещения форм рельефа, особенности геологического строения, влияние антропогенных процессов на формирование рельефа области.

-климатические показатели области, преобладающие типы погод.

-размещение поверхностных вод, крупные и малые реки, озера, болота Томской области, режим рек и хозяйственное использование вод.

-особенности образования почв Томской области, главные типы почв.

-разнообразие и распространение растений на территории Томской области.

-разнообразие и распространение животных на территории Томской области.

-основные демографические показатели, состав и особенности населения.

-отраслевую структуру хозяйства и ее зависимость от ПРП.

-специализацию Томской области.

-проблемы и перспективы развития, место Томской области в хозяйстве России.

  1. Учащийся должен уметь.

-показывать на карте границы Томской области, административных районов, называть административные районы.

-определять по картам физико- и экономико- географическое положение области.

-анализировать тематические карты Томской области.

-оценивать влияние человека на формирование рельефа области.

-проводить наблюдения за элементами погоды, анализировать климатические карты Томской области и составлять диаграммы типов погоды.

-показывать на карте основные водные объекты Томской области, описывать воды своей области по типовому плану.

-устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи.

-давать характеристику ПК.

-анализировать состояние экономики Томской области по картам и статистическим источникам, определять характер межотраслевых производственных связей.

-решать экономические и экологические задачи.

-приводить примеры рационального использования и охраны природных ресурсов.

«География Томской области. Природа, природные ресурсы» 8 класс.

Рабочая программа рассчитана на  ___17__ ч.

В неделю ___1___ ч.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Практические работы

1.

Наша область на карте России

1

-

2.

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

2

1

3.

Климат

4

1

4.

Воды. Водные ресурсы

2

1

5.

Почвы и почвенные ресурсы

1

1

6.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

5

1

7.

Природные комплексы

1

-

ВСЕГО:                                                                17                                 5

Поурочное планирование 8 класс

(планирование разработано на основе учебника Н.С. Евсеева, Л.Н. Окишева «География Томской области. Природа, природные ресурсы», изд. «Научно-технической литературы», г. Томск., 2005 г.)

№ п/п

Тема

Часы

Домашнее задание

Практические, самостоятельные работы

Введение – 1 ч.

1

Что изучает география своей области?

1

Наша область на карте России – 1 ч.

2

Особенности географического положения. История исследования

1

§ 1,2

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы – 2 ч.

3

Особенности рельефа и история его формирования

1

§ 3

«Географическая экспертиза влияния хозяйственной деятельности человека и рек вашего района на его рельеф»

4

Минеральные ресурсы

1

§ 4

Климат – 4 ч.

5

Условия формирования

1

§ 5

6

Характеристика основных элементов

1

§ 6

7

Сезоны года

1

§ 7

«На основании наблюдений за погодой составить таблицу характерных явлений погоды по сезонам года своей местности»

8

Агроклиматические ресурсы. Охрана атмосферного воздуха


1

§ 8,9

Воды. Водные ресурсы -2 ч.

9

Реки, озера, болота

1

§ 10

«Описать реку (озеро) по плану»

10

Водные ресурсы и их охрана

1

§ 11

Почвы и почвенные ресурсы – 1ч.

11

Условия формирования почв и их типы. Охрана почв

1

§ 12, 13

«Собрать коллекцию почв разных элементов рельефа»

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 5 ч.

12

Растительный мир

1

§ 14

13

Охрана растительности. Сведения о полезных свойствах растений

1

§ 15, 16

«Мини проект»

14

Животный мир

1

§ 17

15

Биологические ресурсы

1

§ 18

16

Редкие и исчезающие растения и животные

1

§ 19

Природные комплексы – 1 ч.

17

Природное районирование Томской области

1

«География Томской области» 9 класс.

Рабочая программа рассчитана на  _____ ч.

В неделю ______ ч.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Практические работы

1.

Экономико-географическое положение

1

2.

Основные этапы заселения и хозяйственного развития. Современное состояние

2

1

3.

Население

8

-

4.

Экономика

9

-

5.

Экологические проблемы. Охрана окружающей среды

8

4

ВСЕГО:                                                         28                                        6

Поурочное планирование 9 класс

(планирование разработано на основе учебника Н.С. Евсеева, Л.Н. Окишева, А.М. Адам, О.Г. Нехорошев «География Томской области: Население. Экономика. Экология», изд. «СТТ», г. Томск., 2005 г.)

№ п/п

Тема

Часы

Домашнее задание

Практические, самостоятельные работы

Введение – 1 ч.

1

Продолжаем изучать свою область

1

Экономико-географическая характеристика - 1  ч.

2

Особенности экономико-географического положения

1

§ 1

Основные этапы заселения и хозяйственного развития. Современное состояния - 2 ч.

3

История заселения и развития хозяйства в досоветский период

1

§ 2

Административно – территориальное деление Томской области

4

История развития области в советское время

1

§ 3

Население - 8 ч.

5

Численность и динамика населения. Естественное движение населения

1

§ 4

6

Половая и возрастная структура населения

1

§ 5

7

Миграция населения

1

§ 6


8

Продолжительность жизни

1

§ 7

9

Расселение. Плотность населения

1

§ 8

10

Городское и сельское население

1

§ 9

11

Рынок труда и занятость населения

1

§ 10

12

Образование, культура, здравоохранение

1

§ 11

Экономика - 9 ч.

13

Общая характеристика экономики и ее структура

1

§ 12

14

Топливно-энергетический комплекс

1

§ 13

15

Ядерный топливный цикл

1

§ 14

16

Машиностроительный комплекс и металлургия

1

§ 15

17

Химическая промышленность, промышленность строительных материалов и лесная промышленность

1

§ 16

18

Агропромышленный комплекс

1

§ 17

19

Сельское хозяйство и проблемы охраны природы

1

§ 18

20

Транспорт

1

§ 19

21

Внешние экономические связи

1

§ 20

Экологические проблемы. Охрана окружающей среды – 8 ч.

22

Состояние атмосферного воздуха и его охрана

1

§ 21

Метеорологические наблюдения за состоянием атмосферного воздуха

23

Состояние и охрана поверхностных вод

1

§ 22

Водоемы, окружающие село

24

Состояние земельного фонда и его охрана

1

§ 23

Почвы, изучение на экскурсии

25

Лесной фонд, его состояние и охрана

1

§ 24

26

Животный мир, состояние и охрана

1

§ 25

27

Отходы производства и потребления

1

§ 26

28

Радиационная обстановка

1

§27

29

Особо охраняемые природные территории и объекты (ООПТ)

1

§28

Проект системы природоохранительных мероприятий для природного комплекса области (по выбору)

                           

Используемый УМК:

  1. Н.С. Евсеева, Л.Н.Окишева «География Томской области. Природа. Природные ресурсы» 8 класс, 2005 г.

  1. «География Томской области», изд. ТГУ, 1988 г.

  1. Н.С. Евсеева, Л.Н. Окишева, А.М. Адам, О.Г. Нехорошев «География Томской области: Население. Экономика. Экология» 9 класс,  изд. «СТТ»,г. Томск, 2005 г.
  2. Атлас Томской области – М.: Роскартография, 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...