Ход урока:
1.Орг.момент.
Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Внутренние воды России»(слайд №1), совершим путешествие в результате, которого, вы закрепите умения работать в группе, с картами атласа, настенными картами, закрепите умения работать с текстом, принимать решения, делать выводы. Запишем дом.задание: составить кроссворд по теме «Внутренние воды России», подготовить сообщения.
Мы живем с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу предложить вам слова поэта Бокова:
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза её степные
Над камышами всех её озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпенью, к правде, доброте
Вот в чем ее звезда.Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с рек берет начало, а с тебя!
2.Начинаем свое путешествие!!!! По ходу урока учащиеся заполняют маршрутные листы: ставят № маршрута, количество баллов за выполненное задание. В конце урока подводят итоги: 15-18- «5», 12-15-«4», ниже 12б- «3».
Давайте вспомним , что относится к внутренним водам России (слайд №2, записи выполняются на интерактивной доске).
2)Остановка «Основные понятия»
На столах у учащихся карточки с терминами, учитель читает вопрос, уч-ся поднимают правильный ответ.
Список понятий: русло, водораздел, уклон, ледник, озеро, многолетняя мерзлота, паводок, годовой сток, межень. ( 1 балл за каждый правильный ответ) ( самопроверка по слайду №3)
Вопросы:
Природное углубление, место где река протекает.
Граница между двумя речными бассейнами.
Отношение величины падения реки к её длине.
ледник
Источники пресной воды, регуляторы стока, водоемы со спокойной водой.
толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени.
Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков.
Количество воды, протекающее в речном русле за год.
наиболее низкий уровень воды в реке.
Успешно справившись с заданием, переходим к следующей остановке.
На следующей остановке нам предстоит совершить путешествие по рекам и озерам России.
Остановка «Знаешь ли ты карту?» ( по 1 баллу)
На указателях написаны реки, озера, выбираете указатель , прикрепляете на карту, где находится данный географический объект или выполняется надпись на интерактивной доске (слайд №4)
Список географических объектов: реки: лена, Обь, Енисей, Индигирка, Анадырь, Волга, Печера, Яна, Амур, озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Таймыр, Ханка, Ильмень.
На данном этапе каждый из вас окажется перед проблемой выбора, внимательно ознакомьтесь с заданием, подумайте с каким заданием, вам будет легче справиться.
Остановка «Умники и умницы».
Учащимся предлагаются задания, трех уровней сложности: А, В, С. Ученики сами определяют, какой уровень им выполнять.
Задания:
А. Дайте определения следующим понятиям: «внутренние воды», «Режим реки», «падение и уклон реки».
В. Объясните причины разнообразия озерных котловин.
С. Обозначьте на контурной карте границы многолетней мерзлоты. Объясните причины её возникновения и географию размещения, а также влияние на природу и человека.
Примечание: определение уровней
уровни
| Для учителя
| Для учащегося
|
1 - А
| Компенсирующего обучения
| Знаю,понимаю
|
2 - В
| Базового обучения
| Знаю, применяю в знакомой ситуации
|
3 -С
| Углубленного обучеия
| Знаю, применяю в нестандартной ситуации
|
Учитель выясняет кто из учащихся , какой уровень выбрали. Оценки за выполненные задания объявляются на следующем уроке.
физкультпауза
4) Остановка «Будь внимателен!»
Ученикам предлагается текст о внутренних водах России, где допущены ошибки, задача учащихся найти ошибки. Вариант текста: «Озера», «Ледники»
( приложение 1), задание можно выполнить с использованием интерактивной доски (слайд №5)
Каждая пара получает инструкцию для работы:
Внимательно прочти текст
Подумай, какие ошибки допущены
Выпиши ошибки
Выберите лидера группы для ответа.
Оглашение результатов работы, по схеме:
Кратко перескажи текст
Назови, какие были допущены ошибки
Предложи правильный ответ
Отметить в маршрутном листе количество правильных ответов ( 1 балл – один верный ответ)
Остановка «Эрудит»
Сообщения учащихся – 3 ученика. (3 балла) ( в сопровождении слайдов № 6-15)
Учитель предлагает рассмотреть учащимся настенные таблицы с изображением внутренних вод России. Рассматривают стоя.
Остановка « Художник»
Работа в парах. Задание « Нарисовать рисунок на тему : «Внутренние воды России».
Выполненные рисунки помещаются на магнитной доске.
Подведение итога. Игровое поле «Гидросфера»
Вопросы:
Виды внутренних вод.
Источники пресной воды.
Меры по сбережению водных ресурсов.
Какие умения приобрели.
Оценивание. Индивидуальные карточки до следующего урока. Ученики подсчитывают количество балов.
Релаксация: Стихотворение Н.Якушева:
Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек, что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружиться.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами. ( сопровождение слайдами №15-16)
|