моя педагогическая философия
материал по географии по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Селезянская СОШ
Автор: Патрушева Олеся Владимировна,
учитель географии
2 квалификационной категории
2010г.
Учитель, будь солнцем, излучай человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. /Белоногова Н.Д. учитель /
О педагогической философии можно писать много…. Как определить грань между философией педагогики и философией жизни?
Что значат дети в жизни педагога, причем не его личные, а дети, которых учим мы, у которых учимся сами? Перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь. Надо быть умным, справедливым, естественным - вот и вся философия. Но главное – быть добрым. Ни сентиментальным, ни жалостливым, а добрым. Добро само по себе активное движущее начало, а когда работаешь с детьми, доброта должна стать основополагающим профессиональным качеством.
Я не оговорилась насчет профессионального качества: доброта есть во всех нас от рождения, но с течением лет мы часто теряем её, а работая с детьми, теряем еще и сознательно, напуская на себя излишнюю строгость. Не нужно этого! Моя педагогическая философия может быть выражена словами Сенеки « Кто успевает в науках, но не успевает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Да, это непросто. Есть риск, что дети перестанут соблюдать дистанцию, есть риск прослыть популистом среди коллег-педагогов. Но переступать через себя нельзя - опять же, из-за специфики нашей работы. На протяжении почти шести лет я стараюсь поддерживать на своих уроках атмосферу доброжелательности и доверия. Когда вокруг добрые, увлеченные и вдохновленные лица, разве сможет устоять в своем скептицизме какой-нибудь «Фома неверующий» из 6А или 8Б? Не сможет. Его увлечет азарт работы, общая творческая атмосфера.
Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание ребят, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственного здорового человека!
Учитель должен быть примером во всем. Профессиональные знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства.
Пожалуй, это и есть главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого учащегося, помочь ему реализоваться в учебе, общении и совместной деятельности.
Что значит, быть учителем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить… «Педагог должен любить детей!» – я слышала это сотни раз! Каюсь, мне тяжело любить всех детей… Я не нахожу в себе желания жертвовать собой ради «великого дела воспитания подрастающего поколения». Виновата! А можно иначе? Разве нельзя самому испытывать удовольствие от общения с детьми, которых ты просто уважаешь, симпатизируешь им, живешь их успехами?
Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело! Скажешь что-нибудь ребенку – и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость - чужая радость, чужой успех! Радость человеческого общения, радость встречи.
Может создаться впечатление, что я - автор этих строк, живу только желанием общаться с детьми. А как насчет уроков? Понятное дело, дети – это праздник! А урок, вроде как, будни? Не вижу разницы. На моих уроках нет баррикад, отделяющих учителя от детей. И потому есть радость общения друг с другом, но только по делу! И дело это очень интересное – познание законов природы и своих собственных возможностей. Ученье – это процесс узнавания мира, расширения собственных границ мысли все дальше и глубже в окружающий мир людей и природы; это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Чтобы действовать, нужно уметь и знать (без отрыва): уметь действовать с пониманием ситуации. Но действительное понимание невозможно без умения чувствовать, воспринимать истинное положение вещей. А для этого нужно доверие, открытость миру; нужны глаза, чтобы увидеть. Конечно не для того, чтобы утвердить себя в мире, но для того, чтобы сотрудничать с ним, жить с ним в согласии. Именно в этой точке – умении чувствовать и сопереживать – начинается чисто человеческое отношение к миру.
Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Увидеть их, и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Это не значит, что не умеющий рисовать не станет художником; способности раскрываются. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Это замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Интересна композиция этой цитаты из Плутарха – она повторяет два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить? Что является «золотым ключиком» педагогики? А нет никакого ключика! Не бывает педагогических рецептов и панацеи. Педагогический процесс индивидуализирован – у каждого истинного педагога свой ключ. Да и поскольку все дети разные, к каждому нужно подобрать свой «золотой ключик»! Вот и получается скромный вывод: педагогика – искусство, а настоящий педагог – художник, и я хочу, чтобы мои ученики, погружаясь в этот удивительный мир, научились любить свою прекрасную Родину так же бесконечно, как люблю ее я. И тогда великое звание - Человек будет звучать гордо.
Моя стратегия по отношению к ученику:
- верь в своего ученика,
- понимай и принимай его таким, какой он есть,
- уважай ученика и будь требователен к нему,
- искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам.
Стратегия по отношению к себе:
- я – педагог,
- я не боюсь совершенства,
- я всегда готова встать рядом или впереди,
- протянуть руку помощи малому или слабому,
- подставить плечи под груз тревог или забот,
- обернуться к отставшим,
- дотянуться до мечты,
- перепрыгнуть через усталость и боль,
- подняться после неудачи,
- бороться с собственною тенью,
- и повторить весь комплекс опять и сначала до победы.
Я так работаю, учу.
И радостно вдвойне,
Что всем известный педагог
Писал почти, что обо мне:
«Плохой учитель преподает истину,
Хороший - учит ее находить»
Пусть даже не в рифму, зато очень точно
О роли учителя - только две строчки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...