обобщающий урок по теме "Внутренние воды России"
материал по географии (8 класс) по теме

обобщающий урок с применением здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме « Внутренние воды России» 8 класс

Учитель Картамышева Ольга Николаевна  

Цель: повторить и обобщить знания об особенностях  внутренних вод России.

Задачи: формирование умений работать с картами атласа, в группе,  осуществление экологического воспитания, профилактика нарушений зрения, осанки,         предупреждение утомляемости. Развитие общеучебных умений и навыков

Ресурсы урока: Физическая карта России, карты атласа, карточки – задания для индивидуальной работы, тексты для работы в группе (приложение №1), карточки-термины, настенные таблицы с изображением внутренних вод России, маршрутные листы(приложение №1), интерактивная доска, презентация по теме урока.

Ход урока:

1.Орг.момент.

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Внутренние воды России»(слайд №1), совершим путешествие в результате, которого, вы закрепите умения работать в группе, с картами атласа, настенными картами, закрепите умения работать с текстом, принимать решения, делать выводы.  Запишем дом.задание: составить кроссворд по теме «Внутренние воды России», подготовить сообщения.

Мы живем с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу предложить вам слова поэта Бокова:

Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза её степные

Над камышами всех её озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпенью, к правде, доброте

Вот в чем ее звезда.Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия не с рек берет начало, а с тебя!

2.Начинаем свое путешествие!!!! По ходу урока учащиеся заполняют маршрутные листы: ставят № маршрута, количество баллов за выполненное задание. В конце урока подводят итоги: 15-18- «5», 12-15-«4», ниже 12б- «3».

Давайте вспомним , что относится к внутренним водам России (слайд №2, записи выполняются на интерактивной доске).

2)Остановка «Основные понятия»

На столах у учащихся карточки с терминами, учитель читает вопрос, уч-ся поднимают правильный ответ.

Список понятий: русло, водораздел, уклон, ледник, озеро, многолетняя мерзлота, паводок, годовой сток, межень. ( 1 балл за каждый правильный ответ) ( самопроверка по слайду №3)


Вопросы:

Природное углубление, место где река протекает.

Граница между двумя речными бассейнами.

Отношение величины падения реки к её длине.

ледник

Источники пресной воды, регуляторы стока, водоемы со спокойной водой.

толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени.

Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных  осадков.

Количество воды, протекающее  в речном русле за год.

наиболее низкий уровень воды в реке.

Успешно справившись с заданием, переходим к следующей остановке.

На следующей остановке нам предстоит  совершить путешествие по рекам и озерам России.


Остановка «Знаешь ли ты карту?» ( по 1 баллу)

На указателях написаны реки, озера, выбираете указатель , прикрепляете на карту, где находится данный географический объект или выполняется надпись на интерактивной доске (слайд №4)

Список географических объектов: реки: лена, Обь, Енисей, Индигирка, Анадырь, Волга, Печера, Яна, Амур, озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Таймыр, Ханка, Ильмень.



На данном этапе каждый из вас окажется перед проблемой выбора, внимательно ознакомьтесь с заданием, подумайте с каким заданием, вам будет легче справиться.


Остановка «Умники и умницы».

Учащимся предлагаются задания, трех уровней сложности: А, В, С. Ученики сами определяют, какой уровень им выполнять.

Задания:

А. Дайте определения следующим понятиям: «внутренние воды», «Режим реки», «падение и уклон реки».


В. Объясните причины разнообразия озерных котловин.

С. Обозначьте на контурной карте границы многолетней мерзлоты. Объясните причины её возникновения и географию размещения, а также влияние на природу и человека.

Примечание: определение уровней

уровни

Для учителя

Для учащегося

1 - А

Компенсирующего обучения

Знаю,понимаю

2 - В

Базового обучения

Знаю, применяю в знакомой ситуации

3 -С

Углубленного обучеия

Знаю, применяю в нестандартной ситуации


Учитель выясняет кто из учащихся , какой уровень выбрали. Оценки за выполненные задания объявляются на следующем уроке.


физкультпауза



4) Остановка «Будь внимателен!»

Ученикам предлагается текст о внутренних водах России, где допущены ошибки,  задача учащихся найти ошибки. Вариант текста: «Озера», «Ледники»

( приложение 1), задание можно выполнить с использованием интерактивной доски (слайд №5)

Каждая пара получает инструкцию для работы:

Внимательно прочти текст

Подумай, какие ошибки допущены

Выпиши ошибки

Выберите лидера группы для ответа.


Оглашение результатов работы, по схеме:

Кратко перескажи текст

Назови, какие были допущены ошибки

Предложи правильный ответ


Отметить в маршрутном листе количество правильных ответов ( 1 балл – один верный ответ)


Остановка «Эрудит»

Сообщения учащихся – 3 ученика. (3 балла) ( в сопровождении слайдов № 6-15)





Учитель предлагает рассмотреть учащимся настенные таблицы с изображением внутренних вод России. Рассматривают стоя.





Остановка « Художник»


Работа в парах. Задание « Нарисовать рисунок  на тему : «Внутренние воды России».

Выполненные рисунки помещаются на магнитной доске.


Подведение итога. Игровое поле «Гидросфера»

Вопросы:

Виды внутренних вод.

Источники пресной воды.

Меры по сбережению водных ресурсов.

Какие умения приобрели.

Оценивание. Индивидуальные карточки до следующего урока. Ученики подсчитывают количество балов.


Релаксация: Стихотворение Н.Якушева:

Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает еще ручеек, что его впереди ожидает.

Сколько верст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться,

 сколько рек с ним сольется в пути,

Сколько чаек над ним закружиться.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдется кругами,

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами. ( сопровождение слайдами №15-16)



Психологическая настройка детей.  

Создание «ситуации успеха».

















Музыка, положительный эмоциональный настрой

Положительная мотивация урока.








Двигательная активность

Проблема выбора

Двигательная активность

Формирование общеучебных навыков


















        








Смена видов деятельности, формирование мышления  наблюдательности





























дифференцированный подход смена вида деятельности

Формирование логического мышления











Индивидуальная работа, разноуровневые задания


















Развитие слуховой памяти, тренировка наблюдательности






Активизация внимания, развитие логического мышления









Развитие познавательного  интереса



смена видов деятельности

зрительное восприятие

перевод глаз в режим поиска

предупреждение утомляемости



Снятие эмоциональной                                                                          закрепощенности

Сопровождение музыкой





Смена динамической позы


















Использование музыки, возможность отдохнуть, снять напряжение.

релаксация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока географии по теме "Обобщение темы Внутренние воды России"

Презентация для урока географии по теме Обобщение темы "Внутренние воды России"...

Обобщение по теме" Внутренние воды России" 8 класс

Материал для закрепления темы " Внутренние воды России" по географии 8 класс...

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России" 8 класс

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся 8 класса, полученные при изучении темы "Внутренние воды России", в виде письменных заданий, выполнения теста и практической работы на контур...

Контрольная работа по теме "Внутренние воды России"

Контрольная работа состоит из трёх частей в первой части работы проверяется знание терминологии по теме, вторая часть работы тест в форме «закончить предложение», третья часть ответы на вопросы. Кажда...

Самостоятельная работа по теме «Внутренние воды России» 8 класс

Самостоятельная работа по теме «Внутренние воды России» 8 класс...

Зачетный лист к уроку географии 8 кл по теме "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...