Образовательная программа ГЕОГРАФИЯ 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом по географии в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения.
За основу взята программа «География», автор - составитель программы Е.М Домогацких (М.:ООО «Русское слово – учебник », 2012. ФГОС. Инновационная школа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_5_klass_geografiya.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом по географии в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения.
За основу взята программа «География», автор - составитель программы Е.М Домогацких (М.:ООО «Русское слово – учебник », 2012. ФГОС. Инновационная школа).
В образовательной программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста пятиклассников.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. «Введение в географию» дает представление о закономерностях развития природы Земли.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.
Цель изучения курса: формирование географической культуры личности и обучение географическому языку.
Задачи:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
развитие логического и критического мышления, пространственного воображения;
овладение практико-ориентированными знаниями и умениями
Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе и Н.И. Алексеевского – доктора географических наук, профессора МГУ. Учебники изданы в издательстве «Русское слово».
УМК включает:
программу курса «География 5-9 классы», изданную «Русским словом» в 2012 год, программа имеет гриф «ФГОС. Инновационная школа»;
учебник 5 класса «География. Введение в географию»\ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 год, имеет гриф «ФГОС. Инновационная школа»;
географический атлас с комплектом контурных карт для изучения начального курса физической географии.
Учебник представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Прошел экспертизу в 2011 году и включен в перечень рекомендованных учебников для реализации ФГОС нового поколения в гимназиях.
Отличительная особенность - преемственность материала с последующими курсами, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.
УМК имеет хорошее полиграфическое исполнение: дизайн текста и иллюстраций, хорошо читаемый шрифт, качественная бумага и печать.
Образовательная программа определяет место предмета в учебном плане, требования к основным результатам обучения, конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Материал курса сгруппирован в пять разделов.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения » — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований » знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли » знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Формы организации учебного процесса.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
УУД обеспечивают:
возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации
дают возможность сотрудничать со взрослыми и сверстниками обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную мобильность;
успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в географической области познания.
Особое внимание уделено формированию следующих форм умений: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Универсальные учебные действия на уроках формируются за счет использования современных технологий обучений. Одной из самых эффективных является технология критического мышления. Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения.
Достижение цели образования возможно только в результате использования совокупности современных технологий. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
• создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
• создание условий для плодотворного участия в работе в группе: развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть логической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.
Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Образовательная программа отвечает возрастным особенностям обучающихся 11-12 лет. Содержание учебного материала воспитывает сознательного, ответственного гражданина, стимулирует их познавательную активность. Необходимо при этом учитывать избирательность внимания детей этой возрастной группы. Уроки должны быть захватывающими, интересными. Обязательное использование на уроке активных форм обучения, предлагать нестандартные ситуации.
Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является критичность. Они активно включаются в творческую деятельность, стремясь проявить себя и высказать собственное мнение.
Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Географическое образование школьников формируется на основе взаимодействия следующих подходов:
Компетентностный подход основан на современных достижениях географической науки и интеграции ее с различными научными областями (историей, экологией, биологией и др.); раскрытии становления и развития научных идей; поисках в разрешении проблемы; показе различных аспектов географической науки; знакомстве с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, своя страна, свой населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются понятия, закономерности, факты.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.
Гуманистический подход ориентирует на раскрытие значимости человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения человека, жизни населения, ориентирует на содействие в становлении духовно-нравственных норм, поведение во благо (добро).
Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой. Основными идеями аксиологического подхода являются раскрытие универсальной ценности и самоценности природы и человека, осознание ответственности каждым живущим на Земле за сохранение жизни как в целом на Земле, так и в ближайшем окружении, позитивном настрое географии. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что в свою очередь способствует эстетическому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.
Культурологический подход обеспечивает возможность раскрыть географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет учитывать, что феномен культуры (в том числе географической) обусловлен тем, что она выступает ареной жизни (средой), реальностью мира человека, созидательной его сферой. Культурологический подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое, созидательное познание географии, позволяет знакомить учащихся с особенностями национальных норм, традиций, жизни человека.
Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъектного опыта учеников, в разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу, способствует развитию механизмов самореализации учащихся при разрешении различных ситуаций, созидательной деятельности в своем регионе. Данный подход обеспечивает привязку учебного материала к жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение школьной географии. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов, открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход дает возможность включить учащихся в разрешение возникающих противоречий в форме географических проблем, показывает их сущность и пути решения.
Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов, как особый подход в курсе, позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, целостный образ земного шара как планеты людей, а также отдельные территории (от планеты Земля до своей страны и ближайшего окружения — своего города, района). Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческой составляющей, характерной для своего региона, обеспечивающей глубокое изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
Указанные подходы реализуются через концептуальные ниши в содержании:
Глобальность — рассмотрение географических вопросов «на мировом фоне».
Антропоцентричность — рассмотрение большинства тем с точки зрения человека, его жизни, жизни населения.
Разноаспектность — рассмотрение изучаемых явлений в экологическом, социальном, культурном и практическом аспектах.
Разномасштабность — рассмотрение объектов изучения в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д., вплоть до городского квартала.
Историзм — рассмотрение сегодняшнего состояния лишь как «мига между прошлым и будущим» и как результата длительного развития.
Комплексность — упор на раскрытие всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов.
Позитивный настрой — упор на положительные примеры деятельности человека.
Созидательность — самостоятельная творческая деятельность учащихся при изучении географии.
Формы текущего контроля знаний и умений.
Программой не предусмотрено проведение контрольных работ по предмету.
Основной формой контроля являются практические итоговые работы, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. В журнал записываются темы только оценочных практических работ, которые являются итоговыми в формировании знаний и умений учеников. Перечень работ соответствует программе.
Общее количество практических работ – 10, из них:
количество оценочных работ – 4
количество экскурсий - 2
Перечень практических работ
(жирным шрифтом выделены оценочные работы):
№ работы | Название |
1 | Составление схемы наук о природе. |
2 | Составление описания учебного кабинета географии. |
3 | Организация наблюдений за погодой - экскурсия |
4 | Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. |
5 | Определение с помощью компаса сторон горизонта. |
6 | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. |
7 | Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». |
8 | Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. |
9 | Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. |
10 | Организация фенологических наблюдений в природе - экскурсия |
Для получения объективной картины уровня обученности в качестве формы контроля используются проверочные тесты открытого и закрытого типов.
Тест – это инструмент, состоящий из выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Преимущества технологии тестирования:
Тесты являются значительно более качественным и объективным способом оценивания.
Они более емкий инструмент - показатели тестов ориентированы на измерение степени, усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний.
Объемный инструмент - используются знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа.
Мягкий инструмент - все школьники в равных условиях, используется единая процедура и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Широкий инструмент – с точки зрения интервала оценивания. Это дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала.
Гуманизм тестирования, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.
Тематическим планирование предусмотрены проектные (индивидуальные и групповые) виды деятельности, творческие работы.
Содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план курса:
Раздел. | Наименование. | Кол-во часов. |
1. | Наука география | 2 |
2. | Земля и ее изображение | 7 |
3. | История географических открытий | 12 |
4. | Путешествие по планете Земля | 11 |
5. | Природа Земли | 2 |
ВСЕГО часов | 34 |
Содержание тем начального курса физической географии.
Теам 1. Наука география – 2 часа.
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
специфику географии как науки;
специфику методов географических исследований.
Умение определять:
отличительные особенности географических методов исследования;
рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и ее изображение – 7 часов.
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности формы и размеров Земли;
• свойства географической карты и плана местности;
• географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
• отличительные особенности изображений земной поверхности;
• направления на карте и плане;
• стороны горизонта.
Практические работы:
1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
2.Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий – 12 часов.
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:
путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
• причины и следствия географических путешествий и открытий;
• маршруты путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля – 11 часов.
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы и населения материков и океанов;
• особенности взаимодействия океаны и суши;
• значение Мирового океана.
Умение определять:
• специфику природы и населения материков;
• характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли – 2 часа.
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
• Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
• Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности оболочек Земли;
• специфику географической оболочки.
Умение определять:
• отличия природных объектов;
• отличия оболочек Земли.
Практические работы:
1.Организация фенологических наблюдений в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Ученик должен: знать/понимать:
• форму и размеры Земли;
• полюса, экватор;
• части Мирового океана;
• виды движения воды в океане;
• материки и океаны Земли;
• географические объекты, предусмотренные программой;
• маршруты географических исследований и путешествий.
уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
приводить примеры географических объектов.
проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием картографического материала;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, картографических источников;
работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения ин формации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач.
Географическая номенклатура:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Описание материально-технического обеспечения для преподавания географии.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должно включать:
современное лабораторное и демонстрационное оборудование;
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
— аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
— компьютер,
— мультимедиапроектор,
— интерактивную доску,
— медиатеку,
— широкополосный Интернет,
комплект интерактивных карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
библиотеку учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ, проведения контрольных работ и т. д.;
стенды для экспозиционных материалов.
Рекомендуемая дополнительная литература.
Поурочные разработки по географии, 6 класс, Н.А.Никитина, М., Вако, 2004г.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
О.В. Чичерина «Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии»
Н.Н. Ладилова «Дидактические материалы пор физической географии», Москва Изд-во «Просвещение», 1998 г.
Н.А. Максимов «За страницами учебника географии», Москва Изд-во «Просвещение», 1988 г.
Т.Н. Воробцова «Поурочные планы – 6 класс», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2002 г.
О.А. Бахчиева «Начальный курс географии (методическое пособие)», Москва Изд-во «Дрофа», 2004 г.
Н.С. Румынина, Н.С. Сапроненкова «Практические работы по географии 6-10 классы»
М.К. Куприянов «Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов».
Интернет – ресурсы:
Мультимедийное пособие География 6-10 класс.
Электронное картографическое пособие «Мир». Издательство «Просвещение», 2000 год.
Электронный учебник «Начальный курс физической географии».
Сайты Интеренет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «География России. Отечествоведение» 8-9 классы (136 ч, 2 ч в неделю)
В 8 классе изучается первая часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России»....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Компьютерная презентация методической разработки раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» образовательной программы «География», 8 класс
Данная работа посвящена методической разработке раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» (4 часа), относящегося к теме «Природа» курса география России, изучаемого в 8 классе...
«Литосфера» Методическая разработка темы образовательной программы /География. Начальный курс. 6 класс/
В своей работе по предмету география использую Программу основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Москва «Дрофа&raqu...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.География.5 класс
Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы в 5 классе по географии. Составлены на основе ФГОС 2021...