Рабочая программа по географии 8 класс к УМК "Полярная звезда" с применением ЭОР.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Шиляева Мария Васильевна

Данная рабочая программа содержит содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение. Особенностью данной программы является подобранные электронные образовательные модули к некоторым темам планирования, которые являются ссылками с портала http: // fcior. edu.ru. Программа может быть использована учителями географии работающими по УМК "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_8_kl_polyarnaya_zvezda.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка в 8 классе.

     Рабочая программа по географии России 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.).

    Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др.  География 6-9 классы.  Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

         Основные задачи курса:

сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

 показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических  явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;

вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        Требования к уровню подготовки учащихся:

      В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

   1) знать / понимать:

- географическое положение России на карте мира,  границы,  пограничные государства,  моря, омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

-  административно-территориальное деление России;

- историю формирования и заселения территории России;  вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;  

- численность, плотность и воспроизводство населения России;  особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов;  национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;

-  связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

-  факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

-  особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

-  основные типы почв, их размещение по территории страны;  особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

-  состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;

- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

-  что такое территориальная организация общества;

- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.

   2) Уметь: 
      - характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

- определять поясное время;

-  определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

-  устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых,  по физической и тектонической картам;

- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

-  анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;

- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

    3) оценивать: 

 географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.

   Тематическое планирование.

                Содержание курса 68 часов – 2 часа в неделю.

                                                          Тема

    Количество часов

Тема 1. Россия в мире.

(4)     4

Тема 2. Россияне.

(10)   10

Тема 3. Природа.

(17)   23

        Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.        5 часов

        Климат.                                                                                            8 часов

        Моря, внутренние воды и водные ресурсы.                                 6 часов

        Почвы и почвенные ресурсы.                                                        2 часа

        Повторение темы «Природа»                                                        2 час

Тема 4. Хозяйство.

(15)  17

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.

(6)    7

Тема 6. Наше наследие.

(4)   4

  Обобщающее повторение курса (резерв)

     3

                                                                                                                            Итого:

   68

  Изменения в программе:  программа курса предусматривает 68 часов,  12 резервное время,  из которых 9 часов были взяты на расширение тем (4 часа на тему «природа»;  2 часа на тему «хозяйство»; 1 час на тему «природно-хозяйственные зоны»), 3 часа резерва использованы на обобщающее повторение.

Контрольных работ - 1                              Проверочных работ – 3

Тестов  - 3                                                    Практических (оценочных) работ  -  12

                           

Календарно-тематическое планирование 8 класс.

Тема урока

Тип урока

Практические работы

ЭОР для урока

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

(1)

Тема 1. Россия в мире.

Россия на карте мира. Уникальность географического положения.

изучение нового материала

Пр.р. №1 «Характеристика географического положения  России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

Территория и акватория России

http://fcior.edu.ru/card/22423/territoriya-i-akvatoriya-rossii.html

&(параграф).1.

стр.9.?? 1-8(у); ? 10(п)

2.

(2)

Россия на карте часовых поясов.

практикум

Пр.р. №2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Россия на карте часовых поясов

http://fcior.edu.ru/card/22766/rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov.html

&.2. стр.13. ?? 2-4; 8(у)

3.

(3)

Ориентирование по карте России. Административно -территориальное деление России.

практикум

Ориентирование по физической карте. Сравнение способов районирования (природного и экономического)

&.3.

стр. 18. ?? 1-4(у); 10(п)

4.

(4)

Формирование территории России.

актуализация знаний и умений

Подготовка докладов о русских первопроходцах.

История освоения и изучения территории России. И1

http://fcior.edu.ru/card/3628/istoriya-osvoeniya-i-izucheniya-territorii-rossii-i1.htm

&.4.

стр.23.?? 5-6(п)

5.

(1)

Тема 2. Россияне.

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост.

изучение нового материала

Анализ графиков  рождаемости и смертности

&.5.

Стр.30.??1-9(у)

6.

(2)

Численность населения. Миграции населения.

актуализация знаний и умений

& &.6-7

стр.34.??1-8(у),?9(п

стр.37.??1-6(у)

7.

(3)

Возрастной состав населения России.

актуализация знаний и умений

Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов

&.8

стр.42.?? 1-7,12

8.

(4)

Рынок труда. Трудовые Ресурсы.

актуализация знаний и умений

Рейтинг профессий своего региона и соотношение его на рынке труда

Население России. Люди и труд. П1

http://fcior.edu.ru/card/13790/naselenie-rossii-lyudi-i-trud-p1.html

&.9.

стр.46.??1-6,10

9.

(5)

Этнос. Россия – многонациональное государство.

практикум

Пр.р. №3. «Определение крупных народов России и особенностей их размещения».

&.10

Стр.51.??1-6(у), 7(п)

10.

(6)

Размещение населения. Плотность населения России.

актуализация знаний и умений

&.11.

Стр.55.??1-4 (у)

К 12 уроку Мини-исследование по своему краю - ?8 (п)

11.

(7)

Расселение и урбанизация. Типы поселений.

актуализация знаний и умений

Пр.р. №4. «Определение по статистическим материалам тенденций изменения дои занятых в отдельных сферах хозяйства».

&.12.

Стр.58 ??1-6(у), ?8(п).

12.

(8)

Города и сельские поселения. Типы городов.

актуализация знаний и умений

&.13

Повторить &&1-13

13.

(9)

Население Кировской области.

актуализация знаний и умений

рефераты  по теме

14.

(10)

Проверочная работа по темам: «ГП России» и «Население России».

контроль

«Своя родословная» проект - стр.64 ?2

15.

(1)

Тема 3. Природа.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

История развития земной коры.

Изучение нового материала

&.14.

Учить: геохронологическая таблица;

стр.70.??1-6;  ? 11(проект –«Геологическая история моего края».

16.

(2)

Особенности рельефа России.

практикум

Описание рельефа России по плану

&.15.

номенклатура: формы рельефа России

стр.75. ??1-8(у),9(п)

17.

(3)

Скульптура поверхности.

исследование

&.16.

Стр.79.??1-6(у)

18.

(4)

Полезные ископаемые России.

практикум

Пр.р. №5. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

&.17.

Стр.84.??1-7(у)

Повторить к тесту &14-17

19.

(5)

Рельеф Кировской области. Обобщение темы геология и рельеф России. Тест.

актуализация знаний и умений

Доклады: формы рельефа и полезные ископаемые своей местности.

20.

(6)

Климат и погода.

Климат России. Солнечная радиация.

изучение нового материала

&.18.

стр.89 ??1-7(у)

21.

(7)

Атмосферная циркуляция.

изучение нового материала

&.19.

Стр.94. ??1-6(у), ?7(п)

22.

(8)

Влияние на климат России его географического положения.

актуализация знаний и умений

&.20.

Стр.100.??1-6(у)

23.

(9)

Климат России. Пр.р.№6.

практикум

Пр.р. №6. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, ГКО по территории страны».

&.20.

24.

(10)

Климатические пояса и типы климата России.

практикум

 Урок –практикум: Анализ карт, оценка климатических особенностей, выполнение заданий учебника

Климат и климатические ресурсы России. Типы климатов России. П1

http://fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html

&.21.

учить: типы климатов

25.

(11)

Синоптическая карта. Климат своего региона.

практикум

Пр.р. №7. « Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды».

&.20, стр.100. ?9

26.

(12)

Климат и хозяйственная деятельность людей.

практикум

Пр.р. №8. «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

&.22.

Стр.109. ??1-7(у)

Повторить &.19-25

27.

(13)

Обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Тест.

повторение  и контроль

Стр.109.?11

28.

(14)

Моря. Внутренние воды и водные ресурсы.

Россия – морская держава.

изучение нового материала

Описание моря по типовому плану.

&.23.

Номенклатура: береговая линия

Стр.114??2-7 (у)

29.

(15)

Реки России.

актуализация знаний и умений

Обозначение на к/к крупных рек страны.

Определение уклона и падения рек.

&.24.

Номенклатура: реки

Стр.120 ??2-8(у)

30.

(16)

Реки России. Пр.Р.№9.

практикум

Пр.р. №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования».

&.24.

31.

(17)

Озера России.

изучение нового материала

Внутренние воды и водные ресурсы России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

http://fcior.edu.ru/card/3810/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ozera-bolota-podzemnye-vody-ledniki-mnogoletnyaya-merzlota-i.html

&25.

Номенклатура: озера

Стр.125.??1-7(у), ?8(п)

32.

(18)

Значение рек в жизни общества.

практикум

Разработка маршрута «кругосветки»  по водным путям России.

&26-27

Стр.130.??1-9(у), ??10-11(п)

33.

(19)

Обобщение темы: « Моря, внутренние воды и водные ресурсы России». Тест.

Повторение и контроль

Проект: «Питьевая вода- моё здоровье»стр.125 ?11

34.

(20)

Почвы и почвенные ресурсы.

Почва – особое природное тело.

изучение нового материала

&.28.

Стр.136??1-6(у)

35.

(21)

Почвообразующие факторы. Типы почв.

практикум

Ознакомление с образцами почв местности

Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. П1

http://fcior.edu.ru/card/3970/pochva-i-pochvennye-resursy-obrazovanie-pochv-i-ih-raznoobrazie-p1.html

&.29.

Стр.140??1-4(у)

36.

(22)

Обобщение темы: «Природа России».

повторение и обобщение

&&.14-29

37.

(23)

Контрольная  работа по теме: «Природа России».

контроль

--------

38.

(1)

Тема 4. Хозяйство.

Понятия «экономика»  и «хозяйство». Этапы развития хозяйства страны.

изучение нового материала

Общая характеристика хозяйства. Уровень развития хозяйства страны, его отраслевая, функциональная и территориальная структура. И1

http://fcior.edu.ru/card/10762/obshaya-harakteristika-hozyaystva-uroven-razvitiya-hozyaystva-strany-ego-otraslevaya-funkcionalnaya.htm

&30.

??1-7(у)

39.

(2)

Цикличность развития хозяйства.

изучение нового материала

Выделение циклов развития экономики своего региона

&31.

??1-6(у)

40.

(3)

Топливно-энергетический комплекс.  Угольная промышленность.

актуализация знаний и умений

&32.

??2-7(у)

41.

(4)

Нефтяная и газовая промышленность.

практикум

Пр.р.№10. « Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов».

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1

http://fcior.edu.ru/card/11904/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-gazovaya-promyshlennost-i1.html

&33.

??1-9(у); ?10(п)

42.

(5)

Электроэнергетика.

актуализация знаний и умений

&34.

??1-7(у)

43.

(6)

Металлургия.

изучение нового материала

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Цветная металлургия. И1

http://fcior.edu.ru/card/12557/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-cvetnaya-metallurgiya-i1.html

&35.

??2-8(у)

44.

(7)

Машиностроение – ключевая отрасль экономики.

актуализация знаний и умений

&36.

??2-8(у); ?9(п)

45.

(8)

Машиностроение.

практикум

Пр.р. №11. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Машиностроение. И1

http://fcior.edu.ru/card/5085/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-i1.html

&36.

46.

(9)

Химическая промышленность.

изучение нового материала

&37.

??1-4(у)

47.

(10)

Лесопромышленный комплекс.

изучение нового материала

&37.

?76-7(у);

?10(п)

48.

(11)

Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство.

актуализация знаний и умений

&38.

?? 1-7(у)

49.

(12)

Особенности животноводства России.

актуализация знаний и умений

&39.

??1-6(у)

50.

(13)

АПК. Пищевая и легкая промышленность.

изучение нового материала

&40.

АПК своего района- стр. 192

51.

(14)

Транспорт – «кровеносная система страны».

актуализация знаний и умений

Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги. География сухопутного транспорта. И1

http://fcior.edu.ru/card/11994/tretichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-proizvodyashie-raznoobraznye-uslugi-geografiya-suhoputnogo-trans.html

&41-42.

?11 стр. 201 (проект)

52.

(15)

Состав и значение сферы услуг.

изучение нового материала

&43.

&44(п)

53.

(16)

Обобщение темы: «Хозяйство».

повторение и обобщение

&30-44

54.

(17)

Проверочная работа по теме: «Хозяйство».

контроль

Стр.208. ?1

55.

(1)

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.

Зональность в природе и жизни людей.

изучение нового материала

&45.

??2-6(у)

56.

(2)

Северные безлесные зоны.

изучение нового материала

&46.

??2-6(у)

57.

(3)

Лесные зоны.

практикум

описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности человека в лесной зоне

&47.

?8(п)

58.

(4)

Степи и лесостепи.

актуализация знаний и умений

&48.

??2-9(у)

59.

(5)

Южные безлесные зоны.

актуализация знаний и умений

&49.

60.

(6)

Субтропики.

практикум

Пр.р. №12. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт».

&50.

?9(п)

61.

(7)

Проверочная работа по теме: «Природно-хозяйственные зоны».

контроль

62.

(1)

Тема 6. Наше наследие.

Территориальная организация общества.

изучение нового материала

&51.

??1-7(у)

63.

(2)

Природно-территориальные и социально-экономические комплексы.

актуализация знаний и умений

&52

64.

(3)

Природное и культурное наследие России.

практикум

Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг».

&53.

?10(п)

65.

(4)

Стратегия развития России и своего региона в 21 веке.

актуализация знаний и умений

66.

(1)

 Тема 7. Обобщающее повторение. Повторение темы: «Россия в мире».

повторение и обобщение

67.

(2)

Повторение тем: «Население России» и «Природа России».

повторение и обобщение

68.

(3)

Повторение тем: «Особенности хозяйства России» и «Природно-хозяйственные зоны».

повторение и обобщение

Ресурсное обеспечение:

             - Учебно-методическое:

  1.  А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.

  2. География. Мой тренажер. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина;  М.: Просвещение, 2011.

 3. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2010

             Рабочая программа составлена на основе:

авторской программы А.И. Алексеева и др.  География 6-9 классы.  Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

Сборник нормативных документов.  География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») (Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд.. испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. 312с. (образовательный стандарт)

   - Информационное обеспечение:

- Библиотека наглядных электронных пособий. География 6-11 кл. Электронный диск

- Интернет –ресурсы:   http://fcior.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...