Рабочая программа по географии 8 класс к УМК "Полярная звезда" с применением ЭОР.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Данная рабочая программа содержит содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение. Особенностью данной программы является подобранные электронные образовательные модули к некоторым темам планирования, которые являются ссылками с портала http: // fcior. edu.ru. Программа может быть использована учителями географии работающими по УМК "Полярная звезда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_8_kl_polyarnaya_zvezda.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка в 8 классе.
Рабочая программа по географии России 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.).
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- положение России на карте часовых поясов;
- административно-территориальное деление России;
- историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
- основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
- состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;
- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
- что такое территориальная организация общества;
- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
2) Уметь:
- характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
- определять поясное время;
- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых, по физической и тектонической картам;
- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;
- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.
Тематическое планирование.
Содержание курса 68 часов – 2 часа в неделю.
Тема | Количество часов |
Тема 1. Россия в мире. | (4) 4 |
Тема 2. Россияне. | (10) 10 |
Тема 3. Природа. | (17) 23 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 5 часов | |
Климат. 8 часов | |
Моря, внутренние воды и водные ресурсы. 6 часов | |
Почвы и почвенные ресурсы. 2 часа | |
Повторение темы «Природа» 2 час | |
Тема 4. Хозяйство. | (15) 17 |
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. | (6) 7 |
Тема 6. Наше наследие. | (4) 4 |
Обобщающее повторение курса (резерв) | 3 |
Итого: | 68 |
Изменения в программе: программа курса предусматривает 68 часов, 12 резервное время, из которых 9 часов были взяты на расширение тем (4 часа на тему «природа»; 2 часа на тему «хозяйство»; 1 час на тему «природно-хозяйственные зоны»), 3 часа резерва использованы на обобщающее повторение.
Контрольных работ - 1 Проверочных работ – 3
Тестов - 3 Практических (оценочных) работ - 12
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№ | Тема урока | Тип урока | Практические работы | ЭОР для урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1. (1) | Тема 1. Россия в мире. Россия на карте мира. Уникальность географического положения. | изучение нового материала | Пр.р. №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран». | http://fcior.edu.ru/card/22423/territoriya-i-akvatoriya-rossii.html | &(параграф).1. стр.9.?? 1-8(у); ? 10(п) | ||
2. (2) | Россия на карте часовых поясов. | практикум | Пр.р. №2. «Определение поясного времени для разных пунктов России». | Россия на карте часовых поясов http://fcior.edu.ru/card/22766/rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov.html | &.2. стр.13. ?? 2-4; 8(у) | ||
3. (3) | Ориентирование по карте России. Административно -территориальное деление России. | практикум | Ориентирование по физической карте. Сравнение способов районирования (природного и экономического) | &.3. стр. 18. ?? 1-4(у); 10(п) | |||
4. (4) | Формирование территории России. | актуализация знаний и умений | Подготовка докладов о русских первопроходцах. | История освоения и изучения территории России. И1 http://fcior.edu.ru/card/3628/istoriya-osvoeniya-i-izucheniya-territorii-rossii-i1.htm | &.4. стр.23.?? 5-6(п) | ||
5. (1) | Тема 2. Россияне. Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. | изучение нового материала | Анализ графиков рождаемости и смертности | &.5. Стр.30.??1-9(у) | |||
6. (2) | Численность населения. Миграции населения. | актуализация знаний и умений | & &.6-7 стр.34.??1-8(у),?9(п стр.37.??1-6(у) | ||||
7. (3) | Возрастной состав населения России. | актуализация знаний и умений | Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов | &.8 стр.42.?? 1-7,12 | |||
8. (4) | Рынок труда. Трудовые Ресурсы. | актуализация знаний и умений | Рейтинг профессий своего региона и соотношение его на рынке труда | Население России. Люди и труд. П1 http://fcior.edu.ru/card/13790/naselenie-rossii-lyudi-i-trud-p1.html | &.9. стр.46.??1-6,10 | ||
9. (5) | Этнос. Россия – многонациональное государство. | практикум | Пр.р. №3. «Определение крупных народов России и особенностей их размещения». | &.10 Стр.51.??1-6(у), 7(п) | |||
10. (6) | Размещение населения. Плотность населения России. | актуализация знаний и умений | &.11. Стр.55.??1-4 (у) К 12 уроку Мини-исследование по своему краю - ?8 (п) | ||||
11. (7) | Расселение и урбанизация. Типы поселений. | актуализация знаний и умений | Пр.р. №4. «Определение по статистическим материалам тенденций изменения дои занятых в отдельных сферах хозяйства». | &.12. Стр.58 ??1-6(у), ?8(п). | |||
12. (8) | Города и сельские поселения. Типы городов. | актуализация знаний и умений | &.13 Повторить &&1-13 | ||||
13. (9) | Население Кировской области. | актуализация знаний и умений | рефераты по теме | ||||
14. (10) | Проверочная работа по темам: «ГП России» и «Население России». | контроль | «Своя родословная» проект - стр.64 ?2 | ||||
15. (1) | Тема 3. Природа. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. История развития земной коры. | Изучение нового материала | &.14. Учить: геохронологическая таблица; стр.70.??1-6; ? 11(проект –«Геологическая история моего края». | ||||
16. (2) | Особенности рельефа России. | практикум | Описание рельефа России по плану | &.15. номенклатура: формы рельефа России стр.75. ??1-8(у),9(п) | |||
17. (3) | Скульптура поверхности. | исследование | &.16. Стр.79.??1-6(у) | ||||
18. (4) | Полезные ископаемые России. | практикум | Пр.р. №5. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий». | &.17. Стр.84.??1-7(у) Повторить к тесту &14-17 | |||
19. (5) | Рельеф Кировской области. Обобщение темы геология и рельеф России. Тест. | актуализация знаний и умений | Доклады: формы рельефа и полезные ископаемые своей местности. | ||||
20. (6) | Климат и погода. Климат России. Солнечная радиация. | изучение нового материала | &.18. стр.89 ??1-7(у) | ||||
21. (7) | Атмосферная циркуляция. | изучение нового материала | &.19. Стр.94. ??1-6(у), ?7(п) | ||||
22. (8) | Влияние на климат России его географического положения. | актуализация знаний и умений | &.20. Стр.100.??1-6(у) | ||||
23. (9) | Климат России. Пр.р.№6. | практикум | Пр.р. №6. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, ГКО по территории страны». | &.20. | |||
24. (10) | Климатические пояса и типы климата России. | практикум | Урок –практикум: Анализ карт, оценка климатических особенностей, выполнение заданий учебника | Климат и климатические ресурсы России. Типы климатов России. П1 http://fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html | &.21. учить: типы климатов | ||
25. (11) | Синоптическая карта. Климат своего региона. | практикум | Пр.р. №7. « Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды». | &.20, стр.100. ?9 | |||
26. (12) | Климат и хозяйственная деятельность людей. | практикум | Пр.р. №8. «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения». | &.22. Стр.109. ??1-7(у) Повторить &.19-25 | |||
27. (13) | Обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Тест. | повторение и контроль | Стр.109.?11 | ||||
28. (14) | Моря. Внутренние воды и водные ресурсы. Россия – морская держава. | изучение нового материала | Описание моря по типовому плану. | &.23. Номенклатура: береговая линия Стр.114??2-7 (у) | |||
29. (15) | Реки России. | актуализация знаний и умений | Обозначение на к/к крупных рек страны. Определение уклона и падения рек. | &.24. Номенклатура: реки Стр.120 ??2-8(у) | |||
30. (16) | Реки России. Пр.Р.№9. | практикум | Пр.р. №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования». | &.24. | |||
31. (17) | Озера России. | изучение нового материала | Внутренние воды и водные ресурсы России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | &25. Номенклатура: озера Стр.125.??1-7(у), ?8(п) | |||
32. (18) | Значение рек в жизни общества. | практикум | Разработка маршрута «кругосветки» по водным путям России. | &26-27 Стр.130.??1-9(у), ??10-11(п) | |||
33. (19) | Обобщение темы: « Моря, внутренние воды и водные ресурсы России». Тест. | Повторение и контроль | Проект: «Питьевая вода- моё здоровье»стр.125 ?11 | ||||
34. (20) | Почвы и почвенные ресурсы. Почва – особое природное тело. | изучение нового материала | &.28. Стр.136??1-6(у) | ||||
35. (21) | Почвообразующие факторы. Типы почв. | практикум | Ознакомление с образцами почв местности | Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. П1 | &.29. Стр.140??1-4(у) | ||
36. (22) | Обобщение темы: «Природа России». | повторение и обобщение | &&.14-29 | ||||
37. (23) | Контрольная работа по теме: «Природа России». | контроль | -------- | ||||
38. (1) | Тема 4. Хозяйство. Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства страны. | изучение нового материала | &30. ??1-7(у) | ||||
39. (2) | Цикличность развития хозяйства. | изучение нового материала | Выделение циклов развития экономики своего региона | &31. ??1-6(у) | |||
40. (3) | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | актуализация знаний и умений | &32. ??2-7(у) | ||||
41. (4) | Нефтяная и газовая промышленность. | практикум | Пр.р.№10. « Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов». | Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1 | &33. ??1-9(у); ?10(п) | ||
42. (5) | Электроэнергетика. | актуализация знаний и умений | &34. ??1-7(у) | ||||
43. (6) | Металлургия. | изучение нового материала | Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Цветная металлургия. И1 | &35. ??2-8(у) | |||
44. (7) | Машиностроение – ключевая отрасль экономики. | актуализация знаний и умений | &36. ??2-8(у); ?9(п) | ||||
45. (8) | Машиностроение. | практикум | Пр.р. №11. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Машиностроение. И1 | &36. | ||
46. (9) | Химическая промышленность. | изучение нового материала | &37. ??1-4(у) | ||||
47. (10) | Лесопромышленный комплекс. | изучение нового материала | &37. ?76-7(у); ?10(п) | ||||
48. (11) | Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. | актуализация знаний и умений | &38. ?? 1-7(у) | ||||
49. (12) | Особенности животноводства России. | актуализация знаний и умений | &39. ??1-6(у) | ||||
50. (13) | АПК. Пищевая и легкая промышленность. | изучение нового материала | &40. АПК своего района- стр. 192 | ||||
51. (14) | Транспорт – «кровеносная система страны». | актуализация знаний и умений | &41-42. ?11 стр. 201 (проект) | ||||
52. (15) | Состав и значение сферы услуг. | изучение нового материала | &43. &44(п) | ||||
53. (16) | Обобщение темы: «Хозяйство». | повторение и обобщение | &30-44 | ||||
54. (17) | Проверочная работа по теме: «Хозяйство». | контроль | Стр.208. ?1 | ||||
55. (1) | Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. Зональность в природе и жизни людей. | изучение нового материала | &45. ??2-6(у) | ||||
56. (2) | Северные безлесные зоны. | изучение нового материала | &46. ??2-6(у) | ||||
57. (3) | Лесные зоны. | практикум | описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности человека в лесной зоне | &47. ?8(п) | |||
58. (4) | Степи и лесостепи. | актуализация знаний и умений | &48. ??2-9(у) | ||||
59. (5) | Южные безлесные зоны. | актуализация знаний и умений | &49. | ||||
60. (6) | Субтропики. | практикум | Пр.р. №12. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт». | &50. ?9(п) | |||
61. (7) | Проверочная работа по теме: «Природно-хозяйственные зоны». | контроль | |||||
62. (1) | Тема 6. Наше наследие. Территориальная организация общества. | изучение нового материала | &51. ??1-7(у) | ||||
63. (2) | Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. | актуализация знаний и умений | &52 | ||||
64. (3) | Природное и культурное наследие России. | практикум | Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг». | &53. ?10(п) | |||
65. (4) | Стратегия развития России и своего региона в 21 веке. | актуализация знаний и умений | |||||
66. (1) | Тема 7. Обобщающее повторение. Повторение темы: «Россия в мире». | повторение и обобщение | |||||
67. (2) | Повторение тем: «Население России» и «Природа России». | повторение и обобщение | |||||
68. (3) | Повторение тем: «Особенности хозяйства России» и «Природно-хозяйственные зоны». | повторение и обобщение |
Ресурсное обеспечение:
- Учебно-методическое:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.
2. География. Мой тренажер. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина; М.: Просвещение, 2011.
3. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа составлена на основе:
авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») (Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд.. испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. 312с. (образовательный стандарт)
- Информационное обеспечение:
- Библиотека наглядных электронных пособий. География 6-11 кл. Электронный диск
- Интернет –ресурсы: http://fcior.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...