Австралия
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Разработка открытого урока географии
в рамках XIV городского конкура
«Учитель города Оренбурга-2012»
Тема: «Австралия. Географическое положение и история открытия», 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok_avstraliya.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока географии
в рамках XIV городского конкура
«Учитель города Оренбурга-2012»
Тема: «Австралия. Географическое положение и история открытия», 7 класс
Выполнила: Тюрина Ю.А.,учитель географии
1 квалификационной категории
МОБУ «СОШ№44» г. Оренбурга
Тема урока: «Австралия. Географическое положение и история открытия»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Содержание:
Уникальность Австралии
История открытия материка;
Особенности географического положения
Деятельность учащихся: самостоятельное получение новых знаний в ходе работы по маршрутному листу экспедиции (технологической карте) под контролем учителя.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
ЦЕЛЬ: Продолжить формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения.
ЗАДАЧИ:
создать общее представление о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия;
познакомить с основными сведениями из истории открытия Австралии
формировать у учащихся прием составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости от учебной задачи
совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный навык)
формировать умение прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка
Развивающие:
ЦЕЛЬ: Создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности учащихся в процессе мыслительной деятельности при построении знаний
ЗАДАЧИ:
развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
развивать критическое мышление при анализе карт и работе с дополнительной литературой;
развивать логическое мышление, речь и память учащихся
способствовать формированию коммуникативных навыков
Воспитательные:
ЦЕЛЬ: Воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувства ценности интеллектуального труда; познавательного интереса к дальнейшему изучению материка.
ЗАДАЧИ:
воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
формировать мировоззрение, оценочное суждение школьников
воспитывать географическую культуру учащихся
Средства обучения. Физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, маршрутный лист экспедиции(технологические карты для учащихся), презентация.
Методы обучения. В зависимости от целей учебного элемента (этапов экспедиции) используются разные методы обучения:
УЭ-1: по источникам знаний – словесный, по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый;
УЭ-2: по источникам знаний – словесный, практический, наглядный, по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно иллюстративный, частично-поисковый, практический;
УЭ-3: по источникам знаний – практический, наглядный по характеру познавательной деятельности учащихся – репродуктивный, частично-поисковый.
УЭ-4: по источникам знаний- практический, по характеру познавательной деятельности- репродуктивный.
Основные этапы урока:
I. Организационный этап
Дидактическая задача – подготовить учащихся к работе на уроке;. определить готовность к восприятию нового материала, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Содержание этапа – взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания; введение в тему, определение формы и целей урока.
II. Этап усвоения новых знаний
Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях рассматриваемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения новых знаний, усвоения способов и путей, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, установить обнаруженные проблемы.
Содержание этапа – организация внимания, выполнение заданий УЭ-2, УЭ-3, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала; проверка учителем глубины понимания учащимися нового материала, внутренних закономерностей и связей (на протяжении изучения нового материала).
III. Этап рефлексивно-оценочный
Дидактическая задача – закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения, дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
Содержание этапа – выполнение заданий УЭ-4 «Выходной контроль»; информирование о дифференцированном д/з, инструктаж по его выполнению; рефлексия (самооценка учащихся), указание на положительные и отрицательные стороны урока, выяснение мнения учащихся об уроке, выставление оценок за работу на уроке.
Структура урока по времени. Ориентировочный временной регламент урока приведен в таблице:
Этап урока | Продолжительность этапа |
I. Организационный этап | 8 мин. |
II. Этап усвоения новых знаний с проверкой понимания учащимися нового материала | 20 мин. |
III. Этап рефлексивно-оценочный | 12 мин. |
Содержание урока. Содержание урока «Австралия. Географическое положение и история открытия» по этапам и психолого-педагогическое обоснование его элементов приведены в таблице:
Содержание урока
Алгоритм урока (этапы) | Содержание урока и его психолого-педагогическое обоснование | Ожидаемые действия со стороны учащихся |
I. Организационный этап |
1. Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к уроку | Невербальное приветствие – улыбка – необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. Маршрутный лист (технологическая карта для учащихся) – подробный план действия учащихся на уроке | Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются. Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, на партах -маршрутные листы экспедиции |
2. Мотивация и целеполагание | На фоне видеоролика учитель зачитывает стихотворение «Австралия-страна наоборот», озвучивает девиз урока и предлагает вместе с детьми в ходе беседы сформулировать цели урока урока: Что мы должны выяснить на уроке, исходя из заявленной темы?(Особенности ГП и историю освоения материка); Чему мы должны научится в ходе занятии? (Научиться по карте определять элементы ГП Австралии, этапы и маршруты путешественников); Поставить перед учащимися учебные цели – это значит ввести их в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных вариантах. Цели урока представлены на экране, чтобы учащиеся поняли смысл всей их работы на уроке, и актуализирует знания учащихся по данной теме. | Учащиеся формулируют цели урока: 1. Познакомиться с особенностями ГП Австралии; 2. Нанести элементы ГП на контурную карту; 3. Узнать, как происходило открытие и исследование материка. 4. Самое главное- мы должны постараться разгадать тайну уникальности материка |
3. Определение исходного уровня знаний учащихся по этой теме – актуализация знаний. | Выполнение задания УЭ-1. Выполняется задание УЭ-1, которое позволяет оценить уровень уже имеющихся знаний и умений учащихся на основе личного опыта, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала. УЭ-1. Фронтальная работа класса. «Австралия- самый-самый…». Происхождение названия материка. | Учащиеся знакомятся с частной дидактической целью (ЧДЦ) УЭ-1, выясняют, в чем заключается уникальность материка Австралия, выполняют задание, соответствующее УЭ-1 |
II. Этап усвоения новых знаний |
1. Выполнение заданий УЭ-2 | Цель выполнения данного УЭ –. Изучить основные этапы открытия материка. Происходит дальнейшее формирование умения работы с текстом учебника, дополнительной литературой, с картой, применяется поисковый метод. Задние: На основе текста учебника и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу, ответить на вопросы: -Итак, в каком году Луис Торрес пересёк Тихий океан? -Кто доказал, что Новая Гвинея не связана с Южной Землей? - Кто и в каком году завершил открытие материка? -С каким годом связана дата колонизации и освоение материка англичанами? -Сколько лет посвятил Миклухо – Маклай исследованию Австралии и Океании ? В процессе выполнения задания развивается такая мыслительная операция, как анализ. В маршрутном листе учащихся приводится количество баллов за выполненное задание в УЭ-1, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки уровня своих знаний. | Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «История открытия Австралии». Затем идет самопроверка на основе Ключа (выставляют баллы), отвечают на вопросы учителя. |
2. Выполнение заданий УЭ-3 | Цель выполнения данного УЭ – составления характеристики географического положения материка. Для этого выполняется практическая работа «Определение ГП материка и его береговой линии». Работа по группам. Результаты описания заносят в таблицу. При выполнении практической работы с помощью карт атласа у учащихся продолжают развиваться умения по работе с географическими картами и заполнению контурных карт. При формулировании выводов после заполнения таблицы у учащихся развивается аналитико-синтетические мыслительные операции. | Учащиеся в ходе работы с целью УЭ-3, выполняют практическую работу, заполняя таблицу и работая с контурной картой. Работа выполняется частично группами (с объяснением учителя). Выполняя работу в парах, учащиеся пользуются картами атласа – физической картой Австралии, физической картой мира. Знакомятся с объектами береговой линии. Взаимопроверка. |
ФИЗМИНУТКА для глаз « Путешествие по карте» |
III. Этап рефлексивно-оценочный |
1. УЭ-4 Закрепление нового материала | Цель: Обобщить актуализацию полученных ранее знаний и систематизировать материал. Составление «Синквейна» Заполнение сводной ведомости (суммирование баллов, полученных за разные УЭ урока, и занесение их в соответствующую колонку ведомости). Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля. Самопроверка позволяет учащимся вместе с учителем осуществить управление обучением, а работая на доверии, учащийся объективно оценивает свою работу. | Учащиеся составляют «Синквейн», затем озвучивают наиболее интересные варианты подсчитывают количество баллов, суммируют их с полученными за задание УЭ-2 , УЭ-3 и заносят их в сводную ведомость. |
2. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Для полного закрепления систематизированных и обобщенных знаний дается разноуровневое домашнее задание: набравшим 17-15 баллов – составить тестовое задание из 5 вопросов набравшим 14-12 баллов – сравнить ГП Африки и Австралии набравшим 11-9 баллов – составить маршрутную карту путешествия Джеймса Кука в к/к Такой вид д/з предполагает дифференцированный подход к учащимся, являясь доступным и посильным для каждого учащегося, в полной мере решая свою задачу – обеспечение долговременного закрепления материала и отрабатывания умений, полученных на уроке. | Домашнее задание выбирается учащимися исходя из количества баллов, набранных за выполнение заданий урока. Д/з записывается учащимися в дневник. |
3. Подведение итогов урока | Цель этапа – подведение итогов всех УЭ урока. Выставляются оценки за урок, оценка является неотъемлемой частью контроля знаний учащихся. Она играет воспитательную роль, т.к. способствует формированию устойчивой самооценки. Учитель выражает благодарность за работу на уроке и интересуется впечатлениями учащихся об уроке, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к серьезной работе. | Учащиеся полученную сумму баллов заносят в ведомость (приложение) по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю. 17-15 баллов – оценка «5»; 14-12баллов – оценка «4»; 11-9 баллов – оценка «3». Учащиеся высказывают свое мнение об уроке. |
Маршрутный лист экспедиции ученика (цы) 7В класса__________________________
Тема: «Австралия. Географическое положение и история открытия.»
Этапы экспедиции | Учебный материал | Руководство по усвоению |
1. «Самый-самый» | Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия | Продолжить предложение: «Австралия-самый…» |
3.«Географическое положение Австралии» | Цель: составить характеристику географического положения материка 1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»
2. Географический диктант: впишите географические объекты вместо пропусков С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________ залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________. | Групповая работа по картам атласа Индивидуальная работа по физической карте Австралии Кол-во баллов________ |
4. «Синквейн» | Цель: Систематизировать полученные знания, подвести итоги урока Алгоритм составления синквейна: Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.) Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов). Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). 1. 2. 3. 4. 5. | Индивидкальная работа Кол-во баллов________ |
5. «Итоговый» | 1. Подсчитайте общее количество баллов и занесите в сводную ведомость 2.Выберите домашнее задание
| Общее кол-во баллов_______ Оценка за урок_________ |
СПАСИБО ЗА УРОК!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе по теме "Австралия". УМК Клементьева
В уроке рассмотрены основные темы:географическое положениерастительный и животный мир...
История открытия Австралии. Географическое положение Австралии
Данная презентация используется при знакомстве учащихся с Австралией. Позволяет сформировать представление об особенностях географического положения материка, истории открытия, изучения и освоения Авс...
«Австралия - страна, где всё наоборот» Интегрированный урок географии и английского языка в 7 классе «Австралия - страна, где всё наоборот»
интегрированный урок по географии и иностранного языка "Австралия - страна, где все наоборот"...
«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)
Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями....
План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.
План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....
«Австралия. Верования коренного населения Австралии»
Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....
«Австралия. Верования коренного населения Австралии»
Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....