Япония - страна восходящего солнца
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
Данный урок в 11 классе по теме "Региональная география" с использованием ИКТ в виде урока-путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_yaponiya_moya.ppt | 2.99 МБ |
yaponiya_strana_voshodyashchego_solnca.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Япония – страна восходящего солнца
Цель: изучить основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природно-сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения; развивать умения составлять экономико-географическую характеристику страны, формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Тип урока: изучение нового материала (урок-путешествие)
Методы: практическая работа, компьютерная презентация, сообщения учащихся.
Ход урока
Оргмомент
Изучение нового материала.
Учитель:
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершаем путешествие в страну, которую называют очень странно – «страна-наоборот». В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Да, это Япония.
Древнее название страны – Ямато, что означает «путь гор». Почему появилось такое название? (атлас)
Япония - горная страна. Для большинства японцев солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы. Для меньшей части населения – наоборот. Японцы поклоняются горам как воплощению неведомой божественной силы. Почему?
Сами японцы называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «Солнце», а второй - «основа». Отсюда происходит иносказательное наименование Японии как Страны восходящего солнца. Красный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнце.
Япония – конституционная монархия. До принятия 1947 года Конституции, была абсолютной. Император Акихито – символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.
Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах. Каких? И на почти 4 тыс. мелких островов. Этот целый островной мир!
ЭГП Японии.
Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы «спрятана» от глаз европейцев.
Дайте ЭГП и ФГП Японии.
Япония, сравнительно бедная природными ресурсами, очень богата побережьем. По длине береговой линии (30 тыс.км) она значительно превосходит США и сравнима с Африкой. Находится на стыке материка Евразия и Тихого океана и в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Япония входит в «большую восьмерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, (Почему?) потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
Природные условия и ресурсы
Охарактеризовать природные условия и ресурсы Японии.
Япония – страна гор, бедная полезными ископаемыми, а многочисленнее реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судостроения. Японские острова лежат внутри движения тайфунов-ураганов. Земная кора в этом районе очень подвижна, о чем свидетельствует частые землетрясения и действующие вулканы. Агроклиматические ресурсы позволяют снимать по два урожая риса и овощей в год. Моря богаты фауной. По улову рыбы Япония занимает первое место. Особый интерес у японцев вызывает сакура (японская вишня). Сакура цветет раз в год, один день набухают почки, за один день облетают цветки. Весна не приносит на японские острова того борений стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не увядают. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.
Посреди цветенья
Фудзияма ввысь вознеслась –
В Японии весна!
Как страна стала одним из лидеров современного мира, не имея достаточно природных ресурсов? Чем объясняется японское «экономическое чудо»?
Население Японии
Работа с картами: размещение населения, плотность, национальный, религиозный состав.
Население Японии – 127 млн.человек. это 8 место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана и России. Площадь страны – 372 тыс.км². средняя плотность – 336 человек/км².
Япония – унитарное государство, 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них городов-миллионеров. Назовите крупнейший мегаполис мира. Столица –Токио.
Тип воспроизводства – первый. Охарактеризуйте его.
Продолжительность жизни – 79 лет. Почему японцы живут так долго (наисвежайшие продукты, морепродукты, отношение к жизни – ценят жизнь, доброжелательность в отношениях, привычка ходить, гигиена). Над чем вы задумываетесь из сказанного?
Национальный состав – однороден. Японский язык специфичен. Очень верующая нация – синтоизм. Храм – пагода.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению детей и воспитанию уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтят старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсаи.
Краткие сообщения учащихся. (Поклоны и улыбки, чаепитие, икебана, бонсаи, кимоно, жилища, оригами).
Хозяйство Японии
Если раньше символами Японии обычно считались священная гора Фудзияма, сакура, гейша, самураи, то отныне ими стали так же самые крупные в западном мире АЭС, металлургические комбинаты, супертанкеры, мосты, туннели, скоростные железные дороги, самые совершенные автомобили «Тойота», «Хонда», «Нисан». Выйдя из Второй мировой войны побежденной и униженной, с разрушенным хозяйством, Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970-х гг. второе место в мире по объему ВВП. Среди первых она шагнула в постиндустриальную эпоху, добившись статуса одного из важнейших финансовых и научных центров мира.
«Японское экономическое чудо»: 1-демократическая конституция; 2-аграрная реформа; 3-антимонопольное законодательство; 4-промышленность получила многомиллионные заказы США; 5-не тратили средства на оборону; 6-покупка патентов научных разработок и лицензий.
Японская модель развития экономики: импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой техники и технологии, но противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы. Далее начинают выпускать продукцию, которая пользуется спросом на мировом рынке (суда, радиоприемники «Сони»). Сочетание новейших технологий с относительно дешевой рабочей силой (японцы очень трудолюбивы).
Определить статьи импорта и экспорта (распечатка). Основные грузопотоки. Отросли специализации:
А) промышленность
Б) сельское хозяйство (рис)
В) рыболовство
Г) транспорт (нет речного и трубопроводного)
Японская модель экономического развития транслируется на страны АТР как пример процветания страны, не имеющей больших природных ресурсов, но сумевшей использовать другие возможности для роста и развития.
Японцы – загадка нашего века. Натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время невозмутимые, примитивные, непрактичные, молчаливые люди. История объявила их агрессивными, жестокими, мстительными, опыт показывает их покладистыми, добрыми, мягкими.
Страна с 70-х годов ограничивает рост энергоемких и металлоемких производств, зависящих от импорта топлива и сырья, и ориентируется на новейшие наукоемкие отрасли. Япония, лидер в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии. По доле расходов на науку Япония занимает среди развитых стран мира первое место, а по числу научных работников превосходит ФРГ, Великобританию и Францию, вместе взятых. Сказывается высокий уровень образования, профессиональной квалификации, трудолюбие, самодисциплина трудящихся, их стремление к постоянному техническому совершенствованию, что свидетельствует об очень высоком уровне качества населения Японии. Оплата труда зависит не только от количества, но и от качества выпускаемой продукции, что способствует постоянному росту его производительности. Кроме того, японцы очень редко меняют работу, обычно нанимаются в определенную фирму «на всю жизнь». От стажа работы в «своей» фирме зависят размеры зарплаты, отпуска, пенсионного пособия.
Сообщение об образовании.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами»
главные промышленные районы Японии располагаются в Тихоокеанском поясе, являющимся ядром страны, но здесь острейшие экологические проблемы, экологический кризис;
наличие периферийной зоны, включающей торгово-лесные районы, где получили развитие заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и туризм
Японский парадокс:
Экономическое чудо» постепенно сошло на нет, темпы социально-экономического развития страны замедлились. Японское «экономическое чудо» сейчас называют японским парадоксом.
В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?
постиндустриальная за короткий срок;
крупнейший экспортер при недостатке ПР;
нация здоровых людей при острых экологических проблемах;
очень верующая нация при научных достижениях;
свято почитают традиции и обычаи при большой урбанизированности (76%);
практически единственная империя в мире.
Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют последствия. Я называю причину, а вы называете следствие.
Причины и следствия:
нехватка природных ресурсов – новые технологии;
менталитет – высокая квалификация;
суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами – трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;
запрет на вооружение – перестройка экономики, реорганизация;
новые технологии – высокий уровень образования.
III. Домашняя работа: тема 7, §3, рабочая тетрадь тема 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " Япония-страна восходящего солнца"
Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения)...
Япония - страна восходящего Солнца
Урок географии "Япония - страна восходящего Солнца" проводится в 10 классе. На уроке используется деятельностный подход....
Япония - страна восходящего Солнца
Конспект урока "Япония - втрана восходящего Солнца"...
Япония - страна ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА
презентация...
поурочный план "Япония - страна восходящего солнца."
План - конспект урока....
Конспект урока по географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"
Структура урока соответствует ФГОС....
Презентация к уроку географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"
Презентация к уроку "Япония - страна восходящего Солнца"...