Смотр знаний по теме "Атмосфера".
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Мохова Галина Михайловна

 

Смотр знаний по теме: «АТМОСФЕРА» - 6 класс  (разработка урока с методическими рекомендациями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotr_znaniy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Смотр знаний по теме: «АТМОСФЕРА» - 6 класс.

 (разработка урока с методическими рекомендациями).

Знания всегда были, есть и будут назначением школы, они составляют её суть. Кратчайший путь к познанию лежит через познавательную и самостоятельную активность учащихся в учебном процессе, через продуктивную их деятельность. Без интереса не может быть продуктивного учения. Без продуктивного учения нельзя говорить об эффективности урока и его оптимизации.

           Познавательный и поисковый интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием учебного материала, методами и приёмами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних потребностей, желания учиться. Именно знаний требует от ученика наше время: знаний глубоких, прочных, современных. Поэтому главная задача учителя найти резерв и возможности во всех имеющихся методах, приёмах обучения, сделать их более гибкими, рациональными, оптимальными в повышении эффективности учебного процесса.

           Организация учебного познавательного процесса потребовала от меня перестройки структуры урока, работа также предусматривала корректировку тематического планирования, в котором были выделены часы на уроки–тренинги, уроки контроля знаний и умений учащихся. Каждый последующий урок, проведенный мною, отличается от предыдущего элементами новизны.

          Апробирую разные формы организации познавательного процесса на различных этапах урока. Обратная связь - мощное средство обучения. Это технически сложный участок преподавания, овладеть искусством спрашивания - задача каждого учителя.

         Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым.

           Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Проверка и оценка результатов обучения является важным компонентом деятельности учителя.       

         Диагностическая (контрольно-корректирующая) функция необходима для обеспечения обратной связи «учитель – ученик», чтобы учитель вовремя вносил коррективы в методику обучения, перераспределял учебное время между отдельными вопросами темы, для устранения недочетов в знаниях школьников.

          Контроль за знаниями и умениями учащихся обычно провожу после каждой темы, используя различные варианты:

Контрольные работы;

Задания–тесты;

Работа на «станциях», которые имеют,  как правило, название.

        Учащиеся не ликуют, когда им предстоит выполнить контрольную работу. У ребят появляются чувства переживания, неуверенности. Если ученик имеет пробелы в знаниях по теме, он, как правило, с текстом контрольной работы не справляется.

         На уроках с элементами новизны - «путешествие по станциям», учащиеся имеют возможность повторить, получить консультацию учителя или учащихся консультантов. Например, при завершении изучения темы  «Атмосфера» в 6 классе провожу смотр знаний, в ходе которого учащиеся должны показать свои знания, и умения применять их в практической деятельности. Обычно группа учащихся - консультантов оказывает мне помощь в проведении таких уроков.

           Вначале провожу инструктаж: разъясняю организацию работы на уроке, задачу каждого ученика и консультанта. В ходе проведения урока направляю работу учеников–консультантов, слежу за дисциплиной, координирую деятельность отвечающих, заполняю итоговый лист учёта знаний, который выглядит таким образом.

Ф. И учащихся

Станция№1

Станция№2

Станция№3

Станция№4

Итоговая оценка

Аверин В.

         5

         5

        4

       5

       5

Во время проведения смотра знаний на свободных столах устанавливаются указатели станций, на каждой станции карточки с заданиями, вопросами, например:

1-Станция «Терминология»

Задание предусматривает знание учащимися  понятий и терминов по теме:

1.Атмосфера

2.Погода

3.Климат

4.Ветер

5.Бризы

6.Муссоны

7.Абсолютная влажность

8.Относительная влажность

9.Суточная амплитуда колебаний температуры воздуха

10.Годовая амплитуда колебаний температуры воздуха

 На мониторе компьютера список указанных понятий под номерами. Учащимся в индивидуальном листе учёта знаний станции №1 консультант указывает «5» цифр, например -2, 4, 7, 9, 10. Учащийся письменно даёт ответ понятиям: погода, ветер, абсолютная влажность, суточная амплитуда колебаний температуры воздуха, годовая амплитуда колебаний температуры воздуха.

Оценка по пятибалльной шкале - за пять правильных ответов -5, за четыре ответа - 4 и.т.д.

2-Станция «Тестирование»

Получив карточку-задание, учащиеся выполняют тест.

Вариант (1)

Вопросы

Ответы

11.

Количество водяного пара, содержащегося в 1куб. м воздуха, выраженное в граммах.

А-Облака


Б-Осадкомер


В-Роса


Г-Иней


Д-Гигрометр


Е-абсолютная влажность


Ж-Снег

22.

Прибор для определения содержания водяных паров в атмосфере.

33.

Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.

44.

Твёрдые атмосферные осадки в виде кристаллических игл, звёздочек, хлопьев

55.

Жидкий налёт в виде капелек воды на земной поверхности, появляющийся летом в утренние часы

Вариант (2)

Вопросы

Ответы

11.

Отношение в процентах фактического содержания водяного пара в 1 куб м к возможному при данной температуре

А-Осадкомер


Б-Дождь


В-Туман


Г- Относительная влажность


Д-Иней

Е-Гигрометр


Ж-Снег

22.

Мельчайшие капельки воды, образовавшие в приземном слое атмосферы из насыщенного водяным паром воздуха при его охлаждении

33.

Жидкие атмосферные осадки

44.

Твердый налёт на предметах земной поверхности, появляющийся к утру ранней весной или поздней осенью при температуре ниже нуля

55.

Прибор для определения количества осадков, выпавших на поверхность Земли

          Учащиеся на станции №2 выполняют работу по вариантам (1 или 2-вариант)

В тесте пять вопросов. За пять правильных ответов - 5, за 4 ответа - 4 и.т.д.

3.Станция «Практическая»

На столе метеорологические приборы: термометр, барометр-анероид, гигрометр, осадкомер, макет-флюгера, каждый прибор имеет свой номер. Здесь же находятся слова-ответы: температура, количество осадков, направление ветра, атмосферное давление, влажность воздуха. Учащиеся, используя слова-ответы на отдельных листах, прикрепляют их к нужному прибору.

Учащимся необходимо  прикрепить слова ответы ко всем метеорологическим приборам.

 За пять правильных ответов-5, за 4 ответа-4 и.т.д.

4.Станция «Математическая».

На этой станции учащиеся получают из конверта карточку с номером, например - № 5. На карточке задача, которую необходимо решить.

За правильное решение -5, неправильное (-)

Карточка № 1

Определите относительную влажность воздуха, если при температуре +100С в воздухе содержалось 1г воды.

Карточка № 2

В воздухе при температуре +300С содержится 15г воды. Сколько грамм воды не хватает до насыщения.

                                                      Карточка № 3

Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре +200 С 50 грамм.

Карточка № 4

Высчитайте атмосферное давление:

А) г. Народная

Б) г. Эльбрус

Атмосферное давление у подножия гор условно 760 мм. ртутного столба.

Карточка № 5

Определите, чему равна относительная высота горной вершины, если у подошвы горы барометр показывает:

А) 740 мм ртутного столба, а на вершине 440 мм ртутного столба

Б) 650 мм ртутного столба и 320 мм.

Карточка № 6

Вычислите среднюю температуру воздуха по следующим данным:

+ 90 C + 80 C + 70C

            У каждого ученика индивидуальные листы учёта знаний (4 листа). На каждом листе индивидуального учёта знаний № станции и фамилия ученика. Учащийся имеет право начать работу с любой станции, при этом необходимо взять соответствующей станции лист учета знаний. Выполнив работу на одной станции, учащийся обязан сдать  лист учета знаний консультанту этой станции.

              Консультанты (как правило, число консультантов соответствует числу станций) проверяют задания выполненные учащимися на станции, выставляют оценки в листы учёта знаний каждого ученика. Листы индивидуального учёта знаний сразу передают учителю, для заполнения итогового листа учёта знаний учащихся.

          Учащийся имеет право повторить материал, например понятия по теме, получить консультацию, а затем продолжить работу на другой станции.

Учащиеся, которые успешно выполнили задания, получают возможность посетить клуб «Умники и умницы», совершить путешествие в страну «Удивительное рядом».

           В клубе «Умники и умницы» учащиеся разгадывают кроссворды, чайнворды, загадки, пополняя свой багаж знаний.

В стране «Удивительное рядом» знакомятся с работами учащихся: докладами, сообщениями по теме, в которых имеются интересный дополнительный материал, интересные факты (методическое пособие Т.Н Воробцова «Учитель - АСТ» Волгоград 2002 г. )

           Учащимся также можно предложить вступить в клуб «Умники и умницы». Таким образом, можно пополнить кабинет географии интересным материалом: загадками по темам, викторинами, кроссвордами. Учащиеся в клубе готовят презентации, работают над проектами. В дальнейшем этот материал используется на уроках, а работа ребят всегда оценивается.  Учащиеся в клубе «Умники и умницы» расширяют свой познавательный интерес и кругозор.        

            На заключительном этапе урока осуществляется анализ знаний и умений учащихся на основе итогового листа учета знаний. Если у учащихся оценки 3/4, 4/5 и.т.д. учителю  можно дополнительно предложить задания, соответствующие заданиям на станциях. Работу могут выполнять все ребята. Данная форма проведения смотра знаний позволяет проверить программные знания и умения учащихся, закрепить, углубить, откорректировать и устранить пробелы в знаниях учащихся, которые по определенным причинам отсутствовали на уроках или не усвоили учебный материал. У учащихся появляется стремление к осознанному и глубокому изучению материала, они более старательно готовятся к каждому уроку географии, повышается обученность и качество знаний по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр знаний по теме «Смежные и вертикальные углы» с применением ИКТ

Смотр знаний по теме "Смежные и вертикальные углы" проводится как итоговый урок по данной теме...

Смотр знаний по теме "Обыкновенные дроби"

Завершающий урок по теме.На уроке предусмотрено использование интерактивной доски....

Смотр знаний по математике и русскому языку

Игра проводится на последнем уроке в 6 классе....

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....