Машиностроение мира
методическая разработка (география, 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Машиностроения мира
Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.
Задачи
Образовательные:
Определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.
Сформировать представления о распространении отдельных отраслей машиностроения.
Развивающие:
Совершенствование навыков совместного критического анализа.
Совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми.
Совершенствование навыков ведения исследовательской работы в группе.
Совершенствование умений доступно передавать информацию другому человеку.
Воспитывающие:
Продолжить работу над формированием географической картины мира.
Совершенствование умений работать в группе.
Развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.
Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.
Используемые технологии: информационный, проблемно-диалогический, личностно-ориентированный.
Оборудование:
карты атласа «Политическая карта мира», «Машиностроительный комплекс мира»
компьютерная и мультимедийная техника
учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира М.: изд-во «Просвещение»- 2007-2010г.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы продолжим изучение географии промышленности. Для этого давайте представим мир, в котором мы живем. В наши дни есть такая отрасль, которая по числу занятых, и по числу стоимости продукции занимает первое место среди отраслей мировой промышленности; наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития стран. О какой отрасли идет речь? (Машиностроение)
И как называется, тема сегодняшнего урока? (Машиностроения мира) Слайд 1
Тема нашего урока «Машиностроение мира», запишем её в тетрадях.
Запись темы в тетрадь.
II. Целеполагание
Слайд 2. На уроке мы должны: выяснить, какое значение играет машиностроение в мире; из каких основных отраслей она состоит; какие факторы влияют на их размещение; определить лидеров основных отраслей и рассмотреть территориальную структуру машиностроения.
III. Актуализация знаний
Слайд 3. Машиностроение возникло как отрасль всего лишь 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Но в наши дни машиностроение – главная отрасль мировой экономики. Она отражает уровень научно-технического прогресса, экономический уровень страны, обороноспособность страны, определяет развитие других отраслей.
Современное машиностроение имеет очень сложную структуру и состоит из большого количества отраслей и производств. Вспомним структуру машиностроения, которую вы изучали в 9 классе на примере России.
Слайд 4. С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют следующие отрасли : общее машиностроение (специализирующиеся на выпуске производственного оборудования), среднее и тяжелое машиностроение и ряд других отраслей
Слайд
IV. Изучение нового материала
Машиностроение представляет собой одну из самых сложных и дифференцированных отраслей промышленности.
Существуют различные классификации отраслей машиностроения.
- На какие группы, на ваш взгляд, могут подразделяться отрасли машиностроения по времени возникновения. (на старые, новые и новейшие). Слайд 5.
- Предлагаю открыть атласы на странице 19 и разделить отрасли машиностроения на старые, новые и новейшие.
Отрасли машиностроения
Старые отрасли Новые отрасли Новейшие
Железнодорожное Авиастроение Ракетостроение
Станкостроение Энергетическое Электроника
Судостроение Автомобилестроение Электротехника
Тракторостроение
Слайд 6. - А теперь определите, какие факторы влияют на их размещение.
Факторы размещения
Сырьевой Трудовой Научный
Потребительский Трудовой
- Какой вывод можно сделать из данной схемы: (запись в тетрадь)
Вывод:
Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. А как вы думаете, почему?(Металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.)
Сегодня на нашем рынке есть изделия со всего света, и прежде чем дойти до потребителя, они прошли долгий и сложный путь.
- А теперь разделимся на группы по 2 человека и выполним небольшую практическую работу: Слайд 7.
работая по картам атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения. Каждая группа работает с одной отраслью, но по ходу отчета групп будем заполнять все отрасли. Ответы оформить в виде таблицы.
Отрасли машиностроения | Страны – лидеры в производстве | Факторы размещения | Особые примечания |
Станкостроение | ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия | Потребительский, сырьевой | Лидерами в станкостроении являются развитые страны |
Бытовая электроника | Южная Корея, Тайвань, Китай | Трудовой | Бытовая техника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в НИС.(новых индустриальных странах) |
Судостроение | Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика | Сырьевой, потребительский | Ведущие позиции занимают страны, нуждающиеся в больших количествах сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Также имеет значение и стоимость труда рабочих в развивающихся странах. |
Авиастроение | США, ФРГ, Франция, Россия | Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий) | Авиастроение представлено в основном только в развитых странах. |
Железнодорожное машиностроение | Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика | Сырьевой | Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны |
Автомобилестроение | Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия | Сырьевой, потребительский | Представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок сосредоточена в развивающихся странах (Южная Корея, Китай, Бразилия, Мексика), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и стоимости труда рабочих. |
Далее выступает каждая группа, а остальные заполняют их в тетрадях.
- Какой вывод можно сделать из этой таблицы?
Вывод: Отрасли машиностроения размещены неравномерно.
V. Здоровьесберегающая пауза. Слайд 8.
По уровню развития машиностроения, мир можно разделить на несколько групп.
На какие группы вы бы разделили их? (атлас стр.19)
Зафиксируем это в виде таблицы: Слайд 9.
Страны с высоким уровнем машиностроения | Страны со средним уровнем машиностроения | Страны с низким уровнем машиностроения | Страны. Где машиностроение отсутствуют или представлено мелкими предприятиями |
США, ФРГ, Япония, Франция | ЮАР, Китай, Испания, Португалия, Финляндия, Бразилия, Индия и.т.д. | Чили, Перу, Турция и т.д. | Непал, Бангладеш, Мали, Судан и т.д. |
А теперь попробуем составить региональную классификацию стран по уровню машиностроения.
Слайд 10. По уровню машиностроения страны можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Латинская Америка и СНГ.
Теперь выполним следующее задание: Каждая группа дает характеристику одного региона , пользуясь планом на с.159, опираясь на записи в тетради, текст учебника и карты «Машиностроение мира».
Северная Америка - производятся все виды машиностроения, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.
Европа – Развиты практически все отрасли машиностроения, особенно автомобилестроение и массовое машиностроение.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Здесь лидирует Япония, сочетающая продукцию машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Также широко представлены судостроение, автомобилестроение.
СНГ – представлены практически все отрасли, но международная специализация – металлоемкое машиностроение.
Латинская Америка – представлены, в основном, судостроение и автомобилестроение. Лидерами являются – Бразилия и Аргентина.
VI. Закрепление знаний
Выполним небольшую тестовую работу на закрепление изученного. Слайд 11.
По числу занятых (более 80 млн. чел.) и по стоимости выпускаемой продукции занимает
первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.
Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны
Наиболее важными отраслями машиностроения являются станкостроение, морское судостроение, автомобилестроение и производство электронного оборудования.
При сохраняющемся лидерстве развитых стран происходит рост производства машин и оборудования в развивающихся странах.
В развитых странах производят сложные, наукоемкие виды машиностроения. В развивающихся странах - сборочные «отверточные» производства.
VII. Рефлексия
- Над какой темой мы работали?
- Какие новые знания открыли?
- Какие задания наиболее интересные?
- Где могут пригодиться новые знания?
VIII. Домашнее задание: Слайд 12.
Параграф учебника страница
Творческие задания разного уровня:
Подготовить сообщение по одной из компаний отрасли машиностроения.
Составить кроссворд по теме.
Слайд 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс. Машиностроение. Легковое машиностроение РФ.
Разработка урока с презентацией. Презентация сделана несколько необычно, т.к. не было возможность пользоваться стандартной презентацией...
Проект урока. Тема "Машиностроение мира"
Презентация,план урока и дополнительная информация к уроку географии в 10 классе по теме "Машиностроение мира"...
Машиностроение мира
Урок географии в 10 классе...
Машиностроение мира
Машиностроение мира...
Презентация "Машиностроение мира"
Данная прещентация может использоваться при изучении темы "Машиностроение мира" в курсе географии 10 класса...
Логический опорный конспект по теме "Машиностроение мира"
Логический опорный конспект по теме "Машиностроение мира"...
Презентация " Машиностроение мира"
В презентации кратко рассказано о всех видах машиностроения мира и странах -лидерах...